Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 мая 2016 г. № Р-1032/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 апреля 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации» и «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Конституция, утверждая приоритет личности и обеспечения ее прав (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21), обязывает государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство (статья 28); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (части первая и третья статьи 34).
Конституцией установлено также, что детство находится под защитой государства; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья статьи 32).
Исходя из указанных конституционных положений, правовое регулирование государственной защиты детей должно гарантировать им защиту неприкосновенности и достоинства личности, в том числе защиту от неблагоприятного информационного воздействия.
Предоставление государством детям особой защиты их прав и законных интересов основывается также на положениях части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства и согласуется с действующими в этой сфере международно-правовыми нормами. Право детей на особую защиту и помощь закреплено в основополагающих документах по правам человека: Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 24); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (пункт 3 статьи 10). Государства – участники Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункт 2 статьи 3).
Внесение проверяемым Законом изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь имеет целью дальнейшее совершенствование правового механизма защиты детей с учетом вышеприведенных конституционных и международно-правовых норм.
2. Особая ответственность за сохранение здоровья детей и за их воспитание, обеспечивающее полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие, лежит, помимо родителей или лиц, их заменяющих, на лицах, занимающихся педагогической деятельностью, а также лицах, выполняющих воспитательные функции, то есть занимающихся деятельностью, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Требования, предъявляемые законодательством к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного здоровья. Этим обусловлено предписание части четвертой статьи 27 Закона «О правах ребенка», в соответствии с которым должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 1811, 182, 187, 343, 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством Республики Беларусь.
Данная норма дополняется указанием должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также лиц, которые не могут осуществлять педагогическую деятельность в данной сфере в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта (пункт 4 статьи 1 Закона). Таким образом, Закон расширяет перечень лиц, для которых доступ к трудовой деятельности в сфере работы с детьми ограничивается.
Конституционный Суд считает, что установление запрета на занятие профессиональной деятельностью, связанной с детьми, выступает в качестве меры защиты несовершеннолетних, не способных в силу возраста эффективно противодействовать преступным посягательствам либо негативному воздействию на собственную психику.
В подтверждение выраженной ранее в ряде решений правовой позиции Конституционный Суд отмечает, что, ограничивая право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности как основу законодательного регулирования прав и свобод. При этом ограничение права не должно посягать на само существо права и приводить к утрате его содержания. Такой подход вытекает из статьи 22 и части первой статьи 23 Конституции и согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, провозглашающими, что каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека).
Вводимые Законом для отдельных лиц ограничения на доступ к работе с детьми отвечают требованиям справедливости, адекватны социально необходимому результату, не являются чрезмерными, направлены на защиту прав и свобод других лиц и не затрагивают само существо конституционного права на труд, поскольку не ограничивают пределы и применение его основного содержания.
3. Конституционное право на информацию распространяется в равной степени на всех граждан. Информационная сфера в настоящее время становится системообразующим фактором жизни людей.
Вместе с тем содержание информации, ее доступность вызывают ряд проблем, касающихся прежде всего лиц, не достигших совершеннолетия. Деструктивное информационное воздействие жестокости, насилия, порнографии, демонстрируемых в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет и средствах мобильной связи, способствует личностной деформации несовершеннолетних, подрыву их нравственных устоев, развитию антиобщественных стереотипов поведения.
Пунктом 6 статьи 1 Закона в целях обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних Закон «О правах ребенка» дополняется главой 41, в которой закрепляется право каждого ребенка на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию; определяется информация, способная оказать такое негативное влияние на детей определенной возрастной категории; предусматриваются меры по защите детей от указанной информации и др. Так, в соответствии со статьей 372 данной главы к мерам по защите детей относятся запрет на распространение информационной продукции без присвоения знака возрастной категории детей, среди которых допускается ее распространение; административные, организационные меры, программно-аппаратные и программные средства либо заключение договора на оказание услуг по ограничению доступа к информации в глобальной компьютерной сети Интернет. Критерии определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, и порядок присвоения соответствующего знака информационной продукции, кроме фильмов, предназначенных для показа на территории Республики Беларусь, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Конституционный Суд оценивает такое правовое регулирование ограничения доступа детей к отдельным видам информации как реализованное в соответствии с частью третьей статьи 34 Конституции в целях защиты чести и достоинства детей и согласующееся с положениями Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года о нуждаемости ребенка в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту ввиду его физической и умственной незрелости (преамбула), а также положениями Конвенции о правах ребенка о поощрении государствами-участниками разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (пункт «е» статьи 17). Предусматривая право ребенка на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию, законодатель определяет также правовые средства возможного его осуществления.
4. Статьями 3 и 5 Закона в законы «О средствах массовой информации» и «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь» вносятся дополнения, которыми устанавливаются права и обязанности редакции средства массовой информации (СМИ), распространителя продукции иностранного СМИ, владельца информационных ресурсов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, издателя печатного издания, распространителя печатного издания, выпущенного в свет за пределами территории Республики Беларусь, по присвоению знака возрастной категории (абзацы второй, девятый, одиннадцатый пункта 1 статьи 3, абзацы третий и пятый пункта 1 статьи 5). Вносимыми дополнениями определяются СМИ и печатные издания, распространение которых допускается без знака возрастной категории (абзацы четвертый–восьмой пункта 1 статьи 3, абзацы четвертый–шестой пункта 2 статьи 5 Закона), а также закрепляются основания (при отсутствии знака возрастной категории, если наличие такого знака обязательно) вынесения письменного предупреждения редакции СМИ, распространителю продукции иностранного СМИ, приостановления действия свидетельства о государственной регистрации издателя печатной продукции, распространителя печатного издания, выпущенного в свет за пределами территории Республики Беларусь (абзацы третий и пятый пункта 2 статьи 3, абзацы третий и шестой пункта 3 статьи 5 Закона).
Приведенные нормы Закона корреспондируют предусмотренному Законом праву ребенка на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию, составляя в целом часть правового механизма реализации данного права, и в этом качестве согласуются с частью третьей статьи 21 Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в законах.
Вместе с тем, определяя негативные последствия распространения информационной продукции без знака возрастной категории, Закон не содержит четко выраженного запрета на распространение информационной продукции с присвоенным ей знаком возрастной категории среди детей, возраст которых не соответствует присвоенному знаку. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на то, что при реализации норм Закона необходимо, основываясь на конституционном положении о защите детства государством, считать присвоение информационной продукции знака возрастной категории запретом на ее распространение среди несовершеннолетних, относящихся к более низким возрастным категориям. При дальнейшем совершенствовании правового регулирования защиты ребенка от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию, необходимо исключить на законодательном уровне указанную правовую неопределенность в части условий распространения информационной продукции с присвоенным знаком возрастной категории.
Конституционный Суд считает, что конституционно-правовой статус ребенка обязывает производителей и распространителей информационной продукции формировать стандарты благоприятной информационной среды, сводя к минимуму распространение материалов, связанных с насилием, наркотиками, порнографией, и иных материалов, способных оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие ребенка.
5. Законодателем вносится дополнение в Закон «О рекламе», касающееся включения в рекламу культурно-зрелищного мероприятия указания на знак возрастной категории (статья 2), а также дополнение в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», предусматривающее возможность установления законодательством Республики Беларусь особенностей правового регулирования информационных отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (пункт 1 статьи 4 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что обусловленное закреплением в Законе «О правах ребенка» права ребенка на защиту от информации внесение соответствующих изменений и дополнений в указанные выше и иные законы направлено на достижение правовой обеспеченности как неотъемлемой части принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) в целях наиболее полного и конкретного регулирования важнейших общественных отношений, формирования надлежащего механизма реализации прав и свобод граждан.
Конституционно-правовой смысл норм Закона выражается в их направленности на признание детства как конституционной ценности и государственную защиту прав несовершеннолетних в области информационных отношений. Государство в приоритетном порядке гарантирует детям защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, обеспечивая безопасность каждого ребенка от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику. Этим обусловлено устанавливаемое Законом правовое регулирование, позволяющее в соответствии с частью третьей статьи 34 Конституции ограждать ребенка от информации, способной причинить вред его здоровью и развитию.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |