Сохранить в избранное

Соглашение об отступном: погашение долга имуществом банкрота-должника

Бондюк Павел Иванович, юрист

Вопрос:

Управляющий в ликвидационном производстве предлагает принять в счет погашения долга имущество банкрота-должника. Распространяется ли в данном случае запрет на товарообменные операции, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713?

Ответ:

В соответствии с п. 14 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 (в редакции от 08.06.2023) «О системе регулирования цен» с 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении всех товаров, в том числе потребительских, запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (бартер, мена, зачет, новация, отступное).

В ч. 2 письма Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2023 № 01-02-09/507-ЮЛ «О разъяснении норм постановления» предусмотрено, что для целей постановления № 713 под товарообменными операциями следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком (продавцом) товаров.

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст. 380 ГК).

Отступное является способом прекращения обязательства, когда сторонам предоставляется возможность заменить первоначально согласованный предмет исполнения другим предметом – отступным, предоставление которого прекращает существующее между сторонами обязательство.

Отступное также относится к неденежным способам расчета, когда исполнение обязательства перед контрагентом по сделке происходит без привлечения денежных средств.

В ч. 3 ст. 150 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» указано, что в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (далее – нереализованное недвижимое имущество должника), а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы в ходе ликвидационного производства (далее – нереализованное движимое имущество должника), предлагаются управляющим кредиторам в счет погашения их требований.

Согласно ст. 138 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» для целей настоящего Закона погашенными требованиями кредиторов считаются удовлетворенные требования, а также требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или о новации обязательства либо о прекращении обязательств по иным основаниям, определенным законодательством, если иное не установлено настоящим Законом.

Проведенный анализ позволяет утверждать:

  1. нормы п. 14 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 (в редакции от 08.06.2023) «О системе регулирования цен» к указанной ситуации не должны применяться. Такой неденежный способ расчета как соглашение об отступном, заключаемое в рамках конкурсного производства, должно быть исключением из действующих норм и правил регулирования цен;
  2. соглашение об отступном в конкурсном производстве в основном заключается в отношении неликвидного имущества должника и у кредитора нет иных альтернативных вариантов для расчета;
  3. по своей сути соглашение об отступном в рамках производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) представляет кредитору последнюю возможность хотя бы частично удовлетворить свои требования неденежным способом.

Вместе с тем нужно учитывать, что в настоящее время по данному вопросу отсутствует какое-либо разъяснение со стороны уполномоченного органа, поэтому при принятии значимых решений нужно учитывать возможные риски, которые могут возникнуть в связи возможным расхождением изложенного мнения с позицией компетентного органа.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 июля 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2024: общая часть Налогового кодекса
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ


27 декабря подписан закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В отношении изменений общей части НК полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Читать подробнее
Календарь событий
до 27 июня 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о недрах»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.