![]() | Официальная правовая информация |
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»
В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур определено, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (административные процедуры) являются:
доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;
недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального банка;
определение перечня документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и регламентами административных процедур, а также документов и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно;
обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством консолидации в службе «одно окно»;
максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (цифровизация административных процедур);
соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур;
иные принципы, установленные законодательными актами.
Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (единый перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
В едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется:
уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;
орган-регулятор – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений;
срок осуществления административной процедуры;
вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры.
Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.
Определено, что орган-регулятор:
осуществляет подготовку проектов актов законодательства по включению в единый перечень новых административных процедур, их изменению или исключению из единого перечня;
утверждает регламент административной процедуры в соответствии с установленными требованиями;
выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно окно»;
разъясняет регламент соответствующей административной процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при необходимости выдает обязательное для исполнения предписание о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам анализа информации, касающейся формирования такой платы;
осуществляет иные функции в соответствии с данным Указом и иными актами законодательства.
Регламент административной процедуры утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом.
Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы).
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры в виде:
сбора (пошлины), определяется в соответствии с законодательными актами;
платы за услуги (работы), определяется исходя из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10 процентов.
Кроме того, будет создан реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно документу Министерство экономики:
является владельцем реестра;
обеспечивает создание и функционирование реестра;
совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает формирование и ведение реестра;
заключает договор с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на предоставление программно-технических средств и технологий общегосударственной автоматизированной информационной системы для размещения и эксплуатации реестра.
Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается круглосуточный свободный доступ к данным реестра через интернет-портал, а также доступ к реестру для целей его формирования и ведения.
Действие Указа не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур:
указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
в отношении деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков;
связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;
связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
в сфере государственных секретов;
связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Совету Министров Республики Беларусь поручено обеспечить до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».
Также Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право разъяснять вопросы применения Указа.
Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь Национального центра правовой информации Республики Беларусь, 01.07.2021