Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 апреля 2021 г. № Р-1260/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 7 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях укрепления правовых и организационных основ селекционной и семеноводческой деятельности, обеспечения отечественных производителей высококачественными семенами сельскохозяйственных растений, а также дальнейшего совершенствования торговых отношений в области селекции и семеноводства с учетом приведения его норм в соответствие с положениями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, иных международно-правовых обязательств Республики Беларусь и выполнения Целей устойчивого развития, содержащихся в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь является социальным государством (часть первая статьи 1); государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, обеспечение прав, в том числе социальных, являющихся для него высшей целью (часть вторая статьи 2, часть первая статьи 21);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8);
государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом определяется, что отношения в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений регулируются этим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом, то применяются правила международного договора (части первая и четвертая статьи 3).
Согласно статье 18 Закона ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь семян сельскохозяйственных растений регулируются международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, а также законодательством о таможенном регулировании, о внешнеэкономической деятельности. В соответствии с абзацем третьим части четвертой статьи 16 Закона при реализации семян сельскохозяйственных растений, ввезенных в Республику Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС, сведения о сортовых и посевных качествах этих семян подтверждаются документами, выданными государством – членом ЕАЭС, по перечню, утверждаемому Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК).
Статьей 3 Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза от 7 ноября 2017 года (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 11 мая 2018 г.) предусмотрено, что государства – члены ЕАЭС признают документы, содержащие сведения о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян сельскохозяйственных растений, выданные другими государствами – членами ЕАЭС, по перечню, утверждаемому ЕЭК на основании предложений государств – членов ЕАЭС (пункт 2). В статье 95 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года закреплено, что ЕЭК для реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики осуществляет координацию разработки и реализации унифицированных требований в сфере испытания сортов и семеноводства сельскохозяйственных растений, а также взаимного признания государствами-членами документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян (подпункт 13 пункта 7 статьи 95).
Решением Коллегии ЕЭК от 31 января 2018 года № 18 утвержден Перечень документов, содержащих сведения о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян сельскохозяйственных растений, взаимно признаваемых государствами – членами ЕАЭС при обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС.
В соответствии с частью второй статьи 17 Закона при обработке семян сельскохозяйственных растений химическими или биологическими препаратами их хранение, реализация, транспортировка на территории ЕАЭС осуществляются в упакованном виде с указанием в сопроводительных документах на эти семена и на их маркировке (этикетке) сведений о наименовании химического или биологического препарата. В пункте 1 статьи 3 указанного Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС установлено, что в случае, если семена сельскохозяйственных растений обработаны химическими или биологическими препаратами, их обращение в рамках ЕАЭС осуществляется в упакованном виде при наличии также информации (если это предусмотрено законодательством государства – члена ЕАЭС) о наименовании химического или биологического препарата, указываемой в сопроводительных документах на эти семена и на их маркировке (этикетке).
Согласно абзацу второму части четвертой статьи 16 Закона при реализации семян сельскохозяйственных растений, произведенных в Республике Беларусь, а также ввезенных в Республику Беларусь с территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, сведения о сортовых и посевных качествах этих семян подтверждаются документами, выданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Свидетельство на семена сельскохозяйственных растений является документом, подтверждающим сортовые и посевные качества реализуемых семян сельскохозяйственных растений, в том числе семян сельскохозяйственных растений, ввезенных в Республику Беларусь, выдаваемым при реализации семян сельскохозяйственных растений приобретателю (часть первая статьи 24 Закона).
Приведенные выше положения Закона предусматривают выполнение Республикой Беларусь международных обязательств, вытекающих из полноправного членства в ЕАЭС, и согласуются с международно-правовым регулированием, принятым в рамках этой международной организации.
При оценке конституционности указанных положений Закона Конституционный Суд учитывает правовую позицию, изложенную им в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018, суть которой заключается в том, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
Конституционный Суд считает, что нормы Закона, определяющие круг источников правового регулирования отношений в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, соотношение Закона и международных договоров Республики Беларусь, соответствуют положениям Конституции, согласно которым государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть вторая статьи 7); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8), а также отвечают общепризнанному принципу международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленному в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров, предусматривающему, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
3. Статьей 7 Закона устанавливается система развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, представляющая собой совокупность взаимодействующих между собой государственных органов и иных государственных организаций, осуществляющих государственное регулирование в области селекции и семеноводства оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся селекцией и (или) семеноводством сельскохозяйственных растений, являющихся производителями оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений. В данную систему входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия, являющееся координатором этой системы; Национальная академия наук Беларуси, научные организации, учреждения высшего образования; местные исполнительные и распорядительные органы; государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальные организации; государственное учреждение «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений» и его территориальные организации – государственные сортоиспытательные станции; республиканское объединение «Белсемена»; юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся селекцией и (или) семеноводством сельскохозяйственных растений, являющиеся производителями оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, сведения о которых включены в государственный реестр производителей семян сельскохозяйственных растений.
Для обеспечения целей системы развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, определенных частью второй статьи 7 Закона, положениями Закона уточняются полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия (статья 10 и др.), местных исполнительных и распорядительных органов (часть вторая статьи 11), государственных учреждений «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений», а также Национальной академии наук Беларуси в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений (статья 12).
Конституционный Суд считает, что нормы Закона, предусматривающие создание в Республике Беларусь эффективной системы развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, субъекты которой на основе предоставляемых дополнительных функций и полномочий осуществляют единое государственное регулирование в области селекции и семеноводства оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений для обеспечения контроля, надлежащей ответственности производителей и селекционеров за создание высококачественных семян сельскохозяйственных растений высокопродуктивных сортов, текущего и перспективного планирования объемов их производства и реализации, соответствуют положениям статьи 13 Конституции, способствуют развитию предпринимательской и иной экономической деятельности, а также укреплению продовольственной безопасности страны.
4. В части первой статьи 21 Закона определяется, что сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для производства, реализации, использования, должны соответствовать требованиям, установленным Министерством сельского хозяйства и продовольствия, и подтверждаться документами, указанными в частях первой–четвертой статьи 16 этого Закона, если иное не предусмотрено частью второй данной статьи. Указанные требования уточняются путем дополнения перечня таких документов. В частности, закрепляется положение о подтверждении сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений, ввезенных в Республику Беларусь, при их использовании документами, выданными в стране происхождения этих семян (часть третья статьи 16).
Статьей 13 Закона регулируются общественные отношения, связанные с государственным реестром производителей семян сельскохозяйственных растений.
Так, определяется, что получение производителями семян сельскохозяйственных растений права на осуществление производства, доработки, хранения, реализации, транспортировки, использование оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений непосредственно зависит от включения сведений о них в государственный реестр производителей семян сельскохозяйственных растений, который согласно абзацу третьему статьи 1 Закона представляет собой перечень сведений о производителях оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений. Устанавливается, что включение в государственный реестр производителей семян сельскохозяйственных растений сведений о производителях оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений осуществляется по результатам их аттестации, предусматривающей обследование материально-технических объектов производителей оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений на наличие у них условий, позволяющих обеспечить производство, доработку, хранение, реализацию, транспортировку таких семян с наилучшими сортовыми и посевными качествами. Сведения, содержащиеся в государственном реестре производителей семян сельскохозяйственных растений, размещаются на официальном сайте государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в глобальной компьютерной сети Интернет.
В статье 13 Закона закрепляется также положение, согласно которому производители семян сельскохозяйственных растений, сведения о которых не включены в государственный реестр производителей семян сельскохозяйственных растений, вправе заниматься семеноводством сельскохозяйственных растений только репродукционных семян сельскохозяйственных растений либо элитных семян сельскохозяйственных растений только для собственных нужд без права последующей их реализации. Предусматривается, что аттестация производителей оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений проводится государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальными организациями совместно с государственными органами и иными государственными организациями, указанными в абзацах втором–четвертом, шестом и седьмом части третьей статьи 7 Закона, на основании заявления и за счет средств заинтересованного лица.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование общественных отношений, связанных с введением аттестации производителей оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений и включением сведений о них в государственный реестр производителей семян сельскохозяйственных растений, способствует развитию производства и реализации семян высокого качества, созданию современной информационной базы производителей оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, обеспечению высокопродуктивными сортами семян сельскохозяйственных организаций, защите прав и интересов потребителей семян, соответствующих участников гражданского оборота, гарантированию всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что соответствует части четвертой статьи 13 Конституции.
При этом Конституционный Суд, подтверждая ранее выраженные правовые позиции (решения от 8 июня 2018 г. № Р-1126/2018, от 27 декабря 2018 г. № Р-1162/2018 и от 10 июля 2019 г. № Р-1188/2019), обращает внимание правоприменителя на необходимость при создании и функционировании информационной базы производителей оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений осуществлять сбор, обработку и предоставление данных о субъектах в области семеноводства (юридических лицах и индивидуальных предпринимателях) с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено; сбор, обработка, использование и хранение персональных данных о таких субъектах должны осуществляться только для правомерного исполнения функций органами, использующими такие данные, быть необходимыми для достижения целей их сбора и обработки.
5. Финансирование селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, государственного испытания сортов сельскохозяйственных растений осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, в том числе в рамках реализации государственных программ, включающих подпрограммы в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, а также за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, и иных источников, не запрещенных законодательством (часть первая статьи 27 Закона).
Для обеспечения проведения сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных растений, высокотехнологических мероприятий по испытанию и охране сортов растений, расширения площадей элитных семян предусматривается направление средств республиканского и местных бюджетов на удешевление семян сельскохозяйственных растений и приобретение сельскохозяйственной селекционно-семеноводческой техники и оборудования, в том числе не производимых на территории ЕАЭС (часть вторая статьи 27 Закона). Статьей 19 Закона уточняется обязанность производителей семян сельскохозяйственных растений формировать свои страховые фонды семян сельскохозяйственных растений в объеме не менее двадцати процентов от годовой потребности в этих семенах в целях использования их для посева.
Приведенные положения Закона свидетельствуют о развитии отношений социального партнерства между государством и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), утверждении государством по отношению к гражданскому обществу функции государства-партнера, предполагающей разделение между ними социальной ответственности за обеспечение продовольственной безопасности страны.
В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году» отмечалось, что в современных условиях социальное государство выступает не только как основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности, но и как государство, обеспечивающее социальное партнерство, социальную ответственность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Конституционный Суд считает, что нормы Закона, предусматривающие удешевление семян сельскохозяйственных растений за счет средств республиканского и местных бюджетов, сохранение соответствующих страховых фондов субъектов семеноводства сельскохозяйственных растений, позволяющих в необходимых случаях восстанавливать посевы озимых, государственное финансирование приобретаемых сельскохозяйственных растений современной селекционно-семеноводческой техники и оборудования, соответствуют части первой статьи 1 и части пятой статьи 13 Конституции.
6. В целях повышения эффективности государственного регулирования в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений законодателем определяются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (статьи 8–11 Закона).
Конституционный Суд полагает, что устанавливаемые Законом полномочия государственных органов, расширяющие законодательные основы государственного управления в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, соответствуют нормам статей 84, 107 и 120 Конституции, закрепляющим соответственно компетенцию Главы государства, Правительства, органов местного управления и самоуправления, способствуют повышению ответственности производителей, селекционеров, государственных органов за развитие качественной селекционной и семеноводческой деятельности, снижение зависимости агропромышленного комплекса от импортных семян, обеспечению продовольственной безопасности страны, наиболее полному и эффективному выполнению государством предусмотренной частью пятой статьи 13 Конституции обязанности осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.
7. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
Как указывалось в ряде решений Конституционного Суда, одним из неотъемлемых элементов принципа верховенства права является принцип правовой определенности, предполагающий ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
В статье 1 Закона излагаются основные термины, используемые в данном Законе, и их определения. Конституционный Суд полагает, что применение значительного количества специальных терминов обусловлено характером общественных отношений, регулируемых этим Законом, необходимостью обеспечения ясности и непротиворечивости правового регулирования, придания отдельным терминам («грунтовой контроль сельскохозяйственных растений», «лабораторный сортовой контроль сельскохозяйственных растений») и их определениям единого смысла в рамках ЕАЭС, что соответствует международно-правовым обязательствам Республики Беларусь, согласуется с принципом правовой определенности, который является составляющей конституционного принципа верховенства права.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что положения Закона, имеющие целью формирование основ единого государственного управления в области селекции и семеноводства оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, обеспечение координации, надлежащей ответственности производителей, селекционеров, государственных органов и организаций за создание высококачественных семян сельскохозяйственных растений для отечественных производителей и экспортных поставок, совершенствование правового регулирования селекционной и семеноводческой деятельности, ее укрепление, унификацию международно-правового регулирования отношений в указанной сфере в рамках ЕАЭС и иных международно-правовых обязательств Республики Беларусь, соответствуют положениям частей первой и второй статьи 8, частей второй, четвертой и пятой статьи 13 Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |