Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 апреля 2012 г. № Р-693/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 апреля 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 апреля 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел, включая взаимосогласование отдельных положений законов Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», а также норм указанных законов с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК), Бюджетного кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); исходя из принципа верховенства права государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных норм и принципов.
1. Дополнения и изменения, вносимые пунктами 2, 3, 9 статьи 1 Закона в Закон «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», соответствуют положениям других законодательных актов Республики Беларусь. Так, изменение, вносимое в статью 5, в соответствии с которым исключается положение о том, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь создаются, реорганизуются и ликвидируются Министром внутренних дел Республики Беларусь, согласуется со статьей 8 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», предусматривающей, что решение об образовании, реорганизации и ликвидации департаментов Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, принимает Президент Республики Беларусь. Дополнение статьи 6 нормой о том, что в изоляторах временного содержания органов внутренних дел содержатся задержанные в соответствии с УИК, соответствует нормам УИК, устанавливающим, что в случае нарушения осужденным к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа порядка и условий отбывания наказания он может быть задержан для выяснения обстоятельств нарушения на срок до трех часов, а при необходимости предупреждения совершения им иных правонарушений – до 24 часов до решения вопроса о применении к нему меры взыскания; в случае задержания на срок свыше трех часов он помещается в изолятор временного содержания (часть третья статьи 57 и др.). Изменение, вносимое в статью 40 путем исключения из нее положения о том, что дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение изоляторов временного содержания органов внутренних дел может производиться также за счет средств местных бюджетов, согласуется с нормами Бюджетного кодекса, определяющими, что финансирование органов внутренних дел осуществляется из республиканского бюджета (статья 44).
Данный подход, по мнению Конституционного Суда, соответствует вытекающему из конституционного принципа верховенства права принципу правовой определенности, предполагающему необходимость приведения нормативных правовых актов в единую систему.
2. Законом уточняются система и правовой статус территориальных органов внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел. Так, статья 11 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» дополняется частью третьей, в соответствии с которой территориальные органы внутренних дел (главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских (районных) исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел), а также организации, входящие в систему органов внутренних дел, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием (пункт 2 статьи 2 Закона). В Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» вносятся также дополнения, касающиеся преобразования отдела внутренних дел по охране Минского метрополитена в управление внутренних дел по охране Минского метрополитена (пункты 2–4 статьи 2 Закона).
Указанные дополнения и изменения направлены на совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел в целях создания надлежащих условий для осуществления этими органами возложенных на них задач.
3. В пункте 8 статьи 2 Закона устанавливается, что сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитена и в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что указанные меры ограничительного характера, закрепляемые в Законе, согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой, в частности, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Эти меры не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в установленных Законом случаях, соразмерны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности.
4. Положениями Закона (пункт 4 статьи 1, пункт 10 статьи 2 и др.) терминология законов «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» согласовывается с терминологией Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, что отвечает закрепленным в статьях 5, 7, 9 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» требованиям системности и комплексности правового регулирования соответствующих общественных отношений и согласованности нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
О.Г.Сергеева |