Сохранить в избранное

Таможенная проверка: проведение, оформление, обжалование результатов

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вопрос:

В отношении субъекта хозяйствования «B», осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, проведена камеральная таможенная проверка. Что вправе совершить субъект хозяйствования в случае несогласия с результатами такой проверки?

Ответ:

В случае выражения субъектом хозяйствования несогласия с результатами камеральной таможенной проверки он вправе представить соответствующие возражения по его содержанию, а также обжаловать результаты проверки в вышестоящий таможенный орган и (или) в суд.

В первую очередь стоит отметить, что, согласно положениям ст. 331 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТМК ЕАЭС), под таможенной проверкой имеется в виду форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТМК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТМК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Соответствующая форма таможенного контроля заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТМК ЕАЭС или законодательством государств – членов ЕАЭС, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТМК ЕАЭС или законодательством государств – членов ЕАЭС.

Таможенная проверка может применяться:

  • при проведении таможенного контроля в соответствии с п. 8 ст. 310 ТМК ЕАЭС (касается возможности проведения форм таможенного контроля (в том числе и таможенной проверки) в отношении товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на таможенной территории ЕАЭС с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования);

  • в случае, предусмотренном п. 5 ст. 397 ТМК ЕАЭС (касается возможности проведения форм таможенного контроля (в том числе и таможенной проверки) при проверке соблюдения условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении юридических лиц, претендующих на включение в них, а также при контроле деятельности юридических лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела);

  • в случае, предусмотренном п. 6 ст. 430 ТМК ЕАЭС (касается возможности проведения форм таможенного контроля (в том числе и таможенной проверки) при проверке соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также при контроле за соблюдением уполномоченным экономическим оператором условий его включения в такой реестр).

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства – члена ЕАЭС, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

В качестве проверяемых лиц в рамках проведения таможенной проверки могут выступать:

  • декларант (согласно ст. 2 ТМК ЕАЭС, лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Лица, которые могут являться декларантами, приведены в ст. 83 ТМК ЕАЭС);

  • перевозчик (согласно ст. 2 ТМК ЕАЭС, лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров);

  • лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;

  • лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела (к примеру, владелец склада временного хранения, владелец магазина беспошлинной торговли);

  • лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

  • уполномоченный экономический оператор;

  • лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;

  • лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств – членов ЕАЭС, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:

  • факт помещения товаров под таможенную процедуру;

  • достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

  • соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;

  • исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных ТМК ЕАЭС для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;

  • соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных ТМК ЕАЭС;

  • соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТМК ЕАЭС;

  • соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС.

Таможенная проверка может быть камеральной (т.е. таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу) или выездной (т.е. таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами). Положения, касающиеся проведения камеральной таможенной проверки, регламентированы ст. 332 ТМК ЕАЭС, выездной таможенной проверки – ст. 333 ТМК ЕАЭС.

Согласно ст. 332 ТМК ЕАЭС, камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств – членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Так, п. 1 ст. 136 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), по результатам камеральной таможенной проверки, в ходе которой выявлены нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Республики Беларусь, не позднее трех рабочих дней со дня ее окончания составляется акт таможенной проверки установленной формы в двух экземплярах.

В настоящее время форма акта таможенной проверки установлена постановлением ГТК Республики Беларусь от 10.07.2014 № 41 «О проведении таможенного контроля». Сама форма содержит ряд реквизитов, подлежащих заполнению в установленном порядке. В частности, требуют указания следующие сведения:

  • должность, фамилия и инициалы проверяющего (проверяющих); наименование таможенного органа, проводившего таможенную проверку;

  • наименование, место нахождения проверяемого юридического лица; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства проверяемого индивидуального предпринимателя; учетный номер плательщика;

  • перечень вопросов камеральной таможенной проверки.

В свою очередь результаты камеральной таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Республики Беларусь, документально не оформляются.

Пунктом 2 ст. 136 Закона о таможенном регулировании предусматривается, что при наличии возражений по акту проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения экземпляра акта представляет в таможенный орган, проводивший камеральную таможенную проверку, в письменном виде возражения по его содержанию.

Обоснованность доводов, изложенных проверяемым лицом в возражениях, изучается проводившим камеральную таможенную проверку должностным лицом (лицами) таможенного органа, и в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения возражений по ним составляется письменное заключение, экземпляр которого направляется проверяемому лицу не позднее пяти календарных дней со дня его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По решению начальника таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, срок рассмотрения возражений может быть продлен еще на пятнадцать рабочих дней.

Наконец, решение по акту принимается начальником таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, или уполномоченным им заместителем по истечении двадцати рабочих дней со дня направления проверяемому лицу акта, а в случае подачи возражений – пяти рабочих дней со дня направления проверяемому лицу заключения по этим возражениям. При этом решение по акту направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее пяти календарных дней со дня его вынесения (п. 3 ст. 136 Закона о таможенном регулировании).

Кроме изложенных проверяемым лицом возражений в письменном виде по результатам проведенной таможенным органом камеральной таможенной проверки, в соответствии со ст. 358 ТМК ЕАЭС, любое лицо (в том числе и соответствующий субъект хозяйствования) вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – члена ЕАЭС (в том числе и Республики Беларусь), решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В свою очередь, на национальном уровне порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц регулируется посредством Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014 № 129-З (далее – Закон о таможенном регулировании), а также некоторых иных нормативных правовых актов (в первую очередь Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан).

Так, в соответствии со ст. 38 Закона о таможенном регулировании определен порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. В частности установлено, что лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц как в судебном порядке, так и в таможенные органы.

Согласно п. 3 ст. 44 Закона о таможенном регулировании решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица доводится до лица, обратившегося с жалобой, в письменной форме и может быть обжаловано им в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и (или) в суд, а решение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь – непосредственно в суд.

Исходя из вышеизложенного, субъект хозяйствования вправе также обжаловать результаты проведенной камеральной таможенной проверки в вышестоящий таможенный орган (в частности, в ГТК Республики Беларусь) и (или) в суд.

В заключение следует напомнить, что знание субъектами внешнеэкономической деятельности положений законов и иных нормативных правовых актов в части проведения таможенными органами таможенного контроля позволит им осуществлять свою деятельность правомерно, а также поспособствует их позиционированию в качестве полноправных участников таможенных правоотношений.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 апреля 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Особенности применения преференциальной поправки в сфере государственных закупок в Республике Беларусь
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Преференциальная поправка, зачастую рассматриваемая как способ оказания поддержки национальным производителям, для сферы государственных закупок Республики Беларусь применяется как для оказания определенных преимуществ товарам (работам, услугам) и участникам, их предлагающим, так и к товарам, производимым определенной категорией субъектов хозяйствования.

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.