![]() | Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 февраля 2023 г. № 25
О рассмотрении обращений граждан Республики Беларусь по вопросам совершения ими правонарушений
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 26 января 2024 г. № 33 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.01.2024, 1/21205);
Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2024 г. № 397 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.10.2024, 1/21617)
В целях поддержания гражданского согласия, обеспечения реализации конституционных прав и свобод белорусских граждан постановляю:
1. Образовать Комиссию по рассмотрению обращений граждан Республики Беларусь по вопросам совершения ими правонарушений (далее – Комиссия) и утвердить ее состав (прилагается).
2. Установить, что Комиссия вправе рассматривать обращения*:
находящихся за рубежом и желающих вернуться в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь, которые совершили начиная с 1 января 2020 г. административные правонарушения или преступления, связанные со значимыми общественно-политическими событиями в Республике Беларусь (далее, если не установлено иное, – правонарушения), или опасаются возвращения в Республику Беларусь в связи со своей возможной причастностью к совершению таких правонарушений;
иных граждан Республики Беларусь в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.
Комиссия рассматривает обращения, поданные в письменной или электронной форме.
______________________________
* На данные обращения не распространяются требования Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
3. Обращения должны быть изложены на русском или белорусском языке и содержать:
наименование Комиссии;
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина Республики Беларусь (далее – гражданин), адрес его места жительства (места пребывания), дату последнего выезда за пределы Республики Беларусь, а также сведения о последнем месте работы (учебы) в Республике Беларусь;
изложение сути обращения с отражением информации:
о причинах, по которым гражданин покинул территорию Республики Беларусь (если гражданин находится за рубежом);
о желании вернуться в Республику Беларусь;
об обстоятельствах, в связи с которыми, как полагает гражданин, его могут привлечь к административной и (или) уголовной ответственности;
о готовности соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные нормативные правовые акты, уважать государственные символы и национальные традиции Республики Беларусь, осознанно и активно исполнять свой гражданский долг. При совершении правонарушения гражданин также сообщает о чистосердечном раскаянии в содеянном, готовности принести публичные извинения и возместить причиненный ущерб (вред);
иные сведения, имеющие, по мнению гражданина, значение для рассмотрения обращения;
личную подпись гражданина (для письменных обращений).
4. К обращению должны быть приложены копия документа, удостоверяющего личность гражданина, иные документы, которые, по мнению гражданина, имеют значение для рассмотрения данного вопроса Комиссией, включая личные поручительства.
Поручителями могут быть дееспособные совершеннолетние лица, общественные организации, политические партии, государственные служащие, трудовые коллективы, иные объединения граждан, юридические лица. Количество поручителей не ограничивается.
41. Требования к обращениям, установленные пунктами 3 и 4 настоящего Указа, не распространяются на обращения граждан Республики Беларусь, рассматриваемые Комиссией в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.
5. Обращения рассматриваются Комиссией по существу в срок не позднее двух месяцев со дня их поступления. При необходимости председатель Комиссии вправе продлить этот срок до трех месяцев.
6. Обращения, не относящиеся к компетенции Комиссии и (или) не соответствующие требованиям, установленным настоящим Указом, не принимаются Комиссией к рассмотрению, о чем в порядке, установленном председателем Комиссии, извещается гражданин.
7. При рассмотрении обращений Комиссия с согласия ее председателя или его заместителя имеет право:
запрашивать у государственных органов, включая органы, ведущие административный или уголовный процесс, иных организаций и граждан информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения, которые должны быть представлены в установленный Комиссией срок;
приглашать на заседания Комиссии представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и иных лиц.
Государственные органы на основании запроса Комиссии вносят предложения относительно решения, которое может быть принято Комиссией по обращению в соответствии с пунктом 8 настоящего Указа.
8. По результатам рассмотрения обращения Комиссия принимает одно из следующих решений:
об информировании гражданина об отсутствии в отношении его на дату обращения в Комиссию начатого административного процесса о правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста, неисполненного постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, возбужденного уголовного дела, постановлений о признании подозреваемым, привлечении в качестве обвиняемого;
о целесообразности отмены избранной в отношении гражданина меры пресечения или замены ее более мягкой;
о целесообразности прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, освобождения его от уголовной ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;
об информировании гражданина о его процессуальном положении по делу об административном правонарушении, уголовному делу;
об информировании гражданина о проведении в отношении его проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или законодательством, определяющим порядок административного процесса, либо о наличии оснований для такой проверки.
Комиссией в отношении гражданина может быть принято иное решение, обусловленное реализацией поручения Президента Республики Беларусь.
9. Решение принимается на заседании Комиссии путем открытого голосования большинством голосов и оформляется протоколом, который подписывается председателем и присутствующими на заседании членами Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует более половины ее состава.
Решение Комиссии является окончательным.
10. Обратившиеся граждане уведомляются о принятых Комиссией решениях в порядке, установленном председателем Комиссии.
11. При принятии Комиссией решений, названных в абзацах третьем и четвертом пункта 8 настоящего Указа, учитываются характер и степень общественной опасности (вредности) совершенного деяния, чистосердечное раскаяние в содеянном, личность гражданина, его поведение, отношение к труду (учебе), наличие личных поручительств, иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Данные решения направляются с учетом компетенции в органы, ведущие административный или уголовный процесс, которые обязаны в трехдневный срок рассмотреть их и о результатах уведомить Комиссию.
12. Граждане, в отношении которых Комиссией приняты решения, названные в абзацах втором–четвертом пункта 8 настоящего Указа, обязаны прибыть в Республику Беларусь не позднее трех месяцев с даты направления Комиссией соответствующего уведомления. При несоблюдении этого требования решение Комиссии утрачивает силу.
13. В отношении граждан, прибывших в Республику Беларусь в срок, установленный в пункте 12 настоящего Указа, принятие необходимых процессуальных решений по правонарушениям допускается исключительно с согласия Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности.
14. По решению председателя Комиссии работа Комиссии может освещаться в средствах массовой информации.
15. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Генеральной прокуратурой за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов прокуратуры.
16. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
Указ Президента 06.02.2023 № 25 |
СОСТАВ
Комиссии по рассмотрению обращений граждан Республики Беларусь по вопросам совершения ими правонарушений
Швед |
– |
Генеральный прокурор (председатель Комиссии) |
Гайдукевич |
– |
заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности (заместитель председателя Комиссии) |
Стук |
– |
заместитель Генерального прокурора (заместитель председателя Комиссии) |
Азаренок |
– |
обозреватель политический дирекции информационного вещания закрытого акционерного общества «Столичное телевидение» |
Басков |
– |
заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, руководитель представительства открытого акционерного общества «Аккумуляторный Альянс» |
Басько |
– |
генеральный директор научно-технологической ассоциации «Инфопарк» |
Богдан |
– |
заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства |
Богданович |
– |
председатель Ассоциации «Федерация хоккея Республики Беларусь» |
Воскресенский |
– |
заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Новая биотехнологическая компания» |
Гигин |
– |
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, генеральный директор государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» |
Гончарова |
– |
начальник управления электронных средств массовой информации и интернет-ресурсов Министерства информации |
Гора |
– |
Председатель Следственного комитета |
Гурский |
– |
главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси |
Дьяченко |
– |
заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам |
Карчевская |
– |
ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» |
Кубраков |
– |
Министр внутренних дел |
Ленчевская |
– |
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству |
Маркевич |
– |
старший научный сотрудник Центра политологии государственного научного учреждения «Институт социологии Национальной академии наук Беларуси» |
Марков |
– |
Министр информации |
Молостов |
– |
Председатель Государственного пограничного комитета |
Муковозчик |
– |
политический обозреватель учреждения Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня» |
Пустовой |
– |
обозреватель политический дирекции информационного вещания закрытого акционерного общества «Столичное телевидение» |
Рыженков |
– |
Министр иностранных дел |
Самбук |
– |
заместитель Председателя Комитета государственного контроля – директор Департамента финансовых расследований |
Тертель |
– |
Председатель Комитета государственной безопасности |
Харута |
– |
председатель Международного общественного объединения «Братский Союз» |
Шваков |
– |
председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов |
Шпилевская |
– |
председатель общественного объединения «Белорусский союз женщин» |
Эйсмонт |
– |
Председатель Национальной государственной телерадиокомпании |