Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 мая 2015 г. № Р-985/2015
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 мая 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 мая 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях согласования норм Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» с рядом норм законов Республики Беларусь «Аб беларусах замежжа», «О физической культуре и спорте», «Об инвестициях», «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Положениями Закона вносятся изменения и дополнения в Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утвержденные Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года, которыми уточняются отдельные принципы, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства.
Закон принят на основании положений Конституции, согласно которым Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1); Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь (пункт 2 части первой статьи 97); Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты таких законов (пункт 1 части первой статьи 98).
2. Законом путем изложения в новой редакции корректируется положение, определяющее одно из основных направлений в сфере развития реального сектора экономики. В соответствии с действующей редакцией этим направлением является стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства, повышения эффективности использования земель, совершенствования организационно-экономической структуры, государственной поддержки агропромышленного комплекса. В пункте 4 статьи 1 Закона данное направление определено как проведение государственной аграрной политики, обеспечивающей такое стимулирование, в том числе на базе рационального использования земель.
Приведенное положение Закона отвечает требованию, предусмотренному частью второй статьи 46 Конституции, согласно которой государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Кроме того, указанное положение Закона согласуется с Конвенцией Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (к данной Конвенции Республика Беларусь присоединилась в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 393). В пункте 2 статьи 2 Конвенции определено, что для борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи необходима долгосрочная комплексная стратегия для затрагиваемых районов, направленная одновременно на повышение продуктивности земель, восстановление, сохранение и устойчивое и рациональное использование земельных и водных ресурсов в целях повышения уровня жизни, особенно на уровне общин.
3. Согласно пункту 13 статьи 1 Закона к основным направлениям в сфере международной безопасности относится противодействие незаконному распространению оружия массового поражения, средств его доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, а также осуществление экспортного контроля.
Таким образом, при осуществлении внутренней и внешней политики в сфере безопасности Республика Беларусь будет противодействовать и незаконному распространению технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки, что направлено на воспрепятствование незаконному производству в зарубежных государствах комплексов вооружений большой поражающей способности.
Указанные положения Закона согласуются с частью первой статьи 18 Конституции, устанавливающей, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит в том числе из принципов неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, а также отвечают такой цели Организации Объединенных Наций, как поддержание международного мира и безопасности (пункт 1 статьи 1 Устава ООН).
4. В соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми абзацами четвертым и пятым пункта 15 статьи 1 Закона, к основным направлениям внутренней и внешней политики в сфере международного сотрудничества в области спорта относится содействие федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, включенным в реестр федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, в их международной деятельности и повышении международного авторитета Республики Беларусь через активное участие спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных мероприятиях.
Данные положения Закона согласуются с конституционным положением о развитии физической культуры и спорта, обеспечивающим право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (часть третья статьи 45 Конституции), и направлены на повышение международного авторитета Республики Беларусь, что является одним из условий реализации конституционной обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть первая статьи 59 Конституции).
5. Ряд изменений и дополнений, предусматриваемых Законом, направлены на приведение терминологии, используемой в Основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, в соответствие с терминологией других законодательных актов. Так, абзацем четвертым пункта 9, абзацами вторым и третьим пункта 14 статьи 1 Закона в Основные направления внутренней и внешней политики вводится термин «белорусы зарубежья», определение которого содержится в Законе Республики Беларусь «Аб беларусах замежжа».
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). В решениях Конституционного Суда неоднократно отмечалось, что одним из элементов верховенства права является правовая определенность, которая предусматривает ясность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. В результате обеспечения принципа правовой определенности в нормотворчестве создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
По мнению Конституционного Суда, используемый в Законе подход, направленный на достижение согласованности терминов, применяемых в соответствующих законодательных актах, отвечает принципу правовой определенности.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на уточнение отдельных основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, реализацию конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и основанного на нем принципа правовой определенности.
При этом Конституционный Суд отмечает, что применительно к порядку принятия Закона законодателем учтена правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в решении от 27 декабря 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного и мобилизационного материальных резервов» и подтвержденная в решении от 19 октября 2012 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму». Данная правовая позиция заключается в том, что положения о внесении изменений и дополнений в программные законы должны приниматься в виде отдельных законов с соблюдением требования части четвертой статьи 104 Конституции, согласно которой программные законы считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98, а также с соблюдением требования части четвертой статьи 104 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
О.Г.Сергеева |