Рачинская Виталия Игоревна, юрисконсульт, магистр управления и права
В соответствии с пунктом 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) наниматель вправе, а при приеме на работу работника в государственные органы, иные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, если иное не установлено законодательными актами, обязан запрашивать помимо иных сведений:
Следует сделать акцент на том, что, согласно нормам Декрета № 5, данная обязанность касается нанимателя именно с предыдущего, а не настоящего места работы.
Если обратиться к толковому словарю Ожегова: «предыдущий – это находившийся непосредственно перед настоящим, предшествующий». То есть перед тем нанимателем, с которым у работника в настоящий момент заключены трудовые правоотношения.
Более того, согласно абзацу девятому части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных), информация, запрашиваемая в форме характеристики, является персональными данными, так как относится к идентифицированному физическому лицу. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 того же Закона, обработка персональных данных, к которой относится в частности и предоставление персональных данных, осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите персональных данных и иными законодательными актами.
Такой исключительный случай установлен Декретом № 5, положения которого обязывают нанимателя предоставить соответствующие данные посредством заполнения формы характеристики. Но исключительный он только для нанимателя с предыдущего места работы.
Еще один исключительный случай содержится в самом Законе о защите персональных данных. Положения абзаца восьмого части первой статьи 6 упомянутого Закона разрешают обработку персональных данных без согласия субъекта при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.
Основываясь на вышеприведенном, по мнению автора, наниматель с настоящего места работы не вправе предоставлять запрашиваемую информацию. Более того, за нарушение Закона о защите персональных данных виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Таким образом, принимая во внимание и тот факт, что работник, не прекращая трудовые отношения с настоящим нанимателем, может устраиваться к другому нанимателю на условиях внешнего совместительства, потенциальный наниматель, по мнению автора, должен запрашивать характеристику у последнего нанимателя, с которым у работника прекращены трудовые правоотношения.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 января 2023 г.
Преференциальная поправка, зачастую рассматриваемая как способ оказания поддержки национальным производителям, для сферы государственных закупок Республики Беларусь применяется как для оказания определенных преимуществ товарам (работам, услугам) и участникам, их предлагающим, так и к товарам, производимым определенной категорией субъектов хозяйствования.