Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июля 2022 г. № 490
О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 453 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.06.2024, 5/53612)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы (далее – Национальный план) (прилагается).
2. Министерству образования:
осуществлять координацию и контроль за ходом реализации Национального плана;
обеспечивать рассмотрение хода реализации мероприятий Национального плана на заседаниях Национальной комиссии по правам ребенка;
ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным, представлять информацию о ходе выполнения Национального плана в Совет Министров Республики Беларусь.
3. Ответственным исполнителям Национального плана ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Министерство образования информацию о ходе его выполнения.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
Постановление 25.07.2022 № 490 |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы
Национальный план является программным документом, направленным на реализацию Республикой Беларусь положений Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, создание условий для защиты прав и законных интересов детей, условий для свободного и эффективного участия детей и молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии государства и общества.
Охрана прав детей в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», иными актами законодательства.
Подписав Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и иные международные договоры в сфере обеспечения прав детей, Республика Беларусь подтвердила приверженность участию в деятельности по созданию для детей безопасных, обеспечивающих их полноценное развитие условий и, руководствуясь международными стандартами, предпринимает необходимые для этого меры.
Комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения положения детей и защиты их прав реализуется также в рамках инициативы Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «Город, дружественный детям» в 30 городах Республики Беларусь.
Мероприятия Национального плана согласно приложению направлены на совершенствование межведомственного взаимодействия республиканских органов государственного управления в вопросах профилактики семейного неблагополучия и насилия в отношении несовершеннолетних, противоправного поведения детей и подростков, минимизации негативных проявлений в подростковой и молодежной среде, развития детских и молодежных инициатив, совершенствования механизмов оказания психологической помощи детям, повышения правовой грамотности и компетенций педагогических работников, работников организаций здравоохранения, органов внутренних дел, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних.
Реализация мероприятий Национального плана будет осуществляться республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с привлечением общественных объединений, финансового и технического потенциала международных организаций.
Осуществление мероприятий Национального плана к 2026 году позволит:
повысить нетерпимость общества к проявлениям семейного насилия, сократить случаи жестокого обращения с детьми;
оказать помощь детям и их родителям (иным законным представителям) по созданию условий безопасного пребывания детей в глобальной компьютерной сети Интернет, сократить число преступлений и иных правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;
внедрить инновационные формы профориентационной работы с несовершеннолетними, повысить эффективность психологической и педагогической помощи при осуществлении профессионального выбора;
сократить трудовую и внешнюю миграцию молодежи;
повысить уровень психологических знаний, умений и навыков саморазвития личности учащихся, сформировать их психологическую культуру;
повысить эффективность реализации принципа инклюзии в образовании, обеспечивающего равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого; обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами);
сохранить и укрепить здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни;
внедрить алгоритмы межведомственного взаимодействия, расширить сотрудничество с общественными объединениями в сфере оказания помощи несовершеннолетним;
повысить роль семейных ценностей и престиж многодетной семьи в обществе, укрепить институт семьи;
совершенствовать качество ранней профилактики семейного неблагополучия, суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми;
создать благоприятные условия для развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствовать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержку таких форм устройства.
Финансирование мероприятий Национального плана будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, из республиканского и соответствующих местных бюджетов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.
|
к Национальному плану действий |
МЕРОПРИЯТИЯ
Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы
Наименование мероприятий |
Срок реализации, годы |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
Укрепление правовой защиты детства и формирование правовой культуры общества |
|||
1. Подготовка и выпуск тематического сборника правовых актов «Права ребенка» |
2024–2026 |
повышение уровня практических навыков педагогических работников и правовой грамотности детей и молодежи |
НЦЗПИ, Минюст, Минобразование |
2. Информирование населения по актуальным вопросам национального законодательства по правам ребенка, противодействию жестокому обращению с детьми, а также разъяснение ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений |
2022–2026 |
устранение факторов, способствующих совершению несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних общественно опасных деяний повышение нетерпимости общества к проявлениям семейного насилия, сокращение случаев жестокого обращения с детьми |
Мининформ, Белтелерадиокомпания, Минобразование, МВД, НЦЗПИ, другие республиканские органы государственного управления, международные организации, общественные объединения |
3. Размещение в эфире теле- и радиоканалов различных материалов гражданско-патриотической тематики, посвященных достижениям Республики Беларусь, выдающимся людям и значимым событиям в новейшей истории страны, сохранению культуры и исторического наследия белорусского народа |
2022–2026 |
воспитание у несовершеннолетних гражданского патриотизма, укрепление нравственных ценностей |
Белтелерадиокомпания, Мининформ |
4. Проведение межведомственных тематических мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности и правовой культуры детей и подростков |
2022–2026 |
совершенствование механизмов правового просвещения несовершеннолетних |
Минобразование, МВД, НЦЗПИ, облисполкомы, Минский горисполком |
5. Разработка и реализация межведомственных программ педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки обучающихся к семейной жизни с участием центров, дружественных подросткам |
2022–2026 |
повышение уровня знаний, умений и навыков родительской общественности в вопросах формирования у детей семейных ценностей и ответственности за брак и семью |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
6. Создание на национальном образовательном портале https://adu.by раздела «Правовая культура участников образовательного процесса» по следующим направлениям: правовая грамотность участников образовательного процесса, профилактика жестокого обращения с детьми, профилактика буллинга |
2022–2026 |
формирование позитивного правового сознания, правовых убеждений и правового поведения учащихся, их законных представителей, учителей развитие умений использовать правовые знания и убеждения при исполнении обязанностей, отстаивании своих прав в случае их нарушения активизация работы по укреплению законности и правопорядка в обществе |
Минобразование, Национальный институт образования |
7. Ведение и предоставление учреждениям образования тематических банков данных правовой информации «Образование» и «Права несовершеннолетних» в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» |
2022–2026 |
повышение уровня правовой культуры участников образовательного процесса, обеспечение доступа к правовой информации |
облисполкомы, Минский горисполком, НЦЗПИ, Минобразование |
8. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования по вопросам правовой и информационной культуры посредством оснащения учреждений образования печатными изданиями правовой тематики |
2022–2026 |
повышение профессиональной компетентности педагогических работников |
Минобразование, Минкультуры, НЦЗПИ |
9. Проведение Международной научно-практической конференции «Социальная и психолого-педагогическая поддержка родительства: опыт, проблемы, перспективы» |
2023, 2025 |
повышение уровня знаний педагогических работников по работе с законными представителями детей, обсуждение и внедрение лучшего опыта взаимодействия школы и семьи |
Минобразование, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ) |
10. Разработка проекта нормативного правового акта, которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вселении в закрепленные за ними жилые помещения освобождаются от уплаты задолженности за коммунальные услуги, образовавшейся в период их отсутствия в этих жилых помещениях |
сентябрь 2022 |
совершенствование механизма социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
МЖКХ, Минобразование, Минтруда и соцзащиты |
11. Проведение республиканского конкурса творческих работ «Право на детство» |
2023 |
создание условий для творческой самореализации детей, развития познавательного интереса к теме защиты прав ребенка |
Минюст, облисполкомы, Минский горисполком |
12. Проведение республиканского праздника, посвященного Международному дню защиты детей |
ежегодно |
формирование в обществе правильного понимания важности безопасного и радостного детства для становления будущих патриотов |
Минобразование, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком |
13. Формирование учреждениями образования, культуры, организациями физической культуры и спорта детских, молодежных интернет-сообществ, блогов и каналов по интересам с элементами гражданского и патриотического воспитания |
2022–2023 |
организованное объединение детей и молодежи в интернет-среде по интересам, в том числе в целях их гражданского и патриотического воспитания, создание для детей и молодежи альтернативы деструктивным интернет-сообществам |
Минобразование, Минкультуры, Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком |
14. Создание и обновление на постоянной основе страниц, разделов, виртуальных экскурсий с информацией об историко-культурном, духовном наследии белорусского народа и достижениях Республики Беларусь на официальных сайтах учреждений образования |
2022–2026 |
расширение кругозора, повышение информированности детей, формирование гражданско-патриотических взглядов несовершеннолетних |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
15. Развитие служб медиации в учреждениях образования |
2022–2026 |
поддержание безопасной среды в учреждениях образования |
» |
Реализация права детей на развитие в раннем возрасте. Охрана материнства и детства. Развитие системы ранней комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и инвалидностью |
|||
16. Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества предоставляемых детям раннего возраста услуг раннего вмешательства в учреждениях интернатного типа |
2022–2026 |
обеспечение детей раннего возраста качественными услугами раннего вмешательства в учреждениях интернатного типа |
Минздрав, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
17. Проведение информационно-образовательных мероприятий по вопросам продвижения ответственного родительства и важности раннего развития для ребенка |
2022–2026 |
повышение осведомленности родителей о здоровье, питании, развитии, обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в целях формирования у них позитивного и ответственного отношения к роли родителя |
Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, ЮНИСЕФ, облисполкомы, Минский горисполком |
18. Развитие инициативы «Больница доброжелательного отношения к ребенку» |
2022–2025 |
повышение качества предоставления медицинской помощи матерям и детям по вопросам продвижения и поддержки грудного вскармливания |
Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ |
19. Обеспечение повышения квалификации специалистов, работающих в центрах раннего вмешательства системы здравоохранения (далее – ЦРВ) |
2022–2026 |
успешное использование работниками ЦРВ новых знаний и современных методов в работе с детьми раннего возраста |
Минздрав, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
20. Обеспечение повышения квалификации врачей-педиатров и врачей общей практики, медсестер в целях использования новых знаний при домашнем визитировании детей раннего возраста |
2022–2026 |
использование патронажными медицинскими работниками новых знаний при посещении детей на дому |
» |
21. Организация консультационных и обучающих онлайн-сервисов для родителей по теме «Осознанное родительство» с привлечением к их проведению детей и подростков |
2023–2025 |
совершенствование механизмов коррекции детско-родительских отношений, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения |
22. Разработка и внедрение в систему последипломного образования и образования взрослых подготовки междисциплинарных команд по организации и предоставлению помощи раннего вмешательства |
2022–2023 |
подготовка междисциплинарных команд раннего вмешательства ЦРВ |
Минздрав, Минобразование, ЮНИСЕФ |
23. Проведение серии вебинаров по вопросам организации помощи раннего вмешательства и мониторинга качества предоставления помощи в соответствии с утвержденными стандартами и критериями качества раннего вмешательства |
2022–2023 |
углубление специалистами сети ЦРВ знаний и практических навыков в организации и мониторинге помощи раннего вмешательства |
Минздрав, ЮНИСЕФ |
24. Внедрение консультативной помощи по вопросам питания и кормления детей с инвалидностью и нарушениями развития в рамках предоставления помощи раннего вмешательства и медицинской реабилитации |
2022–2024 |
углубление специалистами сети ЦРВ знаний и практических навыков в организации и предоставлении консультативной помощи по вопросам питания и кормления |
» |
Реализация права детей на качественное образование. Образование как основа для получения конкурентоустойчивых профессий |
|||
25. Разработка содержания и научно-методического обеспечения процесса непрерывного воспитания и социально-педагогического и психологического сопровождения становления личности обучающегося на основе компетентностного подхода в учреждениях образования |
2023–2025 |
подготовка проекта Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2026–2030 годы |
Минобразование, Национальный институт образования |
26. Организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО), специального образования совместно с учреждениями профессионально-технического образования (далее – УПТО), учреждениями среднего специального образования (далее – УССО) и высшего образования, ознакомление обучающихся с современными профессиями и специальностями, условиями обучения путем организации: мастер-классов и профессиональных проб, ознакомительных экскурсий, выступлений агитационных бригад, профессиональных суббот и другого работы консультационных центров по профессиям, консультаций на основе диагностики профессиональных интересов, склонностей, способностей и другого допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников на базе УПТО |
2022–2026 |
внедрение инновационных форм профориентационной работы, повышение эффективности психологической и педагогической помощи при осуществлении профессионального выбора |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком |
27. Реализация программ финансовой грамотности и выведение на качественно новый уровень экономического образования детей и подростков |
2022–2026 |
рост уровня финансовой грамотности подростков |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ |
28. Совершенствование механизма поддержки талантливой и одаренной молодежи в части, касающейся профориентационной работы с ней во взаимодействии с нанимателями |
2022 |
сокращение образовательной и трудовой внешней миграции молодежи |
Минобразование, Минкультуры, облисполкомы, Минский горисполком |
29. Содействие трудоустройству и временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время |
2022–2026 |
обеспечение трудоустройства обучающихся, в том числе с использованием средств бюджета внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты увеличение числа несовершеннолетних, охваченных временной трудовой занятостью в летний период, снижение числа правонарушений и преступлений несовершеннолетних |
Минобразование, Минтруда и соцзащиты, другие республиканские органы государственного управления, ОО «БРСМ», облисполкомы, Минский горисполком |
30. Реализация республиканского проекта «Школа волонтера ЦУР» |
2022–2025 |
повышение уровня осведомленности молодежи о Целях устойчивого развития и инструментах их достижения через включение в ОУР-практики |
БГПУ, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
31. Организация занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время путем вовлечения их в деятельность студенческих отрядов |
2022–2026 |
привлечение несовершеннолетних к труду, содействие приобретению ими профессиональных и управленческих навыков |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
32. Расширение возможностей получения образования детьми с ОПФР, в том числе детьми-инвалидами, посредством использования различных форм организации образовательного процесса |
2022–2026 |
доступ к образованию с учетом образовательных потребностей детей с ОПФР |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
33. Проведение акции «Наши дети» с участием представителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений |
2022–2026 |
привлечение внимания общественности к проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
34. Организация и проведение благотворительных акций для оказания детям помощи и поддержки |
2022–2026 |
улучшение материального положения детей, условий их жизни и воспитания |
» |
35. Осуществление мер по защите детей, проживающих в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и анализ их реализации |
2022–2026 |
обеспечение государственной поддержки и социальной защиты детей, проживающих в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Минобразование, МЧС, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
36. Обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам организации комплексной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОПФР |
2022–2026 |
повышение качества оказываемой помощи детям-инвалидам, детям с ОПФР |
Минздрав, Минтруда и соцзащиты, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
37. Привлечение законных представителей детей с ОПФР, обучающихся в условиях инклюзивного образования, к работе по обеспечению успешного освоения детьми образовательных программ |
2022–2026 |
повышение активности законных представителей детей с ОПФР в данной работе |
Минобразование, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
38. Внедрение новых технологий социальной работы в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР |
2022–2026 |
повышение уровня социализации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР |
Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, БОО «Мир без границ» |
39. Разработка в рамках научной темы программы и организация факультатива для учащихся V–VIII классов «Основы психологии» в УОСО |
2022–2026 |
повышение уровня психологических знаний, умений и навыков саморазвития личности учащихся, формирование их психологической культуры |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
40. Разработка учебных модулей образовательных программ повышения квалификации педагогических работников учреждений образования по вопросу эффективного родительства как условия формирования инклюзивной культуры учреждения образования |
2022–2026 |
повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования родительского опыта, психолого-педагогической культуры родителей обучающихся в условиях образовательной инклюзии |
Минобразование, БГПУ, облисполкомы, Минский горисполком |
41. Внедрение в учреждениях образования новых форм профориентационной работы, направленных на информирование подростков об особенностях работы в различных отраслях, на различных должностях, через привлечение молодых специалистов к проведению профориентационных мероприятий, расширение возможностей для трудовой занятости детей и подростков в свободное от учебы время |
2022–2026 |
формирование у обучающихся осознанного выбора профессионального будущего и успешной социализации в обществе |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
42. Внедрение в УОСО программ факультативных занятий, направленных на формирование стрессоустойчивости у подрастающего поколения, профилактику и коррекцию негативных явлений в подростковой среде |
2023–2026 |
формирование у обучающихся психологического благополучия, умений и навыков помощи сверстникам в кризисных ситуациях |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения |
43. Расширение деятельности интеллектуальных клубов и КВН-движения в учреждениях образования |
2022–2026 |
совершенствование механизмов и форм занятости детей и подростков в свободное от учебы время |
» |
44. Реализация проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» |
2022–2025 |
повышение эффективности реализации принципа инклюзии в образовании, обеспечивающего равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого; обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами) |
Минобразование, БГПУ, ЮНИСЕФ |
45. Реализация проекта «Создание продуктивной модели комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» |
2023–2025 |
обеспечение национальным законодательством создания условий для комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей создание и апробация продуктивной модели комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов учреждений дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра |
Минобразование, ЮНИСЕФ |
Обеспечение охраны здоровья детей, безопасности жизнедеятельности, содействие их здоровому образу жизни |
|||
46. Проведение спортивных, спортивно-массовых мероприятий, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, профилактике никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи |
2022–2026 |
сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них навыков здорового образа жизни |
Минспорт, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
47. Проведение культурных и спортивно-массовых мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями, в том числе воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов |
2022–2026 |
интеграция детей с ограниченными возможностями в общественно-культурную деятельность и спортивно-массовые мероприятия |
Минкультуры, Минспорт, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком |
48. Проведение мероприятий, направленных на развитие творчества, физической культуры воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов |
2022–2026 |
совершенствование социальной реабилитации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов |
облисполкомы, Минский горисполком |
49. Проведение в г. Минске пилотного проекта «Консультативный прием педагогов-психологов учреждений образования на базе центров, дружественных подросткам» |
2022 |
сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков, правовое воспитание, сокращение числа правонарушений с их стороны |
Минздрав, Минобразование, Минский горисполком |
50. Проведение на базе учреждений образования г. Гомеля и Витебской области пилотного проекта «Консультативный прием психологов центров, дружественных подросткам, на базе территориальных учреждений образования» |
2022–2023 |
» |
Минздрав, Минобразование, облисполкомы |
51. Проведение межведомственных тематических акций «Сделай правильный выбор» в целях пропаганды психического здоровья, нравственно-правового воспитания молодежи |
2022–2026 |
» |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
52. Укрепление методического и практического потенциала республиканской сети кризисных психологов по вопросам оказания психологической помощи несовершеннолетним с высоким суицидальным риском, а также их законным представителям через организацию и проведение супервизорских встреч |
2022–2026 |
повышение эффективности и своевременности оказания психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям |
Минобразование, БГПУ, облисполкомы, Минский горисполком |
53. Проведение информационно-методических, практических мероприятий для участников образовательного процесса УОСО о причинах возникновения кризисных и стрессовых состояний, а также о способах их преодоления |
2022–2026 |
повышение уровня знаний, развитие навыков оказания психологической помощи в кризисных ситуациях |
» |
54. Развитие доступных инновационных форм и методов оказания помощи несовершеннолетним, в том числе попавшим в кризисную ситуацию, по вопросам психологического благополучия, включая консультирование в режиме онлайн, равное консультирование |
2022–2026 |
тестирование и оказание равного консультирования и психологической помощи подросткам через онлайн-платформу психологического здоровья |
Минобразование, ЮНИСЕФ, БГПУ |
55. Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в шестой школьный день с привлечением клубов по игровым видам спорта и специализированных учебно-спортивных учреждений |
2022–2026 |
повышение эффективности физического воспитания детей и подростков |
Минспорт, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
56. Популяризация и внедрение в практику работы учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи службы медиации (примирения), обучение педагогов, обучающихся и их законных представителей методам урегулирования межличностных конфликтов |
2022–2024 |
повышение коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
57. Освещение в теле- и радиопередачах вопросов профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ, табакокурения, информационная поддержка спортивных и иных мероприятий по популяризации здорового образа жизни |
2022–2026 |
формирование установок на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, повышение информированности несовершеннолетних о факторах риска и негативных последствиях употребления психоактивных веществ |
Мининформ, Белтелерадиокомпания, Минздрав, Мин-образование, другие республиканские органы государственного управления, международные организации, общественные объединения |
58. Обеспечение эффективности межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, употребляющим психоактивные вещества |
2022–2026 |
внедрение алгоритмов межведомственного взаимодействия, расширение сотрудничества с общественными объединениями в сфере оказания помощи несовершеннолетним |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
59. Реализация экспериментального проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» и разработка системы онлайн-сопровождения его мероприятий |
2022–2026 |
создание в УОСО дружественной и поддерживающей среды, направленной на предупреждение буллинга и насилия в отношении детей |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, БГПУ, ЮНИСЕФ |
60. Разработка и реализация республиканского социально-образовательного проекта «Я благополучный» для учащихся и студентов |
2022–2023 |
сохранение и укрепление физического и психического здоровья, стабилизация субъективного благополучия и уровня эмоциональной устойчивости студентов и школьников посредством использования арт-терапевтического подхода |
БГПУ, Минобразование |
61. Проведение межведомственного семинара «Сохранение и укрепление психического здоровья несовершеннолетних: проблемы и пути их решения» |
2023 |
повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков |
Минобразование, региональные институты развития образования, Минздрав |
62. Включение информации о формах и методах помощи детям с суицидальными наклонностями в программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, размещение данной информации на Национальном образовательном портале, проведение обучающих семинаров |
2022–2026 |
совершенствование подготовки педагогов-психологов, занятых в системе образования, психологов, работающих в системе здравоохранения, для оказания помощи детям с суицидальными наклонностями |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
63. Реализация программ обучения несовершеннолетних правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность |
2022–2026 |
формирование культуры безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет, сокращение числа детей, пострадавших от противоправного интернет-содержания |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
64. Проведение мероприятий, направленных на обучение основам безопасности жизнедеятельности, навыкам безопасного поведения |
2022–2026 |
снижение числа смертельных случаев, случаев травмирования детей |
Минобразование, МЧС, МВД, облисполкомы, Минский горисполком |
65. Проведение мероприятий по обучению навыкам безопасного поведения в интернет-пространстве и минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию учащихся |
2022–2026 |
формирование культуры безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет |
Минобразование, Мининформ, МВД, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
66. Организация и проведение мероприятий, направленных на освоение детьми и подростками навыков безопасного и самосохранного поведения, формирование здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков |
2022–2026 |
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения, практическое закрепление теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности |
Минобразование, МЧС, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
67. Повышение уровня информированности населения о возможности в случае трудной жизненной ситуации оставления детей в группах (местах) с круглосуточным пребыванием детей посредством максимального задействования средств массовой информации, других информационных ресурсов, размещения информации об этом на информационных стендах учреждений образования |
2022–2026 |
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в домовладениях (квартирах) семей, воспитывающих детей |
облисполкомы, Минский горисполком |
68. Организация и проведение семинаров, семинаров-практикумов для педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей, кураторов учебных групп и воспитателей общежитий по вопросам раннего выявления детей и подростков с тревожно-депрессивными расстройствами и суицидальным риском |
2022–2026 |
повышение образовательного уровня педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных в вопросах профилактики суицидов |
Минобразование, Республиканский центр психологической помощи, облисполкомы, Минский горисполком, региональные институты развития образования |
69. Обеспечение повышения квалификации членов региональных групп реагирования на кризисные ситуации в учреждениях образования |
2022–2024 |
совершенствование профессиональных компетенций членов региональных групп реагирования на кризисные ситуации в учреждениях образования |
Минобразование, БГПУ, региональные институты развития образования |
70. Разработка и внедрение обучающих интерактивных программ для разных возрастных групп детей по вопросам предупреждения жестокого обращения и насилия, профилактики буллинга и кибербуллинга |
2022–2024 |
знание и применение правил безопасности на практике детьми разных возрастных групп |
Минобразование, МВД, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, ОО «SOS – Детские деревни», другие международные организации, общественные объединения |
71. Расширение практики оказания детям и подросткам психологической, юридической помощи и поддержки, в том числе через разработку специальных программно-технических средств |
2022–2024 |
совершенствование механизмов доступности различных форм помощи детям и подросткам |
Минобразование, Минюст, БГПУ, ЮНИСЕФ, Белорусская республиканская коллегия адвокатов, общественные объединения |
72. Привлечение детей и подростков к обсуждению и разработке проектов спортивных и досуговых площадок |
2023–2026 |
повышение заинтересованности детей и подростков в занятиях физической культурой и спортом, развитии творческих способностей |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
73. Разработка и размещение в разделе «Безопасность детей в сети» интернет-портала pomogut.by практического информационного контента для родителей (обучающих видеороликов, интерактивных мастер-классов, консультаций, семинаров, ссылок на программное обеспечение и другого) |
2022–2026 |
уменьшение числа преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием сети Интернет в отношении детей |
МВД, Минобразование облисполкомы, Минский горисполком |
74. Проведение в рамках проекта «Родительский университет» практических мероприятий для родителей по обеспечению информационной безопасности детей, в том числе по контролю за их поведением в сети Интернет. Разработка и распространение среди родителей соответствующих рекомендаций |
2022–2026 |
» |
Минобразование, облисполкомы и Минский горисполком |
Реализация права детей на проживание и воспитание в семейном окружении (поддержка семьи и профилактика социального сиротства) |
|||
75. Дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей раннего возраста и детей с ОПФР |
2022–2026 |
увеличение доли детей, находящихся на воспитании в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа, от общего числа детей, нуждающихся в устройстве в семью |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, РОО «Белорусский детский фонд» |
76. Открытие и оснащение ресурсных комнат для детей раннего возраста на базе детских домов семейного типа |
2022–2026 |
увеличение передаваемых на семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до трех лет |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
77. Обеспечение системной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей при тесном сотрудничестве институтов развития образования, социально-педагогических центров и учреждений образования, где обучаются (воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
2022–2026 |
повышение качества подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
78. Разработка критериев оценки эффективности труда приемного родителя, родителя-воспитателя |
2023–2024 |
совершенствование труда приемных родителей, родителей-воспитателей |
» |
79. Проработка вопроса о включении в состав государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средств на медицинскую реабилитацию, медикаменты, оптику и медицинские аппараты либо разработки механизма возмещения затраченных на эти цели средств опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям |
2023–2024 |
улучшение материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
80. Дальнейшая оптимизация сети учреждений интернатного типа систем образования, здравоохранения и социальной защиты |
2022–2026 |
сокращение количества учреждений интернатного типа при соблюдении интересов и прав ребенка |
Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком |
81. Проведение мероприятий по совершенствованию системы сопровождения опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа |
2022–2026 |
снижение числа случаев вторичного сиротства, повышение эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, РОО «Белорусский детский фонд», ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
82. Осуществление мер по совершенствованию оказания психологической, социально-педагогической, юридической, социальной помощи семьям, воспитывающим детей, и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, социально-педагогическими центрами, территориальными центрами социального обслуживания населения, центрами социального обслуживания семьи и детей |
2022–2026 |
предоставление различных видов помощи семьям (детям), сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, снижение числа детей, признанных нуждающимися в государственной защите |
Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
83. Осуществление деятельности по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей и государства, в том числе проведение республиканских, областных, городских и районных акций, благотворительных мероприятий, праздников, посвященных семье и детям, конкурсов на лучшую семью, семейных и детских фестивалей и выставок творчества, конференций, встреч отцов |
2022–2026 |
повышение роли семейных ценностей в обществе, укрепление института семьи, повышение престижа многодетной семьи в обществе |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
84. Осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2022–2026 |
создание эффективной системы поддержки по месту проживания выпускников учреждений интернатного типа и замещающих семей, оказание им содействия в социальной адаптации и успешной интеграции в общество |
Минобразование, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
85. Обеспечение межведомственного механизма профилактики семейного неблагополучия и насилия в отношении детей, учета и обмена информацией о фактах насилия в отношении несовершеннолетних |
2022–2026 |
внедрение региональных алгоритмов межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, сокращение случаев семейного неблагополучия, профилактика насилия в отношении детей |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
86. Наращивание потенциала (в том числе посредством онлайн-модулей) специалистов, работающих с детьми и семьями, в области эффективных практик оказания комплексной помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
2022–2026 |
повышение уровня компетентности специалистов, работающих с детьми и семьями, повышение качества оказания помощи семьям |
Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, ОО «SOS – Детские деревни», другие общественные объединения |
87. Реализация мер, направленных на совершенствование работы по профилактике отказов от детей, в том числе при рождении ребенка с ОПФР |
2022–2026 |
сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, случаев лишения родительских прав, снижение числа детей, признанных нуждающимися в государственной защите |
Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
88. Проведение педагогического просвещения родителей в рамках работы родительских университетов в УОСО по вопросам реализации прав и законных интересов детей |
2022–2026 |
укрепление детско-родительских отношений, направленное на обеспечение благоприятных условий развития личности ребенка в родной семье |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
89. Актуализация программы мониторинга положения детей в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа |
2024 |
обеспечение качественного изучения положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа |
Минобразование, БГПУ |
90. Создание информационного портала (телеграм-канала) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2023 |
повышение уровня социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Минобразование, НЦПИ, Минздрав, другие органы государственного управления, ЮНИСЕФ |
91. Формирование государственного социального заказа в области социального обслуживания для привлечения негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг семьям с детьми |
2022–2023 |
увеличение численности получателей социальных услуг из числа семей с детьми, привлечение к оказанию социальных услуг негосударственных некоммерческих организаций |
облисполкомы, Минский горисполком, Минтруда и соцзащиты |
92. Обобщение опыта работы детских деревень (детских городков), в том числе являющихся частными социально-педагогическими учреждениями, по формированию кадрового состава, структуры и организации работы |
2023–2024 |
совершенствование законодательства, регулирующего деятельность социально-педагогических учреждений всех форм собственности |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «SOS – Детские деревни» |
93. Реализация проекта «Профилактика институционализации и деинституционализация детей до трех лет и детей с инвалидностью в Витебской области» |
2022–2024 |
координация деинституционализации детей с инвалидностью в Витебской области |
Витебский облисполком, ЮНИСЕФ |
94. Разработка и внедрение программно-методических материалов по подготовке приемных родителей и родителей-воспитателей к приему детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития |
2023–2024 |
увеличение числа семей, готовых к приему на воспитание детей с инвалидностью |
Минобразование, Минздрав, БОО «Мир без границ» |
95. Продвижение социальной рекламы, нацеленной на повышение участия отцов в воспитании детей |
2022–2026 |
создание видеороликов и их ротация на национальных и региональных каналах телевидения |
Минтруда и соцзащиты, ЮНИСЕФ, облисполкомы, Минский горисполком |
96. Проведение региональных смотров-конкурсов, направленных на популяризацию семейных ценностей и укрепление детско-родительских отношений |
2022–2026 |
укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
97. Расширение практики применения подходов «Равный обучает равного»: обучение подростков, участников волонтерских отрядов навыкам общения и взаимодействия с детьми и подростками из уязвимых категорий |
2022–2026 |
совершенствование форм профилактической работы с обучающимися |
» |
98. Совершенствование подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями |
2022–2023 |
повышение качества отбора и подготовки замещающих родителей |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
Реализация права детей на защиту от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации |
|||
99. Осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы защиты детей от насилия, и межведомственного взаимодействия по предотвращению жестокого обращения с детьми |
2022–2026 |
сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми, повышение качества помощи жертвам насилия |
МВД, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, Генеральная прокуратура, Национальная комиссия по правам ребенка, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
100. Проведение тематических пресс-мероприятий по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних на базе подведомственного Мининформу пресс-центра РУП «Дом прессы» |
2022–2026 |
повышение уровня осведомленности общества о проблеме насилия в отношении несовершеннолетних, привлечение средств массовой информации к анонсированию мероприятий, направленных на профилактику насилия в отношении несовершеннолетних |
Мининформ, МВД, другие республиканские органы государственного управления |
101. Проведение информационных кампаний и просветительских акций, направленных на противодействие жестокому обращению с детьми |
2022–2026 |
повышение степени нетерпимости общества к насилию в отношении детей, сокращение случаев жестокого обращения с детьми |
Минобразование, МВД, Мининформ, Белтелерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
102. Внедрение медиативных практик в урегулировании конфликтов, современных подходов к профилактике буллинга и насилия в УОСО |
2022–2026 |
создание безопасной и дружественной среды в УОСО для каждого обучающегося |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «Белорусский республиканский союз юристов», ЮНИСЕФ |
103. Совершенствование знаний специалистов по формированию культуры ненасилия в обществе, реабилитации детей, пострадавших от насилия, профилактике насилия над детьми |
2022–2026 |
повышение уровня знаний, умений и навыков специалистов по вопросам профилактики насилия над детьми, насилия в семье |
Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, МВД, Генеральная прокуратура |
104. Проведение Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы кризисной психологии» |
2024, 2026 |
повышение уровня знаний специалистов по работе с детьми и подростками, обмен опытом и передовыми психологическими технологиями работы с детьми, оказавшимися в трудной или кризисной ситуации |
Минобразование, БГПУ |
105. Совершенствование деятельности служб экстренной бесплатной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, в том числе сети телефонов доверия, «горячих линий» |
2022–2026 |
повышение доступности и качества экстренной бесплатной помощи |
Минздрав, МВД, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
106. Организация и проведение областных (районных, городских) родительских конференций по вопросам оптимизации детско-родительских отношений и выявления факторов суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми, ответственности за применение насилия и форм физического воздействия по отношению к ребенку |
2022–2026 |
повышение качества ранней профилактики семейного неблагополучия, суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми |
облисполкомы, Минский горисполком |
107. Организация мероприятий по доведению до общественности сведений об интернет-ресурсе pomogut.by (www.kids.pomogut.by) (возможность получения полезной информации, онлайн-консультирования, в том числе в рамках работы «горячих линий», и иной помощи по вопросам профилактики наркомании, педофилии, буллинга и противоправного поведения детей) |
2022–2023 |
продвижение сайта www. kids.pomogut.by как источника получения профилактической информации и квалифицированной консультативной помощи |
облисполкомы, Минский горисполком, МВД, Минобразование, Минздрав, Мининформ, Белтелерадиокомпания, общественные объединения |
108. Внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по профилактике буллинга в детско-подростковой среде |
2022–2023 |
формирование в учреждениях образования безопасной среды для участников образовательного процесса |
облисполкомы, Минский горисполком |
109. Проведение на постоянной основе в учреждениях образования воспитательных мероприятий, направленных на нравственно-половое воспитание несовершеннолетних |
2022–2026 |
уменьшение числа совершаемых в отношении детей преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы |
Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком |
110. Обеспечение качественной психологической и сексологической помощи несовершеннолетним, в том числе пострадавшим от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы |
2022–2026 |
» |
Минздрав, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
Реализация права детей на доступ к справедливому правосудию, профилактика правонарушений несовершеннолетних |
|||
111. Совершенствование восстановительных практик в работе с детьми и подростками в контакте либо в конфликте с законом |
2022–2026 |
повышение уровня профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
112. Разработка в рамках научной темы научно-методического обеспечения социально-педагогической деятельности по профилактике цифровых девиаций в подростковой среде |
2022–2026 |
внедрение в УОСО модели социально-педагогической деятельности по профилактике цифровых девиаций в подростковой среде снижение рисков нарушения медиабезопасности учащихся |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
113. Проведение Международного научно-практического семинара «Профилактика суицидального поведения современной молодежи в условиях образовательной среды» |
2023, 2025 |
повышение уровня знаний специалистов по работе с детьми и подростками, сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков |
Минобразование, БГПУ |
114. Проведение круглого стола по проблемам профилактики употребления психоактивных веществ и девиантного поведения среди подростков |
2022 |
сохранение и укрепление здоровья подростков, профилактика вредных привычек, формирование ответственности за противоправное поведение |
» |
115. Расширение практики создания военно-патриотических клубов для подростков (в том числе для тех, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа) на базе воинских частей |
2022–2024 |
обеспечение занятости подростков во внеурочное время, сокращение числа подростков, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа |
облисполкомы, Минский горисполком, МВД, Минобороны, Госпогранкомитет, Минобразование |
116. Обучение педагогов-психологов работе в дружественных детям комнатах опроса, а также педагогов, привлекаемых для участия в уголовном процессе |
2022–2026 |
повышение качества оказания необходимой психологической помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию или ставшим свидетелями насилия, минимизация их участия в уголовном процессе, снижение степени их травматизации |
Минобразование, Следственный комитет, облисполкомы, Минский горисполком, международные организации, общественные объединения |
117. Обучение структурированным методикам прогнозирования противоправного поведения среди несовершеннолетних, а также принципам кейс-менеджмента и смарт-планирования специалистов социально-педагогических центров, УОСО, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений образования закрытого типа |
2022–2024 |
овладение специалистами учреждений образования инновационными методиками работы совершенствование механизма реализации прав детей на социальную защиту и инклюзию, образование |
облисполкомы, Минский горисполком, Минобразование, БОО «Мир без границ» |
118. Проведение творческих мероприятий для детей в конфликте с законом, в том числе для воспитанников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений образования закрытого типа (акции КВН, летние интеграционные мероприятия на базе учреждений, конкурсы и фестивали) |
2022–2024 |
формирование толерантности у несовершеннолетних, повышение осведомленности о культурном многообразии современного мира, реализация принципов поликультурного воспитания |
Минобразование, БОО «Мир без границ», белорусская лига КВН |
119. Внедрение программ социального сопровождения («Старший друг», «Контактное лицо» и других) для детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимися в социально опасном положении, выпускников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений закрытого типа и методических материалов к ним |
2022–2024 |
повышение качества реабилитации и профилактической работы среди детей |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, БОО «Мир без границ» |
Реализация права детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы |
|||
120. Осуществление мероприятий, направленных на развитие детских и молодежных инициатив, повышение уровня участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы |
2022–2026 |
вовлечение молодежи в деятельность, направленную на совершенствование и реализацию государственной политики в области охраны детства и защиты прав детей |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
121. Проведение работы по привлечению детей к участию в информационно-просветительских программах, акциях, мероприятиях |
2022–2026 |
расширение кругозора детей, а также повышение их информированности о своих правах |
облисполкомы, Минский горисполком, Минобразование, Минюст, МВД, Минздрав |
122. Осуществление мероприятий по созданию условий для участия несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, демонстрирующих противоправное и рискованное поведение, а также имеющих нарушения здоровья, в деятельности детских и молодежных советов (парламентов) |
2022–2026 |
рост охвата несовершеннолетних общественно полезной работой, преодоление их социальной изоляции |
облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения |
123. Реализация мер, направленных на расширение практики привлечения детских и молодежных советов (парламентов) к разработке нормативных правовых актов в области охраны прав детей на региональном и национальном уровнях |
2022–2026 |
рост числа детей, знакомых с порядком разработки нормативных правовых актов |
облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
124. Развитие создания городских, районных, областных и республиканских детских и молодежных советов (парламентов) |
2022–2026 |
расширение взаимодействия молодежи с местными исполнительными и распорядительными органами |
» |
125. Развитие инициативы «Город, дружественный детям и подросткам» |
2022–2026 |
увеличение количества городов, дружественных детям и подросткам, в Республике Беларусь совершенствование системы планирования и мониторинга оценка реализации прав детей и подростков в городах (раз в три года) |
Минобразование, ЮНИСЕФ |
126. Проведение республиканского конкурса на лучший детский и молодежный совет (парламент) |
2023, 2025 |
распространение опыта работы лучшего детского и молодежного совета (парламента), включая его взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |
127. Осуществление мероприятий, направленных на развитие детских и молодежных инициатив, повышение уровня участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы |
2022–2026 |
создание условий для реализации методологии «АПШИФТ» в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи разработка и реализация социально значимых детских и молодежных инициатив (проектов) |
Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ |
128. Создание и развитие на базе учреждений образования и культуры общественных пространств (досуговые и дискуссионные площадки, центры подростковых и молодежных инициатив) для подростков и молодежи |
2022–2026 |
совершенствование форм работы с детьми и подростками по формированию их правовой культуры, умений ведения конструктивного диалога для достижения позитивного результата |
облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения |
Развитие навыков XXI века у детей и молодежи |
|||
129. Разработка Концепции и Национального координационного плана действий по развитию у детей и молодежи навыков XXI века на период до 2030 года |
2023–2024 |
определение стратегии формирования навыков XXI века у детей и учащейся молодежи, разработанной с активным вовлечением подростков и молодежи |
Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, государственные организации, ЮНИСЕФ |
130. Разработка организационно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков учащихся, системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО |
2022–2024 |
утверждение учебно-методических материалов и методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО разработка и внедрение системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО |
Минобразование, Национальный институт образования, Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования, ЮНИСЕФ |
131. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов по формированию социально-эмоциональных навыков у учащихся УОСО, УПТО и УССО |
2022–2023 |
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов по формированию социально-эмоциональных навыков у учащихся УОСО, УПТО и УССО |
Минобразование, ЮНИСЕФ |
132. Расширение практики обучения подростков навыкам социального проектирования, молодежного предпринимательства, включая реализацию в учреждениях образования программы «АПШИФТ» |
2022–2023 |
предоставление детям и подросткам инновационных возможностей для обучения, развития и получения новых навыков и качеств, в частности креативности, сотрудничества, лидерства |
облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения |
Реализация международного сотрудничества в интересах прав детей |
|||
133. Содействие развитию сотрудничества республиканских органов государственного управления с международными организациями, в том числе региональными, в сфере улучшения положения детей и защиты их прав |
2022–2026 |
внедрение в стране передового международного опыта в сфере защиты прав детей, представление национальных достижений на международной арене |
МИД, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, другие республиканские органы государственного управления, общественные объединения |
134. Разработка и реализация проектов международной технической помощи в сфере улучшения положения детей и защиты их прав |
2022–2026 |
внедрение инновационных форм и методов работы, направленных на улучшение положения детей и защиту их прав |
Минобразование, Минздрав, МВД, другие республиканские органы государственного управления, НЦЗПИ, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения |