Адвокатская деятельность
Минюстом принято постановление от 18.12.2018 № 219 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 219). Напомним, что ранее данные вопросы были урегулированы постановлением Минюста от 20.10.2017 № 213 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 213). Этот документ Постановлением № 219 признается утратившим силу.
Отметим сразу, что каких-либо существенных изменений в порядке исчисления стажа для будущих адвокатов, на наш взгляд, не произошло, скорее можно говорить о корректировке указанного порядка.
Так, Постановлением № 219 определено, что в стаж работы по специальности, необходимый для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности (далее – стаж работы по юридической специальности), включается:
1) работа в органах и организациях любых организационно-правовых форм, непосредственно связанная с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, в том числе:
2) служба на должностях, требующих юридического образования, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, иных войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах государственной безопасности, а также органах внутренних дел, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
3) осуществление частной нотариальной деятельности, нотариальной деятельности в качестве нотариуса;
4) осуществление адвокатской деятельности;
5) оказание индивидуальным предпринимателем юридических услуг на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;
6) полный период обучения в аспирантуре в дневной форме получения образования по специальностям юридических наук.
Относительно работы в качестве помощника адвоката уточняется, что такая работа включается в стаж работы по юридической специальности при условии наличия у помощника адвоката юридического образования. Очевидно, данное уточнение связано с тем, что ст. 19 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» не требует для помощника адвоката обязательного наличия юридического образования (помощник адвоката выполняет вспомогательную работу, связанную с оказанием юридической помощи клиентам, присутствует в судебных заседаниях, а также при соблюдении требований, установленных законодательством, при осуществлении процессуальных действий по делам с участием адвоката, у которого он является помощником, выполняет иные обязанности, предусмотренные трудовым договором).
Ранее в Постановлении № 213 указывалось, что считается под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности. Теперь Постановлением № 219 определено, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные выше, засчитываются в стаж работы по юридической специальности:
Отметим, что согласно Постановлению № 213 засчитывалась в стаж работы по юридической специальности с момента получения среднего специального образования работа по специальности 2-93 01 31 «Правоохранительная деятельность». Теперь указанная специальность в Постановлении № 219 не фигурирует вовсе.
Как и прежде, предусмотрено, что в стаж работы по юридической специальности включаются и суммируются (без учета перерывов) периоды работы, службы, деятельности, обучения.
Согласно подп. 1.5 п. 1 Постановления № 219 стаж работы по юридической специальности подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах и характере работы, службы, деятельности, обучения (ранее Постановление № 213 говорило о том, что при отсутствии трудовой книжки стаж подтверждался в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии). В то же время, как и прежде, определено, что в спорных вопросах решение об отнесении стажа работы к стажу работы по юридической специальности принимается Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.
Установлено также, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, намеревающихся стать адвокатами, которые приняты либо прошли стажировку до вступления в силу Постановления № 219, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 219.
Оказание юридических услуг
Постановлением Минюста от 18.12.2018 № 220 (далее – Постановление № 220) внесены изменения в постановление Минюста от 23.02.2004 № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг» (далее – Постановление № 4).
В новой редакции изложено название Постановления № 4 – «О порядке исчисления стажа работы по специальности лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риелтора, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг».
Сами же требования к стажу работы по юридической специальности для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риелтора, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, аналогичны тем, которые предъявляются Постановлением № 219 к лицам, претендующим на получение специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, то есть, содержат перечень тех же специальностей, профессий, мест работы, учебы.
За исключением лишь того, что согласно Постановлению № 220 в стаж работы по юридической специальности также будет засчитываться работа руководителем, заместителем руководителя юридического лица, оказывавшего юридические услуги на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риелторские услуги, риелтором, регистратором республиканской, территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, назначенным на указанные должности при наличии высшего юридического образования.
При этом п. 1 Постановления № 4 по-прежнему будет установлено, что под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, понимается высшее образование, полученное по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным ОКРБ 011-2009.
Сам же порядок исчисления стажа для соискателей лицензий на оказание юридических услуг, в том числе риелторских, остался прежним и он отличается от приведенного выше порядка исчисления стажа для соискателей адвокатских лицензий. Несколько откорректированный п. 3 Постановления № 4, как и ранее, устанавливает, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные п. 2 этого документа, засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место только после получения высшего образования по специальностям, указанным в п. 1 Постановления № 4.
Нотариусы
Также коснемся постановления Минюста от 18.12.2018 № 221 «Об особенностях исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности» (далее – Постановление № 221).
Ранее указанные вопросы были урегулированы в п. 1 постановления Минюста от 06.10.2014 № 206 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности лиц, претендующих на назначение стажером нотариуса, а также лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса» (далее – Постановление № 206). Постановлением № 221 указанный пункт из Постановления № 206 исключен.
Порядок исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности, равно как и порядок подтверждения этого стажа, такой же, как и в Постановлении № 219 для лиц, претендующих на получение специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности.
В то же время согласно подп. 1.2 п. 1 Постановления № 221 работа, служба, деятельность, обучение засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место:
Также в подп. 1.7 п. 1 Постановления № 221 установлено, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, назначенных стажерами нотариуса и проходящими (прошедшими) стажировку в нотариальной конторе, нотариальном бюро до вступления в силу Постановления № 221, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 221.
Постановления № 219, № 220 и № 221 вступают в силу с 1 января 2019 г.
ГОРБАЧ А.К., юрист
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 декабря 2018 г.
На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.