Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 22.05.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

12 июля 2013 г. № 53-З

Об инвестициях

Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 149-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2869)

 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Инвестиции – имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться ими, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого социально-экономического результата, в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в виде:

денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты), акций, иного движимого или недвижимого имущества;

прав требования, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь;

иных объектов гражданских прав, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций, подтверждаемый документами, обосновывающими условия, способы осуществления инвестиций, источники их финансирования, а также сроки реализации такого проекта.

Инвестор – лицо, осуществляющее (осуществившее) инвестиции на территории Республики Беларусь, в частности:

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами) (далее – иностранные инвесторы).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, за исключением:

вложения имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав;

приобретения ценных бумаг, кроме акций;

приобретения или строительства гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей;

предоставления займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов).

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере инвестиций

Отношения в сфере инвестиций регулируются законодательством в сфере инвестиций, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Законодательство в сфере инвестиций основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, законодательства о концессиях, о государственно-частном партнерстве и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Способы осуществления инвестиций

На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:

созданием коммерческой организации;

приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества, за исключением случаев, определенных абзацем четвертым статьи 2 настоящего Закона;

приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;

приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

на основе концессии;

в рамках государственно-частного партнерства;

иными способами, кроме запрещенных законодательными актами.

Статья 5. Основные принципы осуществления инвестиций

Осуществление инвестиций основывается на следующих принципах:

инвесторы, а также государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права);

инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации (принцип равенства инвесторов);

инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правами в иных формах (принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций);

вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также международными договорами Республики Беларусь (принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты).

При осуществлении инвестиций признается приоритет общепризнанных принципов международного права.

Статья 6. Ограничения при осуществлении инвестиций

Не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами. Ограничения при осуществлении инвестиций могут устанавливаться на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательными актами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением инвестиций на основе концессии, в рамках государственно-частного партнерства, могут устанавливаться ограничения в отношении использования объектов гражданских прав в качестве инвестиций, за исключением денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты).

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере инвестиций

Государственное регулирование в сфере инвестиций осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере инвестиций, другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, государственной организацией, уполномоченной на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере инвестиций

Президент Республики Беларусь в сфере инвестиций:

определяет единую государственную политику;

определяет республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в сфере инвестиций;

определяет условия заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Правительства Республики Беларусь в сфере инвестиций

Правительство Республики Беларусь в сфере инвестиций:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

определяет приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций;

определяет порядок заключения, изменения, расторжения и государственной регистрации инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия других государственных органов и иных государственных организаций в сфере инвестиций

Республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в сфере инвестиций, другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают реализацию единой государственной политики в сфере инвестиций в пределах своей компетенции.

Государственная организация, уполномоченная на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, обеспечивает взаимодействие инвесторов с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственные органы и организации, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, вправе в пределах своей компетенции осуществлять взаимодействие с инвестором по реализации инвестиционных проектов в формах, не запрещенных законодательством, в том числе путем информирования, консультирования, иного предоставления информации, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, при обращении инвестора.

ГЛАВА 3
ГАРАНТИИ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 11. Гарантии перевода компенсации и иных денежных средств иностранных инвесторов

Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсации, предусмотренной частями второй и четвертой статьи 12 настоящего Закона.

После уплаты установленных законодательством налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;

денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;

денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Перевод компенсации, предусмотренной частями второй и четвертой статьи 12 настоящего Закона, осуществляется по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях и (или) иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Перевод денежных средств, указанных в части второй настоящей статьи, может быть ограничен в порядке и на условиях, определенных законодательными актами, и (или) согласно судебному постановлению, принятому в соответствии с законодательством и вступившему в законную силу.

Статья 111. Гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства

Инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства* в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

 

______________________________

* Для целей настоящей статьи под неблагоприятным изменением налогового законодательства понимаются повышение налоговых ставок и (или) введение новых налогов и сборов.

Статья 12. Защита имущества от национализации и реквизиции

Имущество, являющееся инвестициями или образуемое в результате осуществления инвестиций, не может быть безвозмездно национализировано или реквизировано.

Национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии компенсации стоимости национализированного имущества и других убытков, причиняемых национализацией.

Порядок и условия национализации, а также выплаты компенсации стоимости национализированного имущества и других убытков, причиняемых национализацией, определяются на основании закона о порядке и условиях национализации этого имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Реквизиция возможна только в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой инвестору компенсации стоимости реквизированного имущества.

Инвестор, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Размер компенсации, предусмотренной частями второй и четвертой настоящей статьи, может быть обжалован инвестором в суд.

Статья 121. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, должна быть своевременной и полной.

Компенсация признается своевременной, если она:

выплачена в сроки и порядке, установленные законом о порядке и условиях национализации имущества, принятым в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, но не позднее одного года с даты принятия решения о национализации;

выплачена не позднее трех месяцев со дня принятия решения государственного органа о реквизиции имущества.

Компенсация признается полной, если выполняются в совокупности следующие условия:

размер компенсации национализированного или реквизированного имущества, за исключением земельных участков, составляет его рыночную стоимость в ценах на дату принятия решения о национализации или реквизиции. Компенсация за национализированный или реквизированный земельный участок, находящийся в частной собственности, выплачивается в размере его кадастровой стоимости на дату принятия решения о национализации или реквизиции, а за земельный участок, приобретенный в собственность по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, – по стоимости приобретенного по результатам аукциона земельного участка с учетом инфляции, но не ниже его кадастровой стоимости на дату принятия решения о национализации или реквизиции;

компенсация выплачена по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях и (или) иностранной валюте, а компенсация инвестору, указанному в абзаце втором части третьей статьи 1 настоящего Закона, – в белорусских рублях, если иное не установлено законом о порядке и условиях национализации имущества, принятым в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае уничтожения реквизированного имущества ввиду обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, законом может быть предусмотрен иной порядок и условия выплаты компенсации стоимости такого имущества.

Статья 122. Ограничение предъявления требований к инвестору

Требования Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций) и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены по истечении трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и (или) из которого вытекают соответствующие требования.

Под требованиями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, понимаются требования, которые возникают в связи с изменением (отменой) ранее принятых решений, ввиду чего может быть причинен ущерб имущественным правам инвестора, в том числе лишение (прекращение, ограничение) инвестора имущественных прав, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора.

Положения части первой настоящей статьи не распространяются на требования, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также из отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.

Статья 13. Разрешение споров между инвестором и Республикой Беларусь

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, возникающие при осуществлении инвестиций, разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, не урегулированные в досудебном порядке путем проведения переговоров в течение шести месяцев со дня получения письменного предложения об их урегулировании, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Если споры, не относящиеся к исключительной компетенции судов Республики Беларусь, возникшие между иностранным инвестором и Республикой Беларусь, не урегулированы в досудебном порядке путем проведения переговоров в течение шести месяцев со дня получения письменного предложения об их урегулировании в досудебном порядке, то такие споры по выбору инвестора могут разрешаться также:

в арбитражном суде, учреждаемом для разрешения каждого конкретного спора согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), если стороны спора не согласятся на иное;

в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в случае, если этот иностранный инвестор является гражданином или юридическим лицом государства – участника Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 года.

В случае, если международным договором Республики Беларусь и (или) договором, заключенным между инвестором и Республикой Беларусь, установлено иное в отношении разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, возникающих при осуществлении инвестиций, то применяются положения этих международного договора Республики Беларусь и (или) договора, заключенного между инвестором и Республикой Беларусь.

В отношении споров, вытекающих из концессий или проектов государственно-частного партнерства, допускается установление особенностей их рассмотрения в соответствии с законодательством о концессиях или о государственно-частном партнерстве.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНВЕСТОРОВ

Статья 14. Права инвесторов

Инвесторы имеют право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За инвесторами признаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Статья 15. Право на создание коммерческой организации

Инвесторы имеют право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством, с учетом ограничений, установленных статьей 6 настоящего Закона.

Коммерческие организации создаются и регистрируются на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, независимо от участия в такой организации иностранного инвестора.

Иностранные инвесторы вправе при создании коммерческой организации, приобретении акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации, вносить свой вклад в иностранной валюте и (или) белорусских рублях, а также неденежный вклад, имеющий оценку стоимости, в порядке, установленном законодательством.

Статья 16. Право на льготы и преференции

Инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.

Статья 17. Право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь

Инвестор имеет право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь, связанного (связанных) с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Статья 18. Право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности

Инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам в соответствии с законодательством.

Статья 19. Обязанности инвесторов

Инвесторы обязаны:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь и принятые в соответствии с ней акты законодательства;

не предпринимать действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, а также действий (бездействия), направленных на недопущение, устранение или ограничение конкуренции, причинение вреда правам, свободам, законным интересам других лиц;

исполнять иные обязанности, установленные законодательством.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Внесение изменений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь

Разделы I, II, IV и V Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 62, 2/780; 2004 г., № 126, 2/1062; № 175, 2/1074; 2006 г., № 122, 2/1256; 2008 г., № 172, 2/1469; № 175, 2/1494; 2009 г., № 276, 2/1607) исключить.

Статья 21. Переходные положения

До приведения актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Коммерческие организации, признававшиеся до вступления в силу настоящего Закона коммерческими организациями с иностранными инвестициями, вправе:

использовать в своих наименованиях слова, указывающие на участие иностранного инвестора (иностранных инвесторов), до выхода последнего (последних) из состава участников коммерческой организации;

сформировать уставный фонд в размере, указанном в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона в случае, если уставный фонд не был сформирован в указанном размере на дату вступления в силу настоящего Закона;

изменить размер уставного фонда, указанный в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), но не ниже минимального размера, установленного законодательством Республики Беларусь, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 22. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–21 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

статья 22 – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.