Процедура закупки из одного источника – один из видов процедур государственных закупок, предусмотренный Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (статьи 18 и 49), который применяется в случаях, установленных приложением к указанному Закону.
В материале рассмотрим: какие предусмотрены способы изучения конъюнктуры рынка, какие требования должны соблюдаться при проведении указанного вида закупок, а также сроки действия предложений потенциальных поставщиков и иные особенности проведения закупок из одного источника.
Пунктом 2 статьи 49 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) определяется, что в случае проведения закупки из одного источника выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение с ним договора, его исполнение и расторжение осуществляются в соответствии с гражданским законодательством с учетом требований статьи 49, статей 1–21, 24–26, пункта 3 статьи 27, статей 28–30, 51–53 и 55–57 Закона.
Из указанной нормы следует, что процедура закупки из одного источника менее формализована, чем иные виды процедур государственных закупок, хотя и должна соответствовать определенным требованиям.
Закон № 419-З не содержит требований к содержанию предложения участника, устанавливая необходимость изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 3 статьи 49).
Порядок изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление МАРТ № 30).
В указанном постановлении обозначены способы изучения конъюнктуры рынка, которыми, в частности, являются: направление запросов о предоставлении сведений потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (абзацы второй, третий и пятый подпункта 1.1 пункта 1) и размещение запросов о предоставлении сведений на соответствующих электронных торговых площадках (абзац пятый части первой подпункта 1.1 пункта 1 и часть третья подпункта 1.1 пункта 1).
К содержанию запросов, направляемых потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также размещаемых на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с пунктом 9 приложения к Закону № 419-З товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно, предъявляются определенные требования. Так, указанные запросы должны содержать:
Анализ интернет- портала goszakupki.by позволяет сделать вывод, что нередко заказчики (организаторы), размещая запросы на электронных торговых площадках, включают в них требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам, а также срок подачи предложений.
Справочно:
Требования к участникам, которые предусматриваются в запросах, включают требования, установленные пунктом 2 статьи 16 Закона № 419-З.
Такие сведения о соответствии участников требованиям пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З, помимо иных, предусмотренных подпунктом 1.4 пункта 1 постановления МАРТ № 30, включаются в справку о проведении процедуры закупки из одного источника, которая составляется по результатам проведения рассматриваемой процедуры.
Вместе с тем указание таких требований в запросах является правом, а не обязанностью заказчиков (организаторов). Поэтому запросы могут и не содержать такие требования.
При этом нормы законодательства предписывают, чтобы справка содержала определенные сведения (ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона № 419-З, подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ № 30). К таким сведениям, в частности, относятся сведения о соответствии участника процедуры закупки из одного источника, с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, предусмотренным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
Подтверждение требованиям п. 2 ст. 16 Закона № 419-З возможно несколькими способами. Так, например, отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней подтверждается:
Соответствие иным требованиям, установленным абз. 5–13 п. 2 ст. 16, подтверждается заявлением участника.
Запросы, как и ответы на них, направляются заказчиком (организатором) и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в иной форме, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений.
Как представляется, лица, заинтересованные в участии в процедуре закупки из одного источника, будут составлять свои предложения для участия в указанной процедуре государственной закупки исходя из информации, содержащейся в соответствующих запросах.
Срок действия предложений потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так же как и срок заключения договора государственной закупки по результатам проведения закупки из одного источника, ни Законом № 419-З, ни постановлением МАРТ № 30, ни иными актами законодательства не определены.
Иногда потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) определяют срок действия своих «коммерческих предложений» – 1 месяц, иногда и вовсе игнорируют его указание.
Как уже отмечалось законодательством о государственных закупках, критерии проведения процедуры закупки из одного источника определены лишь отчасти. Отсутствие императивного правового регулирования проведения указанного вида процедур государственных закупок, в частности, сроков для заключения договора после проведения процедуры закупки из одного источника, позволяет принимать во внимание в том числе предложение потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), которое поступило после истечения срока (указанного, например, в запросе), но является более выгодным для заказчика. Как представляется, приблизительные сроки подачи предложений не могут являться основанием для игнорирования более выгодного предложения.
Полагаем, что заказчики (организаторы) в данном случае должны руководствоваться принципом эффективности расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, определенным в статье 4 Закона № 419-З. Указанный принцип также должен являться определяющим критерием при выборе (сравнении предложений) поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который осуществляется на основании изучения конъюнктуры рынка.
Статья 1 Закона № 419-З содержит определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, под которой понимается общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством.
Справочно:
Способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35.
С учетом указанного определения полагаем, что в случае, когда предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выше ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), заявленной заказчиком, решение вопроса о приобретении соответствующего предмета закупки может быть, тем не менее, принято в пределах бюджетного финансирования, предусмотренного на соответствующую государственную закупку.
Вместе с тем отсутствие финансирования является одним из оснований принятия решений об отмене государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе проведения процедуры государственной закупки, в том числе при проведении процедуры закупки из одного источника (пункт 3 статьи 27 Закона № 419-З).
До заключения договора государственной закупки при проведении закупки из одного источника потенциальный поставщик и заказчик могут отказаться от его заключения.
Так, например, в случае, когда при проведении закупки из одного источника участник отказывается от заключения договора государственной закупки, заказчик может принять решение о направлении предложения о заключении договора государственной закупки и проекта договора другому поставщику (подрядчику, исполнителю).
Справочно:
Указанное положение может быть предусмотрено в локальных правовых актах (например, в Положении о порядке организации и проведения государственных закупок или в Регламенте работы комиссии по государственным закупкам (если комиссия по государственным закупкам также правомочна проводить процедуру закупки из одного источника).
В отношении иных последствий отказа от заключения договора государственной закупки следует также отметить, что статья 17 Закона № 419-З содержит основания включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список), юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам.
Одним из оснований для включения в указанный список юридических и физических лиц является уклонение участников-победителей от заключения договоров.
Вместе с тем, как представляется, данная норма не распространяется на процедуру закупки из одного источника, так как Закон № 419-З не оперирует понятием «участник-победитель» в отношении юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, принимавших участие в процедуре закупки из одного источника, а указывает на заключение договора с участником (абзац второй части первой пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).
Справочно:
Так, при проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами (часть четвертая пункта 1 статьи 24 Закона № 419-З).
Вместе с тем по иным основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона № 419-З, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками процедуры закупки из одного источника, могут быть включены в список сроком на 2 года.
Справочно:
Так, при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае расторжения такого договора заказчик обязан направить сведения для включения в список поставщика (подрядчика, исполнителя), являвшегося участником процедуры закупки из одного источника и с которым был заключен договор государственной закупки (часть первая пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).
Исключение составляют случаи, определенные частью третьей пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З, а также частью второй пункта 13 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).
Справочно:
Так, согласно части второй пункта 13 Указа № 143 включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 ноября 2020 г.
На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.