![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 мая 2009 г. № 673
О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2012 г. № 626 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2012, 5/35942);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 718 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.08.2013, 5/37685);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2014 г. № 335 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2014, 5/38700);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 159 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.03.2020, 5/47925);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.09.2022, 5/50678) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 10 октября 2022 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.09.2022, 5/50678) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2022 г. и 10 октября 2022 г.
На основании статей 23, 24 и 26 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов (прилагается);
Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (прилагается);
Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем (прилагается).
2. Определить, что в 2009 году финансирование работ по государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Министерству связи и информатизации на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
3. Республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам:
3.1. в трехмесячный срок:
согласовать с Министерством связи и информатизации состав, учитываемые информационные объекты, перечень используемых идентификаторов государственных информационных ресурсов, владельцами которых они являются;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации;
3.2. в шестимесячный срок направить в Министерство связи и информатизации заявки на регистрацию государственных информационных систем, введенных в действие до вступления в силу настоящего постановления.
4. Министерству финансов ежегодно предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год средства Министерству связи и информатизации для финансирования работ по государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем.
5. Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок:
утвердить перечень государственных информационных ресурсов;
принять необходимые меры для создания Государственного регистра информационных систем и определить организацию, ответственную за его формирование и ведение;
обеспечивать доведение до заинтересованных сведений об информационных системах, включенных в Государственный регистр информационных систем;
принять иные меры по реализации настоящего постановления.
6. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 27 мая 2009 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
С.Сидорский |
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений, направленные на обеспечение информационной совместимости государственных информационных ресурсов и применение унифицированных способов доступа пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
Действие настоящего Положения не распространяется на взаимодействие субъектов информационных отношений, касающееся распространения и (или) предоставления сведений, составляющих государственные секреты, и пользования такими сведениями.
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе», а также следующие термины и их определения:
информационный объект – описание субъекта (субъектов) и (или) объекта (объектов) информационных отношений в государственных информационных ресурсах исходя из назначения государственных информационных ресурсов;
идентификатор – уникальные данные, обеспечивающие поиск определенной информации в государственных информационных ресурсах и интеграцию государственных информационных ресурсов, значение которых единственно возможным способом характеризует (идентифицирует) каждый информационный объект;
общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС) – межведомственная государственная информационная система, предназначенная для обеспечения эффективного электронного информационного взаимодействия в автоматическом и (или) автоматизированном режимах государственных органов, в том числе судов, и государственных организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
пользование документированной информацией из государственных информационных ресурсов – доступ пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, с целью ее получения, распространения и (или) предоставления.
ГЛАВА 2
СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
3. По структуре государственные информационные ресурсы подразделяются на:
базовые;
республиканские;
региональные (территориальные).
4. Базовыми государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для общего использования всеми субъектами информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав.
5. Критерием отнесения государственного информационного ресурса к базовым в соответствии с его назначением является его исключительное право первоначального описания и идентификации информационного объекта с использованием базового идентификатора.
Структура базового идентификатора и порядок его присвоения определяются владельцем базового государственного информационного ресурса, если иное не установлено законодательными актами.
6. Республиканскими государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые республиканскими органами государственного управления – владельцами республиканских государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.
Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых государственных информационных ресурсов.
7. Республиканские государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием республиканских идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или иным республиканским государственным информационным ресурсам.
Структура республиканского идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в республиканский государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами.
8. В состав республиканских государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы из состава государственных кадастров, регистров, реестров, классификаторов, обладающие информацией о нормативных правовых актах, содержащие социальную и финансово-экономическую информацию (статистика, здравоохранение, демография, образование, сельское хозяйство, инвестиции и инновации, культура, информация о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, другие государственные информационные ресурсы профессиональной или тематической направленности).
9. Региональными (территориальными) государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые местными исполнительными и распорядительными органами – владельцами региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.
Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых и республиканских идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых и республиканских государственных информационных ресурсов.
10. Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием региональных (территориальных) идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или республиканским государственным информационным ресурсам.
Структура регионального (территориального) идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в региональный (территориальный) государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами.
11. В состав региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы, содержащие социальную, финансово-экономическую и иную информацию, необходимую для осуществления государственного управления на уровне административно-территориальных единиц.
Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы в соответствии с областью их действия могут являться источниками первичного учета и идентификации информационных объектов базовых и (или) республиканских государственных информационных ресурсов.
12. Обмен информацией между государственными информационными ресурсами и негосударственными информационными ресурсами организуется на принципах соблюдения единой идентификации информационных объектов государственных информационных ресурсов, а также унифицированных форматов обмена данными.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
13. Координация работ по формированию государственных информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации.
14. Порядок формирования государственных информационных ресурсов характеризуется и определяется перечнем информационных и (или) электронных услуг, оказываемых с использованием информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, а также составом:
информационных объектов государственных информационных ресурсов в соответствии с областью их действия;
соответствующих идентификаторов информационных объектов;
субъектов информационных отношений – поставщиков документированной информации для размещения в государственных информационных ресурсах;
взаимодействующих государственных информационных ресурсов.
15. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется на основе документированной информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе:
осуществления государственными органами и государственными организациями своих полномочий;
взаимодействия государственных органов и государственных организаций между собой, а также с государственными органами иностранных государств, международными организациями, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, иными субъектами информационных отношений.
16. Документирование информации является обязательным условием включения информации в государственные информационные ресурсы. Документированная информация может выступать в виде отдельного документа или совокупности документов, в том числе в виде электронного документа. Документированная информация в государственных информационных ресурсах должна быть систематизирована, классифицирована и обеспечена соответствующими реквизитами владельцев государственных информационных ресурсов.
17. При формировании государственных информационных ресурсов их владельцы имеют право заключать соглашения (договоры) с субъектами информационных отношений в целях получения и (или) использования необходимой информации, в том числе содержащейся в негосударственных информационных ресурсах.
18. Организация взаимосвязи государственных информационных ресурсов на информационном уровне осуществляется посредством использования базовых, республиканских и региональных (территориальных) идентификаторов.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
20. Если иное не установлено законодательными актами, доступ пользователей в автоматическом и (или) автоматизированном режимах к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, организуется посредством ОАИС либо обеспечивается их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции государственных информационных ресурсов (систем) с ОАИС.
При решении вопросов интеграции информационных ресурсов (систем) с ОАИС должны учитываться техническая готовность ОАИС, государственных информационных ресурсов (систем), определяться сроки проведения соответствующих технических и организационных мероприятий.
23. Исключен.
24. Способы идентификации и аутентификации пользователей информации государственных информационных ресурсов в ОАИС, а также учета их действий определяются оператором ОАИС с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
25. Исключен.
ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
26. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, имеют право:
распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;
устанавливать дополнительные правила, условия доступа и использования государственных информационных ресурсов, не противоречащие настоящему Положению и другим актам законодательства;
требовать от других субъектов информационных отношений в рамках своих полномочий и в определенных законодательством случаях предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов;
использовать при формировании государственных информационных ресурсов информацию, содержащуюся в негосударственных информационных ресурсах, с согласия их собственников (владельцев);
осуществлять иные действия в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением и иными актами законодательства.
27. Обладатель информации вправе требовать указать себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другим лицам.
28. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, обязаны в пределах своей компетенции:
осуществлять деятельность по формированию государственных информационных ресурсов, организации доступа, пользованию и предоставлению документированной информации из государственных информационных ресурсов посредством оказания информационных и (или) электронных услуг с соблюдением требований, установленных настоящим Положением и иными актами законодательства;
включать в государственные информационные ресурсы, пользоваться и своевременно предоставлять из государственных информационных ресурсов объективную, полную и достоверную информацию, обеспечивать актуальность содержащейся в них информации;
при осуществлении своих функций обеспечивать соблюдение прав и законных интересов иных субъектов информационных отношений, в том числе и на получение общедоступной информации;
распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;
создавать условия для своевременного и эффективного использования информации государственными органами и государственными организациями при осуществлении ими своих полномочий;
принимать в соответствии с законодательством меры по защите и обеспечению сохранности информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществлять ее архивное хранение;
осуществлять контроль за состоянием государственных информационных ресурсов и порядком использования информации;
обеспечивать интеграцию и информационное взаимодействие государственных информационных ресурсов посредством ОАИС;
исполнять другие обязанности в соответствии с актами законодательства и настоящим Положением.
29. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, несут ответственность за:
достоверность и полноту информации, включаемой в государственные информационные ресурсы, а также информации, предоставляемой из государственных информационных ресурсов;
нарушение порядка распространения и (или) предоставления информации;
неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные непосредственно ими и (или) другими субъектами информационных отношений вследствие их неправомерных действий;
непринятие соответствующих мер по защите информации.
Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление содержащейся в них информации, несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.
30. При организации доступа субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, размер оплаты за пользование государственными информационными ресурсами и содержащейся в них информацией определяется в соответствии с законодательством.
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (далее – регистр).
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.
2. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в регистре на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные ресурсы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.
3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».
4. Государственный регистр информационных ресурсов является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.
Основными задачами регистра являются:
учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных ресурсах, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;
формирование перечня информационных ресурсов, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.
5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации.
6. Ведение регистра осуществляет республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития» (далее – Центр цифрового развития).
Центр цифрового развития оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявления о регистрации информационных ресурсов.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА
7. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации в лице Центра цифрового развития на основании заявления о регистрации информационного ресурса, подаваемого его собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).
8. Форма заявления о регистрации информационного ресурса устанавливается Министерством связи и информатизации.
9. Заявления о регистрации государственного информационного ресурса представляются в Центр цифрового развития заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс.
Представление заявлений о регистрации негосударственных информационных ресурсов может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких ресурсов.
Заявление о регистрации информационного ресурса может быть представлено в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
10. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационного ресурса, несут заявители.
11. Центр цифрового развития в 3-дневный срок со дня поступления заявления о регистрации информационного ресурса осуществляет проверку правильности его оформления.
Неправильно оформленные заявления о регистрации информационного ресурса возвращаются Центром цифрового развития заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата такого заявления устранить недостатки и представить его для дальнейшего рассмотрения.
При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в срок, установленный в части второй настоящего пункта, Центр цифрового развития отказывает в государственной регистрации информационных ресурсов, о чем письменно извещает заявителя.
12. Условиями государственной регистрации информационных ресурсов являются:
соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением, утвердившим настоящее Положение;
отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов.
13. В целях оценки соответствия заявляемого информационного ресурса условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, Центр цифрового развития создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждается приказом руководителя Центра цифрового развития по согласованию с Министерством связи и информатизации.
14. Экспертная комиссия рассматривает заявления о регистрации информационного ресурса в 5-дневный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационных ресурсов условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения.
15. Если в ходе рассмотрения заявления о регистрации информационного ресурса экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки информационного ресурса, данная комиссия извещает об этом заявителя.
Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявление о регистрации информационного ресурса экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этого заявления, установленный в пункте 14 настоящего Положения, устанавливается со дня повторной его подачи.
16. Центр цифрового развития в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационный ресурс в регистр с присвоением ему регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.
17. При получении отрицательного экспертного заключения Центр цифрового развития отказывает в регистрации информационного ресурса, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.
18. Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг.
19. В случае прекращения эксплуатации зарегистрированного информационного ресурса его собственник (владелец) не менее чем за 30 дней до даты прекращения такой эксплуатации письменно извещает Центр цифрового развития с указанием регистрационного номера информационного ресурса, причин и даты прекращения его постоянной эксплуатации.
На основании полученного извещения Центр цифрового развития вносит сведения в регистр как о выведенном из эксплуатации информационном ресурсе с даты, указанной в извещении.
20. При необходимости внесения изменений в зарегистрированный информационный ресурс его собственник (владелец) не позднее одного месяца с даты внесения таких изменений письменно (по форме заявления о регистрации информационного ресурса) извещает об этом Центр цифрового развития, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в регистр и свидетельство о регистрации (в случае необходимости).
21. В целях оптимизации трудовых и иных затрат владелец создаваемого государственного информационного ресурса после принятия решения о его создании представляет заявку (по форме заявления о регистрации информационного ресурса) в Центр цифрового развития для оценки соответствия создаваемого государственного информационного ресурса условиям, установленным в пункте 12 настоящего Положения.
Собственники (владельцы) негосударственных информационных ресурсов после принятия решения об их создании представляют заявки, указанные в части первой настоящего пункта, на добровольной основе.
22. Заявка для оценки соответствия создаваемого информационного ресурса рассматривается экспертной комиссией, созданной Центром цифрового развития, в течение 30 дней и возвращается заявителю вместе с положительным либо отрицательным экспертным заключением или рекомендациями по доработке информационного ресурса.
При наличии положительного экспертного заключения сведения об информационном ресурсе вносятся экспертной комиссией, созданной Центром цифрового развития, в регистр в раздел «Создаваемые информационные ресурсы». После завершения разработки информационного ресурса заявитель направляет в экспертную комиссию, созданную Центром цифрового развития, заявление о регистрации информационного ресурса в общем порядке.
23. Актуализация регистра осуществляется на основании заявлений о регистрации информационных ресурсов, а также в результате проведения Центром цифрового развития мониторинга соответствия информации об информационных ресурсах в регистре их реальному состоянию.
24. Заявитель имеет право обжаловать решение Центра цифрового развития об отказе в регистрации информационного ресурса в Министерство связи и информатизации.
ГЛАВА 3
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
25. Центр цифрового развития ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных ресурсов в виде электронного документа.
26. Исключен.
27. Доступ субъектов информационных отношений к регистру осуществляется через портал общегосударственной автоматизированной информационной системы.
28. Архивная копия регистра при выводе его из эксплуатации передается Центром цифрового развития на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных систем, порядок использования государственных информационных систем и порядок ведения Государственного регистра информационных систем.
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных систем, содержащих государственные секреты.
2. Негосударственные информационные системы регистрируются в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные системы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.
3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».
ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
4. Использование государственных информационных систем осуществляется субъектами информационных отношений, имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или) предоставления информации, реализации права на пользование информацией.
5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации.
6. При использовании государственных информационных систем должны быть обеспечены:
доступность для пользователей;
гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них;
своевременность предоставления информации пользователям;
безопасный обмен информацией между пользователями;
конфиденциальность использования информации в государственных информационных системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий;
целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации;
реализация мер по защите информации в соответствии с законодательством о защите информации;
надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;
возможность дальнейшего расширения государственных информационных систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов;
иные критерии (характеристики), связанные с эффективностью использования государственных информационных систем и информации, содержащейся в них.
7. Если иное не установлено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки государственной информационной системы в постоянную эксплуатацию, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений.
8. Исключен.
9. Использование в государственных информационных системах средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронной цифровой подписи, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
10. Исключен.
11. Организация взаимодействия государственных информационных систем осуществляется посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС) в случаях и порядке, определенных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, либо обеспечивается их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции с ОАИС.
12. Государственные информационные системы используются в целях:
обеспечения функционирования государственных информационных ресурсов;
предоставления содержащейся в них информации;
информационного взаимодействия субъектов информационных отношений;
реализации иных задач в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
13. При создании (модернизации) государственных информационных систем, подлежащих интеграции с ОАИС, субъекты информационных отношений учитывают единые технические требования ОАИС в целях минимизации финансовых расходов, связанных с такой интеграцией.
14. Исключен.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
15. Государственная регистрация информационных систем направлена на:
обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;
создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах.
16. Государственная регистрация информационных систем осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – регистрирующая организация) на основании заявления о регистрации информационных систем, подаваемого их собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).
17. Регистрирующая организация оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявления о регистрации информационных систем.
18. Форма заявления о регистрации информационных систем устанавливается Министерством связи и информатизации.
19. Заявления о регистрации государственных информационных систем представляются в регистрирующую организацию заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию.
Представление заявлений о регистрации негосударственных информационных систем может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких систем.
Заявление о регистрации информационной системы может быть представлено в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
20. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы, несут заявители.
21. Регистрирующая организация в 3-дневный срок со дня поступления заявления о регистрации информационной системы осуществляет проверку правильности его оформления.
Неправильно оформленные заявления о регистрации информационной системы возвращаются регистрирующей организацией заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата таких заявлений устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения.
При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в срок, установленный в части второй настоящего пункта, регистрирующая организация отказывает в государственной регистрации информационных систем, о чем письменно извещает заявителей.
22. Условиями государственной регистрации информационной системы являются:
соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям настоящего Положения;
регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней.
23. В целях оценки соответствия заявляемой информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения, регистрирующая организация создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя регистрирующей организации по согласованию с Министерством связи и информатизации.
24. Экспертная комиссия рассматривает заявления о регистрации информационной системы в 5-дневный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения.
25. Если в ходе рассмотрения заявления о регистрации информационной системы экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя.
Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявление о регистрации информационной системы экспертной комиссии для повторного рассмотрения. В таком случае срок рассмотрения этого заявления, установленный в пункте 24 настоящего Положения, устанавливается со дня повторной его подачи.
26. Регистрирующая организация в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации.
27. При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации информационной системы, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения.
28. Исключен.
29. В случае прекращения действия зарегистрированной информационной системы собственник (владелец) такой системы не менее чем за 30 дней до даты прекращения ее действия письменно извещает регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера информационной системы, причин и даты прекращения ее действия.
На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Государственный регистр информационных систем как о прекратившей действие информационной системе с даты, указанной в извещении.
30. При необходимости внесения изменений в действующую и зарегистрированную информационную систему ее собственник (владелец) не позднее одного месяца с даты внесения таких изменений письменно (по форме заявления о регистрации информационной системы) извещает об этом регистрирующую организацию, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в Государственный регистр информационных систем и свидетельство о регистрации (в случае необходимости).
ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
31. Государственный регистр информационных систем (далее – регистр) является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.
32. Основными задачами регистра являются:
учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных системах, их назначении и составе, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;
формирование перечня зарегистрированных информационных систем, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.
33. Формирование и ведение регистра осуществляет регистрирующая организация.
34. Актуализация регистра осуществляется на основании заявлений о регистрации информационных систем, а также в результате проведения республиканским унитарным предприятием «Центр цифрового развития» мониторинга соответствия информации об информационных системах в регистре их реальному состоянию.
35. Регистрирующая организация ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных систем в виде электронного документа.
36. Исключен.
37. Исключен.
38. Архивная копия регистра при выводе его из эксплуатации передается республиканским унитарным предприятием «Центр цифрового развития» на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
39. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем имеют право:
использовать ОАИС для доступа к информационным ресурсам либо иным информационным системам;
распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;
обоснованно запрещать или ограничивать передачу, распространение и (или) предоставление информации, содержащейся в информационных системах;
определять дополнительные правила и условия доступа и использования информационных систем, не противоречащие Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящему Положению и иным актам законодательства;
требовать от других субъектов информационных отношений в определенных законодательством случаях выполнения общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия с информационными системами;
осуществлять иные действия в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением, иными актами законодательства.
40. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем обязаны:
выполнять общие требования, правила, протоколы и форматы взаимодействия информационных систем;
оказывать информационные и (или) электронные услуги с соблюдением требований, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением и иными актами законодательства;
соблюдать права и законные интересы иных субъектов информационных отношений;
использовать и своевременно предоставлять объективную, полную и достоверную информацию;
распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;
в случаях, предусмотренных законодательными актами, обеспечивать защиту информации, обрабатываемой в информационных системах;
осуществлять контроль состояния информационных систем и порядка ее использования;
исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.
41. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий при использовании информационных систем несут ответственность за:
распространение и (или) предоставление информации лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;
неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные как непосредственно, так и вследствие неправомерных действий другими субъектами информационных отношений;
непринятие в случаях, предусмотренных законодательными актами, соответствующих мер по защите информации;
невыполнение установленных общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия информационных систем.
42. Субъекты информационных отношений при использовании информационных систем, распространении и (или) предоставлении содержащейся в них информации несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.
43. Субъекты информационных отношений могут обладать правами и обязанностями, нести ответственность на основании заключаемых между ними договоров (соглашений).
|
к постановлению 26.05.2009 № 673 |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 494 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и иных информационных систем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 5/594).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 84, 5/3953).
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 «О Перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 56, 5/6111).
4. Пункт 88 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103).
5. Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 1441 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 и от 12 августа 2002 г. № 1098 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 119, 5/11324).
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2004 г. № 69 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 18, 5/13724).
7. Подпункт 5.4 пункта 5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 «Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 52, 5/13979).
8. Подпункт 3.19 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 302 «Об утверждении Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 5/14018).
9. Подпункт 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2004 г. № 1056 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 144, 5/14785).
10. Пункт 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1485 «О мерах по усилению контроля за использованием документов об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, и внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 5/16990).
11. Подпункт 1.35 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2006 г. № 990 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 146, 5/22839).
12. Подпункт 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 579 «Об отдельных вопросах Министерства связи и информатизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25168).
13. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1943 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1, 5/28978).
14. Подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 2045 «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о недрах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29088).