Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 19.07.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 июня 2021 г. № 304

О медико-реабилитационных экспертных комиссиях и медицинских экспертизах

На основании части двадцать второй статьи 34, части третьей статьи 37 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», абзаца третьего пункта 285 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях (прилагается);

Положение о проведении медико-социальной экспертизы (прилагается);

Положение о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы (прилагается);

Правила определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (прилагаются).

2. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 23 июля 2021 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
03.06.2021 № 304

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1299 «Об утверждении Правил определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

2. Подпункт 2.6 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1462 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2008 г. № 2024 «Об утверждении Положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы».

4. Подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2012 г. № 31 «О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2014 г. № 1185 «О некоторых вопросах проведения медико-социальной экспертизы и деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2017 г. № 157 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2014 г. № 1185».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2019 г. № 29 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2014 г. № 1185».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

03.06.2021 № 304

ПОЛОЖЕНИЕ
о медико-реабилитационных экспертных комиссиях

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются правовой статус медико-реабилитационных экспертных комиссий (далее – МРЭК), структура, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, порядок обжалования заключений МРЭК.

2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь.

3. МРЭК создается в каждой области и г. Минске и находится соответственно в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее – главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению), является государственной организацией здравоохранения.

4. МРЭК в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением, а также международными договорами Республики Беларусь.

5. Руководство МРЭК осуществляется главным врачом.

Главный врач МРЭК:

руководит деятельностью МРЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на МРЭК функций;

действует без доверенности от имени МРЭК в соответствии с законодательством и уставом МРЭК, представляет интересы МРЭК в отношениях с государственными органами, иными организациями и физическими лицами;

в пределах своей компетенции издает приказы и дает поручения, обязательные для исполнения работниками МРЭК;

принимает решения о создании и ликвидации структурных и (или) обособленных подразделений МРЭК;

утверждает в пределах установленной численности и бюджетных ассигнований структуру и штатное расписание МРЭК;

осуществляет прием на работу и увольнение работников МРЭК, утверждает их должностные обязанности, поощряет работников МРЭК и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

распоряжается в установленном порядке денежными средствами и иным имуществом МРЭК;

осуществляет иные полномочия, касающиеся деятельности МРЭК, в соответствии с законодательством.

6. В структуру МРЭК входят:

специализированные, межрайонные (районные, городские) комиссии (далее, если не указано иное, – первичные комиссии), центральные комиссии;

кабинеты медико-профессиональной реабилитации;

отделы оценки качества медицинской помощи;

иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК.

7. Количество первичных и центральных комиссий (далее, если не указано иное, – комиссии) в МРЭК определяется из расчета:

одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,2–1,4 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК;

одна центральная комиссия на четыре первичные комиссии.

Специализированные комиссии создаются для проведения медико-социальной экспертизы при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, или в случаях, когда требуются специальные условия для проведения медико-социальной экспертизы.

8. Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному признаку (в пределах обслуживаемой территории) или по профилю заболеваний.

9. Кабинет медико-профессиональной реабилитации создается для:

проведения профессиональной консультации пациентов при проведении медико-социальной экспертизы, в том числе профессиональной диагностики, профессиональной ориентации, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности последующего трудоустройства, определения необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, определения степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности;

проведения профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе профессиональной диагностики, профессиональной ориентации, подбора предполагаемой профессии для обучения, соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности последующего трудоустройства, определения нуждаемости в организации специальных условий для получения образования, и составления консультативного заключения по результатам этой консультации;

осуществления взаимодействия с педагогическими работниками, занимающимися обучением, профессиональной подготовкой детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, работниками службы занятости населения, а также с представителями общественных объединений инвалидов.

10. Отделы оценки качества медицинской помощи создаются для:

проведения оценки качества медицинской помощи и медицинских экспертиз;

разработки комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, эффективности и доступности медицинского обслуживания;

оказания методической помощи организациям здравоохранения по вопросам оценки качества медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз;

осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством о здравоохранении.

11. Работникам МРЭК выдается удостоверение, форма которого устанавливается Министерством здравоохранения.

12. В МРЭК ведутся медицинские документы по формам, установленным Министерством здравоохранения, а также иные документы, необходимые для деятельности МРЭК.

13. МРЭК:

вносит на рассмотрение в Министерство здравоохранения, главное управление по здравоохранению, Комитет по здравоохранению предложения по вопросам оценки качества медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз;

запрашивает и получает в установленном порядке информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, у государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций;

взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями здравоохранения и иными организациями по вопросам, входящим в ее компетенцию;

дает разъяснения гражданам и юридическим лицам по вопросам, входящим в ее компетенцию;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ КОМИССИЙ

14. В состав комиссии входит, как правило, не менее трех врачей-экспертов. Комиссию возглавляет председатель. Каждая комиссия имеет печать со своим наименованием и наименованием МРЭК.

При временном отсутствии одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем двумя врачами-экспертами, в том числе председателем комиссии или лицом, на которое возложены его обязанности.

15. Председатель комиссии:

руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией медико-социальной экспертизы;

подписывает медицинские документы и удостоверение инвалида, а также заверяет их печатью комиссии;

принимает решения по иным вопросам деятельности комиссии.

16. Комиссии:

16.1. проводят медико-социальную экспертизу в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, с оформлением заключения МРЭК, индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА) и (или) программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – ПРП), удостоверения инвалида и других документов;

16.2. направляют пациентов:

в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации;

в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза;

16.3. используют консультативные заключения кабинета медико-профессиональной реабилитации при вынесении решений МРЭК и формировании ИПРА и (или) ПРП;

16.4. запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда.

Форма сведений о характере и условиях труда устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах»;

16.5. проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП, индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на медико-социальную экспертизу;

16.6. анализируют показатели инвалидности;

16.7. дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам медико-социальной экспертизы;

16.8. оказывают в пределах своей компетенции методическую и консультативную помощь организациям здравоохранения, государственным медицинским научным организациям, оказывающим медицинскую помощь пациентам;

16.9. взаимодействуют с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями здравоохранения и иными организациями по вопросам, входящим в их компетенцию;

16.10. осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

17. Первичные комиссии:

17.1. направляют пациентов в центральную комиссию в случаях возникновения затруднений при вынесении решения для получения консультаций или проведения медико-социальной экспертизы;

17.2. выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

18. Центральные комиссии:

18.1. являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям;

18.2. осуществляют методическое руководство и оценку деятельности первичных комиссий по проведению медико-социальной экспертизы;

18.3. в случае выявления в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии нарушений в деятельности этой комиссии при проведении медико-социальной экспертизы:

поручают первичной комиссии устранить выявленные нарушения при условии устранимого характера этих нарушений;

информируют заинтересованных лиц о выявленных нарушениях при вынесении решения первичной комиссии;

проводят медико-социальную экспертизу на основании имеющихся в МРЭК медицинских и иных документов при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления;

18.4. проводят медико-социальную экспертизу:

при обжаловании пациентом, субъектом страхования заключения МРЭК, оформленного первичной комиссией;

по направлению первичных комиссий;

18.5. консультируют первичные комиссии;

18.6. направляют пациента на консультацию в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации»;

18.7. вносят предложения главному врачу МРЭК по улучшению качества проведения медико-социальной экспертизы, медицинской реабилитации;

18.8. выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

19. В случае проведения медико-социальной экспертизы на основании абзаца четвертого подпункта 18.3 пункта 18 настоящего Положения центральная комиссия оформляет заключение МРЭК, которое применяется к отношениям, возникшим со дня оформления заключения МРЭК первичной комиссией.

Заключение МРЭК, оформленное первичной комиссией, утрачивает силу в день, предшествующий дню проведения медико-социальной экспертизы на основании абзаца четвертого подпункта 18.3 пункта 18 настоящего Положения и оформления заключения МРЭК в соответствии с частью первой настоящего пункта.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ МРЭК

20. Заключение МРЭК, оформленное первичной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в течение 30 календарных дней после его оформления путем подачи заявления в первичную комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу (далее – заявление в первичную комиссию), или главному врачу МРЭК.

Первичная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в первичную комиссию направляет его главному врачу МРЭК.

Главный врач МРЭК в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в первичную комиссию поручает проведение медико-социальной экспертизы центральной комиссии.

Центральная комиссия проводит медико-социальную экспертизу в течение 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК заявления в первичную комиссию.

21. Заключение МРЭК, оформленное центральной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в течение 30 календарных дней после его оформления путем подачи заявления в центральную комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу (далее – заявление в центральную комиссию), или главному врачу МРЭК.

Центральная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в центральную комиссию направляет его главному врачу МРЭК.

Главный врач МРЭК в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в центральную комиссию поручает проведение медико-социальной экспертизы другой центральной комиссии.

Другая центральная комиссия проводит медико-социальную экспертизу в течение 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК заявления в центральную комиссию.

22. Заключение МРЭК, оформленное центральной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в судебном порядке.

23. При несогласии пациента, субъекта страхования с заключением МРЭК, оформленным центральной комиссией, по их заявлению проводится независимая медицинская экспертиза в порядке, установленном Положением о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы, утвержденным постановлением, утвердившим настоящее Положение.

24. Центральная комиссия по результатам медико-социальной экспертизы, проведенной по заявлению в первичную (центральную) комиссию, выносит решение и оформляет его в виде заключения МРЭК.

В случае расхождения заключения МРЭК, оформленного в соответствии с частью первой настоящего пункта, с обжалуемым заключением МРЭК это заключение МРЭК применяется к отношениям, возникшим со дня оформления обжалуемого заключения МРЭК, а обжалуемое заключение МРЭК утрачивает силу в день, предшествующий дню оформления заключения МРЭК в соответствии с частью первой настоящего пункта.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

03.06.2021 № 304

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении медико-социальной экспертизы

1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения медико-социальной экспертизы.

2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», а также следующие термины и их определения:

освидетельствование пациента – установление или подтверждение факта наличия или отсутствия у лица ограничений жизнедеятельности и степени их выраженности путем комплексной оценки врачами-экспертами медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) состояния здоровья пациента и возникших нарушений функций органов и систем его организма на основании анализа результатов медицинского осмотра, лабораторных и иных методов исследований, анализа информации, содержащейся в направлении на медико-социальную экспертизу и других документах;

степень утраты здоровья – степень нуждаемости в социальной защите ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, определяемая МРЭК при проведении медико-социальной экспертизы в соответствии с имеющимися у него ограничениями жизнедеятельности, обусловленными стойким нарушением функций органов и систем его организма вследствие врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний, травм или дефектов, наличием (отсутствием) анатомического дефекта, клинико-трудовым прогнозом.

3. Медико-социальная экспертиза проводится МРЭК в целях:

определения нарушений функций органов и систем организма пациента, степени выраженности ограничений жизнедеятельности;

установления инвалидности у лиц старше 18 лет, группы и причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности;

установления категории «ребенок-инвалид» у лиц в возрасте до 18 лет, степени утраты здоровья, причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности;

определения нуждаемости в проведении мероприятий реабилитации (абилитации) при формировании индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА), программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – ПРП);

установления степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности;

установления дополнений к экспертному решению в случаях, установленных Министерством здравоохранения;

определения времени наступления инвалидности (установления категории «ребенок-инвалид») по запросам управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлений (отделов) социальной защиты местных администраций районов в городах для назначения пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства);

продления лечения в периоде временной нетрудоспособности.

4. Медико-социальная экспертиза проводится в очной или заочной форме.

5. При проведении медико-социальной экспертизы в очной форме освидетельствование пациента врачами-экспертами МРЭК может осуществляться:

5.1. по месту нахождения МРЭК;

5.2. на выездном заседании МРЭК:

по месту жительства (месту пребывания) пациента;

в организациях здравоохранения, государственных медицинских научных организациях;

в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;

в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.

6. В случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь, медико-социальная экспертиза может проводиться заочно на основании медицинских и иных документов пациента, представленных в МРЭК компетентными организациями.

7. Медико-социальная экспертиза должна быть проведена не позднее 30 календарных дней, а в отношении пациента, признанного временно нетрудоспособным, – не позднее трех (при освидетельствовании на выездном заседании МРЭК – пяти) рабочих дней со дня поступления в МРЭК направления на медико-социальную экспертизу, в котором указывается цель ее проведения.

8. В ходе медико-социальной экспертизы вне зависимости от цели направления пациента на данную экспертизу при наличии оснований:

устанавливаются инвалидность у лиц старше 18 лет, в том числе группа и причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнение(я) к экспертному решению;

устанавливаются категория «ребенок-инвалид» у лиц в возрасте до 18 лет, в том числе степень утраты здоровья, причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнение(я) к экспертному решению;

определяется степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности;

формируется ИПРА и (или) ПРП с определением мероприятий по реабилитации (абилитации), видов и сроков их проведения, а также ответственных исполнителей;

определяется время наступления инвалидности (установления категории «ребенок-инвалид») по запросам управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлений (отделов) социальной защиты местных администраций районов в городах для назначения пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства) и других целей.

9. После проведения медико-социальной экспертизы МРЭК выносит одно из следующих решений:

инвалидность установлена с указанием группы и причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности;

инвалидность установлена с указанием группы и причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности, дополнения(й) к экспертному решению;

инвалидность установлена с указанием группы и причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности, степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности;

инвалидность установлена с указанием группы и причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности, степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности, дополнения(й) к экспертному решению;

инвалидность не установлена, определена степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности;

установлена категория «ребенок-инвалид» с указанием степени утраты здоровья, причины инвалидности, даты наступления и срока инвалидности, а в случаях, предусмотренных законодательством о здравоохранении и страховой деятельности, степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах, дополнения(й) к экспертному решению (для лиц в возрасте до 18 лет);

инвалидность не установлена, продлено лечение в периоде временной нетрудоспособности;

инвалидность не установлена.

При необходимости МРЭК в пределах своей компетенции может выносить иные решения в рамках проведения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством о здравоохранении.

При проведении медико-социальной экспертизы МРЭК устанавливает наличие (отсутствие) у пациента медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

10. Решение МРЭК объявляется устно пациенту, проходившему медико-социальную экспертизу, либо его законному представителю председателем МРЭК.

11. Датой окончания медико-социальной экспертизы является дата вынесения решения МРЭК.

12. В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в МРЭК направления на медико-социальную экспертизу.

13. По результатам медико-социальной экспертизы и в соответствии с вынесенным решением МРЭК оформляются (заполняются):

заключение МРЭК по форме, устанавливаемой Министерством здравоохранения;

ИПРА по форме и в порядке, определяемым Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования;

ПРП по форме и в порядке, определяемым Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах»;

листок нетрудоспособности и (или) справка о временной нетрудоспособности;

удостоверение инвалида (при установлении группы инвалидности у лиц старше 18 лет или степени утраты здоровья у лиц в возрасте до 18 лет).

Получение документов, указанных в части первой настоящего пункта, подтверждается собственноручной подписью пациента. При невозможности пациента по состоянию здоровья подтвердить собственноручной подписью получение этих документов и отсутствии его законного представителя их получение подтверждается собственноручной подписью лица, сопровождающего пациента при проведении медико-социальной экспертизы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

14. Заключение МРЭК в течение трех календарных дней после окончания медико-социальной экспертизы направляется:

в орган, назначающий (назначивший) и (или) выплачивающий пенсию;

в страховую организацию при наступлении страховых случаев;

нанимателю.

Заключения МРЭК, ИПРА, ПРП с письменного согласия пациента могут направляться в органы и (или) организации, расположенные за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством о здравоохранении или международными договорами Республики Беларусь.

15. Заключение МРЭК, оформленное по результатам медико-социальной экспертизы, утрачивает силу по истечении срока его действия или в день, предшествующий дню оформления иного заключения МРЭК, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 19 и 24 Положения о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утвержденного постановлением, утвердившим настоящее Положение.

16. Сведения о всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в недельный срок со дня вынесения решения МРЭК направляются в военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов), иные организации, осуществляющие воинский учет.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

03.06.2021 № 304

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы

1. Настоящим Положением устанавливается порядок осуществления независимой медицинской экспертизы при несогласии пациента, субъекта страхования с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК), военно-врачебной экспертизы (далее – ВВЭ), экспертизы профессионального характера заболевания, медико-экспертной комиссии, врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-экспертной комиссии, медицинской водительской комиссии.

2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь.

3. Для осуществления независимой медицинской экспертизы создается постоянно действующая межведомственная научно-экспертная комиссия (далее – МНЭК).

Определение состава и утверждение положения о МНЭК осуществляются Министерством здравоохранения по согласованию с республиканскими органами государственного управления, в компетенцию которых входит проведение ВВЭ.

Организационно-техническое обеспечение деятельности МНЭК осуществляется государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации».

4. Независимая медицинская экспертиза проводится по месту нахождения МНЭК.

5. Направление на независимую медицинскую экспертизу осуществляется по заявлению пациента, субъекта страхования в течение 30 календарных дней после вынесения заключения центральной комиссии МРЭК, ВВЭ, экспертизы профессионального характера заболевания, медико-экспертной комиссии, врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-экспертной комиссии, медицинской водительской комиссии:

Министерством здравоохранения или главными управлениями по здравоохранению облисполкомов, Комитетом по здравоохранению Минского горисполкома – в случае обжалования пациентом, субъектом страхования заключения центральной комиссии МРЭК, экспертизы профессионального характера заболевания (по вопросу установления профессионального заболевания (острого), врачебно-экспертной комиссии, медицинской водительской комиссии;

государственным учреждением «Медицинская служба гражданской авиации» – в случае обжалования пациентом заключения врачебно-летной экспертной комиссии;

государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» – в случае обжалования пациентом, субъектом страхования заключения медико-экспертной комиссии (по вопросу установления профессионального заболевания (хронического);

республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство и контроль за проведением ВВЭ, – в случае обжалования пациентом заключения ВВЭ.

6. Независимая медицинская экспертиза осуществляется в течение 30 календарных дней со дня поступления медицинских и иных документов, необходимых для проведения независимой медицинской экспертизы (обжалуемое заключение и документы, послужившие основанием для его вынесения), путем освидетельствования*, проводимого членами МНЭК и иными специалистами, привлекаемыми МНЭК, на заседании МНЭК.

Пациент, субъект страхования уведомляются о проведении заседания МНЭК не позднее пяти календарных дней до дня его проведения и вправе присутствовать на этом заседании.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под освидетельствованием понимается комплексная оценка членами МНЭК состояния здоровья пациента и возникших нарушений функций органов и систем его организма на основании результатов медицинского осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований, анализа информации, содержащейся в медицинских и иных документах, в целях оценки ограничений жизнедеятельности, определения способности осуществлять трудовую или иную деятельность, которая влечет наступление юридически значимых последствий.

7. В случае, если для осуществления независимой медицинской экспертизы необходимо дополнительное обследование пациента, оно осуществляется по направлению МНЭК.

На время дополнительного обследования пациента (представления в МНЭК дополнительных необходимых документов) проведение независимой медицинской экспертизы приостанавливается в день направления на дополнительное обследование (запроса дополнительных необходимых документов) и возобновляется в день получения результатов обследования (дополнительных необходимых документов).

8. После проведения независимой медицинской экспертизы МНЭК выносит одно из следующих решений:

обжалуемое заключение обосновано, оснований для его изменения не имеется;

обжалуемое заключение не обосновано, имеются основания для его отмены;

обжалуемое заключение обосновано, имеются основания для вынесения нового заключения.

При этом новое заключение действует с даты вынесения решения МНЭК.

9. По результатам независимой медицинской экспертизы в соответствии с вынесенным решением МНЭК оформляется заключение независимой медицинской экспертизы.

10. Датой окончания независимой медицинской экспертизы является дата вынесения решения МНЭК.

11. Заключение независимой медицинской экспертизы носит обязательный характер для МРЭК, военно-врачебной комиссии, осуществлявшей ВВЭ, врачебно-консультационной комиссии, осуществлявшей экспертизу профессионального характера заболевания, медико-экспертной комиссии, врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-экспертной комиссии, медицинской водительской комиссии.

12. При несогласии пациента, субъекта страхования с заключением независимой медицинской экспертизы такое заключение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
03.06.2021 № 304

ПРАВИЛА
определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Настоящими Правилами устанавливается порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности у лица, получившего повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания (далее – потерпевший), при проведении медико-социальной экспертизы.

2. Для целей настоящих Правил используются термины в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, Положением о проведении медико-социальной экспертизы, утвержденным постановлением, утвердившим настоящие Правила.

3. Степень утраты профессиональной трудоспособности у потерпевшего устанавливается медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее – МРЭК) в процентах при его освидетельствовании с учетом ограничения у потерпевшего способности выполнять профессиональную деятельность вследствие нарушений функций органов и систем его организма, в том числе профессионально значимых, возникших в результате несчастного случая на производстве и (или) профессионального заболевания, в соответствии с критериями оценки профессиональной трудоспособности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах».

При этом оцениваются:

профессиональная трудоспособность потерпевшего, включающая способность потерпевшего выполнять профессиональную деятельность в обычных условиях труда или на специализированном рабочем месте, определенной квалификации, установленных норм выработки (объема работы), определенных режима и продолжительности рабочего времени;

условия труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и (или) профессиональному заболеванию, а также имелись при направлении потерпевшего на медико-социальную экспертизу.

4. В соответствии с критериями оценки профессиональной трудоспособности МРЭК устанавливает потерпевшему 5, 10, 15, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 или 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

5. Профессиональная деятельность в полном объеме определяется как занятость потерпевшего без изменения режима рабочего времени в течение полного рабочего дня (смены, рабочей недели) в обычных условиях труда или на специализированном рабочем месте, при выполнении норм выработки (объема работы) не менее чем на 100 процентов (независимо от наличия или отсутствия инвалидности у потерпевшего).

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывается способность потерпевшего выполнять профессиональную деятельность по профессиям рабочих, должностям служащих (далее – профессия), предшествующим несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, в том числе в других ранее освоенных профессиях.

При наличии нескольких профессий определяется способность к профессиональной деятельности в каждой из них.

При невозможности профессиональной деятельности ни по одной из профессий определяется способность к выполнению неквалифицированной работы в обычных условиях труда или на специализированном рабочем месте либо способность к выполнению отдельных элементов трудового процесса.

Если потерпевший не может продолжать профессиональную деятельность в профессии прежней квалификации, определяется способность к профессиональной деятельности в профессии более низкой квалификации и (или) способность к продолжению профессиональной деятельности в профессии, предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, при изменении норм выработки (объема работы), снижении уровня квалификации, изменении условий труда.

При отсутствии квалифицированной профессии определяется способность к выполнению неквалифицированной работы в обычных условиях труда или на специализированном рабочем месте либо способность к выполнению отдельных элементов трудового процесса.

Степень утраты профессиональной трудоспособности у потерпевших, занятых неквалифицированной работой, определяется с учетом степени снижения класса условий труда.

6. Квалификация определяется уровнем полученного образования (подготовки), присвоенным разрядом, категорией в рамках соответствующей профессии.

7. В целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности по запросу медико-реабилитационной экспертной комиссии представляются:

нанимателем (страхователем) – сведения о характере и условиях труда;

территориальным центром гигиены и эпидемиологии – копия санитарно-гигиенической характеристики условий труда (в случае профессионального заболевания).

8. Степень утраты профессиональной трудоспособности не определяется, если последствия несчастного случая на производстве и (или) профессиональное заболевание в период трудовой деятельности не повлекли утрату у потерпевшего профессиональной трудоспособности до назначения ему пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет и потерпевший выполнял работу в прежних условиях без снижения квалификации, выполняемых норм выработки (объема работы), изменения режима и продолжительности рабочего времени.

9. При повторных несчастных случаях на производстве и (или) профессиональных заболеваниях степень утраты у потерпевшего профессиональной трудоспособности на момент освидетельствования устанавливается по совокупности от предыдущего(их) и повторного несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний независимо от того, имели они место в период работы у одного или разных нанимателей. При этом степень утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности по совокупности не может превышать 100 процентов.

10. При освидетельствовании потерпевшего одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности по совокупности от предыдущего(их) и повторного несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности по каждому несчастному случаю на производстве и (или) профессиональному заболеванию.

11. При повторном освидетельствовании и определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитываются результаты выполнения мероприятий, предусмотренных программой реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в том числе мероприятий профессиональной реабилитации.

12. В случае уклонения (отказа) потерпевшего от выполнения мероприятий профессиональной и трудовой реабилитации, предусмотренных программой реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

13. Степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего устанавливается:

на 1 год при установлении 5, 10, 15 или 20 процентов утраты профессиональной трудоспособности;

на 2 года при установлении 30, 40, 50, 60, 70, 80 или 90 процентов утраты профессиональной трудоспособности, а также при установлении 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности и определении по результатам освидетельствования сомнительного клинико-трудового прогноза;

на 3 года при установлении 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

Степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего устанавливается без указания срока переосвидетельствования при стойких необратимых нарушениях профессионально значимых функций и невозможности и (или) неэффективности реабилитации (при наблюдении МРЭК не менее трех лет).

14. Степень утраты профессиональной трудоспособности при наличии оснований устанавливается за время, предшествующее освидетельствованию, но не более чем за три года.

15. В случае пропуска потерпевшим срока переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается МРЭК по ходатайству страховщика либо решению суда, но не более чем за три года, предшествующих переосвидетельствованию.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.