Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 13.10.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

24 сентября 2025 года

город Минск

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего Председателя Суда Дронова А.А.,

судьи-докладчика Джунушпаева К.К.,

судей Айриян Э.В., Александрова Д.П., Забары А.А.,

Исмаилова Е.Ж., Кайыпова М.Т., Кишкембаева А.Б., Павловой Н.В., Туняна А.Г.,

при секретаре судебного заседания Мухамет уулу Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Чиркова Владимира Николаевича о разъяснении отдельных положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гражданин Республики Казахстан Чирков В.Н. (далее – заявитель) обратился в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении пунктов 53, 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (далее – Положение о социальных гарантиях), являющегося приложением № 32 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), и пункта 2 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее – Соглашение).

По мнению заявителя, являющегося сотрудником Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) и имеющего вид на жительство Российской Федерации, нормы права Евразийского экономического союза (далее – Союз) не позволяют однозначно определить, допустимо ли в силу принципа равенства включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих в Российской Федерации, стаж работы гражданина государства – члена Союза, приобретенный на территории другого государства (в данном случае – Республика Казахстан) в качестве стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет.

Заявитель просит Суд предоставить консультативное заключение по следующим вопросам:

1. В ситуации, когда российское законодательство позволяет иностранному гражданину, имеющему вид на жительство в Российской Федерации, рассчитывать на получение пенсии за выслугу лет на тех же основаниях, что и гражданам Российской Федерации, допускает ли пункт 54 Положения о социальных гарантиях в силу принципа равенства учет, как и для граждан Российской Федерации, стажа работы гражданина другого государства-члена в Комиссии в качестве стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в Российской Федерации?

2. Подразумевает ли пункт 2 статьи 7 Соглашения, что при недостаточности стажа, приобретенного на территории одного государства-члена (Российской Федерации) для возникновения права на пенсию за выслугу лет учитывается стаж государственной службы, приобретенный на территории другого государства-члена?

3. В случаях когда для назначения пенсии за выслугу лет требуется направление представления на имя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, возникает ли у Председателя Коллегии Комиссии обязанность в рамках пункта 53 Положения о социальных гарантиях осуществить такое представление по аналогии с пунктом 54 Положения о социальных гарантиях?

4. Подпадают ли международные служащие Союза, являющиеся гражданами государства-члена и осуществляющие трудовую деятельность на территории другого государства-члена, под действие Соглашения?

5. Согласно пункту 46 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением № 2 к Договору (далее – Статут), Суд по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда осуществляет разъяснения положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями. Означает ли это, что заявитель, являясь сотрудником при выходе на пенсию, теряет возможность обращения в Суд за разъяснениями несмотря на то, что вопрос назначения ему пенсии за выслугу лет остается открытым?

 

Выводы Большой коллегии Суда

В соответствии с пунктом 46 Статута Суд по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.

Абзацем четырнадцатым части первой статьи 2 Договора предусмотрено, что «сотрудники» – это граждане государств-членов, работающие в органах Союза на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами.

Системное толкование пунктов 44, 46, 47, 53 и 54 Положения о социальных гарантиях дает Большой коллегии Суда основания считать, что установленное Договором право на получение пенсионного обеспечения является неотъемлемой частью правового статуса должностных лиц и сотрудников Комиссии как международных служащих. Изложенное свидетельствует о наличии у заявителя права на обращение в Суд с заявлением о разъяснении.

Поданное заявление подписано Чирковым В.Н.

Заявитель согласно представленной справке от 21 августа 2025 года работает в должности советника в Комиссии с 5 июня 2017 года (приказ от 31 мая 2017 года № 166/к).

Заявителем выполнены требования, предъявляемые к содержанию заявления сотрудника или должностного лица органа Союза о разъяснении, а также к перечню прилагаемых к нему документов, предусмотренному статьей 11 Регламента Суда, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент).

Учитывая, что вопросы, изложенные в заявлении, обосновываются заявителем необходимостью разъяснения положений права Союза, заявление подлежит принятию к производству Суда.

Установленные статьей 73 Регламента основания для отказа в принятии к производству заявления prima facie отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 46, 68, 69, 73, 74, подпунктом 1 пункта 95 Статута, статьями 11, 72 и 74 Регламента, Большая коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Принять к производству заявление Чиркова Владимира Николаевича о разъяснении отдельных положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.

2. Судебное заседание по рассмотрению настоящего дела назначить на 24 ноября 2025 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.

3. Копию настоящего постановления направить в адрес заявителя Чиркова Владимира Николаевича.

4. Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

А.А.Дронов

Судьи:

Э.В.Айриян

 

Д.П.Александров

 

К.К.Джунушпаев

 

А.А.Забара

 

Е.Ж.Исмаилов

 

М.Т.Кайыпов

 

А.Б.Кишкембаев

 

Н.В.Павлова

 

А.Г.Тунян

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.