Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 декабря 2020 г. № Р-1244/2020

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования деятельности хозяйственных обществ, согласования норм Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах) с положениями иных законодательных актов.

Законом вносятся изменения также в ряд статей Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг».

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:

предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

устанавливающих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);

определяющих, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению, защиту собственности, приобретенной законным способом, включая судебную защиту (части первая и третья статьи 44, часть первая статьи 60).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (пункт 5 статьи 1) из статьи 13 Закона о хозяйственных обществах исключается положение, согласно которому хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Статья 13 Закона о хозяйственных обществах дополняется положением о том, что право на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества может принадлежать иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством, с сохранением действующих норм о том, что право на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества может принадлежать: лицам, которые приобрели право пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора, если иное не установлено законодательными актами; лицам, уполномоченным в соответствии с законодательными актами на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозяйственного общества либо объявления его умершим (часть двенадцатая).

Конституционный Суд отмечает, что исключение ограничения на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе и расширение круга лиц, обладающих правом на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества, создают более благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ. Такое правовое регулирование осуществляется в соответствии с положениями статьи 13 Конституции о гарантировании всем равных возможностей использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и об осуществлении регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества.

3. Законом уточняется порядок проведения реорганизации хозяйственного общества (пункты 7–11 статьи 1). В частности, устанавливаются требования к содержанию договоров о слиянии и присоединении, а также к решениям общих собраний участников хозяйственных обществ по вопросам реорганизации в форме разделения, выделения и преобразования; определяется порядок голосования при принятии решения на общих собраниях участников создаваемых в результате реорганизации в форме выделения и разделения хозяйственных обществ, а также порядок голосования при принятии решения общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении передаточного акта и разделительного баланса; уточняется порядок голосования на совместных общих собраниях участников при проведении реорганизации в форме слияния и присоединения; закрепляются требования к содержанию уведомления о реорганизации хозяйственного общества (статьи 16–23 Закона о хозяйственных обществах).

Конституционный Суд считает, что предусматриваемое Законом правовое регулирование проведения реорганизации хозяйственных обществ обеспечивает правовые условия, необходимые для достижения обществами соглашений по возникшим до их реорганизации обязательствам и для исключения неопределенности в вопросах правопреемства и правовых последствий принятия таких решений, и согласуется с положениями Конституции о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13); о праве каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44).

4. Закон о хозяйственных обществах дополняется положениями, регламентирующими вопросы финансово-экономической деятельности хозяйственных обществ.

Пунктом 14 статьи 1 Закона часть шестая статьи 29 Закона о хозяйственных обществах излагается в новой редакции, согласно которой не допускается освобождение учредителя (участника) хозяйственного общества от обязанности внесения вклада в уставный фонд (оплаты долей, акций) хозяйственного общества; предусматривается возможность зачета денежных требований к хозяйственному обществу при внесении дополнительных вкладов в уставный фонд (оплате акций дополнительного выпуска) в случаях, установленных частью четырнадцатой статьи 76, частью восьмой статьи 105 данного Закона и иными законодательными актами.

Закон о хозяйственных обществах дополняется статьей 291, положениями которой определяется, что в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозяйственного общества его участники вправе безвозмездно вносить в имущество хозяйственного общества вклады, отвечающие требованиям к имуществу, предусмотренным частями первой и второй статьи 29 данного Закона, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам; указанные вклады в имущество хозяйственного общества вносятся на основании договора, заключенного между участником и хозяйственным обществом (пункт 15 статьи 1 Закона).

Вносимым пунктом 16 статьи 1 Закона дополнением в часть первую статьи 31 Закона о хозяйственных обществах предусматривается, что имущество, внесенное участниками хозяйственного общества в виде вкладов в порядке, установленном статьей 291 данного Закона, находится в собственности хозяйственного общества.

Конституционный Суд считает, что законодатель в силу дискреционных полномочий вправе устанавливать правовые механизмы для обеспечения стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота, что соответствует положениям частей второй и четвертой статьи 13 Конституции о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировании всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

5. Положениями Закона уточняется организация деятельности органов хозяйственного общества (пункты 17–36 и другие пункты статьи 1).

5.1. Для урегулирования процедуры внесения участниками хозяйственных обществ предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию (ревизора), а также в исполнительный орган хозяйственного общества в статью 38 Закона о хозяйственных обществах вносится дополнение, предусматривающее право уполномоченных органов хозяйственного общества определять дату окончания приема предложений в повестку дня внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества (пункт 22 статьи 1 Закона).

Вносимыми пунктом 23 статьи 1 Закона в статью 39 Закона о хозяйственных обществах изменениями, закрепляющими требования к информации о проведении общего собрания участников хозяйственного общества, обеспечивается надлежащее и своевременное уведомление участников хозяйственного общества о проводимом общем собрании участников. Наряду с действующими положениями о сроках извещения о принятом решении о проведении общего собрания участников хозяйственного общества новой редакцией частей первой и второй статьи 39 Закона о хозяйственных обществах предусматривается, что если иной срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества, лица, имеющие право на участие в общем собрании, извещаются о проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества – не менее чем за десять дней до даты проведения этого собрания; если повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества включает вопросы об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа, ревизионной комиссии (ревизора), лица, имеющие право на участие в общем собрании, должны быть извещены не менее чем за двадцать дней до даты проведения общего собрания участников хозяйственного общества; если повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества включает вопросы об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, лица, имеющие право на участие в общем собрании, должны быть извещены не менее чем за пятьдесят дней до даты его проведения.

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование предварительного доведения до сведения участников хозяйственного общества указанной информации обеспечивает надлежащую реализацию ими своего права на получение информации о деятельности хозяйственного общества, что способствует осознанному и ответственному участию данных лиц в управлении деятельностью общества в соответствии с установленными требованиями и согласуется с положениями частей второй и четвертой статьи 13 Конституции, а также конституционной нормой о праве граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной информации (часть первая статьи 34 Конституции).

5.2. В Закон о хозяйственных обществах вносятся изменения, уточняющие положения о составе и структуре совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.

Согласно части седьмой статьи 51 Закона о хозяйственных обществах, излагаемой в новой редакции пунктом 33 статьи 1 Закона, в случае выбытия члена совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества из его состава в соответствии с частью пятой данной статьи совет директоров (наблюдательный совет) продолжает осуществлять свои полномочия до избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета), за исключением случаев, установленных частью седьмой статьи 52 данного Закона. При этом предусматривается, что в случаях, когда в соответствии с данным Законом или уставом хозяйственного общества требуется единогласное принятие решения всеми членами совета директоров (наблюдательного совета), такое решение может быть принято только после доизбрания или избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета).

Часть двенадцатая статьи 51 Закона о хозяйственных обществах, определяющая требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета), дополняется нормой, согласно которой не допускается включение в устав или локальный правовой акт хозяйственного общества положений, ограничивающих избрание участника хозяйственного общества, соответствующего квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидата в члены совета директоров (наблюдательного совета), установленным уставом и (или) локальным правовым актом хозяйственного общества, утвержденным общим собранием его участников, в состав совета директоров (наблюдательного совета).

Дополнениями, вносимыми в статью 52 Закона о хозяйственных обществах пунктом 34 статьи 1 Закона, устанавливается, что заседание совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества может быть созвано по инициативе председателя совета директоров (наблюдательного совета), по требованию исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя), а также иных лиц, определенных уставом хозяйственного общества. Требование о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества с указанием вопросов, выносимых на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета), направляется в письменной форме председателю совета директоров (наблюдательного совета). Заседание совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества должно быть созвано и проведено не позднее четырнадцати дней со дня поступления требования о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета), если меньший срок не предусмотрен уставом хозяйственного общества. Члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества извещаются о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) не менее чем за десять дней до даты его проведения, если уставом не предусмотрен меньший срок.

Статья 52 Закона о хозяйственных обществах дополняется также положением о том, что решение совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, принятое с нарушением требований данного Закона, иного законодательства или устава хозяйственного общества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника), члена совета директоров (наблюдательного совета) этого общества, может быть оспорено участником (бывшим участником), членом совета директоров (наблюдательного совета) в суде в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии такого решения.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое Законом правовое регулирование порядка формирования коллегиальных органов, созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества способствует упреждению конфликта интересов между органами управления хозяйственным обществом, которые в соответствии с Гражданским кодексом должны действовать в интересах представляемого ими юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 49), и участниками хозяйственного общества, для защиты своих прав и законных интересов наделяемыми в соответствии с Законом правом на судебную процедуру оспаривания решений совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, если данное решение принято с нарушением требований законодательства и нарушает права и законные интересы участников хозяйственного общества. Тем самым реализуются нормы Конституции о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13) и о гарантировании каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).

6. Пунктами 37 и 38 статьи 1 Закона в статьи 56 и 57 Закона о хозяйственных обществах вносится ряд изменений, которыми уточняется перечень аффилированных лиц хозяйственного общества, конкретизируется срок раскрытия информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, и др. Так, абзац второй части первой статьи 56 Закона о хозяйственных обществах дополняется положением о том, что к аффилированным лицам хозяйственного общества, способным прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, относится также физическое лицо, являющееся заместителем (первым заместителем) директора (генерального директора) этого общества.

Для урегулирования вопросов в части определения взаимосвязанности сделок Законом уточняется, что взаимосвязанными признаются сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за последние двенадцать месяцев, предшествующие дню совершаемой сделки, если иной период времени не установлен уставом хозяйственного общества (абзац второй части четвертой стати 57 Закона о хозяйственных обществах).

Законом (пункт 39 статьи 1) статья 58 Закона о хозяйственных обществах, регулирующая отношения по заключению крупных сделок хозяйственного общества, дополняется положением, согласно которому уставом хозяйственного общества может быть предусмотрено, что общее собрание его участников одновременно с принятием решения о совершении крупной сделки может принять решение о передаче полномочий исполнительному органу по внесению изменений в ее условия, за исключением изменения лиц, являющихся ее сторонами, предмета сделки, условий, которые определены в соответствии с законодательством как существенные для сделок данного вида, а также иных условий, предусмотренных этим решением.

Конституционный Суд отмечает, что уточняемое Законом правовое регулирование определения аффилированных лиц хозяйственного общества, порядка совершения крупных сделок способствует поддержанию стабильности гражданского оборота и обеспечению разумного баланса имущественных интересов всех участников хозяйственного общества, соответствует положениям Конституции о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13); о гарантировании государством каждому права собственности и содействия в ее приобретении; о праве собственника владеть и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44).

7. Для реализации права участников хозяйственного общества на получение информации о деятельности хозяйственного общества в части второй статьи 64 Закона о хозяйственных обществах, излагаемой в новой редакции пунктом 43 статьи 1 Закона, закрепляется положение о предоставлении участникам хозяйственного общества, кроме случаев, установленных данным Законом, также информации, содержащейся в его документах, предусмотренных частью первой статьи 63 данного Закона. При этом определяется, что информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов), а также в протоколах заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, предоставляется по требованию участников хозяйственного общества, являющихся в совокупности владельцами десяти и более процентов долей в его уставном фонде (акций), если уставом хозяйственного общества не предусмотрено меньшее количество долей в уставном фонде (акций).

В части четвертой статьи 64 Закона о хозяйственных обществах определяется срок, в течение которого хозяйственное общество предоставляет участнику запрашиваемую по его требованию информацию. Участники хозяйственного общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица могут в порядке, предусмотренном уставом хозяйственного общества, ознакомиться с информацией, содержащейся в документах хозяйственного общества, в том числе посредством получения их копий, в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования непосредственно в обществе либо посредством использования средств связи или иными обеспечивающими ее подлинность способами, установленными уставом или локальными правовыми актами хозяйственного общества.

Конституционный Суд считает, что положения статьи 64 Закона о хозяйственных обществах о предоставлении участникам хозяйственного общества, потенциальным инвесторам и иным заинтересованным лицам информации о хозяйственном обществе, доступа к документам хозяйственного общества отвечают целям обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности общества и возможности реализации всеми его участниками своих прав, а также обеспечения необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц в процессе предпринимательской деятельности хозяйственного общества и соответствуют нормам Конституции о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13); о праве граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной информации (часть первая статьи 34).

8. Статьей 1 Закона в Закон о хозяйственных обществах вносятся изменения, предусматривающие отмену ряда запретов, ограничений и требований.

В соответствии с пунктом 45 статьи 1 Закона из статьи 66 Закона о хозяйственных обществах исключается предписание о том, что число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. Право установления ограничения по количеству акционеров предоставляется самому обществу его уставом (часть третья статьи 66 Закона о хозяйственных обществах).

Законом (пункт 48 статьи 1) отменяется обязательность преимущественного права покупки акционерами закрытого акционерного общества акций, отчуждаемых другими акционерами этого общества. Согласно новой редакции части первой статьи 73 Закона о хозяйственных обществах уставом закрытого акционерного общества может быть предусмотрено, что акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества; уставом также может быть предусмотрено, что общество вправе само приобрести невостребованные акционерами акции по согласованной с их владельцем цене и (или) предложить приобрести эти акции третьему лицу по цене не ниже цены, предложенной акционерам закрытого акционерного общества, в случае, если в результате реализации акционерами преимущественного права покупки акций акции не могут быть приобретены в предложенном количестве.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование правового статуса закрытого акционерного общества, прав участников такого общества на отчуждение принадлежащих им акций, в том числе возможности выбора как способа отчуждения, так и контрагента по сделке, обеспечивает баланс прав и законных интересов отдельных участников общества и прав и законных интересов самого общества и других его членов, согласуется с конституционным правом граждан на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

9. Положениями Закона в Закон о хозяйственных обществах вносятся изменения, совершенствующие правовые механизмы повышения эффективности деятельности членов органов управления, а также иных работников хозяйственного общества.

В соответствии с Законом (абзац пятый пункта 50 статьи 1) статья 76 Закона о хозяйственных обществах дополняется нормой о том, что акционерное общество, если это предусмотрено уставом этого общества, вправе осуществлять эмиссию акций дополнительного выпуска в целях последующей их безвозмездной передачи либо продажи членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работникам этого акционерного общества при исполнении ими условий, предусмотренных локальными правовыми актами, утвержденными общим собранием акционеров, и (или) гражданско-правовыми (трудовыми) договорами.

Закон о хозяйственных обществах дополняется статьей 1021, частью первой которой предусматривается, что общество с ограниченной ответственностью вправе, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания его участников, принятому всеми участниками единогласно, безвозмездно передать либо продать членам совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работникам этого общества доли (части долей), приобретенные обществом в порядке, установленном статьей 99 данного Закона.

При этом в хозяйственных обществах, в уставных фондах которых доли (акции) принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, безвозмездная передача акций дополнительного выпуска акционерного общества, долей (части долей) общества с ограниченной ответственностью указанным лицам осуществляется при условии достижения показателей эффективности деятельности таких обществ по истечении сроков, определенных гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами (часть восьмая статьи 76, часть вторая статьи 1021 Закона о хозяйственных обществах).

Конституционный Суд полагает, что осуществляемое законодательное регулирование отношений по участию в деятельности хозяйственного общества и (или) управлении им обеспечивает дополнительные механизмы повышения эффективности деятельности членов органов управления хозяйственного общества, а также работников, формирует у них заинтересованность в долгосрочном развитии хозяйственного общества, создает конкурентные условия на рынке труда в сочетании с партнерскими отношениями и тем самым реализует положения частей четвертой и пятой статьи 13 Конституции, а также согласуется с частью первой статьи 42 Конституции, предусматривающей гарантирование лицам, работающим по найму, справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.

10. Ряд изменений, вносимых статьей 1 Закона в Закон о хозяйственных обществах, связан с регламентации вопросов акционерных обществ.

Необходимость совершенствования правового статуса указанного вида хозяйственных обществ обусловлена не только их местом и ролью в гражданском обороте, но и тем, что осуществление предпринимательской деятельности в организационно-правовой форме акционерного общества затрагивает интересы как значительной части граждан и юридических лиц, выступающих в качестве акционеров, инвесторов, так и государства.

В решении Конституционного Суда от 6 июля 2010 г. № Р-483/2010 выражена правовая позиция, согласно которой при осуществлении регулирования порядка создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей акционеров, а также обеспечении защиты их прав и законных интересов государство исходит из того, что оно не вправе лишать акционерные общества правомочий, составляющих основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Поскольку в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества могут сталкиваться интересы различных лиц (акционеров, кредиторов и др.), то одной из основных задач законодательства, регулирующего такую деятельность, является обеспечение баланса их законных интересов с учетом того, что в Конституции закреплен принцип, согласно которому осуществление права собственности не должно ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая статьи 44).

Подтверждая данную позицию, Конституционный Суд отмечает, что вносимые в Закон о хозяйственных обществах изменения способствуют установлению более оптимальных условий функционирования акционерных обществ и развития тем самым предпринимательской среды с их участием, отвечающей современным требованиям.

Таким образом, Законом совершенствуется правовое регулирование порядка деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, обеспечивается защита прав и интересов учредителей (участников) хозяйственных обществ и самих хозяйственных обществ, что соответствует принципам и нормам Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.