![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 марта 2024 г. № 1
О выполнении судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11 и от 22 декабря 2016 г. № 9
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что последовательное осуществление комплекса мероприятий судебно-правовой реформы позволило в целом сформировать эффективную национальную модель правосудия, отвечающую запросам общества и вызовам времени, определить основные направления развития системы судов общей юрисдикции (далее – суды).
Получило дальнейшее совершенствование и законодательство, направленное на повышение эффективности механизма судебной власти. Принятые изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь в 2022 году, изменения Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в 2023 году закрепили современное построение судебной системы, статус Верховного Суда Республики Беларусь как высшего судебного органа, возглавляющего систему судов.
Значительное обновление законодательной базы, регулирующей осуществление правосудия, существенное продвижение в развитии материально-технической базы судов, активное внедрение в их деятельность информационных технологий способствовали модернизации судоустройства и судопроизводства; правильному и единообразному применению законодательства; обеспечению доступа к правосудию, его открытости и прозрачности, социальной направленности; оптимизации судебной нагрузки; совершенствованию судебного администрирования.
Как показывает судебная практика, судами в целом соблюдаются положения законодательства о гласности судебного разбирательства, обеспечивается своевременное распространение достоверной информации о работе судов, принимаются меры по повышению уровня организации и культуры судебной деятельности, выполняются задачи, определенные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Большинством судей, работников аппаратов судов соблюдаются положения общей и служебной этики.
Вместе с тем в работе судов имеются недостатки, отрицательно влияющие на качество и эффективность осуществления правосудия, его открытость и доступность, авторитет судебной власти и уровень доверия к ней. При этом разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11 «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов», от 22 декабря 2016 г. № 9 «Об обеспечении права на судебную защиту и культуре судебной деятельности», выполняются судами не в полной мере.
В целях повышения эффективности и улучшения качества работы системы судов, выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», реализации Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение судами положений законодательства о гласности судебного разбирательства, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений, доступа к информации о работе судов, поддержание высокого уровня организации и культуры судебной деятельности являются важными средствами реализации принципов, закрепленных в статьях 34, 60 и 114 Конституции Республики Беларусь.
2. Внести изменения в следующие постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь:
2.1. в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11 «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов»:
часть первую преамбулы после слов «осуществления правосудия,» дополнить словами «его доступности,»;
часть первую пункта 1 после слов «(далее – ГПК),» дополнить словами «статья 21 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК),»;
часть первую пункта 4 изложить в следующей редакции:
«4. Судам необходимо в полной мере использовать возможности рассмотрения наиболее актуальных и социально значимых дел в выездных судебных заседаниях в трудовых коллективах, по месту жительства граждан и т.д.»;
в пункте 5:
в части первой слова «исходя из положений части четвертой статьи 271 ГПК и части 6 статьи 287 УПК» заменить словами «, исходя из положений части четвертой статьи 271 ГПК, части пятой статьи 176 ХПК, части 6 статьи 287 УПК, части 6 статьи 6.12 ПИКоАП,»;
часть третью изложить в следующей редакции:
«В то же время фотосъемка, киносъемка, видеозапись, трансляция различными способами и средствами (далее – трансляция) хода открытого судебного разбирательства могут осуществляться с разрешения суда и с учетом мнения юридически заинтересованных в исходе дела лиц (часть четвертая статьи 271 ГПК), лиц, участвующих в деле (часть шестая статьи 176 ХПК), с согласия сторон (часть 6 статьи 287 УПК) или лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 6.12 ПИКоАП).»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Участники процесса, желающие осуществлять фотосъемку, киносъемку, видеозапись, а также трансляцию хода открытого судебного разбирательства, заявляют ходатайство, а лица, не являющиеся участниками судебного процесса, журналисты средств массовой информации обращаются к суду с соответствующей просьбой (заявлением).
Наличие такого ходатайства (просьбы), а также мнение сторон, юридически заинтересованных в исходе дела лиц, лиц, участвующих в деле, или лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, отражаются в кратком протоколе, протоколе судебного заседания.
При отсутствии у сторон, юридически заинтересованных в исходе дела лиц, лиц, участвующих в деле, или лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, возражений против осуществления фотосъемки, киносъемки, видеозаписи, а также трансляции хода открытого судебного разбирательства суду при разрешении этого вопроса следует учитывать, что такие действия возможны, если они не приведут к нарушению прав и законных интересов участников судебного процесса на неприкосновенность частной и семейной жизни, в том числе на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера; на защиту чести и достоинства.
В случаях нарушения порядка в судебном заседании лицом, производящим фотосъемку, киносъемку, видеозапись, а также трансляцию хода открытого судебного разбирательства, либо когда указанные действия мешают нормальному ходу судебного разбирательства, председательствующий (суд) вправе ограничить их осуществление по времени.»;
часть первую пункта 8 дополнить предложением следующего содержания: «При этом суд предупреждает лиц, участвующих в закрытом судебном заседании, об ответственности за разглашение таких сведений, о чем у них берется подписка.»;
дополнить постановление пунктом 81 следующего содержания:
«81. При рассмотрении экономических дел следует учитывать, что согласно части второй статьи 21 ХПК разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается, если открытое разбирательство может привести к разглашению сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, в том числе при удовлетворении судом, рассматривающим экономические дела, ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость неразглашения таких сведений либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
К иным обстоятельствам, препятствующим открытому разбирательству дела, в частности, может быть отнесена необходимость защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (статья 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации)).
При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании могут присутствовать лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики (часть третья статьи 21 ХПК).
Лица, участвующие в закрытом судебном заседании, предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, о чем у них берется подписка (абзац десятый части второй статьи 176 ХПК).»;
в части первой пункта 11 слова «их исследование производится» заменить словами «их оглашение и исследование производятся»;
пункт 12 после части первой дополнить частью следующего содержания:
«По экономическим делам резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично (часть шестая статьи 21 ХПК).»;
в части первой пункта 13 слова «Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации)» заменить словами «Закона об информации»;
в части первой пункта 14 слова «распространение или» заменить словами «распространение и (или)»;
пункт 17 после слова «судам» дополнить словами «, экономическим судам областей (города Минска)»;
2.2. в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2016 г. № 9 «Об обеспечении права на судебную защиту и культуре судебной деятельности»:
в преамбуле:
часть первую после слова «судами» дополнить словами «общей юрисдикции (далее – суды)»;
из части третьей слова «общей юрисдикции» исключить;
в пункте 1 слова «задач, определенных судам общей юрисдикции Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» заменить словами «судами задач, определенных Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – КоСиСС)»;
в пункте 4:
в части первой слова «Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» заменить словом «КоСиСС»;
часть вторую после слов «Республики Беларусь» дополнить словами «, в том числе в версии для инвалидов по зрению»;
в части третьей слово «прокурорами» заменить словами «прокурорскими работниками (прокурорами)»;
в пункте 5:
часть первую изложить в следующей редакции:
«5. Судьям строго соблюдать правила поведения, изложенные в Кодексе чести судьи Республики Беларусь и Общих требованиях служебной этики государственных гражданских служащих (приложение к Закону Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе»), как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебных отношениях, следовать общепринятым нормам морали и не допускать действий, наносящих ущерб авторитету судебной власти.»;
в части третьей слово «должностных» заменить словом «служебных»;
в пункте 11:
часть первую изложить в следующей редакции:
«11. Процессуальным законодательством на суд возложена обязанность своевременно известить участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания. У лиц, участвующих в деле, их представителей следует выяснять способы и средства связи, с помощью которых может осуществляться их извещение и вызов в суд. Использовать в этих целях СМС-сообщения, телефонограммы, телеграммы, факсимильную связь, возможности глобальной компьютерной сети Интернет, иные средства связи и способы доставки, обеспечивающие фиксирование извещения или вызова.»;
в части второй слово «видео-конференц-связи» заменить словом «видеоконференцсвязи»;
часть четвертую пункта 13 дополнить словами «, в том числе жестового языка»;
часть третью пункта 15 изложить в следующей редакции:
«Судьи не вправе разглашать персональные данные, информацию, затрагивающую частную жизнь, честь и достоинство граждан, полученные при исполнении служебных обязанностей.»;
в пункте 19 слово «обеспечить» заменить словом «обеспечивать»;
в пункте 20:
в части первой слова «Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» заменить словом «КоСиСС»;
часть вторую дополнить предложением следующего содержания: «Принимать меры по исключению случаев необоснованного вызова граждан, представителей юридических лиц в суды, а также нахождения указанных лиц в судах сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий.».
Председатель |
В.О.Сукало |
|
|
Секретарь Пленума, |
И.В.Тылец |