На сегодняшний день приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве за счет некоторых источников финансирования регулируется нормами Указа
Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223), а также постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88).
Продолжение в материале эксперта.
К таким источникам финансирования, освоение которых при строительстве осуществляется с обязательным применением названных нормативных правовых актов, относятся средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (при полном либо частичном финансировании за счет указанных средств).
Вместе с тем действие Указа № 223 и соответственно постановления № 88 ограничено двухлетним периодом, который составляет период с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. Это, в свою очередь, обусловлено действием норм Договора о Евразийском экономическом союзе, который позволяет государствам – членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) устанавливать иные правила закупок, чем предусмотрены Протоколом о порядке регулирования закупок, являющимся приложением № 25 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), только на 2 года как особенности1.
Иные правила в данном случае выражаются в том, что применяются процедуры закупок (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги) не из числа предусмотренных Протоколом и действуют иные условия их организации и проведения, чем установлены Протоколом.
И хотя подобные особенности закупок государствами-членами могут устанавливаться неоднократно2, тем не менее в период после 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться законодательством о государственных закупках. Причем какого-либо нормативного правового акта для отмены Указа № 223 не требуется, так как его действие прекращается по наступлении даты 01.07.2021.
Соответствующая информация размещена на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, где подчеркивается, что Указ № 223 «действует до 1 июля 2021 года. Оснований для его пролонгации у Министерства архитектуры и строительства не имеется. В целях дальнейшей гармонизации законодательств в сфере закупок между странами-партнерами по Евразийскому экономическому союзу с 1 июля 2021 года строительная отрасль при осуществлении закупок за счет бюджетных средств будет руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»3.
В этой связи обратим внимание на ряд аспектов, которые необходимо учесть заказчикам (организаторам) в законодательстве о государственных закупках применительно к сфере строительства.
Во-первых, Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур государственных закупок и применение Закона. Им является получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Источником для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) являются бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Следовательно, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о государственных закупках не требуется.
Также может иметь место ситуация так называемого смешанного финансирования приобретения товаров (работ, услуг), когда, например, приобретение оборудования, предусмотренного проектной документацией, частично предполагается финансировать за счет бюджета и частично за счет собственных средств заказчика. В этом случае также требуется применение законодательства о государственных закупках.
Во-вторых, Закон устанавливает обязательное планирование приобретения товаров (работ, услуг). Общее правило при формировании годового плана государственных закупок состоит в том, что в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) (по первым восьми цифрам числового кода (код подвида) общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности») исходя из их годовой потребности.
Вместе с тем для строительства предусмотрено специальное правило. Так, в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
Это означает, что один и тот же товар (например, бетонные блоки), если он требуется для строящихся у заказчика 5 объектов строительства, будет отражен в годовом плане государственных закупок 5 раз для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.
Как следствие, с учетом п. 2 ст. 18 Закона вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг) по каждому объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам) по всем 5 объектам.
В-третьих, обращаем внимание на то, что все виды конкурентных процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на электронных торговых площадках (далее – ЭТП):
Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры государственной закупки осуществляет заказчик. Саму процедуру государственной закупки вправе провести заказчик сам или с привлечением организатора (ст. 13 Закона).
Вся информация с ЭТП переразмещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС). Но непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не должен размещать.
В связи с электронным форматом процедур государственных закупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации не было на дату 01.07.2019.
В-четвертых, при принятии решения о проведении процедуры государственной закупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.
О том, как формируется предмет государственной закупки, Закон устанавливает общее правило, а именно предмет – это однородные товары (работы, услуги). В приведенном выше примере предметом конкретной процедуры государственной закупки будут бетонные блоки. Но если заказчику требуется также приобретение кирпичей глиняных строительных, и заказчиком будет обоснована технологическая и функциональная связь между бетонными блоками и кирпичами (неоднородные товары), то процедура государственной закупки может быть проведена в составе этих двух товарных позиций с делением на части (лоты) или без такого деления.
Также требуется описание предмета государственной закупки. При проведении процедур государственных закупок предмет должен быть описан заказчиком по правилам ст. 21 Закона.
При описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик может использовать один из трех способов описания предмета:
1) указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться, без включения требований или указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. Обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог»;
3) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) без слов «или аналог» при необходимости обеспечения совместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.
Что касается ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, то она определяется по правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
Им, в частности, определен способ для сферы строительства, а именно проектно-сметный, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подп. 1.4 п. 1 названного постановления).
В-пятых, требования к участникам в государственных закупках отличаются от тех, которые установлены постановлением № 88. Законом предъявляются требования:
В-шестых, если проводится открытый конкурс, то критерии оценки, а также способ оценки и сравнения предложений установлены нормативно в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов».
Все, что нужно сделать заказчику (организатору), это выбрать из критериев стоимостной и нестоимостной групп критерии для конкретного предмета государственной закупки и перенести их в конкурсные документы вместе со способом оценки и сравнения предложений.
В-седьмых, условия применения преференциальной поправки, включая документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки, установлены императивно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления № 395. И кроме того, следует учитывать установленные условия допуска по определенным видам товаров (на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»).
И условия применения преференциальной поправки, и условия допуска необходимо отражать в документах, предоставляемых для подготовки предложения. Также важно помнить, что такие документы утверждаются заказчиком (организатором) и не позднее одного рабочего дня после этого должны быть размещены на ЭТП.
Закон устанавливает особенности проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), утвержденному приложением 3 к постановлению № 395. Если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10 % объема (количества) этого предмета государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно упомянутому перечню.
В-восьмых, по конкурентным процедурам государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) договор заключается в виде электронного документа на ЭТП. Таким же образом на ЭТП осуществляется его изменение, расторжение. Соответственно руководителю заказчика или его уполномоченному лицу потребуется электронная цифровая подпись для подписания такого договора на ЭТП.
В-девятых, справка по результатам процедуры требуется только если проводится процедура закупки из одного источника. Но по каждому из видов процедур необходимо формирование дела по процедуре государственной закупки с включением в него информации, предусмотренной п. 1 ст. 28 Закона.
В-десятых, основания для изменения условий договора предусмотрены Законом и постановлением № 395. Так, не допускается изменять порядок оплаты и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Допускается изменять:
1) предмет государственной закупки, если им являются товары. Это возможно в условиях обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком, когда допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор;
2) объем (количество) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
3) сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в сторону увеличения по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
4) цену договора при ее уменьшении без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;
5) цену договора при ее изменении в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов)
6) срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при их изменении в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).
Выскажем мнение относительно допустимости изменения условий договора государственной закупки, если это договор строительного подряда, на основании Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила). Так, изменение условий договора в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 73 Правил (п. 72 Правил).
Поскольку норма в п. 72 Правил содержит условие заключения договора строительного подряда, а именно, такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то в их отсутствие (при применении законодательства о государственных закупках подрядные торги не проводятся) применение данной нормы не допускается. Соответственно основания для изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки, могут быть предусмотрены ст. 24 Закона и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395.
Еще один аспект, который необходимо учитывать при применении законодательства о государственных закупках, это проведение камеральной проверки уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, МАРТ).
Если при проведении процедуры государственной закупки подана жалоба потенциальным участником или участником в МАРТ, и она принята к рассмотрению, то МАРТ проводит камеральную проверку процедуры (это касается открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п. 1 ст. 54 Закона). Если в ходе проведения процедуры выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, МАРТ составляет акт и размещает его в открытом доступе в ГИАС, по которому в случае несогласия заказчик (организатор) может направить через ЭТП возражения. По результатам их рассмотрения МАРТ выносит предписание об устранении нарушений, если посчитает возражения по акту камеральной проверки необоснованными. Данное предписание обязательно для выполнения, и о его исполнении заказчик (организатор) должен уведомить МАРТ (ст. 55 Закона).
Также обращаем внимание на то, что нарушение требований законодательства о государственных закупках влечет применение мер административной ответственности.
С 1 марта 2021 г. такая ответственность наступает в соответствии со ст. 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях за нарушение законодательства о государственных закупках. Если речь о приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве, то:
Таким образом, при наступлении очередного переходного периода от специальных норм Указа № 223 к законодательству о государственных закупках следует учитывать нормы Закона и иных актов, регулирующих государственные закупки. Также, полагаем, потребуется учитывать и момент начала процедуры закупки для целей определения применимого законодательства к процедурам, которые будут проводиться в переходный период.
______________________________
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 2 февраля 2021 г.
Необходима ли постановка ноу-хау на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива?