![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Практика применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 15 сентября 2004 года)
При экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
Поставщик (резидент Республики Беларусь) обратился в хозяйственный суд с иском к покупателю (резидент Российской Федерации) о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договорных обязательств.
Истец указал, что во исполнение договора поставки в адрес ответчика им был поставлен товар.
Согласно условиям договора покупатель обязан оплатить налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и представить поставщику подтверждающие документы с отметкой налогового органа Российской Федерации, что, в свою очередь, является основанием для применения истцом нулевой ставки НДС.
При сверке данных налоговыми органами Республики Беларусь и Российской Федерации было установлено, что представленные ответчиком сведения об уплате НДС в бюджет Российской Федерации не соответствуют действительности.
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 года № 16, налоговые органы вправе взыскивать НДС, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по его уплате.
Решением налогового органа с истца взыскана сумма НДС по ставке 18 процентов за поставленный ответчику товар.
Указанная сумма определена истцом как убытки, причиненные ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств.
Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (приложение к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного в городе Астана 15 сентября 2004 года), если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств Сторон обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств Сторон, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.
Поскольку вследствие невыполнения ответчиком условий договора, выразившегося в неуплате НДС в бюджет Российской Федерации, истцу причинены убытки, суд признал заявленные требования обоснованными (дело № 65-2/06, хозяйственный суд Брестской области).
Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда