• Главная
  • Закон Республики Беларусь № 369-З (Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № ...
Обсудить
на форуме
Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 13.08.2020
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 июля 2008 г. № 369-З

О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц

Принят Палатой представителей 10 июня 2008 года
Одобрен Советом Республики 20 июня 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2009 г. № 41-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 2/1593) <H10900041>;

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2054) <H11300056>;

Закон Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 240-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.01.2015, 2/2238) <H11500240>

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует отношения по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц (далее – возмещение банковских вкладов (депозитов)) в целях защиты прав и законных интересов физических лиц, стимулирования привлечения сбережений населения и укрепления доверия к банковской системе Республики Беларусь.

Статья 2. Субъекты отношений по возмещению банковских вкладов (депозитов)

Субъектами отношений по возмещению банковских вкладов (депозитов) являются:

Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц (далее, если иное не определено настоящим Законом, – Агентство);

банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, выданное Национальным банком Республики Беларусь (далее – Национальный банк), предоставляющее право на осуществление банковских операций по открытию и ведению банковских счетов физических лиц и (или) привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) (далее, если иное не определено настоящим Законом, – банковская операция по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты)), и принятые на учет в Агентстве;

банк-поверенный – банк, определяемый Национальным банком, осуществляющий прием заявлений о выплате возмещения банковских вкладов (депозитов) и выплату этого возмещения от имени и за счет Агентства на основании договора поручения;

физические лица (для целей настоящего Закона под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые заключили с банком один или более договоров банковского счета и (или) банковского вклада (депозита) (далее, если иное не определено настоящим Законом, – договор банковского вклада (депозита)) либо на имя которых заключены такие договоры, а также их наследники).

Статья 3. Объекты возмещения банковских вкладов (депозитов)

Объектами возмещения банковских вкладов (депозитов) являются денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенные физическими лицами на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках (далее, если иное не определено настоящим Законом, – банковский вклад (депозит)), принятых на учет в Агентстве.

Банковские вклады (депозиты) физических лиц, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются объектами возмещения банковских вкладов (депозитов).

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК, УСЛОВИЯ И РАЗМЕРЫ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ВОЗМЕЩЕНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ (ДЕПОЗИТОВ)

Статья 4. Возникновение у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов)

Обязательство по возмещению банковских вкладов (депозитов) возникает у Агентства с даты получения банком уведомления Национального банка о принятии решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления этой банковской операции.

Физические лица вправе при возникновении у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) получить возмещение банковского вклада (депозита) в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных настоящим Законом.

Исполнение Агентством обязательства по возмещению банковского вклада (депозита) перед физическим лицом не исключает права этого физического лица на обращение в банк для удовлетворения требований по возмещению банковского вклада (депозита) и начисленных по нему процентов (далее – требование) в размере разницы между общей суммой требования и полученной суммой возмещения.

Если физическое лицо не воспользовалось правом обращения за выплатой возмещения банковского вклада (депозита) в банк-поверенный или Агентство, а его требование было удовлетворено банком самостоятельно, обязательства Агентства перед этим лицом прекращаются с даты погашения банком задолженности перед физическим лицом.

Статья 5. Порядок обращения физических лиц за выплатой возмещения банковских вкладов (депозитов)

Агентство в течение семи рабочих дней с даты возникновения у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) обязано опубликовать в официальных периодических печатных изданиях, определенных для опубликования нормативных правовых актов Национального банка, и разместить на официальном сайте Агентства в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о месте, времени и порядке возмещения банковских вкладов (депозитов).

Физическое лицо вправе обратиться за выплатой возмещения банковского вклада (депозита) не ранее четырнадцати рабочих дней и не позднее двух лет с даты возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов).

Если право на возмещение банковского вклада (депозита) подтверждается договором банковского вклада (депозита), заявление о выплате возмещения банковского вклада (депозита) по установленной Агентством форме подается физическим лицом в банк-поверенный. При этом физическим лицом предъявляется только документ, удостоверяющий личность.

Если право на возмещение банковского вклада (депозита) подтверждается свидетельством о праве на наследство, постановлением суда о признании за наследником права собственности на банковский вклад (депозит), сберегательным сертификатом на предъявителя или иными документами, а также в случае, предусмотренном частью пятой статьи 8 настоящего Закона, заявление о выплате возмещения банковского вклада (депозита) по установленной Агентством форме подается физическим лицом в Агентство. При этом физическим лицом предъявляются документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие право на возмещение банковского вклада (депозита). В случае подтверждения Агентством обоснованности права физического лица на возмещение банковского вклада (депозита) Агентство сообщает об этом обратившемуся физическому лицу, и банк-поверенный осуществляет выплату возмещения банковского вклада (депозита) в срок, установленный частью первой статьи 6 настоящего Закона. В случае неподтверждения Агентством обоснованности права физического лица на возмещение банковского вклада (депозита) Агентство не позднее одного месяца с даты подачи заявления сообщает обратившемуся физическому лицу в письменной форме об отказе в выплате ему возмещения банковского вклада (депозита) с указанием причин отказа.

При несогласии с размером возмещения банковского вклада (депозита), подлежащего выплате (выплаченного) банком-поверенным, или при отсутствии у банка-поверенного сведений о наличии у Агентства обязательства перед физическим лицом по возмещению банковского вклада (депозита) это физическое лицо имеет право не позднее двух лет с даты возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) обратиться в Агентство с соответствующим заявлением по установленной Агентством форме, предъявив подлинник договора банковского вклада (депозита) или иные документы, подтверждающие право на возмещение банковского вклада (депозита).

Заявление, указанное в части пятой настоящей статьи, не требующее получения дополнительной информации от банка, рассматривается Агентством не позднее пятнадцати рабочих дней с даты его поступления, а требующее получения такой информации – не позднее одного месяца.

В случаях обращения физического лица за выплатой возмещения банковского вклада (депозита) в банк-поверенный или Агентство, а также обращения физического лица в Агентство с заявлением, указанным в части пятой настоящей статьи, по истечении двух лет с даты возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) этот срок по заявлению физического лица может быть восстановлен по решению Наблюдательного совета Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц (далее – Наблюдательный совет) при наличии одного из следующих обстоятельств:

своевременной подаче физическим лицом заявления о выплате возмещения банковского вклада (депозита) или заявления, указанного в части пятой настоящей статьи, препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);

физическое лицо находилось за пределами Республики Беларусь;

существовали иные обстоятельства, признанные Наблюдательным советом как препятствовавшие подаче физическим лицом заявления о выплате возмещения банковского вклада (депозита) или заявления, указанного в части пятой настоящей статьи.

Решение Наблюдательного совета об отказе в восстановлении срока подачи заявления о выплате возмещения банковского вклада (депозита) или заявления, указанного в части пятой настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты его принятия может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 6. Выплата физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов)

Выплата физическому лицу возмещения банковского вклада (депозита) осуществляется в течение одного месяца с даты подачи в банк-поверенный или Агентство заявления о его выплате. В случае привлечения в установленном порядке бюджетных займов в целях покрытия недостатка средств резерва Агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) срок выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) по решению Наблюдательного совета может быть продлен до трех месяцев.

С даты возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) в целях выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) Агентство ведет реестр требований физических лиц по каждому банку. Порядок ведения реестра требований физических лиц устанавливается Агентством.

Выплата возмещения банковских вкладов (депозитов) осуществляется в банке-поверенном при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность.

Статья 7. Переход права требования физических лиц к Агентству после выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов)

После исполнения Агентством обязательств по возмещению банковских вкладов (депозитов) к Агентству переходит принадлежавшее физическим лицам, получившим возмещение банковских вкладов (депозитов), право требования к банку в размере выплаченного возмещения.

Агентство еженедельно в письменной форме уведомляет банк (ликвидационную комиссию (ликвидатора) или антикризисного управляющего) о размере перешедшего к нему права требования, принадлежавшего физическим лицам.

Агентство принимает предусмотренные законодательством меры по взысканию с банка задолженности и расходов, возникших в связи с исполнением Агентством обязательств по возмещению банковских вкладов (депозитов).

Если банк после возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) полностью исполнит перед физическим лицом обязательство по возврату банковского вклада (депозита), то банк в течение трех дней с даты его исполнения уведомляет об этом Агентство для внесения сведений в реестр требований физических лиц по банку.

Статья 8. Условия и размеры выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов)

При возникновении у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) банк-поверенный выплачивает физическому лицу с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, возмещение в размере 100 процентов от суммы банковского вклада (депозита) независимо от количества банковских вкладов (депозитов) у одного физического лица в конкретном банке.

Если банковский вклад (депозит) размещен в белорусских рублях, при его возмещении выплачивается сумма в белорусских рублях, если в иностранной валюте, – выплачивается сумма в валюте, в которой размещен банковский вклад (депозит). При этом по желанию физического лица возмещение банковского вклада (депозита) независимо от валюты банковского вклада (депозита) может быть выплачено в белорусских рублях.

При расчете эквивалента размера банковского вклада (депозита) и суммы выплаты возмещения используются официальный курс Национального банка, кросс-курс, рассчитанный на основе официальных курсов белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату возникновения у Агентства перед физическим лицом обязательства по возмещению банковского вклада (депозита).

В случае, если банк является кредитодателем физического лица, разместившего в нем банковский вклад (депозит), являющийся объектом возмещения, размер возмещения такого банковского вклада (депозита) определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед этим физическим лицом и суммой встречных требований банка к этому физическому лицу, по которым наступил срок исполнения, на дату возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов).

Если банк после возникновения у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) частично исполнил обязательство перед физическим лицом по возврату банковского вклада (депозита), Агентство исполняет обязательства по возмещению физическому лицу оставшейся части этого банковского вклада (депозита).

Статья 9. Права физических лиц

Физическое лицо имеет право:

получать от банка, с которым оно заключило договор банковского вклада (депозита), сведения о принятии банка на учет в Агентстве;

подавать в Агентство заявление, содержащее информацию об отказе банка исполнить его обязательство по возврату банковского вклада (депозита) в срок, установленный договором банковского вклада (депозита);

получать от Агентства при возникновении у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) информацию о месте и времени приема физических лиц для принятия их заявлений о выплате возмещения банковских вкладов (депозитов);

получать от имени и за счет Агентства при возникновении у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) возмещение банковского вклада (депозита) в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

подавать в суд заявление об удовлетворении своих требований по обязательствам, вытекающим из договора банковского вклада (депозита);

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 10. Разрешение споров, связанных с возмещением банковских вкладов (депозитов)

Споры, связанные с возмещением банковских вкладов (депозитов), разрешаются в судебном порядке при условии соблюдения порядка обращения физических лиц за выплатой возмещения банковских вкладов (депозитов), предусмотренного статьей 5 настоящего Закона.

ГЛАВА 3
УЧЕТ БАНКОВ В АГЕНТСТВЕ

Статья 11. Принятие банка на учет в Агентстве

Банк в день подачи документов в Национальный банк для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), либо для дополнения перечня банковских операций, указанного в выданном банку специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, банковской операцией по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) направляет в Агентство заявление о принятии его на учет.

Национальный банк в день выдачи банку специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), обязан направить в Агентство в письменной форме уведомление о принятом решении с указанием наименования банка, места его нахождения, даты государственной регистрации, номера специального разрешения (лицензии), а также размера нормативного капитала банка для последующего расчета размера его учетного взноса.

Банк, за исключением банков, указанных в части четвертой статьи 35 настоящего Закона, обязан перечислить в Агентство учетный взнос в течение трех рабочих дней с даты получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты).

Агентство в день получения от банка учетного взноса принимает этот банк на учет путем включения его в реестр банков, принятых на учет.

В случае неперечисления (перечисления не в полном объеме) банком в Агентство учетного взноса в срок, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, Агентство обязано не позднее одного месяца с даты истечения этого срока ходатайствовать перед Национальным банком о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части предоставления банку права на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) на срок до перечисления в полном объеме этого взноса.

Агентство обязано в течение трех рабочих дней с даты включения банка в реестр банков, принятых на учет, выдать этому банку свидетельство о принятии его на учет в Агентстве и в течение пяти рабочих дней с даты выдачи свидетельства опубликовать в официальных периодических печатных изданиях, определенных для опубликования нормативных правовых актов Национального банка, и разместить на официальном сайте Агентства в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о включении банка в реестр банков, принятых на учет.

Статья 12. Снятие банка с учета в Агентстве

Банк снимается с учета в Агентстве в случае принятия Национальным банком решения:

об отзыве специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления этой банковской операции;

о внесении изменения по ходатайству банка в перечень банковских операций, указанный в специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, в части исключения из него банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты).

Национальный банк в день принятия решения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, обязан направить в Агентство в письменной форме уведомление о принятом решении.

Агентство в день получения уведомления Национального банка, указанного в части второй настоящей статьи, снимает банк с учета путем внесения в реестр банков, принятых на учет, соответствующей записи об этом. Датой снятия банка с учета в Агентстве считается дата принятия Национальным банком решения, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

В случае снятия банка с учета в Агентстве выданное ему свидетельство о принятии его на учет в Агентстве аннулируется.

Банк в течение пяти рабочих дней с даты получения им уведомления Национального банка о принятии решения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, обязан возвратить в Агентство выданное ему свидетельство о принятии его на учет в Агентстве.

Агентство в течение пяти рабочих дней с даты снятия банка с учета обязано опубликовать в официальных периодических печатных изданиях, определенных для опубликования нормативных правовых актов Национального банка, и разместить на официальном сайте Агентства в глобальной компьютерной сети Интернет информацию об исключении банка из реестра банков, принятых на учет.

Статья 13. Обязательные взносы банков

Банки обязаны перечислять на безвозвратной основе в резерв Агентства обязательные взносы – учетный взнос и календарные взносы.

Учетный взнос составляет 0,5 процента от размера нормативного капитала банка по состоянию на 1-е число месяца, в котором банком получено специальное разрешение (лицензия) на осуществление банковской деятельности, предоставляющее право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты).

Календарные взносы, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь, а также случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, составляют 0,3 процента от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приостановление Национальным банком действия специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в части осуществления этой банковской операции не освобождает банк от обязанности по перечислению календарных взносов.

Для восстановления резерва Агентства, а также исполнения Агентством обязательств по непогашенным займам (кредитам), выданным Агентству в соответствии с частью шестой статьи 21 настоящего Закона в целях покрытия недостатка средств резерва Агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов), может быть установлена повышенная ставка календарных взносов в размере и на срок, определяемые Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь, но не более 0,6 процента от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Агентство ежеквартально в письменной форме обязано информировать банки о соотношении размера резерва Агентства и размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

В случае, если размер резерва Агентства превысит 5 процентов от размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц, размер последующих календарных взносов, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, автоматически уменьшается в два раза.

В случае, если после уменьшения размера календарных взносов в соответствии с частью седьмой настоящей статьи размер резерва Агентства составит менее 5 процентов от размера общей суммы привлеченных банками банковских вкладов (депозитов) физических лиц, размер календарных взносов автоматически устанавливается на уровне, предусмотренном частью третьей настоящей статьи.

Статья 14. Порядок расчета и перечисления в резерв Агентства календарных взносов

Расчет календарных взносов производится банками самостоятельно.

Календарные взносы перечисляются банком Агентству ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Календарные взносы по банковским вкладам (депозитам) физических лиц в белорусских рублях перечисляются банком в белорусских рублях, а по банковским вкладам (депозитам) в иностранной валюте – в одной из свободно конвертируемых валют исходя из кросс-курса, рассчитанного на основе официальных курсов белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на день перечисления.

Возврат календарных взносов банков, перечисленных сверх определенных размеров, осуществляется в порядке, установленном Национальным банком.

Статья 15. Ответственность за неперечисление (перечисление не в полном объеме) в резерв Агентства календарных взносов

За неперечисление (перечисление не в полном объеме) в резерв Агентства календарных взносов банк уплачивает в резерв Агентства пеню в размере 0,1 процента от неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа.

Статья 16. Обязанности банка

Банк, принятый на учет в Агентстве, обязан:

информировать физических лиц о принятии его на учет в Агентстве с указанием номера свидетельства о принятии его на учет в Агентстве и даты его выдачи, о снятии его с учета в Агентстве посредством размещения информации на официальном сайте банка в глобальной компьютерной сети Интернет и в доступных для ознакомления местах в банке, его обособленных и (или) структурных подразделениях, осуществляющих банковскую операцию по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты);

перечислять в резерв Агентства своевременно и в полном объеме календарные взносы;

информировать ежеквартально Агентство о размере общей суммы привлеченных банковских вкладов (депозитов) физических лиц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом;

представлять Агентству в течение трех рабочих дней с даты получения в письменной форме его требования информацию о причинах отказа физическому лицу в исполнении обязательства по возврату банковского вклада (депозита) в срок, установленный договором банковского вклада (депозита);

вести учет своих обязательств перед физическими лицами, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед физическими лицами по форме, определенной Национальным банком по предложению Агентства;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Банк, снятый с учета в Агентстве, обязан:

представить Агентству реестр обязательств банка перед физическими лицами, сформированный на дату принятия Национальным банком решения об отзыве специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления этой банковской операции, не позднее трех рабочих дней с даты получения банком уведомления Национального банка о принятии такого решения;

представлять Агентству в течение трех рабочих дней с даты полного или частичного исполнения обязательств банка перед физическим лицом по возврату вклада (депозита) информацию о каждом физическом лице, обязательства банка перед которым прекращены либо частично исполнены;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

ГЛАВА 4
АГЕНТСТВО

Статья 17. Общие положения о деятельности Агентства

Агентство является некоммерческой организацией и создается в форме государственного учреждения от имени Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

Предметом деятельности Агентства являются аккумулирование обязательных взносов банков для формирования его резерва, управление резервом Агентства и обеспечение выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов).

Агентство осуществляет деятельность по возмещению банковских вкладов (депозитов) на основании Устава Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком (далее – Устав).

В своей деятельности Агентство руководствуется настоящим Законом, иными актами законодательства и Уставом.

Агентство имеет текущие (расчетные) банковские счета в белорусских рублях и иностранной валюте, иные счета в Национальном банке, печать, штамп и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Государственное учреждение «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц».

Операции по расчетному и (или) кассовому обслуживанию Агентства в Национальном банке осуществляются без взимания комиссионного вознаграждения.

Статья 18. Функции Агентства

Агентство выполняет следующие функции:

принимает на учет банки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, выданное Национальным банком, предоставляющее право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты);

ведет реестр банков, принятых на учет;

проверяет своевременность и полноту перечисления обязательных взносов банками;

ведет реестр требований физических лиц в случае возникновения у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов);

обеспечивает выплату физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

выполняет по решению Национального банка функции временной администрации по управлению банком;

выполняет по решению экономического суда области (города Минска) функции антикризисного управляющего при осуществлении процедуры банкротства банка в соответствии с законодательством;

иные функции, возложенные на него настоящим Законом, иными законодательными актами и Уставом.

Статья 19. Отношения между Агентством и государством

Агентство осуществляет свою деятельность самостоятельно в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства и Уставом.

Агентство отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам Агентства.

Статья 20. Полномочия Агентства в отношении банков

Агентство имеет право запрашивать у Национального банка бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной отчетности банков, а также иную необходимую для выполнения своих функций информацию о деятельности банков, принятых на учет, истребовать у таких банков разъяснения по полученной информации.

Агентство имеет право подать в экономический суд области (города Минска) заявление о банкротстве банка по обязательствам, возникающим у банка перед физическими лицами из договоров банковского вклада (депозита), в порядке, предусмотренном законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).

В случае подачи физическим лицом в Агентство заявления, содержащего информацию об отказе банка, принятого на учет, исполнить обязательство по возврату банковского вклада (депозита) в срок, установленный договором банковского вклада (депозита), Агентство обязано истребовать у такого банка информацию о причинах отказа физическому лицу в исполнении такого обязательства, ходатайствовать перед Национальным банком об организации проверки деятельности этого банка, о вынесении банку предписания об устранении выявленных нарушений и (или) о применении к нему мер воздействия, предусмотренных законодательством. Национальный банк в течение четырнадцати дней с даты получения ходатайства Агентства обязан принять соответствующее решение и уведомить об этом Агентство.

Работники Агентства вправе принимать участие в проведении Национальным банком проверок деятельности банка, принятого на учет, в части установления объема и содержания обязательств этого банка перед физическими лицами, а также проверок правильности расчета им календарных взносов, перечисляемых в резерв Агентства.

Агентство имеет иные полномочия в отношении банков, принятых на учет, в пределах, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 21. Имущество Агентства

Имущество Агентства формируется за счет:

первоначальных денежных взносов Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка в размерах, определенных законодательными актами;

обязательных взносов банков;

денежных средств, перечисленных банками в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке, и зачисленных в соответствии с частью третьей статьи 35 настоящего Закона в резерв Агентства;

объектов, в которые размещаются средства резерва Агентства и (или) в отношении которых Агентство осуществляет инвестиции, и доходов, полученных от размещения и (или) инвестирования этих средств;

пени, уплаченной за неперечисление (перечисление не в полном объеме) банками календарных взносов;

иных источников, не запрещенных законодательством.

Резерв Агентства является частью имущества Агентства, предназначен для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) и состоит из:

обязательных взносов банков;

денежных средств, перечисленных банками в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке, и зачисленных в соответствии с частью третьей статьи 35 настоящего Закона в резерв Агентства;

объектов, в которые размещаются средства резерва Агентства и (или) в отношении которых Агентство осуществляет инвестиции, и доходов, полученных от размещения и (или) инвестирования этих средств;

пени, уплаченной за неперечисление (перечисление не в полном объеме) банками календарных взносов;

иных источников, предусмотренных законодательными актами.

Имущество Агентства находится в собственности Республики Беларусь и закрепляется за Агентством на праве оперативного управления.

Агентство осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным за ним, в порядке, установленном законодательством.

Текущие и капитальные расходы Агентства производятся за счет его имущества (за исключением обязательных взносов банков и денежных средств, перечисленных банками в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке, и зачисленных в соответствии с частью третьей статьи 35 настоящего Закона в резерв Агентства). Расходы на содержание Агентства производятся в пределах сметы, утверждаемой Наблюдательным советом.

Недостаток средств резерва Агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) может покрываться за счет займов (кредитов), в том числе выданных под гарантию Национального банка, а также за счет бюджетных займов, выдаваемых из республиканского бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, и иного имущества Агентства.

Денежные средства, полученные Агентством от банков в порядке взыскания задолженности и расходов, возникших в связи с выплатой им физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов), направляются на погашение полученных займов (кредитов), предусмотренных частью шестой настоящей статьи, а также на пополнение резерва Агентства.

Статья 22. Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств резерва Агентства и иных временно свободных денежных средств, входящих в состав имущества Агентства

Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств резерва Агентства и иных временно свободных денежных средств, входящих в состав имущества Агентства, осуществляются на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности объектов, в которые размещаются эти средства и (или) в отношении которых Агентство осуществляет инвестиции.

Конкретные объекты, в которые могут быть размещены и (или) инвестированы временно свободные денежные средства резерва Агентства, порядок и условия их размещения и (или) инвестирования, а также предельный размер таких средств ежегодно утверждаются Наблюдательным советом.

Временно свободные денежные средства резерва Агентства и иные временно свободные денежные средства, входящие в состав имущества Агентства, могут быть размещены и (или) инвестированы в следующие объекты:

в депозиты Национального банка;

в государственные ценные бумаги Республики Беларусь;

в ценные бумаги Национального банка.

Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств резерва Агентства и иных временно свободных денежных средств, входящих в состав имущества Агентства, в иные объекты, не предусмотренные настоящим Законом, не допускаются.

Объекты, в которые размещаются и (или) инвестируются временно свободные денежные средства резерва Агентства, являются неотъемлемой частью его имущества и отражаются на балансе, на котором учитывается этот резерв.

На денежные средства резерва Агентства и иные денежные средства, входящие в состав имущества Агентства, размещенные в депозиты Национального банка, начисляются проценты:

в белорусских рублях – не ниже ставки рефинансирования, установленной Национальным банком;

в иностранной валюте – по ставке, установленной соглашением между Национальным банком и Агентством.

Статья 23. Работники Агентства

К работникам Агентства относятся лица, состоящие с ним в трудовых отношениях на основании заключенных трудовых договоров (контрактов).

Члены Наблюдательного совета не являются работниками Агентства.

Статья 24. Органы управления Агентства

Высшим органом управления Агентства является Наблюдательный совет.

Исполнительным органом Агентства является генеральный директор Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц (далее – генеральный директор).

Статья 25. Наблюдательный совет

Наблюдательный совет создается в целях контроля за деятельностью Агентства и выработки рекомендаций по возмещению банковских вкладов (депозитов).

Наблюдательный совет состоит из трех представителей Совета Министров Республики Беларусь и трех представителей Национального банка.

Срок полномочий членов Наблюдательного совета составляет пять лет. Одно и то же лицо может быть членом Наблюдательного совета не более двух сроков.

Председатель Наблюдательного совета избирается из числа членов Наблюдательного совета открытым голосованием.

Состав Наблюдательного совета утверждается Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

В случае увольнения (освобождения от должности) лица, включенного в состав Наблюдательного совета, его полномочия считаются приостановленными с даты увольнения (освобождения от должности), а после внесения изменения в состав Наблюдательного совета прекращаются.

Статья 26. Компетенция Наблюдательного совета

Наблюдательный совет:

ежегодно утверждает конкретные объекты, в которые могут быть размещены и (или) инвестированы временно свободные денежные средства резерва Агентства, порядок и условия их размещения и (или) инвестирования, а также предельный размер таких средств;

утверждает организационную структуру Агентства, его годовой отчет и смету расходов на содержание Агентства;

принимает решения об источниках и о размере покрытия недостатка средств резерва Агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов);

принимает решение о продлении срока выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) в случае, предусмотренном частью первой статьи 6 настоящего Закона;

принимает решения о восстановлении либо об отказе в восстановлении срока подачи физическим лицом заявлений, связанных с выплатой возмещения банковского вклада (депозита);

принимает решение о признании обстоятельства препятствовавшим подаче физическим лицом заявлений, связанных с выплатой возмещения банковского вклада (депозита);

принимает решение о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства;

утверждает выбранные на конкурсной основе аудиторскую организацию, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства;

заслушивает отчеты генерального директора по вопросам деятельности Агентства, а также аудиторское заключение, составленное по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами и Уставом.

Статья 27. Генеральный директор

Генеральный директор назначается на должность решением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка.

С генеральным директором заключается контракт на срок не более пяти лет, подписываемый председателем Наблюдательного совета.

Генеральный директор осуществляет текущее руководство деятельностью Агентства и подотчетен Наблюдательному совету.

Кандидатура генерального директора представляется Председателем Правления Национального банка не позднее одного месяца до истечения срока контракта, заключенного с генеральным директором.

Генеральный директор освобождается от должности по решению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 28. Компетенция генерального директора

Генеральный директор:

издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства, подписывает свидетельство о принятии банка на учет в Агентстве;

ходатайствует от имени Агентства перед Национальным банком об организации проверки деятельности банка, принятого на учет в Агентстве, о вынесении этому банку предписания об устранении выявленных нарушений и (или) о применении к нему мер воздействия, предусмотренных законодательством, в случае, предусмотренном частью третьей статьи 20 настоящего Закона;

организует выполнение решений Наблюдательного совета;

назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства;

определяет в порядке, установленном законодательством, служебные обязанности, формы и систему оплаты труда работников Агентства;

вносит в Наблюдательный совет для утверждения предложения о развитии системы возмещения банковских вкладов (депозитов), об организационной структуре Агентства и смету расходов на содержание Агентства;

осуществляет без доверенности действия от имени Агентства;

принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета.

Генеральный директор участвует в заседаниях Наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Статья 29. Порядок организации деятельности Наблюдательного совета и генерального директора. Обязанности и ответственность членов Наблюдательного совета и генерального директора

Порядок организации деятельности Наблюдательного совета и генерального директора устанавливается Уставом.

Члены Наблюдательного совета и генеральный директор обязаны:

осуществлять свою деятельность в интересах физических лиц, заключивших договор банковского вклада (депозита), и Агентства;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом, иными актами законодательства и Уставом.

Наблюдательный совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения Наблюдательного совета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов голос председателя Наблюдательного совета является решающим.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей члены Наблюдательного совета и генеральный директор несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 30. Отчетность Агентства

Генеральный директор ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляет в Наблюдательный совет годовой отчет Агентства. Годовой отчет Агентства утверждается Наблюдательным советом до 15 марта года, следующего за отчетным периодом.

Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

Годовой отчет Агентства включает в себя:

отчет о его деятельности по возмещению банковских вкладов (депозитов);

годовой бухгалтерский баланс;

отчет об использовании средств резерва Агентства, средств, размещенных и (или) инвестируемых Агентством, и доходов, полученных от размещения и (или) инвестирования таких средств;

отчет о выполнении сметы расходов на содержание Агентства.

К годовому отчету Агентства прилагается аудиторское заключение, составленное по результатам аудита его годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Годовой отчет Агентства после его утверждения Наблюдательным советом направляется в Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Годовой отчет Агентства в части информации о его деятельности по возмещению банковских вкладов (депозитов) публикуется в официальных периодических печатных изданиях, определенных для опубликования нормативных правовых актов Национального банка, и размещается на официальном сайте Агентства в глобальной компьютерной сети Интернет.

Статья 31. Контроль за деятельностью Агентства

Контроль за деятельностью Агентства, а также за расходованием им средств республиканского бюджета осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 32. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Агентства подлежит обязательному аудиту аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, выбираемыми ежегодно на конкурсной основе.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства может быть также проведен по требованию простого большинства членов Наблюдательного совета.

Статья 33. Неразглашение сведений, составляющих банковскую тайну, и иной информации о деятельности Агентства и банков, принятых в нем на учет

Агентство гарантирует неразглашение сведений, составляющих банковскую тайну, и иной информации о деятельности и операциях банков, принятых в нем на учет.

Члены Наблюдательного совета, генеральный директор и иные работники Агентства не вправе разглашать информацию о его деятельности, сведения, составляющие банковскую тайну, иную информацию о деятельности и операциях банков, принятых в нем на учет, а также иные сведения, доступ к которым они имели при исполнении служебных обязанностей, за исключением сведений, предоставление которых предусмотрено настоящим Законом.

За разглашение информации, указанной в части второй настоящей статьи, члены Наблюдательного совета, генеральный директор и иные работники Агентства несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 34. Реорганизация и ликвидация Агентства

Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Президента Республики Беларусь, определяющему порядок реорганизации или ликвидации Агентства и использования его имущества.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Особенности принятия на учет в Агентстве банков, осуществлявших банковскую операцию по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) до вступления в силу настоящего Закона

Национальный банк в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона представляет в Агентство перечень банков, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, предоставляющее право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), для их принятия на учет в Агентстве.

Агентство в течение трех рабочих дней с даты получения перечня, предусмотренного частью первой настоящей статьи, осуществляет принятие указанных в нем банков на учет и публикует этот перечень в республиканских печатных средствах массовой информации, определенных Президентом Республики Беларусь официальными изданиями для опубликования нормативных правовых актов Национального банка.

Ежемесячные взносы, внесенные банками в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке, в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона переводятся на счета Агентства для зачисления их в его резерв.

Банки, вносившие ежемесячные взносы в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке, а также банки, освобожденные до принятия на учет в Агентстве от внесения ежемесячных взносов в этот фонд, освобождаются от перечисления учетного взноса в резерв Агентства.

Статья 36. Возмещение банковских вкладов (депозитов) в банках, осуществлявших банковскую операцию по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) до вступления в силу настоящего Закона

Возмещение банковских вкладов (депозитов) в банках, осуществлявших банковскую операцию по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) до вступления в силу настоящего Закона, по договорам банковских вкладов (депозитов), заключенным до принятия банка на учет в Агентстве, осуществляется в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 37. Внесение дополнения и изменений в некоторые законы Республики Беларусь

1. Утратил силу.

2. Абзац десятый части первой статьи 52 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/219; 2006 г., № 113, 2/1243) изложить в следующей редакции:

«привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;».

Статья 38. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку:

в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона утвердить Устав и состав Наблюдательного совета, принять решение о назначении на должность генерального директора;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением настоящей статьи и статьи 38, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок