Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 декабря 2011 г. № Р-667/2011

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон, как отмечено в его преамбуле, направлен на установление правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законом предусматривается правовое регулирование отношений в сфере организации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (глава 3), организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий (глава 4). В главе 5 Закона определяются права и обязанности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нормами главы 6 Закона регламентируются вопросы осуществления государственного санитарного надзора; определяются права, обязанности, ответственность и гарантии должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также права главных государственных санитарных врачей и порядок их назначения.

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.

В Республике Беларусь как правовом государстве устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7 Конституции).

Согласно Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды, совершенствованием охраны труда (части первая и третья статьи 45); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая статьи 46).

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции).

Конституционный Суд принимает во внимание то обстоятельство, что Республика Беларусь как государство, участвующее в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, признала право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

В пункте 2 статьи 12 данного Пакта, закрепляющей указанное право, предусмотрено, что государствами для полного осуществления этого права должны быть приняты меры, включающие, в частности, мероприятия, необходимые для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности (подпункт «b»); предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними (подпункт «с»).

Аналогичного рода обязывающие государства меры содержатся и в международно-правовых актах регионального уровня. Так, в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года установлено, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья государства – участники СНГ обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, на обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических, эндемических и других заболеваний (пункт «в» статьи 15).

2. Приведенные нормы Конституции и положения международно-правовых актов распространяются не только на граждан Республики Беларусь, но и на иностранных граждан, лиц без гражданства, которые в соответствии со статьей 11 Конституции на территории Республики Беларусь пользуются равными правами, свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

В связи с этим является правомерным воспроизведение содержания указанной конституционной нормы в статье 29 Закона, а также закрепление в статье 2 Закона положения, согласно которому законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции и состоит из указанного Закона и иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

3. Законом регламентируются вопросы, касающиеся государственного регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая определение полномочий Президента Республики Беларусь (статья 6), Совета Министров Республики Беларусь (статья 7), Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления (статья 8), местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (статьи 9 и 10). Конституционный Суд отмечает, что закрепляемая Законом компетенция указанных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласуется с их полномочиями, установленными в Конституции (статьи 79, 84, 107, 120), позволяет разграничить полномочия государственных органов в указанной сфере, что отвечает конституционным принципам верховенства права и разделения властей (статьи 7 и 6 Конституции).

4. В части третьей статьи 22 Закона, определяющей санитарно-противоэпидемические мероприятия, предусматривается, что физические лица, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. В части пятой указанной статьи устанавливается, что если физические лица, имеющие инфекционные заболевания, физические лица, контактировавшие с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физические лица с подозрением на инфекционные заболевания могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, то они подлежат отстранению от работы в порядке, установленном законодательством о труде.

Конституционный Суд обращает внимание и на такую предусмотренную частью четвертой статьи 22 Закона меру, как депортация иностранных граждан и лиц без гражданства в установленном актами законодательства порядке. Законодатель определил, что депортация может быть применена к иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, или вирус иммунодефицита человека и отказывающимся от лечения.

Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» депортация иностранцев допускается в случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (статья 64). В соответствии с частью седьмой статьи 28 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» депортация за пределы Республики Беларусь возможна только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающихся от лечения. В настоящее время депортация проводится в порядке, установленном Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 333, с последующими изменениями и дополнениями.

По мнению Конституционного Суда, указанные выше ограничения согласуются с положением части первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которым ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Приведенные ограничения не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, соразмерны защищаемым конституционным ценностям.

5. Нормами главы 5 Закона определяются права и обязанности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Положения статей 27, 29 и 30 Закона направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду; возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу; получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды; обращение в государственные органы и к должностным лицам (статьи 34, 40 и 46 Конституции).

Для достижения устанавливаемых Законом целей законодатель допускает также возможность ограничения прав организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность. Данная возможность устанавливается как путем закрепления санитарно-эпидемиологических требований, в том числе к продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, к организации и выполнению работ и оказанию услуг (статья 14), определения обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей в указанной области (статья 31), так и посредством предоставления органам и учреждениям, осуществляющим государственный санитарный надзор, их должностным лицам при проведении проверок ряда прав, в частности запрещать обращение продукции в случае несоответствия ее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения, а также приостанавливать выполнение работ и оказание услуг в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающих угрозу жизни и здоровью населения (статья 33).

Конституционный Суд полагает, что приведенные положения Закона согласуются с частью шестой статьи 44 Конституции, предусматривающей, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц; частью пятой статьи 13 Конституции, в силу которой государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в интересах человека и общества; частью первой статьи 59 Конституции, возложившей на государство обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом Конституционный Суд подтверждает свою позицию, изложенную в решении от 14 декабря 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», согласно которой свобода субъектов хозяйствования на осуществление предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности и гарантируемая им защита уравновешивается устанавливаемым в отношении указанных лиц требованием ответственного отношения к правам и законным интересам тех, кого их деятельность затрагивает.

6. На реализацию положений статей 2 и 58 Конституции о взаимной ответственности государства и граждан, возможности понуждения каждого к исполнению обязанностей, предусмотренных Конституцией и ее законами, направлены предписания Закона об обязанностях граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 28 и 31).

При этом Конституционный Суд обращает внимание на норму, предусматриваемую в статье 28 Закона, согласно которой граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей, что не только реализует конституционное требование, но и отражает международные подходы в этой области, акцентирующие внимание на персональной ответственности каждого за свое здоровье (подпункт «а» пункта 9 Лиссабонской декларации о правах пациента).

По форме нормативного правового акта Закон отвечает требованиям пункта 2 части первой статьи 97 и части первой статьи 104 Конституции, принят в рамках компетенции Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия согласуется с положениями Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.