Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 января 2019 г. № 65

О порядке проведения правового мониторинга

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2024 г. № 88 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.02.2024, 5/52783)

 

На основании пункта 3 статьи 75 и абзаца четвертого подпункта 1.2 пункта 1 статьи 78 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения правового мониторинга (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
30.01.2019 № 65

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения правового мониторинга

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящей Инструкцией регулируются отношения по организации и проведению правового мониторинга в Республике Беларусь.

Правовой мониторинг проводится в целях систематического анализа и оценки качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений.

Задачами правового мониторинга являются:

оценка эффективности норм законодательства;

выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта;

выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии мер по надлежащей реализации нормативных правовых актов.

2. Объектом правового мониторинга является принятый (изданный) и вступивший в силу нормативный правовой акт (его отдельные положения), за исключением технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, постановлений (приказов) об их утверждении, о внесении изменений в технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу (далее, если не определено иное, – нормативный правовой акт).

3. Правовой мониторинг осуществляется нормотворческими органами (должностными лицами) в отношении нормативных правовых актов, принятых (изданных) ими.

Государственные органы осуществляют правовой мониторинг в отношении нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере деятельности (отрасли), в которой данные государственные органы проводят государственную политику, осуществляют регулирование и управление, а иные организации – в отношении нормативных правовых актов, разработку которых они осуществляли.

Нормотворческие органы (должностные лица), иные государственные органы (организации), указанные в части второй настоящего пункта (далее – иные уполномоченные государственные органы (организации), осуществляют правовой мониторинг в пределах своей компетенции.

4. Правовой мониторинг осуществляется нормотворческими органами (должностными лицами), иными уполномоченными государственными органами (организациями) (далее – организаторы правового мониторинга) на постоянной основе, как правило, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими планами проведения правового мониторинга (отдельными или включенными в годовые планы работы).

Организатором правового мониторинга также может быть осуществлен правовой мониторинг в целях оперативного выявления и решения проблем правового регулирования общественных отношений и практики правоприменения.

5. Объект правового мониторинга определяется организатором правового мониторинга с учетом целесообразности и первоочередности решения проблем правового регулирования общественных отношений и практики правоприменения в случаях:

частых корректировок нормативного правового акта;

наличия информации об отсутствии единообразной практики применения нормативного правового акта;

наличия иных проблем правоприменения, обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и иной правовой неопределенностью.

6. Правовой мониторинг осуществляется в отношении нормативных правовых актов не ранее одного года после вступления их в силу.

Нормативные правовые акты, в отношении которых был проведен правовой мониторинг, могут быть объектом последующего правового мониторинга, как правило, не ранее чем через три года после окончания срока проведения предыдущего правового мониторинга.

При выявлении факторов, оказывающих существенное негативное влияние на применение норм нормативного правового акта, в отношении такого акта может быть проведен правовой мониторинг ранее сроков, указанных в частях первой и второй настоящего пункта.

7. К осуществлению правового мониторинга организатором правового мониторинга могут привлекаться представители иных государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, научных организаций, общественных объединений (союзов, ассоциаций общественных объединений), иные заинтересованные лица.

8. Организатор правового мониторинга не позднее чем за пять рабочих дней до начала срока проведения правового мониторинга размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – официальный интернет-сайт) сообщение о проведении правового мониторинга (при необходимости в специальной рубрике) в целях изучения предложений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в отношении объекта правового мониторинга.

Такое сообщение должно содержать информацию:

об объекте правового мониторинга;

о сроках проведения правового мониторинга и сроках направления гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами предложений в отношении объекта правового мониторинга;

о способах направления гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами предложений в отношении объекта правового мониторинга.

Не требуется ответа (уведомления) на предложения, поступившие в ходе правового мониторинга от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, за исключением поступивших организатору правового мониторинга письменных обращений, а также обращений, направленных в специальную рубрику «Электронное обращение» на официальном интернет-сайте либо на адрес электронной почты, если такой способ подачи электронных обращений допускается организатором правового мониторинга.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА

9. Этапами проведения правового мониторинга являются:

подготовительный;

основной;

заключительный.

В ходе подготовительного этапа определяются объект правового мониторинга, сроки и мероприятия по проведению правового мониторинга, специальные показатели анализа нормативного правового акта, а также иные вопросы организации и проведения правового мониторинга.

В ходе основного этапа осуществляется оценка качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений в целом либо по отдельным вопросам, анализ нормативного правового акта по общим показателям, определенным в пункте 11 настоящей Инструкции, а также по специальным показателям при их наличии.

В ходе заключительного этапа осуществляются обобщение выводов, сделанных в ходе основного этапа правового мониторинга, оформление его результатов, а также выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии мер по надлежащей реализации нормативного правового акта.

10. В ходе правового мониторинга реализуются следующие мероприятия:

направление запросов заинтересованным государственным органам и иным организациям о предоставлении в пределах их компетенции информации о практике применения нормативного правового акта;

проведение публичного обсуждения, в том числе путем создания специальных тем для обсуждения в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» (далее – сайт «Правовой форум Беларуси») и (или) в специальных рубриках на официальном интернет-сайте;

создание рабочих групп, в том числе межведомственных, фокус-групп*, проведение анкетирования;

проведение выездных встреч и совещаний, заседаний коллегиальных органов, научно-практических семинаров, конференций, круглых столов и иных мероприятий, не противоречащих законодательству.

______________________________

* В рамках работы фокус-групп предполагается обсуждение проблемных вопросов правовой тематики группой людей (5–10 человек), являющихся рядовыми участниками регулируемых общественных отношений, в целях получения объективной информации о позитивных и негативных последствиях (в том числе выгодах, рисках и издержках социальных групп, общества и государства), которые возникли в процессе применения нормативного правового акта.

11. В ходе правового мониторинга нормативный правовой акт анализируется по следующим общим показателям:

множественность нормативных правовых актов в соответствующей сфере общественных отношений (системность и комплексность правового регулирования);

частота корректировок нормативного правового акта (стабильность правового регулирования общественных отношений);

актуальность правового регулирования общественных отношений, его социально-экономическая обусловленность, наличие устаревших либо неэффективных норм;

наличие пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в нормативном правовом акте, а также наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативного правового акта, создание материально-технических, организационных и иных условий для его реализации;

наличие не реализованных в законодательстве отсылочных и бланкетных норм, содержащихся в нормативном правовом акте, избыточность таких норм;

последствия принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе правовые, финансово-экономические, социальные, экологические и иные, достижение результатов прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта;

количество, содержание обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, связанных с применением нормативного правового акта.

Организатором правового мониторинга могут также предусматриваться иные показатели анализа нормативного правового акта (специальные показатели).

12. При проведении правового мониторинга может осуществляться анализ:

ежегодных посланий Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь;

ежегодных посланий Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, выводов и предложений, включая правовые позиции, содержащихся в заключениях, решениях Конституционного Суда Республики Беларусь;

информации, содержащейся в обзорах практики применения законодательства, в том числе подготовленных Верховным Судом Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой;

нормативных правовых актов (в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, связанных с объектом правового мониторинга;

предложений государственных органов и иных организаций, в том числе научных организаций, общественных объединений, иных юридических лиц, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, а также предложений, поступивших на официальный интернет-сайт и (или) высказанных в процессе обсуждения правовых тем на сайте «Правовой форум Беларуси»;

иных обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта;

информации, содержащейся в средствах массовой информации, информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;

результатов научных, в том числе сравнительно-правовых, исследований, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта;

материалов научно-практических семинаров, конференций, круглых столов;

данных социологических исследований, официальной статистической информации по вопросам правоприменения;

иной информации.

13. Информация, подлежащая анализу при проведении правового мониторинга, мероприятия по проведению правового мониторинга, специальные показатели анализа нормативного правового акта и иные особенности проведения правового мониторинга определяются в каждом конкретном случае организатором правового мониторинга с учетом специфики правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений и положений пунктов 10–12 настоящей Инструкции.

14. По итогам правового мониторинга организатором правового мониторинга составляется справка о результатах проведения правового мониторинга, которая оформляется в соответствии с требованиями главы 3 настоящей Инструкции и используется организатором правового мониторинга для дальнейшего совершенствования законодательства и практики правоприменения в соответствующей сфере общественных отношений.

ГЛАВА 3
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА

15. Справка о результатах проведения правового мониторинга, указанная в пункте 14 настоящей Инструкции, должна содержать информацию, соответствующую этапам его проведения, и состоять из вводной, основной и заключительной частей.

Во вводной части приводятся основные сведения об объекте правового мониторинга, нормативных правовых актах (в том числе технических нормативных правовых актах) и международно-правовых актах, связанных с объектом правового мониторинга, а также о мероприятиях по проведению правового мониторинга.

В основной части отражается информация:

об анализе данных, полученных в рамках основного этапа правового мониторинга, в том числе анализе нормативных правовых актов по общим показателям, определенным в пункте 11 настоящей Инструкции, и результатах анализа;

о сопоставлении практики применения нормативного правового акта с целями его принятия (издания);

о выявлении и анализе недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин;

о негативных последствиях, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта.

В заключительной части формулируются:

основные выводы об оценке качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений, предусмотренного в нормативном правовом акте;

предложения о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии иных мер, направленных на обеспечение реализации нормативного правового акта, разработке проектов нормативных правовых актов.

16. В случае выявления по результатам правового мониторинга недостатков правового регулирования соответствующий нормотворческий орган (должностное лицо) принимает меры по их устранению, а иной уполномоченный государственный орган (организация):

вносит в установленном порядке предложения об изменении либо прекращении действия соответствующего нормативного правового акта, принятии мер по надлежащей реализации нормативного правового акта;

направляет информацию о результатах проведения правового мониторинга соответствующему нормотворческому органу (должностному лицу).

17. Результаты проведения правового мониторинга учитываются в нормотворческой деятельности при разработке государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов, формировании планов подготовки законопроектов, подготовке проектов (в том числе концепций) нормативных правовых актов.

При необходимости информация о результатах проведения правового мониторинга может быть направлена организатором правового мониторинга иным заинтересованным государственным органам (организациям).

18. Краткая обобщенная информация о результатах проведенного правового мониторинга размещается организатором правового мониторинга на своем официальном интернет-сайте не позднее месяца со дня окончания срока проведения правового мониторинга.

Данная информация должна содержать сведения об объекте правового мониторинга, сроках проведения правового мониторинга и мероприятиях в рамках его проведения, поступивших предложениях и наиболее актуальных вопросах, содержащихся в них, а также отражать основные выводы по результатам правового мониторинга.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.