Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 октября 2008 г. № П-233/2008

 

24.10.2008 № 01/331

 

Совет Министров
Республики Беларусь

О некоторых вопросах оценки имущества при проведении публичных торгов на стадии исполнительного производства

В Конституционный Суд Республики Беларусь поступают обращения по вопросам оценки строений на стадии исполнительного производства и иных гражданских процессуальных отношений, неоднозначного использования в правоприменительной практике понятий «действительная стоимость» и «рыночная стоимость».

Изучив положения Конституции Республики Беларусь, Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.

В соответствии с частью второй статьи 60 Конституции каждому гарантируется право взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Обеспечение исполнения решений судов по гражданским делам, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства являются задачами исполнительного производства (статья 459 ГПК).

Согласно части шестой статьи 510 ГПК жилые дома (квартиры), дачи, садовые домики и иные строения, принадлежащие должнику на праве собственности, или их доли после выдела реализуются судебным исполнителем путем продажи с публичных торгов (аукциона).

В соответствии со статьей 511 ГПК имущество должника, не реализованное в течение месяца со дня передачи его на комиссию, объявления публичных торгов, может быть переоценено.

Порядок и условия проведения торгов определены статьями 514–519 ГПК. Частью второй статьи 516 ГПК предусмотрено, что торги начинаются с указанной в акте описи имущества оценочной стоимости продаваемого имущества. Вместе с тем частью второй статьи 519 ГПК определено, что в случае, если вторичные торги объявлены несостоявшимися, взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме первоначальной оценки. Если такого заявления не поступило, назначаются новые торги, которые в таком случае начинаются с оценочной или с первой предложенной суммы.

В соответствии со статьями 506, 513 ГПК оценка строений, принадлежащих гражданам, производится исходя из их действительной стоимости. Порядок определения действительной стоимости строения установлен пунктами 83, 84 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 (далее – Инструкция). Согласно указанным пунктам действительная стоимость строения определяется по его инвентаризационной оценке исходя из продажных цен на аналогичные строения в данной местности с учетом размеров строения, материалов, из которых оно возведено, степени износа.

В актах законодательства, регулирующих отношения в сфере оценочной деятельности (Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615, Положение об оценке стоимости жилья с учетом его потребительских качеств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 г. № 710), а также в Методических рекомендациях по оценке рыночной стоимости недвижимости и имущественных прав на нее, утвержденных Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь (протокол от 27 ноября 2000 г. № 26), различаются действительная и рыночная стоимость недвижимости как отдельные виды стоимости и определяются методики их расчета.

Результаты оценки строений, которая проводится с учетом действительной стоимости и рыночной стоимости, как правило, не совпадают.

Так, во исполнение решения суда Фрунзенского района г. Минска от 27 января 2006 г. о взыскании в пользу гражданина Генадиника И.И. денежной суммы судебным исполнителем суда Пуховичского района был подвергнут описи садовый домик должника и на указанное строение наложен арест. Действительная стоимость садового домика по состоянию на 1 января 2007 г. составила 15 505 410 рублей. Для реализации данного садового домика судом трижды объявлялись торги (31 января, 12 февраля и 13 марта 2007 г.). При этом торги 31 января 2007 г. и 12 февраля 2007 г. объявлялись по цене, определенной исходя из указанной выше действительной стоимости. Назначенные торги не состоялись из-за отсутствия покупателей.

Частью второй пункта 102 Инструкции установлено, что в случае, если повторные торги объявлены несостоявшимися, взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме первоначальной оценки. Если в течение пяти дней от взыскателя такого заявления не поступило, назначаются новые торги, которые начинаются с суммы первых торгов или с первой предложенной суммы, которая не должна быть ниже первоначальной более чем на 20 процентов.

При проведении третьих торгов в соответствии с пунктом 102 Инструкции цена реализуемого садового домика была снижена на 20 процентов (до 12 404 328 рублей). Однако и третьи торги не состоялись. По мнению заявителя, причиной этому послужило значительное превышение действительной стоимости садового домика над его рыночной стоимостью.

Таким образом, правоприменительная практика свидетельствует о необходимости учета рыночной стоимости имущества, реализуемого в процессе исполнительного производства, которая может быть как выше, так и ниже его действительной стоимости.

Возможность снижения начальной цены реализуемого на торгах имущества при исполнении решений хозяйственных судов закреплена в статье 382 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. В указанной статье, в частности, определено, что если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи его на реализацию в порядке, предусмотренном законодательством, или если первые торги объявлены несостоявшимися, или если взыскатель отказался оставить имущество за собой, такое имущество должно быть переоценено. Размер переоценки в сторону уменьшения стоимости имущества устанавливается с учетом спроса на это имущество и не должен превышать 20 процентов от стоимости имущества, переданного на реализацию.

В последующем эта норма была воспроизведена в Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 17 (с изменениями и дополнениями).

Аналогичный подход закреплен в законодательстве Российской Федерации, в частности в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» (статьи 87–92).

На стадии исполнительного производства осуществляется реальное восстановление нарушенных прав и интересов субъектов процесса. Исходя из содержания статьи 44 Конституции и других конституционных норм, гарантирующих защиту прав и законных интересов собственников, Конституционный Суд полагает, что эта защита должна основываться на разумном и адекватном балансе интересов участников процесса, то есть быть справедливой и соразмерной.

С учетом изложенного, по мнению Конституционного Суда, представляется оправданным как допущение снижения первоначальной стоимости имущества, так и установление предельных размеров такого снижения, что обеспечивает должный баланс интересов и защиту конституционных прав взыскателя и должника.

Поскольку статья 23 Конституции допускает ограничение прав и свобод личности только на уровне закона, то закрепление правила о возможности снижения начальной цены реализуемого на повторных торгах имущества не более чем на 20 процентов от его первоначальной оценки на уровне Инструкции не согласуется с конституционным требованием. Конституционный Суд считает, что такое правило должно быть установлено законом.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь предлагает Совету Министров Республики Беларусь как субъекту права законодательной инициативы (статья 99 Конституции) рассмотреть вопрос о подготовке изменений (дополнений) в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, касающихся критериев и предельных размеров снижения первоначальной цены реализуемого на торгах имущества на стадии исполнительного производства.

Вносится в порядке части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 21 октября 2008 г.

 

Председатель

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.