![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 октября 2024 г. № 6
О судебной практике рассмотрения дел, связанных с правом граждан на трудовую пенсию
Обсудив результаты обобщения судебной практики рассмотрения дел, связанных с правом граждан на трудовую пенсию, в целях правильного и единообразного применения законодательства о пенсионном обеспечении Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47).
Правильное и своевременное рассмотрение дел, связанных с правом граждан на трудовую пенсию, является важным средством восстановления и защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства, содействует укреплению законности в сфере пенсионного обеспечения.
2. При рассмотрении дел, связанных с правом граждан на трудовую пенсию, судам надлежит руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», от 17 апреля 1992 г. № 1597-XII «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», от 6 января 1999 г. № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, а также иными актами законодательства.
Следует иметь в виду, что пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется на основании либо с учетом нормативных правовых актов, предусматривающих специальные условия, нормы и порядок назначения и перерасчета пенсий. К таким нормативным правовым актам относятся, в частности, законы Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе».
Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», применяются правила, установленные международным договором.
3. Судам иметь в виду, что назначение и перерасчет трудовых пенсий производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. К ним относятся управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах.
По требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, работодателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение) вопрос о назначении или перерасчете пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Полномочия комиссии и порядок ее работы определяются Положением о Комиссии по назначению пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1288.
Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», может быть принято только комиссией по назначению пенсий.
4. Обратить внимание судов, что жалоба на решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или комиссии по назначению пенсий может быть подана в суд после обжалования решения в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите.
Разрешение жалобы осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений. Суд рассматривает жалобу с участием заявителя (лица, обратившегося с жалобой) и представителя органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо комиссии по назначению пенсий, решение которых обжалуется.
5. Разъяснить судам, что гражданин вправе обратиться за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Днем обращения за пенсией является день приема заявления гражданина (представления работодателя) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе когда такое заявление было подано работающим гражданином через работодателя по месту работы.
В случае направления заявления (представления) с документами посредством почтовой связи днем обращения за пенсией считается дата, указанная на календарном штемпеле места их отправления.
Перечень документов, необходимых для назначения пенсий, установлен приложением 2 к Инструкции о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35.
6. Судам иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» статьи 4 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» назначаются трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Для возникновения права на трудовую пенсию необходимо наличие предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении условий относительно возраста гражданина, продолжительности стажа работы, стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (страхового стажа), специального стажа и других обстоятельств, определяющих право на пенсию.
Следует учитывать, что Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлены льготные условия по возрасту и стажу для назначения трудовых пенсий за работу с особыми условиями труда (статьи 12, 13, 15), в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности (статьи 47–49, 492), а также определенным категориям граждан (статьи 17–221).
7. Разъяснить судам, что наличие либо отсутствие условий для назначения трудовых пенсий устанавливается органами, осуществляющими назначение и перерасчет пенсий (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или комиссией по назначению пенсий), при принятии решений о назначении пенсий либо об отказе в их назначении. Проверка правильности установления этих условий осуществляется судами при разрешении по существу жалоб на такие решения.
В случае, когда установление фактов, имеющих юридическое значение для назначения пенсий, не относится к компетенции указанных органов, такие факты могут быть установлены судом в порядке особого производства, в том числе и до обращения гражданина за назначением пенсии. К их числу относятся, например, факт получения заработной платы за конкретный период в определенном размере, факт родственных отношений.
8. Судам иметь в виду, что в силу части первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» периоды работы и иной деятельности, протекавшие с 1 июля 1998 г., засчитываются в стаж работы для назначения трудовой пенсии только при условии уплаты в течение этих периодов обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).
Если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы за календарный год (либо менее календарного года в случаях, предусмотренных частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), оказался ниже установленной законодательством минимальной заработной платы, эти периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) гражданина на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.
9. Обратить внимание судов, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения трудовых пенсий по возрасту или за выслугу лет, предусмотрена частью первой статьи 5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Для возникновения права на трудовые пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа законом не установлена. Однако инвалид либо кормилец должен относиться к числу застрахованных лиц в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
В случаях, когда инвалид или кормилец не относился к застрахованным лицам, право на трудовую пенсию не возникает, но может быть назначена социальная пенсия (статья 72 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
10. Судам следует учитывать, что периоды, указанные в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», протекавшие после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения ему пенсии по возрасту либо пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы лишь при условии, что за эти периоды пенсионер не получал государственную пенсию.
Получение гражданином дополнительной накопительной пенсии на основании договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» на исчисление стажа работы не влияет, так как такая пенсия к государственной не относится.
11. Обратить внимание судов, что для назначения трудовых пенсий в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» требуется наличие специального стажа работы.
Под специальным стажем в таких случаях следует понимать продолжительность работы с особыми условиями труда и занятости определенными видами профессиональной деятельности, дающих право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет до 1 января 2009 г. (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»).
Условием включения в специальный стаж периодов работы с особыми условиями труда и занятости отдельными видами профессиональной деятельности является непосредственная занятость работника этой работой или видами деятельности в течение полного рабочего дня.
Продолжительность работы, в течение которой работник может считаться занятым полный рабочий день, устанавливается актами законодательства в зависимости от специфики выполняемой работы или осуществляемой профессиональной деятельности (например, часть вторая пункта 23 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253).
12. При разрешении жалоб, связанных с определением стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет, судам следует учитывать, что специальный стаж исчисляется только за периоды работы до 1 января 2009 г.
С 1 января 2009 г. лица, занятые выполнением работы с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, подлежат профессиональному пенсионному страхованию. Периоды работы, в течение которых уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование, включаются в профессиональный стаж работника.
В случае неуплаты таких взносов периоды работы в профессиональный стаж не засчитываются, но могут быть включены в стаж работы для назначения трудовой пенсии.
13. Обратить внимание судов, что работникам, за которых уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование, может быть назначена трудовая пенсия в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», если до 1 января 2009 г. они выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда и занятости отдельными видами профессиональной деятельности, требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Лица, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины полного стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, могут реализовать право на профессиональную пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
14. Судам необходимо иметь в виду, что для исчисления специального стажа работы при назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» части первой статьи 12 и статьей 13 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» применяются соответствующие списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь.
В зависимости от периода, в котором выполнялась работа с особыми условиями труда, применяются Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173; Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.
15. Обратить внимание судов, что периоды работы с 1 января по 31 декабря 1992 г. согласно Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; с 1 января 1993 г. согласно Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, могут быть включены в специальный стаж работы лишь при подтверждении особых условий труда результатами проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация).
В соответствии с абзацем восьмым части второй статьи 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» обязанность по обеспечению проведения аттестации возложена на нанимателя. Порядок ее проведения установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253.
В случаях, когда по вине нанимателя аттестация не проведена, периоды работы могут быть засчитаны в специальный стаж с учетом подготовленного органами государственной экспертизы условий труда заключения о фактической занятости работника в условиях, предусмотренных указанными в части первой настоящего пункта списками. При отсутствии заключения неаттестованные периоды работы в специальный стаж не включаются.
16. Судам следует учитывать, что в силу частей второй и четвертой статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» государственная экспертиза условий труда проводится должностными лицами управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты, управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее – должностные лица органов государственной экспертизы условий труда), которые подготавливают заключения по результатам проведенных экспертиз.
Заключения должностных лиц органов государственной экспертизы условий труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности. Заключение Главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда может быть обжаловано в суд.
17. Рассматривая требования, связанные с подтверждением стажа работы и размера заработка, судам следует учитывать, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» с 1 января 2003 г. в отношении каждого застрахованного лица Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) открывается индивидуальный лицевой счет, содержащий сведения, необходимые для назначения и перерасчета пенсии.
Периоды работы и иной деятельности, а также размер заработка для целей пенсионного обеспечения с 1 января 2003 г. могут быть подтверждены на основании сведений индивидуального лицевого счета. При несогласии с содержанием внесенных в индивидуальный лицевой счет сведений застрахованное лицо вправе требовать от работодателя их уточнения и (или) дополнения, а в случае отказа – обратиться в органы Фонда и (или) с соответствующим иском в суд.
18. При разрешении жалоб, связанных с отказом во включении в стаж периодов работы до 1 января 2003 г., суды вправе использовать письменные доказательства и иные средства доказывания. К ним могут быть отнесены, в частности, документы, выданные работодателями или их правопреемниками, архивными и иными органами, располагающими сведениями о работе заявителя (приказы работодателя, трудовые договоры, лицевые счета и другие), сведения об уплате обязательных страховых взносов в бюджет фонда, показания свидетелей.
Свидетельские показания подлежат оценке в совокупности с иными представленными доказательствами с точки зрения достоверности и достаточности для разрешения дела.
19. В случае вынесения судом решения о признании жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии обоснованной в мотивировочной части решения указывается, какие конкретно требования законодательства о пенсионном обеспечении нарушены, какие установленные судом факты и иные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения жалобы.
Резолютивная часть решения должна содержать указание на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения (например, о возложении на орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий, обязанности рассмотреть вопрос о назначении или перерасчете пенсии с учетом установленных судом фактов).
20. Судам иметь в виду, что на работодателей возложена обязанность по своевременному оформлению документов о стаже работы, заработке, результатах аттестации, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, и своевременному представлению их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. При несвоевременном или неполном оформлении таких документов, а также представлении документов, содержащих недостоверные сведения, работодатели несут материальную ответственность за причиненный пенсионеру ущерб (части первая и вторая статьи 76 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
При решении вопроса о наличии ущерба судам необходимо выяснять, подтверждено ли право пенсионера на пенсию в установленном порядке, явился ли причиненный пенсионеру ущерб в виде неполученной пенсии следствием виновных действий работодателя. Вина работодателя может состоять, в частности, в необеспечении сохранности документов о заработке и стаже гражданина, во внесении в трудовую книжку работника неправильных или неполных сведений о работе, в нарушении работодателем предусмотренного законодательством срока оформления документов для назначения пенсии, в непредставлении в установленном порядке достоверных данных в органы Фонда для включения в индивидуальный лицевой счет гражданина.
21. В силу статьи 90 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» пенсионер имеет право на выплату начисленных сумм пенсии за прошлое время.
При этом суммы пенсии, которые не были своевременно востребованы самим пенсионером, могут быть взысканы судом не более чем за три года перед обращением за получением пенсии.
В случаях, когда суммы пенсии не были выплачены по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, они взыскиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Следует учитывать, что не востребованные либо не выплаченные своевременно суммы пенсии подлежат взысканию с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
22. Разъяснить судам, что излишне выплаченные суммы пенсии могут быть взысканы с пенсионера при наличии недобросовестности с его стороны (например, представление документов с заведомо недостоверными сведениями). Взыскание таких сумм производится судом по иску органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в соответствии с положениями статьи 971 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Неосновательно полученные суммы пенсии взыскиваются за весь период их выплаты, если иск был предъявлен в пределах срока исковой давности, установленного статьей 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
23. При выявлении допущенных работодателями либо органами, осуществляющими назначение и перерасчет пенсий, нарушений законности, установлении иных недостатков в их деятельности судам необходимо реагировать путем вынесения частных определений.
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам обобщать и анализировать судебную практику применения законодательства о пенсионном обеспечении, своевременно устранять судебные ошибки, принимать меры по их предупреждению.
24. Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 «Об изменении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь» изложить в следующей редакции:
«2. Разъяснить судам, что постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 декабря 1993 г. № 12 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)» применяется в части, не противоречащей законодательству.».
25. Признать утратившими силу:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства»;
пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь»;
пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 6 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь».
Председатель Верховного Суда |
В.О.Сукало |
|
|
Секретарь Пленума, |
И.В.Тылец |