Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.09.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

город Минск

12 сентября 2016 года

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза

в составе председательствующего Председателя Суда Федорцова А.А., судьи-докладчика Колоса Д.Г., судей Ажибраимовой А.М., Айриян Э.В., Баишева Ж.Н., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Чайки К.Л.,

при секретаре судебного заседания Долженко Л.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Российской Федерации по спору о соблюдении Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Обстоятельства дела

Российская Федерация (Истец) в лице Министерства юстиции Российской Федерации обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением по спору о соблюдении Республикой Беларусь (Ответчик) Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года (далее – Соглашение от 21 мая 2010 года). В заявлении Истец указал, что в начале 2015 года таможенными органами Республики Беларусь были приняты решения об аресте и реализации бытовой техники, принадлежащей российским хозяйствующим субъектам, перевозившейся автомобильным транспортом с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть Российской Федерации для реализации. Аналогичные решения принимались таможенными органами Республики Беларусь и в конце 2014 года.

По мнению Истца, данная бытовая техника является товаром Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), поскольку производится (собирается) в Калининградской области – регионе Российской Федерации. Товар был помещен под таможенную процедуру реимпорта на территории Калининградской области и перевозился на остальную часть Российской Федерации транзитом через Литовскую Республику. Ввоз бытовой техники на территорию ЕАЭС осуществлялся через пункты пропуска, расположенные на территории Республики Беларусь, в которых должен был завершаться транзит товара.

Российская Федерация считает, что Республикой Беларусь нарушены положения статьи 125 ТК ТС, статей 11 и 17 Соглашения от 21 мая 2010 года, поскольку таможенными органами Ответчика не признаны решения таможенных органов Истца о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами реимпорта и таможенного транзита, проведена проверка обоснованности их принятия, приняты решения о признании товара иностранным.

Российская Федерация просит Суд установить факт несоблюдения Республикой Беларусь Договора о ЕАЭС, статьи 125 ТК ТС, статей 11 и 17 Соглашения от 21 мая 2010 года.

 

II. Выводы Большой коллегии Суда

В соответствии с подпунктом 1) пункта 39 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Статут Суда), Суд по заявлению государства-члена рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений.

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (далее – Большая коллегия Суда) отмечает, что Суд в соответствии с пунктами 39, 43, 44 Статута Суда и статьей 8 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда), имеет полномочия на рассмотрение заявления о соблюдении государством-членом Договора о ЕАЭС и отдельных положений международных договоров в рамках Союза при наличии следующих основных условий:

1) Суд обладает субъектной (ratione personae) и предметной (ratione materiae) компетенцией по спору;

2) соблюден установленный досудебный порядок урегулирования вопроса;

3) соблюдены положения статьи 8 Регламента Суда, устанавливающей требования к заявлению государства-члена о разрешении спора.

Согласно пункту 41 Договора о ЕАЭС вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором о ЕАЭС, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.

Заявление поступило от Российской Федерации, являющейся государством – членом Союза.

В соответствии с пунктом 49 Статута Суда обращение в Суд от имени государства-члена с заявлением о рассмотрении спора осуществляется уполномоченными органами и организациями государства-члена, перечень которых определяется каждым государством-членом и направляется в Суд по дипломатическим каналам.

От имени Российской Федерации заявление подано Министерством юстиции Российской Федерации, которое является органом, уполномоченным на обращение в Суд с заявлением о рассмотрении спора в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2015 года № 252 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на обращение в Суд Евразийского экономического союза». Заявление о рассмотрении спора подписано руководителем уполномоченного органа – Министром юстиции Российской Федерации.

В заявлении в качестве предмета спора обозначено соблюдение Республикой Беларусь в лице ее таможенных органов Договора о ЕАЭС и отдельных положений международных договоров в рамках Союза. Республика Беларусь является государством – членом Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТК ТС система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность определяются законодательством государств – членов Таможенного союза. Согласно пункту 2 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 года № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) возглавляет единую систему таможенных органов, которую образуют ГТК, таможни и государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь. Согласно подпункту 8.7 названного Указа одной из основных задач ГТК является обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

Таким образом, Большая коллегия Суда приходит к выводу о наличии у Суда субъектной компетенции рассматривать данный спор.

Большая коллегия Суда отмечает, что к предметной компетенции Суда относится рассмотрение споров о соблюдении государством-членом Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений.

Истец просит Суд установить факт несоблюдения Республикой Беларусь Договора о ЕАЭС, статьи 125 ТК ТС, статей 11 и 17 Соглашения от 21 мая 2010 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора о ЕАЭС до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора о ЕАЭС в право Союза.

ТК ТС является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, вступившему в силу для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 6 июля 2010 года в соответствии с пунктом 2 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48. Республика Армения и Кыргызская Республика присоединились к нему соответственно 10 октября 2014 года и 23 декабря 2014 года (пункт 5 приложения № 1 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункт 5 приложения к Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Соглашение от 21 мая 2010 года вступило в силу 17 февраля 2011 года. Оно не было включено в перечень международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и прекращающих свое действие в связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС (приложение № 33 к Договору о ЕАЭС). Республика Армения и Кыргызская Республика присоединились к нему соответственно 10 октября 2014 года и 23 декабря 2014 года (пункт 6 приложения № 1 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункт 6 приложения к Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и Соглашение от 21 мая 2010 года вступили в силу для присоединившихся государств – членов Союза с даты вступления для них в силу Договора о ЕАЭС: для Республики Армения – 2 января 2015 года, для Кыргызской Республики – 12 августа 2015 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Договора о ЕАЭС международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза. Соответственно, Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и Соглашение от 21 мая 2010 года представляют собой действующие международные договоры в рамках Союза.

В связи с этим Большая коллегия Суда приходит к выводу, что разрешение спора о соблюдении государством-членом Договора о ЕАЭС, статьи 125 ТК ТС, статей 11 и 17 Соглашения от 21 мая 2010 года входит в предметную компетенцию Суда.

Согласно пункту 43 Статута Суда спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к государству-члену для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором о ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 44 Статута Суда, если государство-член в течение 3 месяцев со дня поступления к нему обращения заявителя не приняло мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд.

В рамках досудебного урегулирования спора Российская Федерация 1 июня 2015 года направила Республике Беларусь ноту с предложением об урегулировании сложившейся ситуации в досудебном порядке. За период с августа 2015 года проведено 12 раундов двухсторонних консультаций, в ходе которых спор урегулировать не удалось. Итогом переговорного процесса является таблица разногласий сторон по вопросу применения положений ТК ТС и Соглашения от 21 мая 2010 года при перевозке бытовой техники с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Таможенного союза через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Таким образом, по мнению Большой коллегии Суда, досудебный порядок урегулирования данного вопроса на дату обращения Российской Федерации в Суд соблюден.

Согласно пункту 52 Статута Суда порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде определяется Регламентом Суда.

Требования, предъявляемые к содержанию заявления государства-члена о разрешении спора, и перечень прилагаемых к заявлению документов содержатся в статье 8 Регламента Суда.

Большая коллегия Суда приходит к выводу, что заявление Российской Федерации о разрешении спора соответствует требованиям статьи 8 Регламента Суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 71 Статута Суда Евразийского экономического союза, пунктом 1 статьи 33, статьями 34, 84 Регламента Суда Евразийского экономического союза, Большая коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Принять к производству заявление Российской Федерации по спору о соблюдении Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза.

Судебное заседание по рассмотрению настоящего дела назначить на 15 ноября 2016 года на 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.

Копию настоящего постановления направить сторонам.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

А.А.Федорцов

Судьи:

А.М.Ажибраимова

 

Э.В.Айриян

 

Ж.Н.Баишев

 

Д.Г.Колос

 

Т.Н.Нешатаева

 

В.Х.Сейтимова

 

Г.А.Скрипкина

 

А.Э.Туманян

 

К.Л.Чайка

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.