![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Средства на развитие производственной базы, перечисляемые заказчиком подрядчику, не связаны с расчетами по оплате строительных работ и рассматриваются как суммы, полученные сверх стоимости выполненных работ, а не за реализованные работы сверх цены их реализации. Поэтому указанные средства не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налога на добавленную стоимость (НДС)
В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей инспекция МНС установила, что строительно-монтажное предприятие при исчислении НДС не включило в налогооблагаемую базу суммы, поступившие на развитие производственной базы предприятия. Тем самым нарушен подпункт 15.2 Методических указаний «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденных приказом Государственного налогового комитета от 13 декабря 1999 года № 310. В связи с этим налоговая инспекция приняла решение о взыскании с предприятия суммы доначисленных налогов и экономических санкций.
Хозяйственный суд признал указанное решение недействительным, руководствуясь следующим.
Порядок перечисления и использования 7–10 процентов отчислений на развитие производственных баз ремонтно-строительных организаций регулируется одноименным разъяснением Министерства архитектуры и строительства, Министерства экономики, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства финансов (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 72, 8/694). Согласно данному разъяснению средства на развитие производственных баз носят целевой характер и предназначены для создания источника финансирования развития производственной базы ремонтно-строительных организаций. Такие отчисления подрядным организациям производятся сверх стоимости выполненных работ для последующего использования в соответствии со сметой, согласованной с местным исполкомом.
Порядок перечисления указанных средств осуществляется на основе договора одним из следующих методов:
– ежеквартально на специальный счет подрядной организации, открываемый в установленном порядке;
– ежемесячно с включением в акты формы 3 (после начисления налогов) с обязательным раздельным учетом выручки по выполненным работам и указанным отчислениям.
Во исполнение договора строительного подряда акционерное общество (заказчик) производило отчисления на развитие производственной базы проверенного налоговым органом предприятия (подрядчик). Данные отчисления включались в акты приемки выполненных работ и расчета их стоимости. В соответствии с требованиями бухгалтерского учета, руководствуясь Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, предприятие отражало полученные средства на счете 96 «Целевые финансирования и поступления». Перечисленные подрядчику средства использовались по целевому назначению в соответствии со сметой, согласованной с местным исполкомом.
Суд пришел к выводу, что предприятием не допущено нарушений установленного порядка перечисления и использования отчислений на развитие производственных баз ремонтно-строительных организаций.
Судом не принята во внимание ссылка налогового органа на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1993 года № 67 «О новых сметных нормах и ценах в строительстве», так как данное постановление касается вновь проектируемых строек. Проверенное же налоговым органом предприятие выполняло ремонтные работы, и поэтому указанное постановление неприменимо.
Суд также не принял во внимание ссылку налогового органа на то, что денежные средства, поступившие на счет предприятия, не относятся к целевым средствам и поэтому подлежат включению в облагаемый оборот для исчисления НДС. Так, согласно пункту 5 статьи 6 Закона «О налоге на добавленную стоимость» при определении налоговой базы не учитываются полученные налогоплательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе средства, поступившие из республиканского бюджета либо из создаваемых в соответствии с законодательством фондов и использованные по целевому назначению.
Согласно материалам дела денежные средства на развитие производственной базы перечислялись сверх стоимости выполненных работ. Факт же отнесения заказчиком перечисляемых денежных средств на затраты производства не может рассматриваться как доказательство нарушения ведения бухгалтерского учета со стороны проверенного налоговым органом подрядчика – субъекта предпринимательской деятельности, по иску которого рассматривался спор.
Подготовлено управлением обеспечения
надзора и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда