Сохранить в избранное

Изменения в порядке исчисления стажа работы для будущих адвокатов, юристов-лицензиатов и нотариусов

Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) приняло ряд постановлений, которыми изменяется порядок исчисления стажа по специальности для соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг, а также для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности.

Адвокатская деятельность

Минюстом принято постановление от 18.12.2018 № 219 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 219). Напомним, что ранее данные вопросы были урегулированы постановлением Минюста от 20.10.2017 № 213 «О порядке исчисления стажа работы по специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности» (далее – Постановление № 213). Этот документ Постановлением № 219 признается утратившим силу.

Отметим сразу, что каких-либо существенных изменений в порядке исчисления стажа для будущих адвокатов, на наш взгляд, не произошло, скорее можно говорить о корректировке указанного порядка.

Так, Постановлением № 219 определено, что в стаж работы по специальности, необходимый для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности (далее – стаж работы по юридической специальности), включается:

1) работа в органах и организациях любых организационно-правовых форм, непосредственно связанная с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, в том числе:

  • в Минюсте, в иных госорганах и государственных организациях на должностях, требующих юридического образования;
  • в органах принудительного исполнения на должностях, требующих юридического образования;
  • в Белорусской нотариальной палате, областных и Минской городской нотариальных палатах Белорусской нотариальной палаты на должностях, требующих юридического образования;
  • в Белорусской республиканской коллегии адвокатов, областных и Минской городской коллегиях адвокатов на должностях, требующих юридического образования;
  • прокурорским работником;
  • секретарем судебного заседания, секретарем судебного заседания – помощником судьи, секретарем судебной коллегии, судьей, в суде на должностях, требующих юридического образования;
  • консультантом государственной нотариальной конторы, стажером государственного нотариуса, государственным нотариусом, старшим государственным нотариусом, заведующим, заместителем заведующего государственной нотариальной конторой, консультантом нотариальной конторы, консультантом нотариального бюро;
  • стажером адвоката;
  • заместителем руководителя организации по правовым вопросам, юристом, юрисконсультом, руководителем структурного подразделения и специалистом в организации на должностях, требующих юридического образования;
  • руководителем, заместителем руководителя юридического лица, оказывавшего юридические услуги на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;
  • преподавателем юридических дисциплин в учреждениях высшего, среднего специального образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования;
  • научным и иным работником в научных организациях на должностях, требующих юридического образования.

2) служба на должностях, требующих юридического образования, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, иных войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах государственной безопасности, а также органах внутренних дел, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

3) осуществление частной нотариальной деятельности, нотариальной деятельности в качестве нотариуса;

4) осуществление адвокатской деятельности;

5) оказание индивидуальным предпринимателем юридических услуг на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;

6) полный период обучения в аспирантуре в дневной форме получения образования по специальностям юридических наук.

Относительно работы в качестве помощника адвоката уточняется, что такая работа включается в стаж работы по юридической специальности при условии наличия у помощника адвоката юридического образования. Очевидно, данное уточнение связано с тем, что ст. 19 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» не требует для помощника адвоката обязательного наличия юридического образования (помощник адвоката выполняет вспомогательную работу, связанную с оказанием юридической помощи клиентам, присутствует в судебных заседаниях, а также при соблюдении требований, установленных законодательством, при осуществлении процессуальных действий по делам с участием адвоката, у которого он является помощником, выполняет иные обязанности, предусмотренные трудовым договором).

Ранее в Постановлении № 213 указывалось, что считается под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности. Теперь Постановлением № 219 определено, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные выше, засчитываются в стаж работы по юридической специальности:

  • если они имели место после получения высшего юридического образования по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (далее – ОКРБ 011-2009);
  • в период обучения с третьего курса в учреждении высшего образования по указанным выше специальностям;
  • после получения среднего специального образования по специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

Отметим, что согласно Постановлению № 213 засчитывалась в стаж работы по юридической специальности с момента получения среднего специального образования работа по специальности 2-93 01 31 «Правоохранительная деятельность». Теперь указанная специальность в Постановлении № 219 не фигурирует вовсе.

Как и прежде, предусмотрено, что в стаж работы по юридической специальности включаются и суммируются (без учета перерывов) периоды работы, службы, деятельности, обучения.

Согласно подп. 1.5 п. 1 Постановления № 219 стаж работы по юридической специальности подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах и характере работы, службы, деятельности, обучения (ранее Постановление № 213 говорило о том, что при отсутствии трудовой книжки стаж подтверждался в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии). В то же время, как и прежде, определено, что в спорных вопросах решение об отнесении стажа работы к стажу работы по юридической специальности принимается Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь.

Установлено также, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, намеревающихся стать адвокатами, которые приняты либо прошли стажировку до вступления в силу Постановления № 219, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 219.

Оказание юридических услуг

Постановлением Минюста от 18.12.2018 № 220 (далее – Постановление № 220) внесены изменения в постановление Минюста от 23.02.2004 № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг» (далее – Постановление № 4).

В новой редакции изложено название Постановления № 4 – «О порядке исчисления стажа работы по специальности лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риелтора, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг».

Сами же требования к стажу работы по юридической специальности для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риелтора, а также соискателей специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, аналогичны тем, которые предъявляются Постановлением № 219 к лицам, претендующим на получение специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности, то есть, содержат перечень тех же специальностей, профессий, мест работы, учебы.

За исключением лишь того, что согласно Постановлению № 220 в стаж работы по юридической специальности также будет засчитываться работа руководителем, заместителем руководителя юридического лица, оказывавшего юридические услуги на основании специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риелторские услуги, риелтором, регистратором республиканской, территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, назначенным на указанные должности при наличии высшего юридического образования.

При этом п. 1 Постановления № 4 по-прежнему будет установлено, что под высшим юридическим образованием, необходимым для получения специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, понимается высшее образование, полученное по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным ОКРБ 011-2009.

Сам же порядок исчисления стажа для соискателей лицензий на оказание юридических услуг, в том числе риелторских, остался прежним и он отличается от приведенного выше порядка исчисления стажа для соискателей адвокатских лицензий. Несколько откорректированный п. 3 Постановления № 4, как и ранее, устанавливает, что работа, служба, деятельность, обучение, предусмотренные п. 2 этого документа, засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место только после получения высшего образования по специальностям, указанным в п. 1 Постановления № 4.

Нотариусы

Также коснемся постановления Минюста от 18.12.2018 № 221 «Об особенностях исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности» (далее – Постановление № 221).

Ранее указанные вопросы были урегулированы в п. 1 постановления Минюста от 06.10.2014 № 206 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности лиц, претендующих на назначение стажером нотариуса, а также лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса» (далее – Постановление № 206). Постановлением № 221 указанный пункт из Постановления № 206 исключен.

Порядок исчисления стажа работы по юридической специальности для целей допуска к осуществлению нотариальной деятельности, равно как и порядок подтверждения этого стажа, такой же, как и в Постановлении № 219 для лиц, претендующих на получение специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности.

В то же время согласно подп. 1.2 п. 1 Постановления № 221 работа, служба, деятельность, обучение засчитываются в стаж работы по юридической специальности, если они имели место:

  • после получения высшего юридического образования по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-24 80 01 «Юриспруденция», определенным в ОКРБ 011-2009;
  • в период обучения с третьего курса в учреждении высшего образования по указанным специальностям;
  • после получения среднего специального образования по специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

Также в подп. 1.7 п. 1 Постановления № 221 установлено, что порядок исчисления стажа работы по юридической специальности в отношении лиц, назначенных стажерами нотариуса и проходящими (прошедшими) стажировку в нотариальной конторе, нотариальном бюро до вступления в силу Постановления № 221, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу Постановления № 221.

Постановления № 219, № 220 и № 221 вступают в силу с 1 января 2019 г.

ГОРБАЧ А.К., юрист

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 декабря 2018 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Валютные операции между резидентами и нерезидентами по договору купли-продажи
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: ИП-юрлицо – резидент Республики Беларусь приобрел товар у юрлица-нерезидента за наличные. Какое административное наказание предусмотрено в 2022 году? Уточнение: оплата наличными в рамках договора купли-продажи, в белорусских рублях, наличные сняты с корпоративного счета, интересует ответственность.

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
20 октября 2022 года
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.