Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 ноября 2011 г. № Р-649/2011
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу применения наказаний за воинские преступления»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу применения наказаний за воинские преступления».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу применения наказаний за воинские преступления» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу применения наказаний за воинские преступления» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 ноября 2011 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 8 ноября 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон направлен на реализацию Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672, предусматривающей принятие мер по оптимизации наказаний и иных мер уголовной ответственности, а также порядка их исполнения, в том числе наказаний, назначаемых военнослужащим срочной военной службы.
В Законе предусматривается исключение из системы уголовных наказаний такого вида наказания для военнослужащих срочной военной службы, как направление в дисциплинарную воинскую часть, путем внесения изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее – УИК), а также законы Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», «О здравоохранении» и «О прокуратуре Республики Беларусь».
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22).
Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (статья 26).
В УК, основанном на положениях Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права, закреплены такие принципы уголовной ответственности, как законность, равенство граждан перед законом, неотвратимость ответственности, личная виновная ответственность, справедливость и гуманизм (статья 3).
Положениями Закона в УК вносятся изменения, предусматривающие исключение из системы видов уголовного наказания такого наказания, как направление военнослужащих срочной военной службы в дисциплинарную воинскую часть, с заменой его в некоторых случаях арестом (статья 3 Закона). При этом контроль за поведением военнослужащих, осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания и без назначения наказания, в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 5 Закона возлагается на командование воинских частей (часть 81 статьи 14 УИК).
Вносимые согласно Закону изменения в УК и УИК направлены на достижение целей уголовной ответственности и выполнение функции социальной адаптации осужденных в процессе ее реализации.
Конституционный Суд отмечает, что в УК содержится более широкий перечень видов наказаний, применяемых к осужденным за воинские преступления лицам, не являющимся военнослужащими срочной военной службы. В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что при дальнейшем совершенствовании норм уголовного закона необходимо обеспечить оптимизацию наказаний и порядка их назначения в отношении военнослужащих срочной военной службы, предусматривающую возможность применения других более мягких альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы, что в полной мере обеспечивало бы реализацию гарантированного Конституцией принципа равенства всех перед законом.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу применения наказаний за воинские преступления» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |