Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 03.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 января 1999 г. № 237-З

О железнодорожном транспорте

Принят Палатой представителей 11 декабря 1998 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 21 мая 2002 г. № 100-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 59, 2/849);

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2004 г. № 306-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 2/1054);

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 344-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1441);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 227-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2015, 2/2225) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 134-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2572)

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

багаж – вещи, сдаваемые пассажиром за установленную плату для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения, указанный в проездном документе (билете), и перевозимые в специально оборудованном для данных целей месте;

безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – состояние защищенности процесса движения транспортных средств железнодорожного транспорта, состояние транспортных средств железнодорожного транспорта и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура), а также железнодорожных путей необщего пользования, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц;

владелец инфраструктуры – организация железнодорожного транспорта общего пользования, определенная настоящим Законом, которой принадлежит инфраструктура на праве хозяйственного ведения;

внутриреспубликанское сообщение – перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Республики Беларусь;

городское сообщение (городские линии) – перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах города Минска, областного центра и за их пределы, но не далее железнодорожных станций, остановочных пунктов, расположенных в городах-спутниках;

грузобагаж – вещи, сдаваемые юридическими или физическими лицами, не являющимися пассажирами, за установленную плату для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения по договору перевозки и перевозимые в специально оборудованном для данных целей месте;

грузы – материальные ценности, принятые для доставки железнодорожным транспортом общего пользования в пункт назначения по договору перевозки;

доступ к услугам инфраструктуры – возможность получения услуг, оказываемых с использованием инфраструктуры;

железнодорожная станция – железнодорожный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее осуществлять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, технические операции с поездами и (или) маневровую работу по расформированию и формированию поездов, а также операции по посадке и высадке пассажиров, их обслуживанию, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа;

железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания отдельных потребителей на договорных условиях или выполнения работ для собственных нужд их владельца;

железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути, расположенные на территории железнодорожных станций и (или) соединяющие такие станции, предназначенные для бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта общего пользования;

железнодорожный путь – комплекс сооружений, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенный в полосе отвода, а также искусственные сооружения;

железнодорожный транспорт – вид транспорта, обеспечивающий перевозки по железнодорожным путям;

железнодорожный транспорт необщего пользования – вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в услугах (работах), оказываемых (выполняемых) в местах необщего пользования на договорных условиях, или выполнения работ для собственных нужд этих лиц и включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования, капитальные строения (здания, сооружения), транспортные средства железнодорожного транспорта, а также другое имущество. Под местами необщего пользования понимаются железнодорожные пути необщего пользования, а также крытые и открытые склады и участки, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые отдельными потребителями для осуществления операций по погрузке, выгрузке, хранению грузов;

железнодорожный транспорт общего пользования – вид железнодорожного транспорта, предназначенный для обеспечения потребностей юридических и физических лиц, государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора и оказания (выполнения) иных услуг (работ), связанных с такими перевозками (далее – услуги железнодорожного транспорта общего пользования), и включающий в себя инфраструктуру, транспортные средства железнодорожного транспорта, а также другое имущество;

инфраструктура – технологический комплекс, включающий в себя совокупность объектов инфраструктуры и предназначенный для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования;

коммерческое сообщение (коммерческие линии) – перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, выполняемые по маршрутам, определяемым заказчиком (юридическим или физическим лицом) на договорных условиях;

международное сообщение – перевозки железнодорожным транспортом общего пользования между Республикой Беларусь и другими государствами пассажиров, багажа и грузобагажа (международные линии), а также грузов, в том числе транзитные перевозки по территории Республики Беларусь;

межрегиональное сообщение (межрегиональные линии) – перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования между городом Минском и областными центрами, а также между областными центрами;

национальный (общесетевой) перевозчик – перевозчик, осуществляющий деятельность по перевозкам пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования и обеспечивающий реализацию плана формирования поездов на всей инфраструктуре, в том числе по специальным и воинским железнодорожным перевозкам;

объекты инфраструктуры – железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, в том числе вокзалы; устройства железнодорожного электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, система управления движением поездов, объекты и системы водоснабжения и водоотведения, иные капитальные строения (здания, сооружения), устройства и оборудование, непосредственно предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования;

оператор инфраструктуры – организация железнодорожного транспорта общего пользования, определенная настоящим Законом, владеющая инфраструктурой и использующая инфраструктуру на законных основаниях и (или) оказывающая услуги инфраструктуры;

организация железнодорожного транспорта общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области железнодорожного транспорта общего пользования;

остановочный пункт – место остановки поездов, оборудованное пассажирскими платформами или посадочными площадками, а также иными сооружениями и предназначенное для посадки и высадки пассажиров;

охранные зоны – территории с особыми условиями землепользования, прилегающие к железнодорожным путям, железнодорожным станциям и другим объектам организаций железнодорожного транспорта общего пользования, необходимые для обеспечения их безопасной эксплуатации, а также обеспечения безопасности населения;

пассажир – физическое лицо, которое в соответствии с договором перевозки, заключаемым им самим или от его имени, осуществляет посадку в транспортное средство железнодорожного транспорта, перевозится перевозчиком в пункт назначения и осуществляет высадку из такого транспортного средства;

перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

перевозчик – организация железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющая деятельность по перевозкам пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на основании договора перевозки;

полоса отвода – предоставленные в установленном порядке земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, защитных насаждений вдоль железнодорожных путей и других объектов, обеспечивающих функционирование железнодорожного транспорта;

потребитель – юридическое или физическое лицо, пользующееся или намеревающееся воспользоваться услугами железнодорожного транспорта общего пользования;

региональное сообщение (региональные линии) – перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пределах административных границ области и за ее пределы до железнодорожных станций, остановочных пунктов, расположенных в ближайшем городе областного подчинения смежной области, но не далее ее областного центра;

специальные железнодорожные перевозки – железнодорожные перевозки грузов, предназначенных для удовлетворения особо важных государственных нужд (специальные грузы), а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

технологический железнодорожный транспорт организаций – вид железнодорожного транспорта, предназначенный для перемещения имущества по территориям организаций транспортными средствами железнодорожного транспорта, не выходящими на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд этих организаций;

транспортные средства железнодорожного транспорта – железнодорожный подвижной состав, в том числе локомотивы, моторные и немоторные вагоны, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, а также иной предназначенный для осуществления перевозок, строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

услуги инфраструктуры – услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые с использованием инфраструктуры для организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а также иные услуги, связанные с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования.

Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.

Статья 2. Задачи железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт в Республике Беларусь призван своевременно и качественно обеспечивать потребности юридических и физических лиц, государства в перевозках железнодорожным транспортом, а также способствовать созданию условий для развития экономики.

Статья 3. Виды железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт в Республике Беларусь подразделяется на железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования, а также технологический железнодорожный транспорт организаций.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает основы функционирования железнодорожного транспорта, за исключением технологического железнодорожного транспорта организаций.

Статья 5. Правовое регулирование отношений в области железнодорожного транспорта

Отношения в области железнодорожного транспорта регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 221), настоящим Законом, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 6. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется в целях обеспечения:

баланса интересов государства, потребителей и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;

целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта, а также его комплексного развития;

доступа в соответствии с настоящим Законом к услугам железнодорожного транспорта общего пользования лиц, заинтересованных в получении таких услуг.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другими республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта

Президент Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта определяет государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта

Совет Министров Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции:

обеспечивает реализацию государственной политики;

утверждает государственные программы развития железнодорожного транспорта;

утверждает Устав железнодорожного транспорта общего пользования;

утверждает правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования;

утверждает правила доступа к услугам инфраструктуры;

утверждает правила оказания услуг инфраструктуры;

утверждает положение о дисциплине работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования;

утверждает Устав воинских железнодорожных перевозок;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления в области железнодорожного транспорта

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции:

реализует государственную политику;

разрабатывает и реализует государственные программы развития железнодорожного транспорта;

осуществляет международное сотрудничество;

утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования;

утверждает правила технической эксплуатации железной дороги;

утверждает правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути;

принимает иные нормативные правовые акты;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Другие республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции.

ГЛАВА 3
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 10. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется государственным объединением «Белорусская железная дорога» (далее – Белорусская железная дорога) в соответствии с законодательством.

Республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, общественные объединения и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта общего пользования, связанную с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Статья 11. Организационно-правовые и экономические основы деятельности Белорусской железной дороги

Белорусская железная дорога является коммерческой организацией и подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В состав Белорусской железной дороги входят организации железнодорожного транспорта общего пользования и иные организации.

Белорусская железная дорога осуществляет руководство деятельностью организаций, входящих в ее состав.

Белорусская железная дорога вправе принимать в соответствии с законодательством решения о создании организаций, их реорганизации и ликвидации.

Имущество Белорусской железной дороги находится в собственности Республики Беларусь и закрепляется за ней на праве хозяйственного ведения. Имущество организаций, входящих в состав Белорусской железной дороги, находится в собственности Республики Беларусь и закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Функции по управлению объектами государственной собственности железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

Инфраструктура закрепляется на праве хозяйственного ведения за Белорусской железной дорогой и (или) организациями, входящими в ее состав.

Доходы организаций, входящих в состав Белорусской железной дороги, от оказания услуг железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, определяемых Белорусской железной дорогой, формируются через единую (централизованную) систему расчетов Белорусской железной дороги. Порядок формирования доходов организаций, входящих в состав Белорусской железной дороги, устанавливается Белорусской железной дорогой исходя из конкретного вклада каждой организации.

Белорусской железной дорогой для организаций, входящих в ее состав, устанавливается система расчетных цен и измерителей по видам услуг, доходы от оказания которых формируются через единую (централизованную) систему расчетов Белорусской железной дороги, и производятся централизованные расчеты за их оказание.

Белорусской железной дорогой производятся централизованные расчеты с республиканским бюджетом.

Статья 12. Тарифы на услуги железнодорожного транспорта общего пользования

Тарифы на услуги железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются в соответствии с законодательством.

Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Тарифы на услуги железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются с учетом необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций железнодорожного транспорта общего пользования, связанных с оказанием таких услуг, обеспечения развития железнодорожного транспорта общего пользования и получения прибыли.

Статья 13. Льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования

Для отдельных категорий граждан в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь могут устанавливаться льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования.

Проезд граждан, которым в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь предоставлены льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, осуществляется по проездным документам (льготным билетам), выдаваемым на основании соответствующих документов, подтверждающих право на эти льготы.

Расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом общего пользования, возмещаются организациям железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством.

Статья 14. Финансирование строительства и передача объектов инфраструктуры

Строительство объектов инфраструктуры производится за счет средств Белорусской железной дороги, республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств юридических и физических лиц, инициирующих строительство объектов инфраструктуры (далее – заинтересованные лица), иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование строительства и передача объектов инфраструктуры для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, осуществляются в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве и указанным соглашением.

Строительство остановочных пунктов, пешеходных мостов и пешеходных тоннелей, пассажирских платформ производится за счет средств Белорусской железной дороги, местных бюджетов, а также за счет средств заинтересованных лиц.

Строительство железнодорожных переездов и железнодорожных пешеходных переходов производится за счет средств заинтересованных лиц.

Объекты инфраструктуры, строительство которых производилось за счет средств заинтересованных лиц, после завершения строительства могут безвозмездно передаваться в собственность Республики Беларусь.

Безвозмездная передача в собственность Республики Беларусь заинтересованными лицами объектов инфраструктуры, не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, может осуществляться путем передачи в хозяйственное ведение непосредственно Белорусской железной дороге или организациям, входящим в ее состав, без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на них, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объектов инфраструктуры, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектно-сметной документации.

Государственная регистрация создания объектов инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в соответствии с частью шестой настоящей статьи, а также возникновения прав, ограничений (обременений) прав на эти объекты осуществляется территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на основании заявления Белорусской железной дороги или организации, входящей в ее состав, акта о передаче затрат, произведенных при создании объектов инфраструктуры, иных необходимых документов, предусмотренных законодательством.

Статья 15. Строительство железнодорожных путей необщего пользования и пользование этими путями

Строительство железнодорожных путей необщего пользования производится по согласованию с Белорусской железной дорогой за счет средств заинтересованных лиц.

Пользование железнодорожными путями необщего пользования осуществляется на основании договора, заключаемого с их владельцем.

Статья 16. Экономическое стимулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования

Экономическое стимулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования реализуется как комплекс правовых, административных, финансово-экономических и иных мер в соответствии с законодательными актами.

Экономическое стимулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях реализации проектов и выполнения программ развития инфраструктуры, модернизации и приобретения транспортных средств железнодорожного транспорта, внедрения инновационных и безопасных технологий и развития приоритетных направлений деятельности железнодорожного транспорта общего пользования.

ГЛАВА 4
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 17. Услуги железнодорожного транспорта общего пользования

Услуги железнодорожного транспорта общего пользования включают в себя:

перевозки грузов и услуги (работы), связанные с организацией и осуществлением таких перевозок;

перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и услуги (работы), связанные с такими перевозками;

услуги инфраструктуры.

Оказание услуг железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется на основании договоров перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, договоров об оказании услуг инфраструктуры, а также договоров об оказании иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования, заключаемых между организациями железнодорожного транспорта общего пользования и потребителями.

Статья 18. Виды железнодорожных сообщений

Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются в следующих видах сообщений:

городское сообщение (городские линии);

региональное сообщение (региональные линии);

межрегиональное сообщение (межрегиональные линии);

международное сообщение (международные линии);

коммерческое сообщение (коммерческие линии).

Региональные и межрегиональные линии подразделяются на бизнес-класс и экономкласс в зависимости от скорости движения поездов и остановок в населенных пунктах.

Перевозки грузов осуществляются во внутриреспубликанском и международном сообщениях.

Статья 19. Организация перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа

Организация перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в городском сообщении и региональном сообщении экономкласса осуществляется перевозчиками:

по собственной инициативе;

по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов и (или) уполномоченных ими на осуществление этих функций организаций на основании заключаемых с перевозчиками договоров об организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования при условии возмещения перевозчикам за счет средств соответствующих местных бюджетов не покрытых тарифами фактических затрат, связанных с осуществлением перевозок в соответствии с указанными договорами.

Договор об организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования не исключает необходимости заключения в соответствии с законодательством договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом общего пользования.

Организация перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в региональном сообщении бизнес-класса, межрегиональном и международном сообщениях осуществляется перевозчиками.

Статья 20. Обязанности и права владельца инфраструктуры

Владелец инфраструктуры обязан:

соблюдать требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;

содержать принадлежащую ему инфраструктуру в надлежащем техническом состоянии;

обеспечивать выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также требований по охране труда на железнодорожном транспорте общего пользования;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

При следовании по железнодорожным путям общего пользования транспортного средства железнодорожного транспорта, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, владелец инфраструктуры может осуществлять проверку документов работников, управляющих таким транспортным средством, подтверждающих право на управление транспортным средством железнодорожного транспорта.

В случае нарушения организацией, владеющей транспортным средством железнодорожного транспорта, и (или) ее работниками требований, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, следование такого транспортного средства по железнодорожным путям общего пользования не допускается.

Владелец инфраструктуры обязан незамедлительно уведомить организацию, владеющую транспортным средством железнодорожного транспорта, о факте недопущения его следования по основаниям, указанным в настоящей статье.

Статья 21. Обязанности перевозчика

Перевозчик при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом общего пользования обязан:

соблюдать требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;

содержать транспортные средства железнодорожного транспорта, иные принадлежащие ему объекты, необходимые для осуществления перевозок, в надлежащем техническом состоянии;

обеспечивать выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также требований по охране труда на железнодорожном транспорте общего пользования;

обеспечить наличие квалифицированных работников, имеющих соответствующие документы, подтверждающие их квалификацию и профессиональную подготовку;

допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих противопоказаний к работе по состоянию здоровья;

владеть транспортными средствами железнодорожного транспорта, предназначенными для осуществления перевозок, на праве собственности или ином праве;

заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива;

заключать договор об оказании услуг инфраструктуры для осуществления перевозок по установленным маршрутам на участках инфраструктуры, за исключением случая, установленного частью второй статьи 24 настоящего Закона;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 22. Перевозчики

Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в Республике Беларусь осуществляются национальными (общесетевыми) перевозчиками, если иное не установлено настоящей статьей.

Национальными (общесетевыми) перевозчиками являются Белорусская железная дорога и осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа организации, входящие в ее состав.

Национальные (общесетевые) перевозчики осуществляют сотрудничество с организациями железнодорожного транспорта общего пользования иностранных государств и международными организациями по вопросам железнодорожного транспорта общего пользования, а также обеспечивают развитие международных транспортных связей.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на участках инфраструктуры, определяемых Белорусской железной дорогой, помимо национальных (общесетевых) перевозчиков могут осуществлять иные перевозчики, не являющиеся юридическими лицами Республики Беларусь и гражданами Республики Беларусь, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в случае, если возможность предоставления таким перевозчикам доступа к услугам инфраструктуры предусмотрена международными договорами Республики Беларусь, и при условии заключения ими договора об оказании услуг инфраструктуры.

Статья 23. Операторы инфраструктуры

Операторами инфраструктуры являются Белорусская железная дорога и (или) организации, входящие в ее состав.

Статья 24. Доступ к услугам инфраструктуры

Услуги инфраструктуры оказываются оператором инфраструктуры перевозчикам и иным потребителям на основании договора об оказании услуг инфраструктуры.

В случае, если перевозчик является владельцем либо оператором инфраструктуры, договор об оказании услуг инфраструктуры не заключается.

Доступ перевозчиков, не являющихся юридическими лицами Республики Беларусь и гражданами Республики Беларусь, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, к услугам инфраструктуры осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь на участках инфраструктуры, определяемых Белорусской железной дорогой.

Доступ перевозчиков и иных потребителей к услугам инфраструктуры предоставляется в пределах пропускной способности инфраструктуры исходя из технических и технологических возможностей.

Существенные условия договора об оказании услуг инфраструктуры для организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования устанавливаются правилами оказания услуг инфраструктуры.

Статья 25. Ответственность организаций железнодорожного транспорта общего пользования

Организации железнодорожного транспорта общего пользования за невыполнение условий договоров перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, договоров об оказании услуг инфраструктуры, неподачу транспортных средств железнодорожного транспорта для перевозки грузов, задержку отправления пассажиров, утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов, багажа, грузобагажа, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими, и по иным основаниям несут ответственность, установленную законодательством, а также по соглашению сторон.

ГЛАВА 5
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. ОХРАНА ГРУЗОВ И ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Статья 26. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Организациями железнодорожного транспорта общего пользования обеспечиваются безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и безопасные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

Транспортные средства железнодорожного транспорта и инфраструктура должны соответствовать требованиям законодательства, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

Владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Обследование железнодорожного транспорта общего пользования на предмет его соответствия требованиям эксплуатации и безопасности движения осуществляется Белорусской железной дорогой.

Объекты, на которых осуществляются производство, хранение, погрузка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и других объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования на расстояние, определенное правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов. Владельцы объектов, на которых осуществляются производство, хранение, погрузка и выгрузка опасных грузов, обязаны своевременно информировать организации железнодорожного транспорта общего пользования о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны принимать меры по локализации и ликвидации последствий транспортных происшествий, в том числе крушений, аварий и инцидентов, спасению жизни и сохранению здоровья граждан, снижению размеров вреда окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

Статья 27. Зоны повышенной опасности

Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы и остановочные пункты, а также другие объекты организаций железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенные для движения транспортных средств железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности и при необходимости в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта подлежат ограждению их владельцами.

Статья 28. Железнодорожные переезды и железнодорожные пешеходные переходы

Места пересечения на одном уровне автомобильных дорог с железнодорожными путями (железнодорожные переезды) должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими безопасные условия проезда транспортных средств, прохода пешеходов и прогона домашних животных.

Места пересечения на одном уровне дорожек для пешеходов с железнодорожными путями (железнодорожные пешеходные переходы) должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов.

Статья 29. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Ответственность за нарушение правил и норм безопасности при строительстве и эксплуатации систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, других объектов, пересекающих железнодорожные пути или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации этих объектов несут их владельцы в соответствии с законодательством.

Статья 30. Охрана грузов и объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования от противоправных посягательств

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется, в том числе на договорной основе, военизированной охраной Белорусской железной дороги, если иное не установлено законодательством.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране военизированной охраной Белорусской железной дороги, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Требования к оборудованию средствами и системами охраны, а также инженерно-техническими средствами защиты объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования, охраняемых военизированной охраной Белорусской железной дороги, устанавливаются Белорусской железной дорогой.

Контроль за средствами и системами охраны, установленными на объектах, охраняемых военизированной охраной Белорусской железной дороги, осуществляется военизированной охраной Белорусской железной дороги.

Статья 31. Охрана общественного порядка

Охрана общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь во взаимодействии с военизированной охраной Белорусской железной дороги.

Статья 32. Организация работы в чрезвычайных ситуациях

Организации железнодорожного транспорта общего пользования принимают незамедлительные меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта общего пользования.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны незамедлительно информировать соответствующие государственные органы о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по их ликвидации, а также оповестить население, которое может оказаться в опасной для жизни и здоровья зоне воздействия факторов, обусловленных чрезвычайной ситуацией.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций владельцами инфраструктуры, иными организациями железнодорожного транспорта общего пользования, определенными в соответствии с законодательными актами, создаются аварийно-спасательные службы.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, создаваемых в соответствии с законодательством, могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте общего пользования в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Если в результате действия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) возникли препятствия для дальнейшей перевозки грузов, багажа или грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, доставки их по назначению и выдачи надлежащему получателю, организация железнодорожного транспорта общего пользования оповещает грузоотправителя, пассажира, юридическое или физическое лицо, сдавшее грузобагаж, о невозможности перевозки, доставки и выдачи грузов, багажа или грузобагажа и имеет право, с их согласия, реализовать эти грузы, багаж или грузобагаж в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 6
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 33. Особенности регулирования труда работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, в пределах норм, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь, определяются положением о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Особенности дисциплинарной ответственности работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, не вправе принимать участие в забастовках.

Статья 34. Требования к работникам организаций железнодорожного транспорта общего пользования

Лица, принимаемые на работу по профессиям (должностям) работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, в соответствии с законодательством проходят предварительные (при поступлении на работу), а работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, – периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры.

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, в соответствии с законодательством проходят предрейсовый или предсменный медицинский осмотр либо контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, перед допуском к самостоятельной работе для подтверждения профессиональной пригодности проходят стажировку. Порядок и сроки проведения стажировки, перечень профессий (должностей) работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих стажировке, утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств нанимателей проходят техническое обучение, заключающееся в непрерывном и последовательном повышении уровня профессиональных знаний, умений и навыков без отрыва от производства в целях их углубления, освоения новой техники и технологий работ, повышения производительности труда, эффективности и качества работ, обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и охраны труда. Порядок проведения технического обучения, перечень профессий (должностей) работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих техническому обучению, утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, работники иных организаций, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, выполнением строительных работ на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железной дороги, а также иных документов по вопросам деятельности железнодорожного транспорта. Порядок и сроки проведения указанной аттестации утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Право на управление транспортными средствами железнодорожного транспорта предоставляется работникам, получившим соответствующую квалификацию, и подтверждается свидетельством (удостоверением). Порядок получения квалификации и выдачи свидетельства (удостоверения) на право управления транспортными средствами железнодорожного транспорта и их форма, порядок лишения права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Статья 35. Форменная одежда и знаки различия

Работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования имеют право на ношение форменной одежды и знаков различия, учреждаемых Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 7
ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 36. Охранные зоны

В целях обеспечения безопасности населения, а также безопасности при эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций и других объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством устанавливаются охранные зоны.

Статья 37. Железнодорожное электроснабжение

Железнодорожное электроснабжение предназначено для обеспечения электроснабжения инфраструктуры, транспортных средств железнодорожного транспорта на электрифицированных участках железной дороги, а также организаций железнодорожного транспорта общего пользования.

При условии обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в исключительных случаях в порядке, определяемом Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством энергетики Республики Беларусь, допускается электроснабжение физических лиц, а также юридических лиц, не являющихся организациями железнодорожного транспорта общего пользования, через устройства железнодорожного электроснабжения.

Статья 38. Прекращение эксплуатации объектов инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования

Прекращение эксплуатации объектов инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Статья 39. Учетно-отчетное время. Периодичность учета и отчетности работы

При осуществлении деятельности в области железнодорожного транспорта в технологических процессах применяется единое учетно-отчетное время – белорусское.

Определение периодичности учета и отчетности работы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по единому учетно-отчетному времени устанавливается Белорусской железной дорогой.

Статья 40. Язык служебного делопроизводства, оформления документации и общения

На железнодорожных станциях, в том числе вокзалах, в поездах и иных местах обслуживания потребителей служебное делопроизводство, оформление учетной, отчетной, коммерческой и технической документации, телефонная связь, предоставление правовой, научно-технической и иной информации, служебное общение в организациях железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются на белорусском и (или) русском языках.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.