Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 февраля 2019 г. № 82
О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления
В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить:
концепцию реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (прилагается);
план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (прилагается).
Премьер-министр Республики Беларусь |
С.Румас |
|
Постановление |
КОНЦЕПЦИЯ
реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая концепция разработана в развитие стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь, определенной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1080 «О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь».
В настоящей концепции определены цель реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, подходы, направления и основные мероприятия, предполагаемые к реализации, а также ожидаемые результаты реформы.
ГЛАВА 2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время правовые и методологические основы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе для организаций сектора государственного управления, определены Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», а также рядом нормативных правовых актов Министерства финансов и иных государственных органов.
Для существующей системы бухгалтерского учета характерен жесткий контроль за соблюдением законодательства, что способствует поддержанию высокого уровня финансовой дисциплины.
Однако, несмотря на последовательное и неукоснительное соблюдение национального законодательства, на должном уровне не обеспечивается получение государственными органами всей необходимой информации. В частности, ограничена информация об активах и обязательствах, финансовых результатах деятельности сектора государственного управления, эффективности использования государственных средств.
Причиной тому во многом являются различные требования к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности для организаций сектора государственного управления.
Один из основных проблемных аспектов – множественность планов счетов бухгалтерского учета. Так, в настоящее время организациями сектора государственного управления используются четыре различных плана счетов – бюджетных организаций, органов государственного казначейства, местных финансовых органов, исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов.
Отражение информации в бухгалтерском учете с использованием различных планов счетов существенно затрудняет сверку данных между организациями сектора государственного управления, а также препятствует автоматизированному сбору данных и формированию консолидированной бухгалтерской отчетности.
Наряду с действующими планами счетов бухгалтерского учета в целях отражения операций по исполнению бюджетов по кассовому методу используется бюджетная классификация в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».
Отсутствие интеграции между планами счетов и бюджетной классификацией влечет необходимость записи бухгалтером одной и той же операции с использованием двух не связанных между собой кодов (по соответствующему плану счетов и по бюджетной классификации). Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета с кодами бюджетной классификации не определена. Часто это приводит к невозможности автоматического получения информации бухгалтерского учета об имеющихся активах (запасах, основных средствах и тому подобном) с детализацией по бюджетной классификации. Соответственно использование данных бухгалтерского учета за предыдущий год в качестве основы для планирования бюджета на предстоящий период затруднено и требует множества ручных операций. Применение отдельно планов счетов бухгалтерского учета и бюджетной классификации препятствует обеспечению взаимосвязи между процессами ведения бухгалтерского учета и бюджетного планирования.
Вместе с тем в международной практике лучшие результаты достигаются при интеграции бухгалтерского учета и бюджетной классификации.
Еще одним проблемным аспектом национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления является применение различных методологических правил и принципов ведения бухгалтерского учета бюджетными организациями, местными финансовыми органами и органами государственного казначейства.
Так, одним из базовых принципов бухгалтерского учета и отчетности бюджетных организаций согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» является принцип начисления, в соответствии с которым хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним. В то же время органы государственного казначейства и местные финансовые органы ведут бухгалтерский учет исполнения бюджетов на основе кассового метода с отдельными элементами начислений. Требования к формируемой ими бухгалтерской отчетности также не унифицированы. Кроме того, существующая в настоящее время методология бухгалтерского учета бюджетных организаций не обеспечивает применение метода начисления на уровне, соответствующем международной практике.
В результате отсутствует возможность формирования единой консолидированной отчетности, отражающей сумму финансовых и нефинансовых активов и обязательств, общий объем начисленных доходов и расходов за счет всех источников на уровне соответствующего бюджета и государства в целом.
В настоящее время на уровне государства в целом формируется только отчет об исполнении консолидированного бюджета, отражающий сумму доходов и расходов на кассовой основе, а также источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета.
Наряду с отчетом об исполнении консолидированного бюджета Министерством финансов формируется также баланс исполнения бюджетов отдельно по средствам республиканского и местных бюджетов. Он содержит информацию о финансовых активах и обязательствах, возникающих в результате проведения финансовыми органами и органами казначейства операций со средствами бюджета. В то же время баланс не включает данные бюджетных организаций, в том числе сведения об имеющихся нефинансовых активах.
Бухгалтерский баланс, содержащий консолидированную информацию обо всех активах и обязательствах бюджетных организаций, а также активах и обязательствах Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, не формируется.
В целях получения информации о нефинансовых активах, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных организаций, составляется сводный отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, сводный отчет о движении материальных ценностей. Однако информация в данных отчетных формах не консолидируется, в связи с чем отдельные позиции могут дублироваться.
Задача представления информации об имущественном положении организаций сектора государственного управления в системе бухгалтерского учета в настоящее время решена лишь частично. Значительная часть финансовых и нефинансовых государственных активов, стоимость которых не включается в бухгалтерскую отчетность (земля, здания, сооружения, акции (доли в уставных фондах), принадлежащие государству и закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными организациями, и тому подобное), учитывается только в Едином реестре государственного имущества, формирование и ведение которого осуществляется Государственным комитетом по имуществу, комитетами государственного имущества областных (Минского городского) исполнительных комитетов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.
Долговые обязательства, принятые государством, учитываются в обособленных информационных системах и не включаются в бухгалтерскую отчетность.
Метод начисления в части доходов, подлежащих поступлению в бюджет, используется только в оперативном учете (вне системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления). В ряде случаев образование и погашение задолженности плательщиков по платежам в бюджет (например, по платежам, относящимся к неналоговым доходам) не учитываются даже в оперативном учете.
Недостатки имеются и в части представления информации о потоках финансовых ресурсов. Так, в настоящее время на уровне получателей и распорядителей бюджетных средств, местных финансовых органов отсутствует единая форма отчетности с общим объемом поступлений и расходования средств за счет всех имеющихся источников. Отчеты об исполнении бюджетных смет, а также об исполнении республиканского и местных бюджетов содержат только информацию о потоках бюджетных средств. Информация о движении средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций отражается в отдельном отчете.
Наличие фрагментарной информации в различных отчетных формах и информационных системах не позволяет получить полное представление о финансовом положении и оценить финансовые результаты деятельности сектора государственного управления в целях принятия управленческих решений. Формируемая в настоящее время бухгалтерская отчетность, по сути, является лишь инструментом контроля за целевым расходованием бюджетных средств.
Критерии признания отдельных активов и обязательств, доходов и расходов, порядок их отражения в бухгалтерском учете, а также требования к раскрытию информации, установленные национальным законодательством, в значительной степени не соответствуют международным принципам и стандартам, что снижает прозрачность и приводит к искажению существующей отчетности для внешних пользователей.
Несоответствие стоимостной оценки учитываемых объектов их реальной стоимости, определяемой в соответствии с общепринятыми в мировой практике подходами, является еще одной проблемой, которую необходимо решать.
Проблемные вопросы наблюдаются и в части организации ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. В настоящее время процесс ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности децентрализован и осуществляется каждой бюджетной организацией самостоятельно с помощью автономных программных продуктов. Всего в секторе государственного управления используется около восьми программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию данных процессов. При этом выбор программного продукта и его установка осуществляются непосредственно самой организацией.
Несмотря на то, что используемые программные продукты отличаются надежностью и обеспечивают своевременный и полный учет операций с бюджетными и внебюджетными средствами, единое стандартизированное программное обеспечение, позволяющее обеспечить централизованный доступ к бухгалтерским данным бюджетных организаций, отсутствует. Используемые бюджетными организациями программные продукты не в полной мере интегрируются с системами соответствующих распорядителей бюджетных средств и автоматизированной системой казначейства. Сформированная бухгалтерская отчетность каждой бюджетной организации передается распорядителю бюджетных средств на бумажном носителе и (или) в электронном виде для последующей консолидации. В рамках отдельных распорядителей бюджетных средств данные на основе метода начисления до сих пор агрегируются вручную. Такой подход снижает оперативность получения требуемой информации на уровне вышестоящей организации, усложняет процесс консолидации и является фактором снижения эффективности принятия решений по управлению государственными финансами.
В рамках реализации проекта международной технической помощи «Повышение эффективности и прозрачности системы управления государственными финансами в Республике Беларусь», одобренного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. № 369 «Об одобрении программы и проектов международной технической помощи», осуществлена оценка действующего законодательства и существующей практики в области национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, а также проведен анализ соответствия сложившейся практики международным принципам и стандартам. Результаты, полученные внешними экспертами при проведении исследования, подтвердили отмеченные проблемные аспекты.
Совершенствование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления предполагается осуществлять по следующим направлениям:
разработка и внедрение единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией (далее – единый план счетов);
сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе (далее, если не указано иное, – МСФООС).
Международный опыт свидетельствует о том, что информация качественно нового уровня, отражающая финансовое положение и результаты деятельности организаций сектора государственного управления, отвечающая нуждам всех заинтересованных пользователей, может быть получена путем выработки единой методологии бухгалтерского учета и отчетности, основанной на общепринятых принципах и стандартах. Мировым сообществом в качестве методологической базы для подготовки сопоставимой бухгалтерской отчетности высокого качества для сектора государственного управления признаны МСФООС.
В настоящее время реформы систем бухгалтерского учета и отчетности в направлении сближения с МСФООС ведутся в подавляющем большинстве государств Европы и Центральной Азии. Реализация в бухгалтерском учете и отчетности ключевых принципов и требований МСФООС доказала свою эффективность в Австралии, Австрии, Бельгии, Дании, Испании, Новой Зеландии, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции. Активную работу в направлении сближения с МСФООС ведут также Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Македония, Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Украина, Хорватия, Черногория.
МСФООС обеспечивают использование передовой практики ведения бухгалтерского учета посредством применения устоявшихся принципов и стандартов.
В то же время между действующим законодательством Республики Беларусь, регулирующим вопросы учета, и МСФООС имеются отличия не только в части принципов бухгалтерского учета, но и целей подготовки отчетности, пользователей данной информации, места и роли учетного процесса в управлении деятельностью организаций сектора государственного управления.
Основной целью подготовки отчетности в соответствии с МСФООС является создание отчетности общего назначения для широкого круга пользователей. При этом МСФООС обязательны для соблюдения при формировании данного вида отчетности. В Республике Беларусь в настоящее время отчетность общего назначения не формируется. Бухгалтерская отчетность организаций сектора государственного управления, по сути, является отчетностью специального назначения для отдельных групп пользователей, обладающих правом требовать представления отчетности в соответствии со своими потребностями в информации о деятельности организаций сектора государственного управления. Требования к отчетности специального назначения не являются предметом регулирования МСФООС.
Главной задачей бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФООС, является обеспечение гарантированного доступа всех категорий заинтересованных пользователей к надежной и сопоставимой информации о деятельности организаций сектора государственного управления, что позволит общественности объективно судить о качестве планирования и эффективности использования государственных средств.
В целях оценки того, насколько использование ресурсов в прошлом было правильным, эффективным и результативным, а также того, какие ресурсы необходимы в будущем для функционирования организаций сектора государственного управления, государственным органам и другим субъектам, осуществляющим управление финансовыми потоками и распределение бюджетных средств, необходима соответствующая информация. Информация, отвечающая потребностям этих субъектов, отражается в бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФООС.
Бухгалтерская отчетность на основе МСФООС будет представлять интерес не только для Правительства Республики Беларусь, государственных органов и организаций, ответственных за принятие решений по вопросам управления государственными финансами, но и для органов государственной статистики, аналитиков, средств массовой информации, кредиторов, инвесторов и иных заинтересованных.
Сближение с МСФООС потребует изменения подходов к существующей системе бухгалтерского учета. В основе МСФООС принцип, в соответствии с которым определяющее значение при отражении операции в бухгалтерском учете имеет не ее документальное оформление, а экономическое содержание.
Данный принцип закреплен в пункте 7 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Однако с учетом сложившейся многолетней практики ведения бухгалтерского учета в секторе государственного управления при отражении операции в бухгалтерском учете в большинстве случаев бухгалтер основывается на ее правовом, а не экономическом содержании. Сближение с МСФООС позволит переместить акцент с простой фиксации операций по счетам бухгалтерского учета на основании документов на усиление значимости оценки их экономической сущности. Вместе с тем результат такой оценки и ее обоснованность должны быть документально оформлены. Внедрение данного подхода в повседневную практику ведения бухгалтерского учета обеспечит получение более полезной в аналитических целях информации. В то же время это повлечет повышение требований к профессиональной квалификации бухгалтеров для осуществления своих функциональных обязанностей.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМЫ
Совершенствование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления – один из ключевых элементов реформы системы управления государственными финансами, реализуемой в Республике Беларусь.
Главной целью реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления.
В то же время изменение системы бухгалтерского учета и отчетности в условиях сохранения действующих подходов к планированию и исполнению бюджета не сможет обеспечить получение ощутимых результатов. Необходимость изменения качества финансовой информации становится очевидной только при комплексном реформировании системы управления государственными финансами. Бухгалтерский учет позволит сформировать необходимую информационно-аналитическую базу качественно нового уровня, которая станет платформой для совершенствования всего процесса управления государственными финансами и обеспечит деятельность участников бюджетного процесса в изменившихся условиях.
Высокая информативность и востребованность отчетности, сформированной на основе принципов МСФООС, государственными органами и организациями, осуществляющими планирование и распределение бюджетных средств, а также принимающими решения в сфере управления бюджетом на всех уровнях бюджетной системы, подтверждается мировой практикой.
Сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с МСФООС обеспечит признание в соответствии с международными подходами всех финансовых и нефинансовых активов и обязательств сектора государственного управления, включая основные средства, финансовые вложения, кредиты, займы, раскрытие всех неявных издержек, таких как условные обязательства. Это позволит получить более точные и достоверные сведения о состоянии государственных финансов и создаст надежную информационную основу для повышения эффективности государственного управления. Более полное представление об имеющихся проблемах будет способствовать выработке рациональных и эффективных мер по их решению и снизит вероятность их появления в будущем.
Взаимосвязь бухгалтерского учета и бюджетного планирования прослеживается в тенденциях развития бюджетной политики, закладывается в основу управления государственными финансами. Так, в качестве направлений совершенствования процесса бюджетного планирования стратегией реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь определено внедрение системы среднесрочного планирования бюджета и бюджетирования, ориентированного на результаты.
Внедрение метода начисления в практику бухгалтерского учета всех организаций сектора государственного управления позволит получать информацию о свершившихся фактах финансово-хозяйственной деятельности независимо от движения финансовых ресурсов, а также обеспечит возможность видения ситуации на шаг вперед с учетом предстоящих поступлений и платежей, имеющихся условных активов и обязательств. В сочетании с применением правил признания и оценки объектов бухгалтерского учета в соответствии с МСФООС использование метода начисления обеспечит необходимую основу для расширения охвата и повышения качества стратегического планирования, что является неотъемлемым условием внедрения системы среднесрочного планирования бюджета.
Бюджетирование, ориентированное на результаты, и переход от сметного финансирования к нормативному требуют проведения анализа эффективности деятельности бюджетных организаций за счет всех возможных источников, что также становится возможным только при использовании метода начисления.
Эффективное функционирование любого хозяйствующего субъекта, в том числе бюджетной организации, сводится к наиболее полному удовлетворению потребностей получателей услуг при условии рационального использования ресурсов.
Гармонизация бухгалтерской отчетности с МСФООС позволит получить информацию о затратах на предоставление услуг государственными учреждениями, то есть рассчитать фактическую стоимость соответствующей услуги. Кроме того, это обеспечит возможность оценки эффективности государственных программ путем сопоставления фактических затрат на их реализацию с установленными целевыми показателями.
Внедрение принципов и правил МСФООС также увеличит возможности для оценки результатов внебюджетной деятельности организаций сектора государственного управления путем анализа финансовой информации об общем объеме полученных доходов и понесенных затрат по методу начисления, а также об изменениях в составе их имущества и суммы чистых активов.
Оценка результатов деятельности бюджетной организации по сравнению с иными организациями, оказывающими аналогичные услуги, создаст предпосылки для развития конкурентной среды, стимулирующей повышение качества данных услуг. Бухгалтерская отчетность в новом формате и содержании в соответствии с требованиями МСФООС будет способствовать повышению ответственности организаций сектора государственного управления, осуществляющих расходование бюджетных средств, за результаты своей деятельности. Особую актуальность данные возможности приобретают в случае предоставления распорядителям и получателям бюджетных средств более широких прав по управлению полученными ресурсами. Отчетность, основанная на принципах МСФООС, предоставит информацию о фактических затратах организации по экономическим статьям даже в случае получения бюджетного финансирования в форме гранта или субсидии, что не обеспечивается действующей системой бухгалтерской отчетности.
Отражение в бухгалтерском учете и отчетности нефинансовых активов, находящихся в государственной собственности, по стоимости, соответствующей их реальной ценности, определенной в соответствии с МСФООС, позволит более обоснованно подходить к принятию решений о приобретении имущества, целесообразности его модернизации, необходимости отчуждения, сдачи в аренду или списания тех активов, которые больше не способствуют осуществлению функций организации.
Применение подходов МСФООС к бухгалтерскому учету государственных финансовых активов и анализ информации об их наличии и стоимости позволят более рационально осуществлять инвестирование бюджетных средств, оценивая риски и выгоды, связанные с объектами инвестиций, а также проводить мониторинг состояния данных объектов в целях своевременного принятия мер по недопущению неэффективных вложений.
Сближение с МСФООС в части отражения состояния государственной задолженности будет способствовать созданию условий для совершенствования механизмов управления ею, что является особенно актуальной задачей в настоящее время с учетом вступления Республики Беларусь в период пиковых выплат по государственному долгу. Наличие необходимой информации повысит обоснованность принимаемых решений о привлечении новых государственных займов, будет способствовать определению безопасного уровня государственного долга, оценке сопряженных с ним рисков, а также эффективному управлению государственным долгом и условными обязательствами.
Таким образом, анализ финансового положения и результатов деятельности организаций сектора государственного управления на основе отчетности качественно нового уровня приведет к более рациональному распределению ограниченных финансовых ресурсов государства в процессе планирования бюджета, выработке взвешенной бюджетно-финансовой и налоговой политики в целом. Унификация принципов и требований к ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности, а также разработка и внедрение единого плана счетов позволят обеспечить сопоставимость данных по всем организациям сектора государственного управления, что является необходимым условием для формирования консолидированной бухгалтерской отчетности.
Интеграция бухгалтерского плана счетов с бюджетной классификацией, гармонизация нового единого плана счетов с требованиями Руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов (издание 2014 года) и МСФООС обеспечат полноту охвата всех экономических операций организаций сектора государственного управления в соответствии с общепризнанными принципами и подходами, а также создадут условия для обеспечения более тесной взаимосвязи бюджетной, бухгалтерской и статистической отчетности.
Внедрение единых правил учета станет методологической основой для создания стандартизированного программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, а также интегрированной информационной системы управления государственными финансами, которая обеспечит взаимосвязь процессов планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности сектора государственного управления.
В результате будет обеспечена возможность прямого обмена бухгалтерской информацией между бюджетными организациями (получателями бюджетных средств), распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами, органами государственного казначейства, что приведет к оптимизации затрат, связанных с получением отчетных данных и формированием консолидированной бухгалтерской отчетности, а также их использованием в целях планирования бюджета на предстоящий период, прогнозирования денежных потоков и так далее.
Детализированную информацию организаций, имеющую секретный или ограниченный характер распространения, предполагается учитывать вне интегрированной информационной системы управления государственными финансами с последующей загрузкой агрегированных данных или отчетных форм в соответствии с установленными требованиями и регламентом в целях составления консолидированной бухгалтерской отчетности.
Соблюдение основополагающих принципов МСФООС – открытости и прозрачности финансовой информации о деятельности государственных органов и иных бюджетных организаций – обеспечит повышение ответственности данных органов и организаций за управление государственными средствами, а также доверия общества к деятельности сектора государственного управления.
Наряду с созданием условий для повышения качества управления государственными финансами внутри страны сближение с международными правилами и требованиями обеспечит сопоставимость консолидированной бухгалтерской отчетности с отчетностью других государств, ее прозрачность для международных организаций, что в конечном итоге приведет к росту инвестиционной привлекательности Республики Беларусь на международной арене и ее интеграции в мировую экономику.
ГЛАВА 4
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ, ИНТЕГРИРОВАННОГО С БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ
В действующей системе бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления применяются четыре различных плана счетов. Кроме того, организация, финансируемая за счет бюджетных средств, использует бюджетную классификацию для отражения совершенных операций по поступлению и расходованию бюджетных средств и средств от приносящей доходы деятельности.
В то же время согласно современным концепциям бухгалтерского учета и бюджетного планирования данные процессы базируются на единых принципах, что позволяет обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных для анализа и принятия решений.
Взаимосвязь бухгалтерского учета и бюджетного планирования на уровне методологии обеспечивается путем разработки и внедрения единого плана счетов, в котором будет осуществляться регистрация как финансовых, так и нефинансовых операций. Единый план счетов позволит заменить все бухгалтерские планы счетов, применяемые в настоящее время организациями сектора государственного управления для учета по кассовому методу и по методу начисления. Внедрение счетов бухгалтерского учета для отражения операций по методу начисления в соответствии с требованиями МСФООС будет осуществляться по мере разработки и принятия национальных стандартов. Включение счетов бухгалтерского учета в единый план счетов обеспечит каждому участнику бюджетного процесса возможность отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций в рамках его функций и полномочий.
Код единого плана счетов будет содержать наряду с информацией по бухгалтерскому учету информацию по бюджетной классификации. Интеграция бухгалтерского плана счетов с бюджетной классификацией позволит обеспечить получение в автоматическом режиме любой бухгалтерской информации (о фактических затратах, имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых активах, основных средствах, запасах и тому подобном) с детализацией по бюджетной классификации. Это будет способствовать оценке результатов деятельности каждого участника бюджетного процесса, соблюдению принципа ответственности, установленного Бюджетным кодексом Республики Беларусь.
Внедрение единого плана счетов требует соблюдения ряда ключевых требований:
обеспечение взаимосвязи бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности всеми участниками бюджетного процесса, включаемыми в сектор государственного управления;
согласованность с положениями Руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов (издание 2014 года) и классификацией функций органов государственного управления;
согласованность с положениями МСФООС;
обеспечение возможности получения информации на кассовой основе и на основе метода начисления в целях формирования отчетности об исполнении бюджета, бухгалтерской и статистической отчетности;
создание основы для функционирования интегрированной информационной системы управления государственными финансами.
В структуре единого плана счетов предполагается наличие следующих ключевых сегментов:
организационный сегмент – охватывает организационную структуру сектора государственного управления;
функциональный сегмент – обеспечивает группировку информации с учетом выполняемых государством функций, аналогичен действующей функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам;
программный сегмент – необходим при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе;
целевой сегмент – направлен на получение информации о расходовании средств на конкретные мероприятия и направления деятельности;
сегмент доходов – обеспечивает систематизацию доходов бюджета;
сегмент финансирования дефицита (использования профицита) бюджета – обеспечивает классификацию источников финансирования (направлений), привлекаемых (определяемых) для покрытия дефицита (использования профицита) бюджета;
экономический сегмент – ключевой сегмент, обеспечивающий взаимосвязь планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского учета, отчетности об исполнении бюджета, бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности на основе кассового метода и метода начисления;
вид средств – предполагает получение в одной форме отчетности аналитической информации об операциях организаций сектора государственного управления по всем возможным источникам финансирования (бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, средства целевого назначения, получаемые государственными органами (их территориальными органами) и остающиеся у них в распоряжении в соответствии с законодательством, средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, средства, получаемые в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, заемные средства, а также иные источники в соответствии с законодательством).
В процессе разработки единого плана счетов его структура может уточняться в целях удовлетворения всех аналитических потребностей заинтересованных пользователей.
В целях обеспечения учета и анализа более детальной информации, чем предполагает единый план счетов, каждая организация сектора государственного управления будет иметь возможность вводить дополнительные коды аналитического учета путем применения дополнительных собственных справочников исходя из имеющихся потребностей. Учет информации в необходимом аспекте позволит проводить анализ исполнения смет бюджетных организаций, определять потребность в бюджетных ассигнованиях, а также формировать отдельные формы бухгалтерской, ведомственной и статистической отчетности в автоматическом режиме.
Внедрение единого плана счетов в практику ведения бухгалтерского учета организаций предполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе планируется применение единого плана счетов на уровне отдельных государственных органов и иных бюджетных организаций в рамках пилотных проектов.
На втором этапе предполагается внедрение единого плана счетов в практическую деятельность всех организаций сектора государственного управления, имеющих статус бюджетных организаций.
В ходе осуществления мероприятий по реализации пилотных проектов и последующему внедрению единого плана счетов требуется разработка стандартизированного программного обеспечения, которое позволит осуществить перевод имеющихся остатков по счетам бухгалтерского учета на новые коды, а также поддерживать процессы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с новой кодировкой.
Использование единого плана счетов в качестве единого справочника кодов позволит унифицировать порядок отражения бухгалтерских операций всеми организациями сектора государственного управления, станет основой для создания современной интегрированной информационной системы управления государственными финансами. Это обеспечит сопоставимость учетных данных, позволит повысить качество, информативность и прозрачность бухгалтерской отчетности, а также будет способствовать ее оперативному формированию в автоматическом режиме.
ГЛАВА 5
СБЛИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С МСФООС
МСФООС предусматривается применение одного из двух методов учета – кассового метода или метода начисления.
С учетом имеющегося опыта применения метода начисления в соответствии с национальным законодательством, а также существующей практики ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов и обязательств в Республике Беларусь более весомые аргументы формируются в пользу применения метода начисления. При этом реформирование предполагается проводить путем постепенного увеличения объема данных, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с международными требованиями.
В мировой практике выделяют два основных подхода к переходу на использование МСФООС:
утверждение МСФООС в качестве основы для руководства при ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности;
разработка национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, основанных на МСФООС.
Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления в Республике Беларусь предполагается осуществить путем разработки и внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, основанных на МСФООС (далее – национальные стандарты).
Национальные стандарты будут соответствовать МСФООС в части перечня и структуры стандартов. В то же время они будут содержать упрощенные и адаптированные к текущей ситуации в Республике Беларусь требования к ведению бухгалтерского учета в сравнении с предложенными в МСФООС. Кроме того, в национальных стандартах будут определены более четкие правила и требования к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в сравнении с общими принципами, содержащимися в МСФООС.
Данный подход позволит сохранить лучшие наработки и особенности национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, учесть ее потребности и осуществить более гибкое внедрение требований передовой международной практики.
В целях установления единых подходов к ведению бухгалтерского учета всеми организациями сектора государственного управления и последующего формирования консолидированной бухгалтерской отчетности альтернативные методы учета и оценки активов и обязательств, доходов и расходов, допускаемые МСФООС, при разработке национальных стандартов будут исключены.
Целесообразность разработки национальных стандартов подтверждается также тем, что определяющим фактором успеха проводимых преобразований является человеческий фактор. Адаптация терминологии МСФООС и подготовка национальных стандартов в доступной для потенциальных пользователей форме позволят облегчить процесс их внедрения в практическую деятельность.
Соответствие национальных стандартов МСФООС предполагается в части:
принципов (методов) учета;
набора отчетных форм;
правил бухгалтерского учета и отчетности, применение которых отвечает целям реформы.
Примерная структура национального стандарта будет включать:
общие положения национального стандарта (цель национального стандарта, область применения, ограничения, дата вступления в силу);
используемые термины и определения;
критерии признания (правила принятия к бухгалтерскому учету) объекта учета;
правила первичной и последующей оценки объекта учета;
критерии прекращения отражения объекта в учете;
порядок раскрытия информации об объекте учета в бухгалтерской отчетности;
переходные положения (правила первого применения требований стандарта).
Структура каждого конкретного национального стандарта может быть откорректирована с учетом его тематики и содержания.
Внедрение национальных стандартов, основанных на МСФООС по методу начисления, и формирование новых форм бухгалтерской отчетности не предполагают отказ от существующих отчетов об исполнении бюджета на основе кассового метода. Каждый из пакетов отчетности направлен на выполнение определенных целей. В то же время в перспективе может быть рассмотрен вопрос о сближении отчетов об исполнении бюджета с бухгалтерской отчетностью, основанной на МСФООС.
Ключевым аспектом реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности является определение организаций, данные которых подлежат включению в консолидированную бухгалтерскую отчетность. МСФООС предполагают отражение в отчетности финансовой информации всех организаций, деятельность которых контролируется государством.
Для Республики Беларусь целевым ориентиром на данном этапе является формирование консолидированной бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, по сектору государственного управления. В соответствии с критериями, определенными Национальным статистическим комитетом, к организациям сектора государственного управления относятся:
центральные органы управления;
местные органы управления;
нерыночные некоммерческие организации, контролируемые центральными и местными органами управления;
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Национальные стандарты и единый план счетов станут единой основой ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности всех организаций, включенных в сектор государственного управления (за исключением организаций, бухгалтерский учет которых ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для коммерческих организаций). Таким образом, внедрение национальных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности предполагается реализовать путем их распространения на все организации сектора государственного управления, имеющие статус бюджетных организаций.
В целях обеспечения условий для применения национальных стандартов в практической деятельности предполагается использование стандартизированного программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в соответствии с новыми методическими требованиями, а также его доработка по мере подготовки новых национальных стандартов в соответствии с планом мероприятий по совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, разработанным Министерством финансов.
В перспективе после успешного внедрения новой методологии бухгалтерского учета и отчетности на уровне сектора государственного управления и решения всех проблемных вопросов, связанных с данным процессом, может быть рассмотрено включение в консолидированную бухгалтерскую отчетность данных бухгалтерской отчетности коммерческих организаций государственной формы собственности, а также с долей собственности государства в уставных фондах. Необходимым условием для рассмотрения данного вопроса в будущем является представление бухгалтерской отчетности этими организациями в соответствии с требованиями, основанными на международных стандартах финансовой отчетности.
Одной из ключевых задач на этапе планирования реформы и закрепления концептуальных подходов к ее проведению является определение последовательности разработки национальных стандартов.
Вначале предполагается разработать национальные стандарты, устанавливающие принципиальные подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в соответствии с МСФООС, которые станут основой для всей новой методологии (например, определяющие концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления, представление бухгалтерской отчетности, отчет о движении денежных средств, учетную политику, изменение учетных оценок и ошибки).
После определения основополагающих подходов к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности порядок разработки последующих национальных стандартов будет определен с учетом необходимости и срочности их внедрения. При этом планируется рассмотреть вопрос о разработке стандартов, которые заложат основу признания, оценки таких ключевых объектов бухгалтерского учета, как нефинансовые активы, финансовые активы и обязательства, обеспечат предоставление объективной и качественной информации при формировании бухгалтерской отчетности. Внедрение этих стандартов повлечет необходимость проведения комплекса мероприятий по сбору информации, анализу и оценке объектов учета в соответствии с новыми правилами.
Далее будут разрабатываться национальные стандарты, которые обеспечат соблюдение требований МСФООС при учете доходов и расходов. По результатам данной работы будут определены все требования к отражению активов, обязательств, доходов, расходов.
Это позволит решить задачу взаимоувязки активов и обязательств, отражаемых в отчете о финансовом положении, с доходами, генерируемыми активами, и расходами, связанными с обязательствами, что обеспечит улучшение качества прогнозирования будущих поступлений и выбытия финансовых ресурсов.
Завершающей фазой станет разработка стандартов, определяющих подходы к формированию бухгалтерской отчетности и порядок проведения консолидации в секторе государственного управления.
Отдельные международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе в настоящее время не являются актуальными для Республики Беларусь. Это обусловлено отсутствием или ограниченностью регулируемых ими операций, а также незначительной ценностью финансовой информации, которая будет получена при условии их внедрения. Согласно одному из ключевых принципов МСФООС выгоды от применения стандарта должны превосходить затраты на его внедрение. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять при необходимости разработку таких стандартов после внедрения более значимых стандартов для Республики Беларусь.
Предлагаемый подход позволит обеспечить плавный переход к внедрению национальных стандартов и смягчить последствия, обусловленные изменениями, а также создаст условия для поэтапной реализации образовательной программы, создаваемой для специалистов-бухгалтеров.
Предусматривается поэтапное совершенствование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления согласно приложению.
Министерством финансов будет разработан план мероприятий по совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления. В плане мероприятий будут определены наименование проекта национального стандарта, срок его разработки, ответственные исполнители (государственные органы и иные государственные организации).
Уточнение плана мероприятий предполагается осуществлять ежегодно. При его уточнении будут учитываться:
изменения в законодательстве Республики Беларусь, в том числе задачи социально-экономического развития, определенные в программных и стратегических документах и обусловливающие необходимость разработки проектов национальных стандартов;
изменения в МСФООС;
планы Совета по международным стандартам финансовой отчетности в общественном секторе, созданного Международной федерацией бухгалтеров в целях разработки и публикации МСФООС, в части принятия новых и изменения действующих стандартов;
предложения государственных органов и иных государственных организаций, профессионального сообщества о решении проблемных вопросов ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Данный подход обеспечит соответствие национальных стандартов, определенных к разработке, потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, актуальным версиям МСФООС, уровню кадрового потенциала. При этом система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности не претерпит резких изменений, реализация реформы будет осуществляться последовательно.
ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ
Одним из ключевых факторов успешной реализации реформы является выполнение комплекса организационных мероприятий по поддержке проводимых преобразований.
В целях обеспечения совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности, а также согласованности данного направления с другими направлениями реформирования системы управления государственными финансами требуется наличие координационного совета высокого уровня.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1080 создан межведомственный совет по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь. Основными задачами межведомственного совета являются координация работы по реализации реформы системы управления государственными финансами Республики Беларусь, формирование предложений о повышении эффективности управления в данной сфере, а также рассмотрение полученных результатов. Данным межведомственным советом будет обеспечиваться также координация выполнения мероприятий в целях совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности.
Для оказания технического содействия проводимой реформе приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 16 ноября 2017 г. № 369 создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления, в состав которой включены руководители и специалисты бухгалтерских служб государственных органов, иных государственных организаций, местных финансовых органов, органов государственного казначейства, представители научного сообщества.
Основными задачами данной межведомственной рабочей группы являются:
подготовка предложений о сближении национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления с МСФООС, а также по вопросам разработки и внедрения единого плана счетов, порядка его применения;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления в рамках совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в контексте сближения с МСФООС и разработки единого плана счетов;
выявление проблемных вопросов, возникающих в ходе применения нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с МСФООС, и перехода на единый план счетов, подготовка предложений об их решении.
Разработку законодательной и методологической базы по сближению национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с МСФООС будет обеспечивать Министерство финансов как государственный орган, реализующий единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.
Разработанные единый план счетов и национальные стандарты будут утверждаться Министерством финансов в соответствии с полномочиями, установленными в рамках действующего законодательства.
Мировая практика свидетельствует об успешности разработки национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, основанных на МСФООС, посредством использования института публичного обсуждения проектов документов. Общественное обсуждение национальных стандартов планируется осуществить путем их размещения на специализированном интернет-портале или сайте Министерства финансов. Организация такой площадки обеспечит вовлечение в процесс обсуждения проекта национального стандарта широкого круга заинтересованных. Использование института публичного обсуждения при разработке национальных стандартов позволит рассмотреть различные аспекты применения документа на практике, а также своевременно устранить выявленные пробелы.
Для целей внедрения и последующего применения национальных стандартов и единого плана счетов будет осуществляться методологическое руководство со стороны Министерства финансов, территориальных органов Министерства финансов, местных финансовых органов. Кроме того, в рамках проведения реформы потребуется осуществление оперативного сопровождения специалистов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с новыми требованиями. Одним из возможных подходов к обеспечению такого сопровождения является возложение функций по оказанию консультационной поддержки и проведению оперативной информационно-разъяснительной работы на организации, осуществляющие централизованное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности бюджетных организаций. Консультирование может быть организовано в форме телефонных «горячих линий», а также в виде семинаров по темам, вызывающим наибольшее количество вопросов и трудностей при применении.
Одним из требований МСФООС является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности организации. В связи с этим в рамках проведения реформы бухгалтерского учета и отчетности необходимо обеспечить развитие института внутреннего аудита в секторе государственного управления.
Предполагается, что принятые меры по созданию организационной поддержки позволят обеспечить необходимое содействие проведению реформы как на этапе подготовки правовых и методологических основ новой системы бухгалтерского учета и отчетности, так и на этапе их внедрения.
ГЛАВА 7
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Одним из ключевых факторов эффективной реализации настоящей концепции является развитие кадрового потенциала.
Национальные стандарты, разработанные на основе МСФООС, в значительной степени изменят подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности. В связи с этим необходимым условием успешного внедрения стандартов является обучение новым правилам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности различных групп пользователей финансовой информации.
Существующая система дополнительного образования взрослых в секторе государственного управления потребует значительных изменений. Ее задачи в рамках реформы будут отличаться от решаемых в настоящее время. В первую очередь это связано с объемом и сложностью новой информации, осваиваемой слушателями, а также с количеством специалистов, которые в ограниченные сроки должны будут пройти обучение и подтвердить свое соответствие квалификационным требованиям.
Повышение квалификации специалистов планируется организовывать с учетом применяемых методов обучения специалистов организаций сектора государственного управления, а также максимального охвата обучаемых, минимальных сроков обучения, обоснованных затрат для достижения результатов.
В целях повышения квалификации кадров предусматривается определить:
общую численность обучаемых;
разделение обучаемых на категории в зависимости от выполняемых ими на соответствующем уровне учетного процесса функций;
формы обучения и требования к учебным программам и аттестации специалистов;
общий план обучения и графики обучения специалистов по уровням государственного управления;
механизмы контроля за выполнением общего плана обучения и графиков обучения специалистов, а также достижением результатов обучения.
Основой для разделения обучаемых на категории будет являться перечень функций, возложенных на специалиста, и степень его ответственности за результаты работы при ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности в соответствии с требованиями национальных стандартов.
Проводимая реформа в наибольшей степени затронет применяемые в настоящее время подходы к квалификации и оценке объектов бухгалтерского учета и составлению отчетности, что предопределяет необходимость дополнительной подготовки главных бухгалтеров.
В отдельные группы будут выделены специалисты, принимающие непосредственное участие в регулировании вопросов учета, в том числе в формировании профессиональных суждений (решений) по вопросам бухгалтерского учета, а также специалисты, осуществляющие консолидацию отчетности.
Подходы к ведению учета на отдельных участках также претерпят изменения, что повлечет необходимость переобучения работников бухгалтерских служб.
Новым подходам к проведению анализа финансовой информации в отчетности, составленной на основе МСФООС, необходимо обучить лиц, обладающих правом принятия решений в области управления государственными финансами.
Применению национальных стандартов потребуется также обучить преподавателей учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых, представителей научного сообщества, призванных обеспечить распространение новых знаний, а также специалистов контролирующих органов и служб внутреннего аудита (при их создании).
Особое внимание должно быть уделено обучению специалистов, осуществляющих методологическую работу в области бухгалтерского учета и отчетности, а также руководителей и специалистов бухгалтерских служб, которые в последующем смогут обеспечить обмен знаниями с другими специалистами в процессе практической работы.
Сроки проведения и тематика обучения специалистов будут определены в соответствии с этапами разработки и внедрения национальных стандартов. Предусматривается, что обучение будет носить непрерывный характер, чтобы компенсировать естественную текучесть кадров.
Прохождение специалистами обучения планируется в различных формах (очной, заочной, в том числе дистанционной).
Для обеспечения притока в организации сектора государственного управления специалистов, подготовленных в соответствии с новыми требованиями к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, необходимо изменение системы подготовки кадров учреждениями высшего и среднего специального образования, в частности корректировка образовательных программ по подготовке специалистов в сфере бухгалтерского учета, учебных планов, разработка учебно-методических комплексов по соответствующим дисциплинам.
Реализация всего комплекса образовательных мероприятий и постоянная методологическая поддержка позволят обеспечить повышение квалификации специалистов для работы в новых условиях с учетом требований национальных стандартов.
|
к концепции реформирования |
Этапы совершенствования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления
Вопросы бухгалтерского учета и отчетности |
Период, годы |
1. Этап 1: |
2019–2020 |
концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления |
|
представление бухгалтерской отчетности |
|
отчет о движении денежных средств |
|
учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки |
|
события после отчетной даты |
|
2. Этап 2: |
2021–2027 |
учет нефинансовых активов: |
|
основные средства и инвестиционная недвижимость |
|
непроизведенные активы |
|
аренда |
|
запасы |
|
обесценение активов |
|
биологические активы |
|
нематериальные активы |
|
учет финансовых активов и обязательств: |
|
финансовые инструменты |
|
учет резервов: |
|
резервы, условные обязательства и условные активы |
|
учет доходов и расходов: |
|
выручка от обменных операций, доходы от необменных операций (налоги и трансферты) |
|
влияние изменений курсов иностранных валют |
|
затраты по займам |
|
вознаграждения работникам |
|
подходы и порядок консолидации: |
|
консолидированная финансовая отчетность |
|
инвестиции в ассоциированные субъекты и совместные предприятия |
|
3. Этап 3: |
с 2028 года (по мере необходимости) |
совместная деятельность |
|
концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента |
|
договоры на строительство |
|
раскрытие информации о связанных сторонах |
|
финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике |
|
раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о секторе государственного управления |
|
представление бюджетной информации в финансовой отчетности |
|
первое применение метода начисления |
|
индивидуальная финансовая отчетность |
|
сегментная отчетность |
|
объединение организаций общественного сектора |
|
раскрытие информации об участии в других организациях |
|
Постановление |
ПЛАН
основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления
Наименование мероприятия |
Срок реализации, годы |
Ответственные исполнители |
1. Разработка единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией |
2019 |
Министерство финансов, межведомственная рабочая группа по совершенствованию бухгалтерского отчета и отчетности в секторе государственного управления, созданная приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 16 ноября 2017 г. № 369 (далее – межведомственная рабочая группа) |
2. Разработка форм бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, для сектора государственного управления |
2019 |
Министерство финансов |
3. Разработка переходных таблиц, обеспечивающих трансформацию данных бухгалтерского учета на счета единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией |
2019 |
Министерство финансов, межведомственная рабочая группа |
4. Разработка инструкции о порядке применения единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией |
2019 |
Министерство финансов, межведомственная рабочая группа |
5. Разработка инструкции о порядке составления форм бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС |
2019 |
Министерство финансов |
6. Разработка национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления (далее – национальные стандарты) и методических рекомендаций к ним |
в соответствии с планом мероприятий по совершенствованию национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, разработанным Министерством финансов |
Министерство финансов, межведомственная рабочая группа, Государственный комитет по имуществу, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы |
7. Разработка учебных программ по национальным стандартам в системе среднего специального и высшего образования |
по мере разработки национальных стандартов |
Министерство образования, УО «Белорусский государственный экономический университет», Министерство финансов |
8. Разработка учебных программ по национальным стандартам в системе дополнительного образования взрослых |
по мере разработки национальных стандартов |
Министерство образования, ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь», Министерство финансов |
9. Разработка учебно-методической литературы по бухгалтерскому учету и отчетности |
по мере разработки единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией, форм бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, национальных стандартов |
ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь», УО «Белорусский государственный экономический университет», Министерство финансов |
10. Реализация образовательных программ среднего специального и высшего образования в части обучения новой методологии бухгалтерского учета и отчетности |
в течение периода внедрения единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией, форм бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, национальных стандартов |
Министерство образования, УО «Белорусский государственный экономический университет» |
11. Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых (повышение квалификации руководящих работников и специалистов) в части обучения новой методологии бухгалтерского учета и отчетности |
в течение периода внедрения единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией, форм бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, национальных стандартов |
ГУО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь» |