Обсудить
на форуме
Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 18.08.2022
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июня 2021 г. № 240

Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования

В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур постановляю:

1. Определить, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее – административные процедуры) являются:

доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;

недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального банка;

определение перечня документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и регламентами административных процедур, а также документов и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно;

обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством консолидации в службе «одно окно»;

максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных процедур);

соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур;

иные принципы, установленные законодательными актами.

2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

В едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется:

уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;

орган-регулятор – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений;

срок осуществления административной процедуры;

вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры.

Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.

3. Орган-регулятор:

осуществляет подготовку проектов актов законодательства по включению в единый перечень новых административных процедур, их изменению или исключению из единого перечня;

утверждает регламент административной процедуры в соответствии с требованиями, установленными в приложении;

выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно окно»;

разъясняет регламент соответствующей административной процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при необходимости выдает обязательное для исполнения предписание о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам анализа информации, касающейся формирования такой платы;

осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Указом и иными актами законодательства.

4. Регламент административной процедуры утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом.

5. Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы).

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры в виде:

сбора (пошлины), определяется в соответствии с законодательными актами;

платы за услуги (работы), определяется исходя из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10 процентов.

6. При осуществлении административных процедур на безвозмездной основе выполняется:

доступ заинтересованных лиц к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;

доведение запроса уполномоченного органа, другого государственного органа, иной организации, которой делегированы полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, а также по принятию административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц, службы «одно окно» (далее – уполномоченное лицо) до государственного информационного ресурса (системы) и информации в электронной форме из такого ресурса (системы) до уполномоченного лица посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;

предоставление владельцем (оператором) государственного информационного ресурса (системы), республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информации в электронной форме уполномоченному лицу* либо оператору общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Услуги коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с абзацем четвертым части первой настоящего пункта финансируются государственным органом или организацией, в подчинении (ведении) которых они находятся, за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на их функционирование. Порядок финансирования указанных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.**

______________________________

* В отношении документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.

** Пункт 6 применяется к административным процедурам по заявлениям граждан.

7. Создать реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой.

Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, реестра, интеграция его с программно-техническими комплексами органов-регуляторов и последующее сопровождение такой интеграции осуществляются за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на указанные цели и функционирование программно-технических комплексов, а также за счет других источников в соответствии с законодательством.

8. В реестр подлежат включению следующие сведения:

краткое описание административной процедуры;

сведения об административной процедуре и порядке ее осуществления, определенные регламентом, законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся контактная информация;

требования к документам, предоставляемым для осуществления административной процедуры;

наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора и (или) иного государственного органа или организации, являющихся вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;

реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов, на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении административной процедуры, и способы ее внесения;

иные справочно-информационные сведения, не противоречащие требованиям законодательства.

9. Министерство экономики:

является владельцем реестра;

обеспечивает создание и функционирование реестра;

совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает формирование и ведение реестра;

заключает договор с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на предоставление программно-технических средств и технологий общегосударственной автоматизированной информационной системы для размещения и эксплуатации реестра.

10. Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается:

круглосуточный свободный доступ к данным реестра через интернет-портал;

доступ к реестру для целей его формирования и ведения.

11. Действие настоящего Указа не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур:

указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;

в отношении деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);

связанных с изъятием и предоставлением земельных участков;

связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;

связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

в сфере государственных секретов;

связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:

12.1. в трехмесячный срок:

утверждение единого перечня;

разработку формы регламента административной процедуры;

12.2. в девятимесячный срок:

создание реестра;

утверждение регламентов административных процедур в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа;

утверждение порядка финансирования услуг коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с частью второй пункта 6 настоящего Указа;

приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;

12.3. утверждение органами-регуляторами в девятимесячный срок регламентов административных процедур;

12.4. до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».

13. Предоставить право Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

14. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 12 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;

иные положения этого Указа – через девять месяцев после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
25.06.2021 № 240

ТРЕБОВАНИЯ
к регламентам административных процедур

1. В регламенте административной процедуры определяются:

исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, требования к ним, порядок и формы их представления, а в отношении документов, выданных или удостоверенных иностранным компетентным органом, – также необходимость их легализации (проставления апостиля);

размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;

срок действия справки или иного документа, если они выдаются уполномоченным органом по результатам осуществления административной процедуры, и форма их представления;

особенности осуществления административной процедуры, в том числе ее подведомственность, субъекты хозяйствования, товары (объекты), работы, услуги, в отношении которых осуществляется (не осуществляется) соответствующая административная процедура;

перечень документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно;

порядок подачи (отзыва) административной жалобы в электронной и (или) письменной форме;

перечень государственных информационных ресурсов (систем), из которых уполномоченному органу должны предоставляться необходимые сведения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

2. Если вопросы, указанные в пункте 1, урегулированы законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в регламент административной процедуры включаются ссылки на соответствующие структурные элементы этих актов.

3. В случае, если в регламенте административной процедуры определен перечень затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, уполномоченные органы:

информируют орган-регулятор о принятых решениях по определению размера платы за услуги (работы), взимаемой при осуществлении административной процедуры;

представляют по требованию субъекта хозяйствования экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) при осуществлении административной процедуры.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.