Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 22.03.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

Президенту
Республики Беларусь

 

Палате представителей
Национального собрания
Республики Беларусь

 

Совету Республики
Национального собрания
Республики Беларусь

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конституция воплощает выработанные в ходе самоопределения белорусского народа его духовные идеалы и ценности, идеи о справедливом устройстве общества и государства, его стремление к сохранению национальной самобытности. Последовательно утверждая устои демократического правового государства и социально справедливого общества в качестве фундаментальной основы свободной и достойной жизни человека на родной земле, Конституция провозглашает народ Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета.

На основе принципов конституционной демократии 26 января 2025 года состоялись выборы Президента Республики Беларусь. Выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа и обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти по реализации принципов и норм Конституции.

Согласно действующему на конституционной основе избирательному законодательству в единый день голосования 25 февраля 2024 года прошли выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов. Граждане Республики Беларусь, выразив свое свободное и прямое волеизъявление, уполномочили новый состав Палаты представителей принимать законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, для достижения конституционных целей.

В соответствии с конституционной функцией высшего представительного органа народовластия обеспечивать незыблемость конституционного строя VII Всебелорусским народным собранием 25 апреля 2024 г. утверждены Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и Военная доктрина Республики Беларусь.

Устойчивое функционирование конституционных институтов народовластия, деятельность на конституционной основе государственных органов и должностных лиц являются важнейшими условиями дальнейшего укрепления суверенной государственности, развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

Конституционный Суд, осуществляя конституционный контроль в государстве в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь, способствует конституционализации права и правоприменения, укреплению конституционной законности и конституционного правопорядка.

 

Раздел I. Конституционно-правовой механизм реализации прав и свобод граждан

 

1. Положения Конституции о правах и свободах человека и гражданина и гарантиях их реализации как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности являются основой конституционного строя Республики Беларусь, утверждая приоритет гуманистического измерения белорусской государственности в условиях современных вызовов.

Закрепленные в Конституции права и свободы образуют основу правового статуса человека и гражданина и предусматривают широкие возможности для его самореализации и развития, осуществления активной правомерной деятельности, устанавливая тем самым конституционно-правовые ориентиры в деятельности государственных органов по их обеспечению и защите.

На современном этапе, обусловленном процессами цифровизации, трансформации экономической сферы, усложнением форм социальных связей, интенсивным развитием разноуровневого правового регулирования, многомерными вызовами безопасности жизнедеятельности, первоочередное значение приобретает всеобъемлющее обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., определена уточненная стратегия конституционно-правового развития Беларуси, укреплены правовые, организационные и иные гарантии конституционных прав и свобод граждан.

На последовательную реализацию принципов и норм Конституции в правовом регулировании и правоприменительной практике направлены правовые позиции Конституционного Суда, в которых раскрывается содержание прав и свобод человека и гражданина, необходимость обеспечения их реализации для динамичного и стабильного развития Республики Беларусь.

Конституционным Судом неоднократно отмечалось, что право граждан на участие в выборах и референдумах является неотъемлемым элементом конституционной демократии; воля народа, выраженная на выборах и референдумах, реализует народный суверенитет и придает конституционным принципам народовластия реальное воплощение, выступает народной гарантией сохранения стабильности и безопасности государства.

В современных условиях политические партии и другие общественные объединения, являясь элементами гражданского общества, должны активно содействовать реализации и защите интересов различных социальных групп, поддерживать получение государством обратной связи от общества, способствуя при этом формированию консенсуса и иным позитивным процессам в жизни общества и государства, развитию политической и социальной ответственности граждан, укреплению их патриотизма и гражданственности.

Важнейшее значение для эффективного функционирования демократических форм народовластия имеют воспитание у граждан чувства патриотизма и гражданственности, гордости за свое Отечество, уважения к исторической памяти, традициям, национальной и культурной самобытности белорусского народа.

В Республике Беларусь на конституционной основе последовательно развиваются реальные политические и социально-экономические условия для активного участия каждого гражданина в управлении делами общества и государства, использования своих способностей, осуществления инициативной творческой деятельности.

2. Последовательное воплощение в жизнь конституционной модели общественных отношений, способность государства обеспечивать конституционные права и свободы, вырабатывать новые правовые механизмы для их реализации и защиты, предусматривать правовые меры стимулирования творческого начала в человеке, гармонизации отношений между личностью, обществом и государством являются важнейшим критерием устойчивости правовой и политической системы государства.

Верховенство Конституции и принцип верховенства права выступают базисом конституционного строя Республики Беларусь и, выражая сущность современного правового государства, предполагают необходимость комплексного и системного правового обеспечения реализации конституционных ценностей, принципов и норм.

Конституционный Суд обращает внимание, что при осуществлении законодательной деятельности Парламент вправе сделать выбор, считающийся целесообразным для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исходя из социально-экономического развития страны. При этом объем дискреции (усмотрения) законодателя при выработке законотворческих решений ограничивается принципами и нормами Конституции.

В актах Конституционного Суда обоснована необходимость обеспечения равенства и справедливости в законотворческом процессе, учета нравственных основ в нормотворчестве, реального механизма взаимодействия моральных и правовых норм в практическом правоприменении. Отмечено, что качество жизни человека определяется не только материальным достоянием, но и способностью государства обеспечить гармонизацию общественных отношений и социальное согласие на основе гуманизма и справедливости, создать равные условия для развития личности, обеспечить гражданам равенство возможностей для реализации основных прав и свобод.

Следуя принципу справедливости, законодатель должен обеспечивать такое правовое регулирование прав и обязанностей граждан, которое отвечает целям поддержания должного баланса конституционно защищаемых и находящихся в единстве ценностей, целей и интересов и не допускает подмены одной ценности другой, их умаления либо нарушения конституционных прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд подтверждает ранее высказанные правовые позиции о том, что исходя из положений статьи 23 Конституции во взаимосвязи с иными конституционными положениями законодатель при принятии законов обязан не допускать произвольного усмотрения, искажения и умаления сути прав и свобод человека и не вводить таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями; устанавливаемые ограничения прав и свобод должны быть не только юридически допустимыми, но и отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно признаваемым целям этих ограничений, то есть должны вводиться исходя из верховенства Конституции и с учетом принципа верховенства права.

3. Конституционным Судом неоднократно указывалось, что процесс конституционализации права, правовая стабильность, динамичное устойчивое развитие различных сфер жизни общества, наиболее полное осуществление гражданами конституционных прав и свобод требуют последовательного обеспечения системности и качества законодательства, перехода к взвешенной законотворческой политике, направленной на полноценную реализацию конституционных норм-целей, норм-принципов, норм-правил путем выработки эффективных законодательных механизмов охраны прав человека властью закона.

Положения обновленной Конституции обусловливают необходимость принятия законов и иных нормативных правовых актов, в полной мере раскрывающих регулятивный потенциал Конституции, и интеграции обновленной конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику как непосредственно, так и путем выработки на законодательном уровне соответствующих правовых механизмов.

Конституционный Суд отмечает, что обеспечение на основе конституционного принципа верховенства права надлежащего качества законодательного регулирования выражается в принятии Парламентом законов, которые характеризуются совокупностью социальных и юридических свойств, определяющих легитимность и социальную приемлемость правовых установлений, и обладают способностью реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

По мнению Конституционного Суда, выраженному в ряде решений, важнейшими индикаторами обеспечения верховенства права в законодательной деятельности являются стабильность и последовательность законодательства при его своевременной адаптации к меняющимся обстоятельствам и складывающейся ситуации в социально-экономическом развитии; закрепляя новые механизмы реализации и защиты прав граждан, законы должны отвечать правомерным ожиданиям граждан, иных субъектов правоотношений, соответствуя принципу предсказуемости.

В целях обеспечения надлежащего качества законодательного регулирования, укрепления конституционного правопорядка Конституционный Суд излагал правовые позиции, в которых указывал на необходимость соблюдения в законотворческой деятельности принципа правовой определенности. Неукоснительное соблюдение законодателем данного принципа повышает гарантии обеспечения и защиты конституционных прав и свобод личности, способствует правовой безопасности и предсказуемости правового регулирования, служит инструментом поддержания доверия граждан к органам государственной власти.

Конституционный Суд считает, что законодателю необходимо в принимаемых законах адекватно отражать складывающиеся общественные отношения, опираться на поддержку широких слоев населения при установлении правового регулирования; принятие законодательных решений должно основываться на началах открытости, транспарентности, доступности для обсуждения; для повышения качества нормативной регламентации общественных отношений следует задействовать потенциал гражданского общества, предусматривать при осуществлении нормотворческого процесса процедуры рассмотрения конструктивных гражданских инициатив.

 

Раздел II. Конституционно-правовое обеспечение развития социального государства

 

1. Принцип социального государства как важнейшая составляющая конституционного строя раскрывается и детализируется в Конституции и в системном единстве и взаимосвязи с иными конституционными принципами и нормами определяет ключевую конституционную характеристику современного белорусского государства.

Доктринально-нормативные положения о сущности социального государства, содержательные аспекты конституционных принципов и норм, раскрывающих социальную функцию государства, сформулированы в заключениях и решениях Конституционного Суда.

Конституционным Судом отмечено, что в современных условиях сущность понятия социального государства трансформируется: социальное государство выступает не только как основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности, но и как государство, обеспечивающее социальное партнерство, социальную ответственность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; для повышения устойчивости социальных отношений необходимо сочетать государственное регулирование и развитие институтов корпоративного регулирования и самоуправления, а в реализации социальной политики наряду с государственными органами должны принимать активное участие производственные и общественно-профессиональные организации; в этих целях требуется развитие правового регулирования в сфере социального предпринимательства, разработка соответствующих стимулирующих регуляторных механизмов (решение от 11 марта 2020 г.).

В обновленной Конституции положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства.

Конституционные цели, отраженные в преамбуле Конституции, основанные на общечеловеческих ценностях и национальных духовных традициях, раскрываются в конституционном тексте и выступают основой развития белорусской модели социального государства. Утверждение социально справедливого общества, обеспечение мира и гражданского согласия как конституционные цели являются фундаментом для формирования ценностно-смысловой системы жизнедеятельности общества, государства и человека и позволяют обеспечивать социальное согласие, стабильное и устойчивое развитие государства при взаимном уважении и доверии власти и народа.

Положения обновленной Конституции конкретизируют содержание конституционного принципа социального государства и закрепляют больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особую заботу со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержку семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Конституционный Суд отмечает, что на современном этапе конституционно-правового развития Республики Беларусь усиление нормативного значения социальных принципов и социальных прав в Конституции обусловливает возложение на конституционном уровне на государство новых социальных обязательств, расширение социальной составляющей государственной политики, дальнейшее развитие регулятивного потенциала конституционных принципов и норм, обеспечивающих социальную функцию государства.

Трансформация конституционной модели социального государства конкретизирует содержание взаимоотношений личности, общества и государства: в современном социальном государстве граждане, реализуя права и выполняя обязанности, должны проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства, совместно способствовать росту общего благосостояния.

Конституционный Суд неоднократно указывал, что важным фактором достижения социально-экономического благополучия общества является социальная ответственность как внутренне принимаемое и добровольное обязательство граждан и организаций вносить посильный вклад в развитие общества и государства (решения от 11 декабря 2019 г., от 28 апреля 2021 г. и др.).

Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализовываться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.

Конституционный Суд считает необходимым последовательное и полное обеспечение в законодательстве и правоприменительной практике равных возможностей каждому для реализации прав и свобод на основе принципа социальной справедливости, обусловливающего социальную безопасность и устойчивое развитие общества и государства.

2. Конституционные принципы и нормы о социальном государстве находятся в тесном единстве и взаимосвязи с конституционными основами экономической системы и в совокупности предопределяют модель социально ориентированной экономики.

Конституционный Суд полагает, что в условиях поступательного развития экономики, совершенствования экономических отношений в обществе и государстве, стимулирования экономической активности граждан на основе последовательной реализации конституционных принципов и норм обеспечивается социальная безопасность. Из конституционного принципа социального государства вытекает обязанность государства обеспечивать рост благосостояния граждан, создавать условия для улучшения их жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, содействовать развитию их экономической активности, преодолению иждивенческих настроений в социальной сфере.

На современном этапе развития появляются новые возможности для реализации социально-экономических прав, связанные с созданием и внедрением искусственного интеллекта, который способен вывести жизнь человека на новый качественный уровень. При этом внедрение цифровых технологий требует комплексных изменений правового регулирования. Процессы цифровой трансформации общественных отношений должны сопровождаться закреплением эффективных правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека в процессе разработки и использования технологий искусственного интеллекта.

Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость соблюдения надлежащего баланса социально-экономических прав граждан и их ответственности за выполнение конституционных обязанностей, установления правовых механизмов, способных обеспечивать социальную защиту граждан исходя из социально-экономического развития Республики Беларусь.

В современных условиях для достижения конституционно значимых целей необходимо обеспечивать реализацию взаимообусловленных конституционных положений об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

Раздел III. Осуществление конституционного правосудия в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

 

1. Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

В системе конституционных прав и свобод право на судебную защиту является одним из важнейших конституционных прав человека и гражданина, а также гарантией реализации других прав и свобод.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке и определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.

Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного Закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.

В целях оказания содействия гражданам в осуществлении их права на доступ к конституционному правосудию Конституционный Суд проводит широкое информирование граждан, юридического сообщества о своей деятельности по защите конституционных прав и свобод граждан, о практической реализации положений обновленной Конституции. Эффективность реализации конституционной жалобы во многом будет зависеть от деятельности адвокатов, имеющих право представлять интересы граждан в Конституционном Суде, от качества оказания юридической помощи в целях осуществления и защиты прав и свобод граждан.

Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.

Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере конституционный принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из принципа верховенства права Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе (решение от 30 января 2025 г. № Р-1306/2025) признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, поскольку в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.

Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении; правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.

Конституционный Суд полагает, что введением конституционной жалобы в национальную правовую систему укрепляются конституционно-правовые основы судебной защиты граждан, обеспечивается их прямой доступ к конституционному правосудию, что позволяет Конституционному Суду определить конституционность и юридические последствия проверяемого закона, исключить искажение конституционно-правового смысла закона при применении его в конкретном судебном деле.

2. Право на судебную защиту является универсальным правовым механизмом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, выполняет важнейшую обеспечительно-восстановительную функцию, в связи с чем защита гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь – задача не только Конституционного Суда, но и иных государственных органов и должностных лиц.

Согласно статье 112 Конституции суды осуществляют правосудие на основании Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела у суда возникнут сомнения в конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению, суд до вынесения судебного постановления ставит в установленном законом порядке перед Конституционным Судом вопрос о проверке конституционности данного нормативного правового акта.

Разрешение Конституционным Судом запросов судов является правовой гарантией обеспечения конституционной законности в правоприменении, поскольку позволит судам общей юрисдикции устранить возникшие сомнения в конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении ими конкретных дел, до принятия по делам решений.

Предусмотренный на конституционном уровне механизм взаимодействия судов различных юрисдикций выступает гарантией достижения цели правосудия при разрешении различных категорий дел – обеспечения каждому судебной защиты его конституционных прав и свобод.

В 2024 году запросов от судов общей юрисдикции о проверке конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел, в Конституционный Суд не поступало.

Согласно Конституции Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов.

Предложения вышеуказанных государственных органов о даче заключения о соответствии Конституции нормативного правового акта могут быть основаны на поданном обращении гражданина, организации, по мнению которых применением нормативного правового акта в конкретных решении государственного органа или судебном постановлении нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, права и законные интересы организации.

Конституционный Суд считает, что обращения в орган конституционного контроля являются необходимым условием своевременного исключения из правовой системы неконституционных норм, способствуют наиболее полной защите конституционных прав граждан и законных интересов организаций, совершенствованию конституционно-правового регулирования, реализации конституционных положений в правоприменительной деятельности, укреплению конституционной законности и правопорядка.

 

Раздел IV. Исполнение решений Конституционного Суда

 

Своевременное исполнение решений Конституционного Суда обеспечивает эффективность и действенность конституционного правосудия в целях защиты прав граждан и законных интересов организаций.

В 2024 году реализовано 5 правовых позиций, содержащихся в решениях Конституционного Суда, принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, а также положение, сформулированное в Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году».

1. В Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году» Конституционный Суд отметил, что в целях дальнейшего развития конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, обеспечения равного доступа к правосудию необходимы разработка и принятие единого процессуального закона, регулирующего рассмотрение гражданских и экономических дел.

Указанное положение реализовано в результате принятия Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь от 11 марта 2024 г., вступающего в силу с 1 января 2026 г.

2. Ряд правовых позиций Конституционного Суда реализован законодателем в Кодексе гражданского судопроизводства.

2.1. При проверке в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 28 декабря 2017 г. указал, что законодателю при дальнейшем совершенствовании норм гражданского процессуального закона, регулирующих производство дел в апелляционном порядке, в целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реального гарантирования конституционного права каждого на судебную защиту, обеспечения законности и обоснованности судебных постановлений необходимо предусмотреть возможность обжалования (опротестования) в апелляционном порядке постановлений по гражданским делам, рассмотренным Верховным Судом по первой инстанции.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована в Кодексе гражданского судопроизводства, частью 4 статьи 555 которого установлено, что решение Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенное по первой инстанции, может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Кодексом и иными законодательными актами такое решение вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

2.2. При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам медиации» Конституционный Суд в решении от 8 июля 2013 г. отметил несогласованность отдельных норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О медиации» и предложил законодателю в целях единообразного правового регулирования отношений, связанных с применением медиации, при совершенствовании законодательства внести соответствующие изменения в указанный Кодекс для согласования его положений с нормами Закона «О медиации», предусматривающими участие в переговорах сторон избранного ими по взаимному согласию незаинтересованного лица (медиатора) в целях содействия им в урегулировании спора (споров).

Выявленная Конституционным Судом несогласованность норм процессуального законодательства и Закона «О медиации» устранена с принятием Кодекса гражданского судопроизводства, в котором медиация и примирительная процедура регулируются как две независимые процедуры примирения сторон (часть 4 статьи 165, статьи 171–177), а также установлено, что подведомственный суду спор, возникающий из гражданских, семейных, трудовых, иных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих правоотношений, может быть передан для урегулирования путем проведения медиации в порядке, установленном законодательством о медиации (часть 1 статьи 42).

2.3. В решении от 8 июля 2019 г. о конституционности Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов» Конституционный Суд обратил внимание на определенные расхождения в порядке осуществления приказного производства, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом и Хозяйственным процессуальным кодексом, и предложил законодателю установить при принятии единого Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь унифицированный для гражданского и хозяйственного судопроизводства порядок приказного производства, в наибольшей степени гарантирующий конституционные права на равенство и судебную защиту, в том числе доступ к правосудию при одновременном обеспечении охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц в части оперативности и своевременного разрешения заявленных требований в рамках такого производства, его эффективности и экономичности.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована в Кодексе гражданского судопроизводства, которым закреплен единый порядок рассмотрения дел в приказном производстве районными (городскими) судами и экономическими судами областей (города Минска) (подраздел 2 «Приказное производство» раздела VI).

3. В решении от 26 апреля 2019 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» Конституционный Суд обратил внимание законодателя на необходимость дальнейшего развития и обеспечения принципа применения наилучших доступных технических методов при обращении с отходами в нормах природоохранного законодательства в целях практического использования наилучших доступных технологий как наиболее эффективных методов предотвращения и сокращения образования отходов и их воздействия на окружающую среду в целом с учетом экономических и технических возможностей на территории Республики Беларусь, а также создания условий для реализации положения о «нулевом» захоронении отходов.

Правовая позиция учтена в Законе Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 333-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Положениями новой редакции Закона «Об обращении с отходами» в качестве основных направлений единой государственной политики в области обращения с отходами определены предотвращение образования отходов и уменьшение объемов образования отходов (статья 4); установлено, что экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством предоставления в соответствии с законодательными актами субъектам хозяйствования, осуществляющим обращение с отходами, льгот в целях обеспечения в том числе внедрения наилучших доступных технических методов производства товаров, обеспечивающих продление их жизненного цикла (долговечности), для предотвращения, уменьшения объемов образования отходов (статья 15).

4. При оценке конституционности нормы Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», предусматривающей предоставление инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства в порядке и на условиях, определенных законодательными актами, Конституционный Суд в решении от 27 декабря 2021 г. отметил, что законодателю при определении порядка и условий предоставления указанной гарантии следует исходить как из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, так и из частных интересов физических и юридических лиц для соблюдения соразмерности между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, а также обеспечения баланса конституционно защищаемых интересов.

В Законе Республики Беларусь «Об инвестициях», изложенном в новой редакции Законом Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З, статья 34, определяющая порядок и условия предоставления гарантий от неблагоприятного изменения налогового законодательства, учитывает правовую позицию Конституционного Суда.

Конституционный Суд считает, что исполнение нормотворческими органами решений, а также реализация в законодательных актах правовых позиций и концептуальных предложений Конституционного Суда свидетельствуют о соблюдении принципа верховенства права, о надлежащем правовом регулировании на основе принципов и норм Конституции, способствуют повышению доверия граждан к институтам публичной власти, укреплению их уверенности в гарантировании государством реализации и защиты прав и свобод человека как высшей цели общества и государства, утверждению конституционной законности.

 

Заключительная часть

 

1. В Республике Беларусь осуществляется системная согласованная деятельность государственных органов по обеспечению незыблемости конституционного строя, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждению верховенства Конституции и ее прямого действия при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций государственных органов и их самостоятельности в пределах своих полномочий в соответствии с конституционным принципом разделения властей.

Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь в 2024 году принято 34 закона, устанавливающих правовое регулирование наиболее важных общественных отношений и направленных на последовательную реализацию конституционных принципов и норм в различных сферах жизнедеятельности.

Уполномоченные органы – Президент, Президиум Всебелорусского народного собрания, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов либо по другим конституционным спорам в Конституционный Суд не обращались, что свидетельствует о достигнутом на конституционной основе конструктивном взаимодействии государственных органов в законотворческом процессе, обеспечении качественного нормативного правового регулирования общественных отношений.

Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями, поддерживая надлежащий конституционный правопорядок в стране.

2. На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшее условие устойчивости режима конституционной законности.

3. Цифровое развитие Республики Беларусь определено в качестве важнейшей цели стратегического характера. Цифровая трансформация общественных отношений формирует новую экономическую, социальную и правовую реальность, оказывая существенное влияние на реализацию гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд отмечает, что в условиях цифровизации объективно актуализируется необходимость как доктринального осмысления понятия и содержания цифровых технологий, технологий искусственного интеллекта, так и разработки согласованного и системного правового регулирования отношений, связанных с их внедрением и использованием.

Конституционный Суд полагает, что с учетом влияния технологий искусственного интеллекта на процессы социально-экономического развития, реализацию конституционных прав и свобод граждан необходимо принять Закон «О технологиях искусственного интеллекта» для установления четких юридических правил на принципах безопасности и ответственности всех участников данных отношений.

4. С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения.

Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.

Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

5. Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов.

Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц.

Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.

6. Введением в правовую систему Республики Беларусь конституционной жалобы укреплены конституционные гарантии права каждого на судебную защиту конституционных прав и свобод, расширены механизмы доступа к конституционному правосудию.

Конституционный Суд отмечает, что начавшийся процесс рассмотрения конституционных жалоб показал недостаточную юридическую грамотность граждан при оформлении таких обращений, необходимость действенной юридической помощи со стороны адвокатов гражданам для реализации их права на конституционную жалобу.

Учитывая, что запросов судов общей юрисдикции о проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении судом конкретного дела, в Конституционный Суд не поступало, полагаем, что Верховному Суду, возглавляющему систему судов общей юрисдикции, необходимо организовать конструктивное процессуальное обеспечение реализации конституционной нормы о направлении таких запросов и тем самым обеспечить осуществление права граждан на доступ к конституционному правосудию.

7. Эффективность конституционной модели социального государства в современных условиях требует установления надлежащего баланса социальных прав граждан и их социальной ответственности за вклад в создание общего блага, формирования законодательных механизмов, способных обеспечивать равные возможности каждому для реализации своего потенциала исходя из социально-экономического развития Республики Беларусь.

Обеспечение верховенства Конституции, реализация конституционных принципов в законодательстве и правоприменении является основополагающим вектором развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

 

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 12 марта 2025 г.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

12 марта 2025 г. № ПР-5/2025

 

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь

 

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Любецкой С.А., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., рассмотрев в судебном заседании вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь,

руководствуясь статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 174–176 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», РЕШИЛ:

1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь» (прилагается).

2. Опубликовать Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь» в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.