Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 18.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 декабря 2008 г. № Р-300/2008

Об исчислении процессуальных сроков в административном процессе

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З. рассмотрел обращение по вопросам правомерности возврата жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях без их рассмотрения в связи с пропуском процессуального срока, установленного частью 3 статьи 12.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

Из имеющихся материалов усматривается, что при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае, когда последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, а жалоба направлялась по почте в первый следующий за ним рабочий день, суды признавали процессуальный срок пропущенным, и жалоба возвращалась без рассмотрения.

Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь, соответствующие нормы ПИКоАП и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.

Частью первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Гарантированность судебной защиты связана с вынесением законного и обоснованного судебного постановления, возможностью его проверки и пересмотра, в том числе путем обжалования в установленном порядке.

Согласно части третьей статьи 115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Следовательно, законодательными актами, устанавливающими правила и процедуры такого обжалования, должна быть в полной мере обеспечена реализация конституционного права граждан на обжалование судебных постановлений, в том числе и в части исчисления процессуальных сроков.

В соответствии с частью 1 статьи 12.11 ПИКоАП вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в части 1 статьи 12.1 этого Кодекса, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 12.11 ПИКоАП). Жалоба (протест), поданная по истечении установленного срока, рассмотрению не подлежит (часть 4 статьи 12.11 ПИКоАП).

В ПИКоАП имеются и иные нормы, регулирующие отношения, связанные с применением процессуальных сроков. К ним относятся, например, нормы статьи 7.3 – о сроках подачи жалоб и порядке их рассмотрения, статьи 7.4 – о сроке рассмотрения жалобы, статьи 8.4 – о сроках административного задержания физического лица, статьи 10.1 – о сроках подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, статьи 11.2 – о сроках рассмотрения дела об административном правонарушении, статьи 12.4 – о сроке обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, статьи 12.7 – о сроке рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, статьи 12.13 – о сроке рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в ПИКоАП не содержится специальных норм о порядке исчисления процессуальных сроков, определяющих период времени (начало, течение и окончание процессуальных сроков), в течение которого процессуальные действия должны быть совершены, в том числе в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день или если процессуальное действие совершено до 24 часов последнего дня установленного срока.

В отличие от ПИКоАП исчисление процессуальных сроков урегулировано в отдельных главах Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК) и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), в которых, в частности, закреплены нормы: о порядке исчисления, окончания, приостановления, продления или сокращения, восстановления, о последствиях пропуска, обжалования (опротестования) определения о продлении, сокращении и восстановлении процессуального срока (статьи 150–156 главы 17 «Процессуальные сроки» ГПК); об исчислении, соблюдении, продлении и восстановлении сроков (статьи 158–161 главы 18 «Процессуальные сроки, процессуальные издержки» УПК); об установлении и исчислении, начале и окончании, последствиях пропуска, о приостановлении, восстановлении и продлении процессуальных сроков (статьи 134–139 главы 12 «Процессуальные сроки» ХПК).

Например, в части третьей статьи 150 ГПК («Исчисление процессуальных сроков») закреплено, что течение процессуальных сроков начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено их начало. Если процессуальный срок установлен судом, его исчисление начинается со следующего дня после вручения судебного постановления об этом. В части 4 статьи 158 УПК («Исчисление сроков») определено, что если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении. В части седьмой статьи 135 ХПК («Начало и окончание процессуальных сроков») установлено, что, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, в ГПК, УПК и ХПК нормы о порядке исчисления процессуальных сроков, определяющие период времени (начало, течение и окончание процессуальных сроков), в течение которого процессуальные действия должны быть совершены, законодательно закреплены.

Поскольку ПИКоАП является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь (часть 2 статьи 1.1 указанного Кодекса), то отсутствие в нем норм, детально регламентирующих отдельные вопросы исчисления процессуальных сроков, не обеспечивает единообразного понимания и применения соответствующих нормативных положений, что влечет ограничение конституционных прав граждан на судебную защиту и обжалование судебных постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 40, частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22, 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд РЕШИЛ:

1. Предложить Совету Министров Республики Беларусь рассмотреть вопрос о подготовке изменений и дополнений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, направленных на устранение пробелов законодательного регулирования в части исчисления процессуальных сроков.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.