Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 декабря 2020 г. № Р-1230/2020

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи».

Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью развития правовых механизмов оказания медицинской помощи, повышения доступности и качества ее оказания в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения, а также согласования положений Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении) и Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон о психологической помощи) с нормами иных законодательных актов.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку положений Закона исходя из верховенства и непосредственного действия норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь является социальным правовым государством; человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания; право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда (статья 45);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положения Конституции о Республике Беларусь как социальном государстве (часть первая статьи 1), о гарантируемом праве на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (части первая и вторая статьи 45) во взаимосвязи с частью первой статьи 59 Конституции предполагают обязанность государства принимать необходимые меры по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения, обеспечению доступа к своевременной медицинской помощи надлежащего качества, эффективному функционированию системы здравоохранения.

Такой подход к реализации конституционного права на охрану здоровья согласуется с международно-правовыми обязательствами Республики Беларусь, вытекающими из Всеобщей декларации прав человека (статья 25), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 12), Конвенции о правах ребенка (статья 24), Конвенции о правах инвалидов (статья 25), Устава Всемирной организации здравоохранения, Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года и др.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; меры, которые должны быть приняты для осуществления этого права, включают мероприятия, в том числе необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни (статья 12); каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (пункт 1 статьи 2).

Согласно Конституции Парламент рассматривает и одобряет проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о здравоохранении (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98). При этом законодатель на основании статьи 7 Конституции, устанавливающей принцип верховенства права, а также в соответствии с другими конституционными принципами и нормами обладает дискреционными полномочиями по регулированию конкретных общественных отношений с учетом социально-экономического развития страны, по определению видов, форм и условий оказания медицинской помощи, организации и деятельности системы здравоохранения, прав пациентов и работников здравоохранения.

Конституционный Суд отмечает, что право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, доступность медицинского обслуживания, относится к числу важнейших конституционных прав, поскольку без его соблюдения умаляются другие права и свободы в силу особой сущности и значимости здоровья человека как высшего неотчуждаемого блага.

3. Статьей 1 Закона вносятся изменения в статью 1 Закона о здравоохранении, устанавливающую основные термины, используемые в данном Законе, и их определения. Наряду с уточнением действующих терминов (клинический протокол, медицинская профилактика, медицинская реабилитация, медицинские изделия) вводятся новые термины (качество медицинской помощи, медицинская технология, медицинская абилитация, медицинский документ, медицинское наблюдение, электронный медицинский документ, электронная медицинская карта пациента и др.).

3.1. Качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих ее способность удовлетворять потребности пациента, своевременность оказания медицинской помощи, степень ее соответствия клиническим протоколам и иным нормативным правовым актам в области здравоохранения, а также степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи; медицинская технология – как совокупность взаимосвязанных медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий, которые могут быть использованы при оказании медицинской помощи (абзацы пятый и шестнадцатый пункта 1 статьи 1 Закона).

Введение терминов «электронный медицинский документ», «электронная медицинская карта пациента» и их определений обусловлено созданием централизованной информационной системы здравоохранения, в рамках эксплуатации которой осуществляется формирование электронной медицинской карты пациента, других электронных медицинских документов.

Конституционный Суд отмечает, что вносимыми Законом изменениями на основе конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции) обеспечивается согласованное и непротиворечивое правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения для более полной реализации установленного статьей 45 Конституции права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья.

3.2. Нормы Закона о здравоохранении согласовываются с положениями Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) от 23 декабря 2014 года, принятого в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В частности, определение термина «медицинские изделия», закрепляемое в новой редакции статьи 1 Закона о здравоохранении, соответствует определению, которое содержится в статье 2 указанного Соглашения.

Законом (пункт 2 статьи 1) статья 2 Закона о здравоохранении излагается в новой редакции, согласно которой отношения в области здравоохранения регулируются также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Конституционный Суд считает, что данное правовое регулирование соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и обеспечивает дальнейшее выполнение международных обязательств Республики Беларусь в рамках ЕАЭС.

Законом (пункт 1 статьи 1) в статье 1 Закона о здравоохранении закрепляется понятие «медицинская абилитация» в связи с ратификацией Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов, пунктом 1 статьи 26 которой предусмотрено, что государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания.

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование обеспечивает реализацию конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), выполнение Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств, основывается на норме части второй статьи 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

4. Законом (пункт 9 статьи 1) Закон о здравоохранении дополняется статьей 121, в которой определяется, что государственные организации здравоохранения, подчиненные Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, подлежат медицинской аккредитации в целях установления их соответствия критериям медицинской аккредитации, устанавливаемым Министерством здравоохранения.

Осуществляемое правовое регулирование расширяет гарантии обеспечения качественного и безопасного оказания государственными организациями здравоохранения медицинской помощи посредством подтверждения соответствия их лечебно-диагностических возможностей условиям оказания ими медицинской помощи (амбулаторий, стационаров, отделений дневного пребывания) и видам медицинской помощи (первичной, специализированной, высокотехнологичной, медико-социальной, паллиативной).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование, имеющее целью обеспечить качественное оказание медицинской помощи государственными организациями здравоохранения, согласуется с положениями статьи 45 Конституции о праве граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая), и о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая).

5. Закон о здравоохранении дополняется главой 21 (статьи 131–137), нормами которой закрепляется правовой механизм государственного социального заказа в области здравоохранения, его цель и основные принципы, порядок формирования, финансирования и реализации; полномочия государственного заказчика государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления субсидий; требования к исполнителям; порядок проведения конкурса и др. (пункт 10 статьи 1 Закона). При этом в Законе о здравоохранении предусматривается, что целью государственного социального заказа в области здравоохранения является реализация конституционного права граждан на охрану здоровья путем повышения доступности оказания медицинской помощи (часть вторая статьи 131); исполнителями государственного социального заказа выступают индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, негосударственные организации здравоохранения, негосударственные некоммерческие организации, которые определяются государственным заказчиком на конкурсной основе (части первая и вторая статьи 133); контроль за реализацией государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления субсидий, и расходованием финансовых средств, выделенных на его выполнение исполнителям государственного социального заказа, осуществляется государственным заказчиком, а также иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством (статья 136).

В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году» отмечено, что для повышения устойчивости социальных отношений необходимо сочетать государственное регулирование и развитие институтов корпоративного регулирования и самоуправления, а в реализации социальной политики, наряду с государственными органами, должны принимать активное участие производственные и общественно-профессиональные организации; следует всемерно поддерживать и формировать осознанную, инициативную, творческую, самоорганизованную деятельность граждан в разных формах и сферах жизнедеятельности, направленную на благо общества.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование создает условия для конструктивного участия граждан на принципах сотрудничества в процессах оказания медицинской помощи, проявления социальной ответственности гражданского общества, развития системы социального партнерства в системе здравоохранения, повышения доступности оказания медицинской помощи, что соответствует положениям Конституции, в соответствии с которыми государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13), государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая статьи 45).

6. Законом (пункт 21 статьи 1) статья 32 Закона о здравоохранении излагается в новой редакции, предусматривающей два вида патологоанатомического исследования – патогистологическое исследование, которое осуществляется прижизненно, и патологоанатомическое вскрытие, проводимое посмертно; сохраняется требование о проведении патологоанатомического вскрытия только в государственных организациях здравоохранения.

В соответствии с Законом перечень случаев обязательного патологоанатомического вскрытия дополняется случаями мертворождения и смерти детей в возрасте до одного года, смерти беременных, пребывания в организации здравоохранения в условиях отделения дневного пребывания (часть четвертая статьи 32 Закона о здравоохранении).

Конституционным Судом указывалось, что закрепленное в Конституции право на неприкосновенность и достоинство личности, обеспечиваемое государством (статья 25), охватывает не только прижизненный период существования человеческого организма, но и правовую охрану тела умершего, включающую его физическую неприкосновенность и достойное к нему отношение (решение от 9 июля 2012 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека»).

С учетом данной правовой позиции и исходя из частей первой и третьей статьи 25, части первой статьи 32 Конституции, расширение перечня случаев обязательного патологоанатомического вскрытия, подразумевающего нарушение физической неприкосновенности тела умершего без его волеизъявления или его близких родственников, иных его представителей, по мнению Конституционного Суда, в определенной мере ограничивает право на неприкосновенность личности.

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемые Законом ограничения имеют целью обеспечение защиты здоровья населения, прав и свобод других лиц путем предотвращения профессиональных ошибок, совершенствования механизмов оказания медицинских услуг, отвечают требованиям соразмерности, разумности и соответствуют части первой статьи 23 Конституции.

7. Законом предусматриваются новые виды экспертиз (экспертизы профессионального характера заболевания, качества медицинской помощи, клинико-экономическая (фармакоэкономическая), а также оценка качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, изменяется порядок проведения медико-социальной экспертизы (пункты 24 и 26 статьи 1).

7.1. Закон о здравоохранении дополняется статьей 371 «Экспертиза профессионального характера заболевания», согласно которой экспертиза профессионального характера заболевания проводится при решении вопроса об установлении диагноза профессионального заболевания в целях установления связи заболевания с воздействием на организм пациента вредного производственного фактора трудового процесса, по результатам которой выносится заключение о наличии или об отсутствии связи заболевания с воздействием на организм пациента вредного производственного фактора трудового процесса, а также статьей 373, определяющей, что клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза проводится в целях принятия решения о возможности включения (исключения) медицинской технологии в клинические протоколы (в части включения (исключения) медицинских вмешательств); в Республиканский формуляр лекарственных средств, перечень основных лекарственных средств (в части включения (исключения) лекарственных средств); в Республиканский формуляр медицинских изделий (в части включения (исключения) медицинских изделий); в иные документы, устанавливающие порядок оказания медицинской помощи.

Статья 34 Закона о здравоохранении излагается в новой редакции, согласно которой, в отличие от действующего правового регулирования, предусматривается не право, а обязательность привлечения к работе медико-реабилитационных экспертных комиссий с правом совещательного голоса врачей-специалистов, специалистов по социальной работе, представителей соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите, а также увеличение сроков установления инвалидности: I группы – с двух до трех лет, II или III группы – с одного года до двух лет.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование совершенствует порядок оказания медицинской помощи, развивает службу профессиональной патологии в целях предоставления качественных медицинских услуг, повышает качество и эффективность проведения реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, что согласуется с конституционными нормами и принципами, в том числе о гарантированности права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, права на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности (часть первая статьи 45, статья 47 Конституции).

7.2. Положениями Закона регламентируются вопросы, связанные с созданием системы управления качеством медицинской помощи.

В соответствии с Законом (пункт 26 статьи 1) в статье 372 Закона о здравоохранении определяется, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в организациях здравоохранения в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи в случаях летальных исходов, наличия заявлений и жалоб на качество медицинской помощи, в иных случаях, установленных Министерством здравоохранения; предусматривается, что при экспертизе качества медицинской помощи оценивается соответствие медицинской помощи критериям, которые разрабатываются на основании клинических протоколов, методов оказания медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и устанавливаются Министерством здравоохранения.

Кроме того, в целях совершенствования оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз в организациях здравоохранения статьей 374 Закона о здравоохранении регулируются отношения, связанные с оценкой качества медицинской помощи и медицинских экспертиз. Основными задачами такой оценки являются, в частности, выявление недостатков в оказании медицинской помощи и ее организации, проведении медицинских экспертиз; выявление и устранение причин, повлекших снижение качества медицинской помощи, медицинских экспертиз. Частью пятой указанной статьи определяются государственные органы и организации здравоохранения, которые осуществляют оценку качества медицинской помощи и медицинских экспертиз при осуществлении управления деятельностью организаций здравоохранения, подчиненных (входящих в систему) Министерству здравоохранения, подчиненных (входящих в состав (систему)) иным государственным органам, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь; при осуществлении управления деятельностью организаций здравоохранения, подчиненных главным управлениям по здравоохранению областных исполнительных комитетов, Комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.

В части второй излагаемой в новой редакции статьи 34 Закона о здравоохранении предусматривается, что руководители медико-реабилитационных экспертных комиссий назначаются на должности служащих и освобождаются от них Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (пункт 24 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд, оценивая конституционность приведенных положений Закона, считает, что устанавливаемое правовое регулирование с учетом системного подхода к созданию целостной системы управления качеством медицинской помощи совершенствует правовой механизм повышения качества деятельности организаций здравоохранения, оказания доступной, качественной, безопасной медицинской помощи на основе системы показателей качества и методики их оценки для формирования более эффективной модели здравоохранения, что соответствует нормам Конституции о Республике Беларусь как социальном государстве (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), о праве каждого на жизнь (часть первая статьи 24), о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на охрану здоровья, создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (части первая и вторая статьи 45).

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой 25 сентября 2015 года, содержится призыв к мировому сообществу обеспечить всеобщий охват населения медицинской помощью и доступ к качественному медицинскому обслуживанию для укрепления физического и психического здоровья, повышения благополучия и увеличения средней продолжительности жизни для всех (пункт 26); в указанной Повестке подчеркнуто значение качественных услуг здравоохранения и, в частности, срочная необходимость во включении вопросов качества помощи в национальные, региональные и мировые программы, направленные на обеспечение благополучия для всех людей.

Согласно Руководству по национальной политике и стратегии в области качества: практический подход к разработке политики и стратегии в целях повышения качества медицинской помощи, опубликованному Всемирной организацией здравоохранения в 2018 году, качество медицинской помощи – характеристика медицинской помощи, которая показывает, насколько услуги, оказываемые отдельным лицам и населению, повышают вероятность достижения желаемых показателей здоровья и соответствуют текущим профессиональным знаниям. В документе Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения «Общественное участие как ключевой фактор обеспечения справедливости в отношении здоровья» 2019 года отмечено, что общественное участие предполагает значимое вовлечение граждан в такие процессы, как принятие решений, касающихся состояния здоровья населения и медицинского обслуживания; осуществление принятых решений, включая оценку и мониторинг; и, самое главное, определение сути проблем, стоящих перед обществом.

Исходя из ценности и значимости здоровья для всех граждан, основываясь на приведенных выше положениях части первой статьи 1, части первой статьи 2, части первой статьи 24, части первой статьи 45 Конституции, в целях усиления гарантий реализации конституционного права на охрану здоровья, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения баланса интересов личности, общества и государства Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что при дальнейшем совершенствовании законодательства о здравоохранении необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие участие граждан в принятии решений, затрагивающих вопросы состояния здоровья населения и оказания медицинской помощи, оценке и мониторинге принятых решений.

8. Законом (пункт 27 статьи 1) Закон о здравоохранении дополняется главой 7 «Информационное обеспечение в области здравоохранения» (статьи 375–377), в которой регулируются отношения по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации централизованной информационной системы здравоохранения (далее – ЦИСЗ), оказанию медицинской помощи, медицинскому наблюдению и проведению медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий.

8.1. Статьей 376 Закона о здравоохранении предусматривается, что ЦИСЗ представляет собой интегрированную информационную систему, обеспечивающую централизованное хранение и обработку медицинской информации в области здравоохранения, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) в области здравоохранения, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке пользователей ЦИСЗ к указанной информации, в рамках эксплуатации которой осуществляются получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, предоставление медицинской информации, а также защита информации в области здравоохранения; формирование электронной медицинской карты пациента, других электронных медицинских документов, единого электронного архива медицинской информации о пациентах, иных информационных ресурсов, государственной статистики здравоохранения; обезличивание в порядке, установленном Министерством здравоохранения, персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь; обеспечение доступа граждан к электронным сервисам в области здравоохранения; удаленное представление информации государственным органам и организациям в установленных законодательными актами случаях.

Законом (пункт 6 статьи 1) предусматриваются полномочия Совета Министров по определению порядка функционирования и использования ЦИСЗ, а также полномочия Министерства здравоохранения – по определению порядка разработки, формирования, ведения, эксплуатации информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных и (или) реестров (регистров) в здравоохранении, входящих в состав ЦИСЗ, требований к ним, а также порядка их взаимодействия с ЦИСЗ, что согласуется с частью второй статьи 7, абзацами третьим, пятым, десятым статьи 107 Конституции.

Конституционный Суд считает, что в условиях развития цифровой экономики, цифровой трансформации повседневной жизни общества данное правовое регулирование способствует созданию единой системы электронного здравоохранения на основе электронной медицинской карты, других электронных медицинских документов, личного электронного кабинета пациента и др. (абзац третий части третьей, часть пятая статьи 376 и другие нормы Закона о здравоохранении), созданию единого информационного пространства общественных отношений, возникающих при осуществлении медицинской, фармацевтической деятельности, оказании медицинской помощи, что согласуется с положениями Конституции, закрепляющими право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений (часть первая статьи 34), а также право на охрану здоровья (часть первая статьи 45).

8.2. Законом определяется, что получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение медицинской информации, содержащейся в ЦИСЗ, осуществляются медицинскими работниками без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении (далее – представители), за исключением случая, когда пациенты или их представители отказались от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в ЦИСЗ.

При этом статья 51 Закона о здравоохранении дополняется частью, согласно которой медицинские работники обязаны также информировать пациентов или их представителей о праве на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в ЦИСЗ в порядке, установленном Министерством здравоохранения (пункт 38 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд обращает внимание Министерства здравоохранения на необходимость реализации конституционного права каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28 Конституции) и принципа правовой обеспеченности при определении механизмов информирования пациентов о праве на отказ от внесения такой информации в зависимости от состояния здоровья пациента.

8.3. Статьей 376 Закона о здравоохранении предусматривается, что предоставление информации, составляющей врачебную тайну, из ЦИСЗ осуществляется в соответствии со статьей 46 данного Закона. При этом статья 46 Закона о здравоохранении, закрепляющая перечень случаев, когда допускается предоставление такой информации без согласия пациента или его представителей по запросам соответствующих государственных органов, организаций, дополняется новым основанием – по запросу органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в связи с осуществлением ими контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 36 статьи 1 Закона).

Приведенные нормы Закона затрагивают предусмотренное статьей 28 Конституции право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в определенной мере ограничивая это право.

При оценке конституционности устанавливаемого правового регулирования Конституционный Суд отмечает, что указанные ограничения основаны на принципе пропорциональности: они соразмерны конституционно значимым интересам, необходимы для достижения разумного баланса прав как непосредственных участников общественных отношений, так и лиц, для которых эти отношения имеют значение, допустимы, поскольку предусматривается защита информации, содержащейся в ЦИСЗ (часть десятая статьи 376 Закона о здравоохранении), правомерны в силу положений части первой статьи 23 Конституции.

8.4. Статьей 377 Закона о здравоохранении регулируются отношения по оказанию медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в случаях необходимости проведения врачебных консультаций (консилиумов); вынесения дополнительно медицинского заключения по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики оказания медицинской помощи; осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации) и проведения медицинских экспертиз; определяется, что применение этих технологий должно исключать возможность разглашения врачебной тайны, особенности оказания медицинской помощи с применением данных технологий устанавливаются Министерством здравоохранения.

Конституционный Суд отмечает, что приведенными нормами совершенствуется законодательное регулирование оказания медицинской помощи, расширяются возможности организаций здравоохранения по использованию современных информационно-коммуникационных технологий при оказании медицинской помощи, что свидетельствует о развитии правовых механизмов обеспечения доступности медицинского обслуживания, повышения его качественного уровня и согласуется с конституционным принципом верховенства права во взаимосвязи с соответствующими положениями статей 13, 21 и 45 Конституции.

9. Законом (пункт 37 статьи 1) статья 50 Закона о здравоохранении, закрепляющая права медицинских, фармацевтических работников при осуществлении ими своих должностных обязанностей, дополняется правом медицинских, фармацевтических работников на обоснованный профессиональный риск, который признается обоснованным, если медицинская помощь оказывалась на основании клинических протоколов, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и результат не мог быть достигнут не связанными с риском действиями, а медицинский работник, допустивший риск, обоснованно рассчитывал, что принял все возможные меры для оказания медицинской помощи с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента.

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, устанавливая право медицинских, фармацевтических работников на обоснованный профессиональный риск, определяя условия реализации данного права, обеспечивает более полное правовое регулирование условий профессиональной деятельности указанных работников, а также реализации закрепленных в Конституции права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (часть первая статьи 45) и права каждого на жизнь (часть первая статьи 24).

10. Законом (пункты 2, 4, и 5 статьи 2) корректируются положения Закона о психологической помощи путем исключения нормы о лицензировании деятельности по оказанию психологической помощи для согласования норм указанного Закона с соответствующими нормами других законодательных актов.

Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона обеспечивают доступность оказания психологической помощи населению, ясность, непротиворечивость и логическую согласованность правового регулирования отношений в данной сфере, что согласуется с принципом правовой определенности как важнейшим элементом конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), а также с положениями части первой статьи 7, части пятой статьи 13 Конституции.

Таким образом, из выявленного конституционно-правового смысла Закона следует, что его нормами совершенствуется правовое регулирование отношений в области здравоохранения, закрепляется комплексный правовой механизм повышения качества и доступности оказания медицинской помощи, предусматривающий создание системы управления качеством медицинской помощи, развитие электронного здравоохранения, что соответствует положениям Конституции о праве граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (части первая и вторая статьи 45).

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.