Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 октября 2018 г. № 743

Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

2. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам использовать утвержденную настоящим постановлением Стратегию развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года при:

реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792), Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.03.2016, 5/41760);

разработке проектов программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ на периоды до 2030 года;

разработке проектов законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

подготовке предложений для проектов международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

17.10.2018 № 743

СТРАТЕГИЯ
развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с целями и задачами Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 3, 1/12259), Указа Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792), Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364), Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.03.2016, 5/41760), Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протоколы от 10 февраля 2015 г. № 3 и от 2 мая 2017 г. № 10), и представляет собой документ, определяющий основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства (далее, если не предусмотрено иное, – МСП), направленный на увеличение его вклада в результаты социально-экономического развития страны.

Настоящая Стратегия является основным ориентиром при формировании и выполнении государственных программ в сфере государственной поддержки МСП, планов его развития на республиканском и региональном уровнях.

Настоящей Стратегией определены приоритетные направления развития МСП на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создания благоприятных условий формирования и функционирования предпринимательской среды, обеспечения согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса.

Реализация настоящей Стратегии позволит сформировать гибкий сектор национальной экономики, обеспечивающий ее инновационное развитие, высокий уровень конкурентоспособности, эффективную занятость и рост качества жизни населения.

ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МСП В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

МСП является важнейшей составляющей рыночной экономики и играет важную роль в социальной стабилизации, создании новых рабочих мест, ускорении экономического роста за счет реструктуризации экономики и перераспределения трудовых ресурсов.

Становление МСП в Республике Беларусь насчитывает чуть больше 25 лет. За это непродолжительное время данный сектор экономики прошел несколько этапов развития. С принятием Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703) законодательно закрепилось понятие среднее предпринимательство. В соответствии с этим Законом пересмотрены нормативно-правовые основы регулирования деятельности субъектов МСП, активизировалась работа по либерализации делового и инвестиционного климата. Это способствовало тому, что до 2014 года наблюдался устойчивый рост количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступательно возрастал вклад субъектов МСП в основные экономические показатели.

Мировой финансовый кризис 2014–2015 годов оказал негативное влияние на экономику Республики Беларусь в целом и на МСП в частности. С 2016 года началось поступательное восстановление позиций белорусского МСП после рецессии. Однако докризисные значения все еще не достигнуты. Данный факт свидетельствует о том, что малые формы хозяйствования в большей мере уязвимы к негативным внешним воздействиям по сравнению с крупными организациями.

В настоящее время субъекты МСП формируют более четверти валовой добавленной стоимости страны. На сектор МСП приходится более одной третьей части платежей в доходах республиканского бюджета, контролируемых налоговыми органами, около одной второй части экспорта товаров и каждое третье рабочее место.

Белорусский малый и средний бизнес сегодня – это 110 тыс. юридических лиц, почти четверть миллиона индивидуальных предпринимателей (236 тыс. человек) и 54,3 тыс. физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-правовым договорам. Каждый третий работник занят в секторе МСП.

Отраслевая структура организаций МСП относительно стабильна: 27 процентов – сфера производства, 73 процента – сфера услуг, преобладающими видами деятельности по количеству организаций являются оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, обрабатывающая промышленность, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность.

Удельный вес МСП в промышленном производстве в 2016–2017 годах составил 17,8 процента. Невысокий уровень вклада МСП в промышленное производство объясняется проблемами доступа к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новым технологиям и оборудованию, поскольку промышленное производство требует гораздо больших затрат.

Положительную динамику демонстрируют субъекты, которые ориентированы на внешний спрос: в 2016 году доля продукции МСП в общем объеме экспорта товаров составила 45,4 процента, по итогам 2017 года – 46,9 процента.

В оптовом товарообороте республики на МСП приходится более 80 процентов. При этом более 50 процентов этого оборота обеспечивают малые предприятия.

В последние годы сохраняется отрицательная динамика вклада МСП в инвестиции в основной капитал. В 2017 году доля МСП в общем объеме инвестиций составляла всего лишь 34,4 процента. В докризисный период значение данного показателя достигало более 42 процентов. Снижение инвестиционной активности вызвано как общим ухудшением экономической ситуации, медленным восстановлением внутреннего спроса, так и в определенной мере проблемами доступа к финансовым ресурсам.

В конце 2017 года Главой государства принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и исключение излишних административных барьеров, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

Одним из ключевых документов является Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7, предусматривающий кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизацию вмешательства должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливающий механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом.

В целях развития IT-отрасли и создания цифровой экономики, а также привлечения технологий, капиталов и, главное, умных и талантливых людей со всего мира подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415).

В стране реализуется Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. Финансирование мероприятий данной Государственной программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, иных источников, предусмотренных законодательством.

В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки МСП, состоящая на 1 июля 2018 г. из 99 центров поддержки предпринимательства и 27 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в основном расположены в областных центрах и крупных городах.

Вместе с тем вклад МСП в экономику республики значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Так, в странах Европейского союза доля МСП в валовой добавленной стоимости составляет 56,8 процента, доля занятых – 66,6 процента.

Поэтому сегодня перед республикой стоят новые глобальные задачи.

Первая задача, поставленная Главой государства, – создание стабильных, комфортных и предсказуемых условий ведения бизнеса.

Вторая важнейшая задача – к концу следующей пятилетки ВВП должен составить не менее 100 млрд. долларов США. И в достижении поставленной цели на МСП сделана высокая ставка.

При существующих уровне и тенденциях развития МСП самостоятельно не сможет обеспечить решение стоящих перед ним задач. Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие этого сектора и не позволяющими ему занять достойное место в экономике страны, являются:

нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, отсутствие надлежащей оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет МСП осуществлять перспективное планирование своей деятельности;

отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных организаций;

неразвитость институциональных условий ведения бизнеса, недостаточно развитая инфраструктура его поддержки;

недостаточный доступ к финансированию, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций;

недостаточно четкое определение понятия субъектов МСП в законодательстве, что часто приводит к искажению данных и невозможности определить реальное состояние и тенденции развития, а также адекватные меры поддержки.

Положения настоящей Стратегии направлены на исключение указанных негативных тенденций, обеспечение условий для эффективного развития МСП, активизацию предпринимательской инициативы населения, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами МСП.

ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МСП

Целью настоящей Стратегии является формирование динамично развивающегося сектора МСП, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

создание благоприятных административно-правовых и экономических условий для активизации предпринимательской деятельности и генерации частного бизнеса;

формирование системы мер для качественного развития сектора МСП, усиления его инновационной и инвестиционной, экспортной составляющей;

создание специализированной структуры, обеспечивающей эффективную реализацию государственной политики в области поддержки и развития МСП с широким участием делового сообщества.

Государственная политика в сфере развития МСП должна базироваться на следующих принципах:

целесообразность – обоснованная необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений;

эффективность – обеспечение достижения максимально возможных положительных результатов за счет минимально необходимых расходов ресурсов государства и субъектов МСП;

согласованность интересов – обеспечение в государственном регулировании баланса интересов государства, общества и бизнеса;

прозрачность – открытость для физических и юридических лиц, объединений юридических лиц действий органов государственного управления на всех этапах регуляторной деятельности в сфере МСП;

системность – последовательность деятельности в сфере государственного регулирования, соответствие приоритетам государственной политики, а также синхронизация с задачами и целями социально-экономического развития страны.

Государственное стимулирование предпринимательской деятельности заключается в следующем:

совершенствование институциональной политики, формирующей систему формальных и неформальных институтов, благоприятную для предпринимательской деятельности;

совершенствование макроэкономической политики, обеспечивающей согласование общественных и частных экономических интересов на основе приоритета потребностей общества с учетом получения доходности от предпринимательской деятельности;

дифференцированный подход к распределению государственных ресурсов (в том числе предоставление налоговых льгот и преференций) в целях первоочередного развития приоритетных видов деятельности;

государственная поддержка занятости в системе МСП;

формирование позитивного имиджа предпринимателя.

ГЛАВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН И РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

Сокращение государственного регулирования и повышение степени экономической свободы

Для активизации частной предпринимательской инициативы, содействия стабильному росту эффективности предпринимательской деятельности и улучшения отраслевой структуры экономики предусматривается:

проведение целенаправленной политики, организационной работы и мер по стимулированию и поддержке частной инициативной деятельности;

создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

обеспечение соответствия форм и уровня государственного регулирования степени важности хозяйственно-экономических отношений для решения существующих проблем и рыночных требований;

противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды;

реформирование государственных предприятий, включая передачу государственного имущества более эффективному собственнику, выработка мер по контролю за выполнением обязательств по вовлечению неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот;

совершенствование государственного управления, включая изменение роли государства в развитии экономики, разделение функций государства как регулятора и собственника;

содействие генерации нового и эволюции действующего бизнеса, трансформации микроорганизаций в малые, малых – в средние, средних – в крупные организации;

совершенствование социально-трудовых отношений;

сокращение транзакционных издержек бизнеса при осуществлении административных процедур, внедрение в практику принципа «одно окно» при прохождении административных процедур в рамках типичных деловых ситуаций: одна типичная деловая ситуация – одно заявление;

проведение оценки законодательства при поступлении предложений о введении (расширении) административных процедур, электронного контроля, создании электронных кабинетов юридических лиц на предмет утраты актуальности (обоснованности) государственного регулирования правоотношений в сфере предпринимательской деятельности с последующей саморегуляцией правоотношений;

создание единого общедоступного электронного реестра административных процедур, предоставляющего возможность поиска необходимых процедур, исходя из конкретных деловых ситуаций;

обеспечение прохождения административных процедур в электронном виде;

ограничение круга лицензируемых видов деятельности только видами деятельности, непосредственно влияющими на национальную безопасность, общественный порядок, защиту прав и свобод, нравственность, здоровье населения и охрану окружающей среды, упрощение лицензионных требований, уменьшение (отмена) ставок государственной пошлины за выдачу лицензий, обеспечение принудительного прекращения действия лицензий только по решению суда;

внедрение в республике механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении субъектов МСП;

разработка упрощенных регламентов открытия и функционирования субъектов малого предпринимательства с введением элементов добровольного декларирования безопасности;

изменение критериев отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малым и средним организациям (с использованием зарубежного опыта);

создание стимулов для развития добровольного саморегулирования предпринимательской деятельности, развитие отраслевого законодательства в направлении передачи функций государственных органов саморегулируемым организациям;

изменение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях на предмет соответствия размера ответственности субъектов МСП размеру причиненного ущерба (вреда) и степени общественной опасности деяний;

совершенствование контрольной (надзорной) деятельности на основе неукоснительного соблюдения принципов добросовестности субъектов хозяйствования, приоритета профилактической направленности работы контролирующих (надзорных) органов;

повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов субъектов МСП;

публикация судебных решений, затрагивающих сферу МСП, в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет (включая мотивировочную часть решений, постановлений).

Формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности

В целях создания конкурентных условий деятельности субъектов хозяйствования независимо от размеров и форм собственности предусматривается:

обзор правоприменительной практики использования мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и внесение предложений об их корректировке;

оптимизация подходов к определению доминирующего положения на рынке;

обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий;

совершенствование конкурсных механизмов распределения финансовых, дефицитных материальных и сырьевых ресурсов исходя из заранее установленных критериев, таких как эффективность производства, наращивание экспорта, импортозамещение, обеспечение дополнительной занятости и других;

совершенствование законодательства о государственных закупках в целях выработки мер, направленных на увеличение доли субъектов МСП в общем объеме государственных закупок, и соблюдения сроков оплаты за поставленные товары (работы, услуги);

установление единых правил допуска к осуществлению коммерческой деятельности для всех организаций вне зависимости от формы собственности.

Совершенствование правоотношений в области собственности

Для повышения заинтересованности граждан в частной инициативной деятельности и динамичного роста количества субъектов МСП необходимо продолжить работу по совершенствованию правоотношений в области собственности, предусматривающую, с одной стороны, дальнейшую оптимизацию государственной собственности, а с другой – обеспечение безусловных гарантий защиты и развития частной собственности.

В этих целях предусматривается:

обеспечение гарантий прав частной собственности, равенства форм собственности, недопущения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов МСП со стороны государственных органов;

обеспечение добросовестным приобретателям имущества гарантий владения и пользования;

запрет действий, направленных на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;

совершенствование подходов к оценке эффективности использования и распоряжения государственным имуществом;

упрощение процедуры и сокращение сроков передачи субъектам предпринимательской деятельности неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;

совершенствование законодательства в части упрощения процедур и сокращения сроков, связанных с предоставлением земельных участков.

Формирование рациональной фискальной политики, упрощение учета и отчетности

Рационализация фискальной политики в отношении субъектов МСП предполагает, с одной стороны, меры по снижению уровня изъятия добавленной стоимости субъектов, с другой – сокращение их издержек на расчет и уплату налогов, социальных взносов и платежей.

В этих целях предусматривается:

повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) за счет оптимизации фискальной нагрузки на экономику;

дальнейшее совершенствование упрощенной системы налогообложения;

совершенствование методики определения налогооблагаемой базы налога на недвижимость и земельного налога для субъектов МСП;

совершенствование механизмов налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности субъектов МСП;

совершенствование механизма снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования на отдельных территориях;

расширение сферы применения единого налога, взимаемого с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

предоставление права индивидуальным предпринимателям при наличии задолженности на отчетную дату по налогам, сборам и пошлинам обращаться в налоговые органы за взысканием денежных средств с организации-дебитора;

оптимизация отчетности путем сокращения ее количества, перечня показателей, периодичности предоставления, времени на ее заполнение и предоставление в государственные органы (организации), поэтапное сокращение бумажного документооборота;

расширение практики применения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.

Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам

В целях расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам предусматривается:

совершенствование видов, условий и порядка оказания финансовой поддержки;

развитие и совершенствование гарантийного механизма поддержки субъектов МСП, в том числе стартап-компаний;

поэтапное увеличение объемов средств, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке МСП, до 1 процента от собственных доходов консолидированных бюджетов областей и г. Минска;

реализация мер, направленных на постепенное снижение номинальных процентных ставок в экономике по мере формирования соответствующих макроэкономических условий;

расширение спектра услуг, предоставляемых банками субъектам МСП;

формирование институциональных условий для развития системы небанковского финансирования;

организация обращения долгового капитала как одного из источников финансирования субъектов МСП;

проведение мероприятий, направленных на увеличение ресурсного потенциала микрофинансовых организаций, предоставляющих микрозаймы на развитие субъектов МСП и (или) деловой инициативы граждан;

повышение финансовой грамотности населения и информированности представителей МСП и граждан о возможностях микрофинансирования.

Формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательской деятельности

Для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов МСП в реализацию социально-экономических задач страны.

В этих целях предусматривается:

организация на республиканском и региональном уровнях телепередач и размещение в средствах массовой информации публикаций о государственной политике в области поддержки и развития предпринимательства и конкретных мерах по ее реализации;

издание информационно-презентационных материалов о достижениях МСП страны и регионов, их активное распространение в республике и за рубежом;

содействие в организации отраслевых и межотраслевых проектов, конкурсов и рейтингов, направленных на формирование в обществе позитивного имиджа предпринимателя;

регулярное освещение на республиканском и местном уровнях достижений МСП в различных отраслях и сферах деятельности, популяризация конкретных личностей, состоявшихся в бизнесе;

проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение и пропаганду предпринимательской деятельности;

расширение практики награждения успешных представителей МСП правительственными наградами, почетными грамотами органов государственного управления всех ветвей власти;

учреждение праздничного дня – дня предпринимателя;

содействие формированию профессиональной этики субъектов МСП, освещение в средствах массовой информации примеров их благотворительной и социально-ориентированной деятельности;

популяризация в средствах массовой информации социальной значимости предпринимательства как способа самореализации личности и обеспечения занятости населения;

организация круглых столов, совещаний, конференций, форумов и других публичных обсуждений проблем развития предпринимательства с участием представителей органов государственной власти и управления в целях выработки конструктивных подходов к их разрешению;

формирование политики непримиримости государственной власти к ущемлению законных прав субъектов МСП, широкое освещение в средствах массовой информации фактов их нарушений и мер, принятых для наказания виновных и устранения последствий нарушений.

ГЛАВА 5
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ И СТИМУЛОВ ДЛЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МСП

В целях активизации развития инновационного и высокотехнологичного предпринимательства, стимулирования производства субъектами МСП товаров и оказания ими услуг с высокой добавленной стоимостью необходимо обеспечить:

расширение инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства, в том числе создание сетей инкубаторов, технопарков, а также развитие сети консультационных центров для МСП;

создание условий для привлечения финансирования инновационных программ и проектов за счет внебюджетных средств;

создание и организацию работы отраслевых лабораторий, инжиниринговых структур и субъектов инновационной инфраструктуры в качестве основных механизмов передачи и внедрения научно-технических разработок в реальный сектор экономики;

формирование и развитие кластеров, обеспечивающих эффективную реализацию инноваций от их разработки до нахождения конкретного потребителя;

расширение практики оказания государственной финансовой поддержки при реализации инновационных проектов в виде предоставления инновационных ваучеров и грантов. Увеличение числа участников субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в выполнении заданий научно-технических программ, инновационных проектов государственных программ;

увеличение доступности для субъектов МСП средств республиканского и местных инновационных фондов;

стимулирование производственно-технологической и научно-технической кооперации малых и крупных инновационных организаций, развитие аутсорсинга;

совершенствование механизма предоставления финансовых и имущественных льгот субъектам МСП, осуществляющим инновационную деятельность;

развитие механизмов государственного стимулирования коммерциализации результатов исследований и разработок, внедрение инструментов венчурного инвестирования и финансирования путем формирования и развития гарантийных, залоговых и венчурных организаций;

поддержку МСП в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе международной патентной охраны, расширение консультационных, юридических и информационных услуг в этой области.

В целях активизации инвестиционной деятельности субъектов МСП, роста вклада частных инвестиций в перспективные проекты необходимо обеспечить:

создание инновационно-промышленных и индустриальных зон;

совершенствование условий заключения инвестиционных договоров с органами государственного управления, обеспечивающих право инвестора на коммерческий риск и соразмерность штрафных санкций причиненному вреду;

дальнейшую реализацию программы финансовой поддержки МСП открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», в том числе с использованием механизмов долгосрочного финансирования;

предоставление грантов для возмещения части затрат, направленных на модернизацию и расширение производства;

совершенствование законодательства в части оптимизации процедур, связанных с предоставлением земельных участков для реализации инвестиционных проектов;

усиление ответственности государственных органов (организаций) перед заказчиком за нарушение сроков выполнения административных процедур;

расширение практики реализации в частную собственность земельных участков для строительства небольших производственных объектов и объектов обслуживания, востребованных субъектами МСП;

стимулирование сотрудничества малых и крупных организаций в создании производств импортируемых деталей, узлов и комплектующих (в том числе посредством учреждения коммерческих организаций на паритетных началах), а также приоритетный доступ субъектов МСП к долгосрочным заказам крупных белорусских промышленных организаций;

стимулирование процессов формирования и развития кластеров (создание сети центров кластерного развития, организация конкурсов кластерных проектов);

создание центров субконтрактации и франчайзинга.

Для активизации экспортной деятельности субъектов МСП необходимо обеспечить:

развитие институтов промоутерской поддержки экспорта продукции субъектов МСП, информационно-консультативного содействия экспортерам;

разработку методики выявления конкурентоспособных субъектов МСП – экспортеров, формирование реестра таких субъектов, мониторинг и анализ их деятельности;

создание специализированного информационно-консультативного интернет-ресурса, отражающего различные аспекты внешнеэкономической деятельности субъектов МСП;

изучение и распространение опыта наиболее эффективных субъектов МСП – экспортеров;

квотирование мест за субъектами МСП – экспортерами в составе правительственных и деловых делегаций на международных выставках и ярмарках;

распространение информации об экспортных товарах отечественных субъектов МСП, их возможностях и экспортном потенциале;

участие посольств и торговых представительств в проведении совместных с экспортерами рекламных кампаний;

предоставление субсидий субъектам МСП, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги) на экспорт;

расширение инструментов субсидирования затрат субъектов МСП, связанных с экспортной деятельностью;

содействие в оформлении документов, подтверждающих права на интеллектуальную собственность (патентов и свидетельств);

организацию консультационной и юридической поддержки по выходу на внешние рынки;

участие финансовых организаций в формировании венчурных организаций, нацеленных на финансирование разработок конкурентоспособной на мировом рынке продукции;

приоритетное предоставление субъектам МСП, ориентированным на экспорт продукции, квотируемых ресурсов, офисных и производственных площадей на объектах инфраструктуры, созданных с участием государства (технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные зоны и другое);

предоставление преференций неналогового характера инвесторам, привлекающим в качестве субконтракторов отечественных субъектов МСП;

совершенствование процедуры подтверждения факта экспорта товаров (работ, услуг) в страны Евразийского экономического союза путем расширения использования электронных инструментов.

ГЛАВА 6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МСП

Развитие инфраструктуры поддержки МСП

Развитие инфраструктуры поддержки МСП направлено на:

активизацию предпринимательской инициативы посредством создания новых видов деятельности и субъектов хозяйствования;

повышение эффективности деятельности субъектов МСП;

поиск, систематизацию, расширение сферы предоставления и повышения уровня доступности деловых услуг для субъектов МСП;

создание механизмов государственно-частного диалога, обеспечивающих последовательную реализацию политики в области развития предпринимательства на уровне страны и регионов.

Главным инструментом реализации государственной политики в области развития предпринимательства станет специализированная организация по содействию развитию МСП, которая сформирует эффективную систему поддержки субъектов МСП путем создания сети районных многопрофильных центров государственной поддержки предпринимательства, обеспечит эффективную работу действующих субъектов инфраструктуры поддержки МСП.

Специализированная организация по содействию развитию МСП будет осуществлять работу по реализации положений настоящей Стратегии при тесном взаимодействии с республиканскими и местными органами власти, объединениями предпринимателей, субъектами инфраструктуры поддержки МСП, субъектами инновационной инфраструктуры, инвестиционными фондами, институтами финансово-кредитной системы, международными организациями и другими заинтересованными.

Основными задачами специализированной организации по содействию развитию МСП должны стать:

формирование системы оказания организационных, консультационных, информационных, финансовых, образовательных и других деловых услуг субъектам МСП и гражданам, начинающим и ведущим предпринимательскую деятельность;

реализация проектов и программ по стимулированию ведения предпринимательской деятельности;

мониторинг институциональных условий ведения бизнеса в Республике Беларусь и оценка потребностей МСП, а также востребованности и качества предоставляемых услуг;

привлечение международных и иных источников финансирования для осуществления комплексной поддержки субъектов МСП, активизации предпринимательских инициатив населения, развития самозанятости.

Расширение информационной и консультационной поддержки субъектов МСП

Основной задачей в области информационной поддержки субъектов МСП является обеспечение доступа к информации о базовых условиях создания и ведения бизнеса, способах и формах его государственной и иной поддержки, в области консультационной поддержки – удовлетворение спроса бизнеса в консультировании в финансовой, юридической, технологической, технической, экспортной и иных сферах, обеспечение доступности и качества этих услуг широкому кругу субъектов хозяйствования.

Задача в области информационной поддержки будет решаться путем:

определения минимального объема базовых информационных услуг, которые будут предоставляться населению и субъектам МСП через сеть субъектов инфраструктуры поддержки МСП на льготной и (или) безвозмездной основе;

выработки механизмов удешевления стоимости оказываемых субъектами инфраструктуры поддержки МСП платных информационных услуг;

создания справочно-информационного реестра субъектов инфраструктуры поддержки МСП и других организаций, оказывающих услуги.

В области оказания консультационной поддержки удовлетворение спроса субъектов хозяйствования будет происходить путем:

организации и проведения встреч и консультационных семинаров для разных категорий субъектов МСП по интересующим вопросам с участием представителей уполномоченных государственных органов по тематике мероприятия;

обеспечения доступности информации о местонахождении субъектов инфраструктуры и их специализации в области консультирования;

выработки единых подходов к удешевлению оказываемых консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки МСП по сравнению с их рыночной стоимостью, внедрения базового пакета консультационных услуг, предоставляемых гражданам, начинающим деятельность в сфере МСП, на безвозмездной основе;

организации предоставления через средства массовой информации публичных консультаций по наиболее часто задаваемым вопросам в различных сферах ведения бизнеса;

стимулирования организации консультирования по вопросам ведения бизнеса при объединениях предпринимателей посредством развития института менторства успешных менеджеров, а также привлечения на основе волонтерства квалифицированных специалистов, ушедших на заслуженный отдых;

создания системы тиражирования успешных проектов в области молодежного, социального, женского, сельского предпринимательства, включая организацию ярмарок франшиз, информирования и популяризации положительного опыта, формирования баз данных успешных идей и проектов;

проведения мероприятий по продвижению современных форм организации бизнеса, включая формирование кластеров, развитие франчайзинга, налаживание кооперационного сотрудничества субъектов МСП с крупными компаниями.

Обучение навыкам предпринимательства и развитие национальной системы бизнес-образования

Формирование гибкого и адаптивного сектора национальной экономики, обеспечивающего ее инновационное развитие, высокий уровень конкурентоспособности, эффективную занятость и рост качества жизни населения, предполагает наличие кадров требуемой квалификации.

Приоритетными задачами в этом направлении являются:

обучение навыкам предпринимательства;

укрепление кадрового потенциала, в том числе развитие национальной системы бизнес-образования.

Обучение основам и навыкам предпринимательства будет реализовано на всех уровнях в рамках программ основного и дополнительного образования.

Для решения указанной задачи необходимо обеспечить:

изучение в учреждениях общего среднего образования основ финансовой грамотности, теоретических и практических основ осуществления предпринимательской деятельности и самозанятости;

популяризацию предпринимательской деятельности в молодежной среде посредством создания школьных бизнес-компаний;

изучение вопросов осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации образовательных программ высшего образования I и II ступеней;

проведение в учреждениях высшего образования мероприятий, направленных на развитие у студентов навыков предприимчивости и стимулирование к занятию предпринимательской деятельностью;

организацию для студентов семинаров, конференций, круглых столов по вопросам развития предпринимательства с участием представителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, субъектов предпринимательства в целях изучения проблем развития предпринимательства;

активное участие бизнес-сообщества в разработке (актуализации) образовательных стандартов по специальностям профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

взаимодействие организаций частной формы собственности с учреждениями образования в части предоставления мест для прохождения практики обучающимися и для трудоустройства выпускников;

совершенствование системы повышения квалификации сотрудников бизнес-компаний путем привлечения к учебному процессу специалистов-практиков;

организацию стажировок преподавателей в объединениях предпринимателей, успешных коммерческих организациях, в том числе за рубежом.

Перспективными направлениями развития национальной системы делового образования являются:

ориентирование действующих и создаваемых субъектов инфраструктуры поддержки МСП на проведение краткосрочных образовательных мероприятий с различными категориями предпринимателей и населения. Внедрение системы грантовой поддержки субъектов инфраструктуры предусматривает возмещение их затрат на эти цели;

создание на отдельных территориях страны демонстрационных бизнесов (в первую очередь в сельской местности) для использования в качестве модельных объектов при обучении и консультировании;

разработка механизма стимулирования открытия при бизнес-союзах и ассоциациях специализированных подразделений, оказывающих образовательные услуги по ведению бизнеса с выдачей документа установленного образца;

обеспечение поддержки в создании и функционировании республиканской саморегулируемой организации участников системы делового образования;

ежегодное планирование и проведение мероприятий по международному сотрудничеству в сфере образования;

создание специализированного справочно-информационного ресурса для бизнеса по вопросам образования.

Реализация указанных направлений будет содействовать повышению уровня профессиональной компетентности управленческих кадров субъектов хозяйствования, что в конечном итоге окажет значительный позитивный эффект на уровень конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

ГЛАВА 7
РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Настоящая Стратегия реализуется в два этапа:

переходный этап – 2018–2020 годы;

основной этап – 2021–2030 годы.

В переходный этап осуществляется:

совершенствование институциональной базы для формирования благоприятной предпринимательской среды посредством корректировки действующих или принятия новых нормативных правовых актов в соответствии с задачами настоящей Стратегии, определенными на этот период, и апробирование новых инструментов государственного регулирования развития МСП;

создание специализированной организации по содействию развитию МСП и ее многопрофильных центров оказания государственных услуг по поддержке МСП в регионах.

На основном этапе реализации настоящей Стратегии обеспечивается:

создание конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики, обеспечивающего быстрое технологическое обновление производства, стабильную занятость и рост качества жизни населения;

устойчивая динамика количественного и качественного развития МСП, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, усиление технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов;

активное проникновение белорусских субъектов МСП на рынки стран – членов Евразийского экономического союза и других стран мира;

лидерство на международном уровне отечественных субъектов МСП по отдельным видам инновационной деятельности.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется путем:

разработки и выполнения государственных программ в сфере государственной поддержки МСП, а также мероприятий программ социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу, иных программных документов, разрабатываемых Правительством Республики Беларусь и подчиненными ему республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией;

разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов;

подготовки предложений для проектов международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза;

руководства положениями настоящей Стратегии при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сферах государственной поддержки МСП, совершенствования деловой среды и других сферах по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Координацию деятельности по реализации настоящей Стратегии осуществляет Министерство экономики.

Финансирование реализации настоящей Стратегии может осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, средств, предусмотренных на эти цели государственными программами в сфере государственной поддержки МСП, и иных источников в соответствии с законодательством.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.