Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 08.04.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 апреля 2025 г. № 11

О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины

Для успешного развития Республики Беларусь, потенциала всех отраслей экономики и сфер деятельности в условиях глобальных политических и социально-экономических вызовов необходимы эффективное управление и строгая производственно-технологическая, трудовая, служебная и исполнительская дисциплина (далее – исполнительская дисциплина).

Дальнейшее повышение качества жизни в нашей стране – это совместная работа государственных органов всех уровней, организаций независимо от формы собственности и граждан. Добросовестным, ответственным, творческим отношением к служебным обязанностям, высокопроизводительным использованием рабочего времени каждый из нас вносит свой вклад в общее благосостояние и устойчивость страны.

Исполнительская дисциплина является одним из ключевых факторов готовности государственных органов и иных организаций оперативно и эффективно реализовывать стоящие задачи.

Слабая исполнительская дисциплина, бесхозяйственность, неорганизованность, несвоевременность приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению законодательства и поручений, нарушению прав и свобод граждан, создают условия для коррупции и злоупотреблений, дискредитируют государственную власть.

Реализация поставленных на пятилетку качества задач по всестороннему преобразованию государства и общества требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой деятельности, усиления исполнительской дисциплины, социально ответственного отношения каждого к труду. В этих целях:

В сфере функционирования органов государственной власти и управления

1. В системе государственных органов и других государственных организаций (далее, если не указано иное, – государственные органы и государственные организации) обеспечить:

неукоснительное следование конституционному принципу разделения государственной власти, сбалансированность функций государственных органов;

законность;

координацию деятельности с учетом законодательно предоставленных государственным органам и государственным организациям полномочий;

эффективное участие в управлении деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему государственных органов и государственных организаций) организаций;

оптимальность структуры и численности;

эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств и распоряжение государственным имуществом;

дебюрократизацию управленческих процессов;

инициативность, ответственность, высокие стандарты качества работы, нацеленность на результат;

оперативность принятия решений и всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий их реализации;

исполнительскую дисциплину;

недопустимость и нетерпимость коррупции.

Названные в части первой настоящего пункта требования являются основополагающими в деятельности всех государственных органов и государственных организаций и обязательны для соблюдения.

2. Государственным органам, должностным лицам безусловно следовать регламентирующим их полномочия нормам Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актов, не допускать вмешательства в компетенцию других государственных органов, должностных лиц.

Обеспечить следующее четкое функциональное разграничение:

Национальное собрание Республики Беларусь – качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь – также развитие местного самоуправления;

Совет Министров Республики Беларусь – экономический штаб, отвечающий за реализацию основных направлений социально-экономической политики;

Администрация Президента Республики Беларусь – политический штаб, обеспечивающий полномочия Президента Республики Беларусь в сферах государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, внешней политики и осуществляющий контроль за выполнением решений Главы государства;

Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь – обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь и Совета Безопасности Республики Беларусь в сфере национальной безопасности;

Комитет государственного контроля – государственный контроль в соответствии с компетенцией и принятие профилактических мер по недопущению правонарушений в экономической сфере;

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры – надзор за точным и единообразным выполнением нормативных правовых актов, координация деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактике правонарушений.

3. Определить одной из главных задач оптимизацию управленческой деятельности, в рамках которой в частности:

исключить необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате;

решение и согласование вопросов, входящих в компетенцию соответствующего государственного органа и государственной организации, обеспечивать без передачи на вышестоящий уровень или рассмотрения на заседаниях созданных в соответствии с законодательством межведомственных коллегиальных формирований;

обеспечить принятие нормативных правовых актов в соответствии с предоставленной актами законодательства компетенцией, исключив принятие решений рекомендательного характера;

прекратить формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы и государственные организации, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами;

оптимизировать состав организационных комитетов для подготовки мероприятий, не допускать включения в них должностных лиц, присутствие которых требуется эпизодически;

повысить эффективность служебных командировок за границу независимо от источников их финансирования при обязательном соблюдении требований их экономической оправданности с точки зрения общегосударственных интересов, обоснованности командирования каждого члена делегации (группы), достижения конкретных результатов, которые не могут быть обеспечены иным способом;

проводить дальнейшую оптимизацию структуры и численности республиканских и местных государственных органов и государственных организаций.

4. Обеспечить поэтапное развитие и внедрение в практическую деятельность современных цифровых технологий для дальнейшего совершенствования деятельности в сфере государственного управления.

5. Считать достижение нулевой бюрократии одной из стратегических задач всей системы государственной власти.

Для дальнейшей дебюрократизации деятельности государственных органов и государственных организаций:

минимизировать количество документов на бумажных носителях при реализации своих функций;

активизировать работу по цифровизации и упрощению всех административных, управленческих процессов и взаимодействие государственных органов с юридическими лицами и гражданами. Сократить до одного года сроки создания (доработки) и модернизации государственных информационных систем в целях цифровизации административных процедур, если иное не определено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

предельно снизить количество согласований, требуемых для принятия правовых актов и иных решений;

обеспечивать высокое качество нормотворчества, избегать включения бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений;

исключить факты нахождения и рассмотрения в государственном органе документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством;

оптимизировать направление запросов и исключить дублирование сбора информации в информационных системах (ресурсах);

осуществлять сбор отчетности и другой информации, представляемой юридическими лицами и гражданами на регулярной основе, с использованием государственных информационных систем (ресурсов);

обеспечивать полноту, актуальность и достоверность содержащейся в государственных информационных системах (ресурсах) информации, а также возможность ее повторного использования;

согласовывать с Межведомственным советом по управлению государственными данными состав, структуру и уровень детализации информации, собираемой и обрабатываемой посредством государственных информационных систем (ресурсов), применяемые для этого классификации.

6. Государственным органам всех уровней при формировании кадрового состава исходить из необходимости привлечения на службу лиц, способных по своим знаниям, навыкам и деловым качествам работать в условиях современных политических и социально-экономических вызовов.

В сфере исполнительской дисциплины

7. Считать приоритетными государственными задачами:

обеспечение полноценного участия всех трудоспособных граждан в экономике страны;

достижение высокого уровня исполнительской дисциплины;

воспитание культуры ответственности каждого за свои квалификацию, качество работы, принимаемые решения, производительность труда и общий результат;

воспитание молодежи в духе патриотизма и преданности интересам Республики Беларусь и стимулирование реализации потенциала молодежи в интересах белорусского общества.

8. Определить состояние исполнительской дисциплины одним из основных критериев оценки работы государственных органов и иных организаций независимо от формы собственности (далее – государственные органы и иные организации), их руководителей.

9. Проводить обязательную оценку состояния исполнительской дисциплины в государственном органе и иной организации, учитывать ее при продлении либо заключении с руководителем этого органа или организации контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам.

10. Для достижения надлежащего уровня исполнительской дисциплины в государственных органах и иных организациях должны обеспечиваться:

своевременность выполнения поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, вышестоящих и иных государственных органов и должностных лиц в соответствии с их компетенцией (далее – вышестоящие государственные органы);

результативность и эффективность деятельности, оцениваемые в качественных и количественных параметрах, исключение формально-бюрократического подхода к ее осуществлению;

действенный контроль за выполнением правовых актов, поручений государственных органов и должностных лиц;

неотвратимость и справедливость мер ответственности за совершение виновных действий (бездействие).

Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за выполнение предписаний части первой настоящего пункта.

11. Считать обеспечение информационной безопасности одним из важнейших требований исполнительской дисциплины.

12. Руководителям государственных органов и иных организаций:

создать условия недопустимости и нетерпимости нарушений исполнительской дисциплины в возглавляемом государственном органе (организации);

повысить требовательность к нарушителям исполнительской дисциплины, внедрять автоматизированные или иные системы учета рабочего времени, обеспечивать контроль за эффективностью результатов труда;

на регулярной основе проводить анализ уровня исполнительской дисциплины в возглавляемых ими и подчиненных органах (организациях), своевременно выявлять причины снижения эффективности деятельности работников и принимать меры по их устранению;

обеспечивать информирование работников о требованиях законодательства, регламентирующего сферу деятельности соответствующего органа (организации), включая технические нормативные правовые акты, содержании правил внутреннего трудового распорядка, коллективных договоров (соглашений) и иных локальных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;

стимулировать сохранение и закрепление высококвалифицированных кадров, внедрять действенные системы мотивации и поощрения эффективного труда и профессионального развития работников, улучшать условия труда;

принять исчерпывающие меры по соблюдению финансовой дисциплины, эффективному использованию государственных средств, целевому и бережному распоряжению государственным имуществом, его использованию.

13. В государственных органах и государственных организациях:

руководителям на регулярной основе проводить мониторинг хода выполнения поручений, данных соответствующему органу (организации);

тщательно прорабатывать принимаемые решения с точки зрения соответствия государственной политике, экономической эффективности и социальных последствий.

14. Рассматривать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за следующие нарушения исполнительской дисциплины:

повторный возврат вышестоящим государственным органом для доработки некачественно подготовленного проекта правового акта, протокола поручений, доклада о выполнении поручений – работников, подготовивших некачественные документы, и руководящих должностных лиц, их подписавших (завизировавших);

невыполнение в установленный срок решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь – работников, допустивших такие нарушения, и лиц, осуществляющих руководящие функции по отношению к ним. 

15. Руководители государственных органов и государственных организаций, не обеспечившие надлежащий уровень исполнительской дисциплины в возглавляемых органах (организациях), могут быть:

заслушаны на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь, коллегии Администрации Президента Республики Беларусь. При этом факт вынесения данного вопроса на заседание дает основание лишить полностью или частично соответствующего руководителя стимулирующих выплат;

направлены на досрочную аттестацию для рассмотрения целесообразности дальнейшего пребывания в должности.

16. Установить, что:

за умышленные действия (бездействие), приведшие при исполнении договорных обязательств к неэффективным расходованию государственных средств и использованию государственного имущества, отвечают все контрагенты соответствующего договора независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;

противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в договорах, заключенных между государственными организациями, считается нарушением исполнительской дисциплины руководителем организации, допустившей нарушение договора;

поручение вышестоящего государственного органа, принятое в пределах компетенции, устанавливает для должностных лиц или организаций, которым оно адресовано, юридически значимую обязанность совершать или не совершать предписываемое действие, если его выполнение не влечет уголовную, административную или иную ответственность.

17. Преобразовать Межведомственный совет по государственной статистике в Межведомственный совет по управлению государственными данными.

Национальному статистическому комитету обеспечивать деятельность Межведомственного совета по управлению государственными данными.

18. Помощникам Президента Республики Беларусь – инспекторам по областям, г. Минску обеспечить жесткий контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами поручений Президента Республики Беларусь, инициировать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, виновных в невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем их выполнении.

19. Совету Министров Республики Беларусь совместно с местными исполнительными и распорядительными органами принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на мотивацию участия граждан в экономике страны, стимулирование их трудоустройства, существенное снижение количества лиц, не занятых в экономике.

20. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь в трехмесячный срок:

разработать механизм оценки эффективности деятельности государственных органов и организаций, их руководителей по укреплению исполнительской дисциплины;

внести предложения по созданию:

единой информационной системы электронного документооборота и контроля за выполнением поручений для государственных органов;

единой информационной системы оперативной и ведомственной отчетности;

принять иные меры по реализации настоящей Директивы.

21. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь.

22. Настоящая Директива вступает в силу со дня ее официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.