Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ

Об обороне

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 129-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 84, 2/878) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 114, 2/1247);

Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 227-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 2/1323);

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397);

Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 319-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1416);

Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 8-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1560);

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 51-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1603);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666);

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880);

Закон Республики Беларусь от 1 января 2015 г. № 232-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2230);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2015 г. № 233-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2231);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 126-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2564);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012)

 

—————————————————————————

Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З «Об изменении законов», в соответствии со статьей 29 указанного Закона вступают в силу в следующем порядке:

в части, касающейся полномочий Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, государственных органов, реализация которых обусловлена деятельностью Всебелорусского народного собрания, а также полномочий, передаваемых Всебелорусскому народному собранию, – со дня формирования Всебелорусского народного собрания;

в иной части – через три месяца после официального опубликования Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З – с 23 октября 2023 г.

__________________________________________________

 

Настоящий Закон устанавливает основы обороны Республики Беларусь, полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов, обязанности организаций и граждан Республики Беларусь по обеспечению вооруженной защиты Республики Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и определения:

оборона Республики Беларусь (далее – оборона) – система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность Республики Беларусь;

вооруженная защита Республики Беларусь – деятельность государства, направленная на сохранение и упрочение суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя Республики Беларусь с применением военной силы (средств вооруженной борьбы);

отражение нападения (акта вооруженной агрессии) (далее – отражение нападения) – комплекс общегосударственных мероприятий и действий военной организации государства, направленных на срыв замысла агрессора по применению силы или принуждение агрессора к прекращению применения силы против суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя Республики Беларусь;

объявление войны – заявление Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств) о прекращении с ней мирных отношений и переходе к состоянию войны или же заявление Республики Беларусь другому государству (другим государствам) о прекращении с ним (с ними) мирных отношений и переходе к состоянию войны;

состояние войны – отношения между Республикой Беларусь и другим государством (другими государствами) с момента объявления другим государством (другими государствами) войны Республике Беларусь, нападения на Республику Беларусь со стороны другого государства (других государств) или же объявления Республикой Беларусь войны другому государству (другим государствам) до заключения мира между воюющими сторонами;

военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны;

оперативное оборудование территории Республики Беларусь – совокупность организационных, инженерных, технических и других мероприятий по созданию, развитию и содержанию оборонной инфраструктуры.

Статья 2. Основы обороны

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом.

Для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, территориальные войска и иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством (далее – Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования), а также привлекает органы внутренних дел, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач в пределах полномочий и обязанностей, установленных законодательством.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области обороны в соответствии с планом обороны Республики Беларусь.

План обороны Республики Беларусь включает в себя комплекс взаимосогласованных документов военного планирования, разработка которых осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Республике Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Статья 3. Правовое регулирование в области обороны

Законодательство в области обороны основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Подготовка обороны

Подготовка обороны включает:

анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки;

разработку основных направлений военной политики и военной доктрины;

правовое регулирование в области обороны;

создание и обеспечение эффективного функционирования военной организации государства;

создание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобилизационной готовности государственных органов и иных организаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций;

строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планирование их применения;

совершенствование и подготовку к функционированию в условиях военного времени системы управления военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь;

обеспечение охраны Государственной границы Республики Беларусь;

разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ вооружения, государственного оборонного заказа по разработке, производству, поставкам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники;

развитие и совершенствование системы информационного обеспечения деятельности военной организации государства;

планирование и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне;

подготовку населения и территории Республики Беларусь к обороне;

планирование перевода государственных органов и иных организаций и экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени;

накопление материальных ценностей в государственном и мобилизационном материальных резервах;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения обороны;

финансирование расходов на оборону;

контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну в области обороны;

международное сотрудничество в целях обеспечения коллективной военной безопасности, участие в разработке и реализации международных договоров в области разоружения и контроля над вооружениями;

накопление, учет и подготовку мобилизационных ресурсов из числа призывников и военнообязанных;

допризывную и физическую подготовку;

другие мероприятия, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области обороны

Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь;

назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определяет задачи органам государственного управления по организации вооруженной защиты Республики Беларусь;

назначает на должности и освобождает от должностей министров обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, председателей Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета и их заместителей, командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны;

утверждает план обороны Республики Беларусь, определяет задачи военной организации государства по организации вооруженной защиты Республики Беларусь;

вносит на утверждение Всебелорусского народного собрания военную доктрину и концепцию национальной безопасности;

вносит в Национальное собрание Республики Беларусь предложения по объему бюджетных ассигнований на оборону;

утверждает концепции военного строительства и строительства Вооруженных Сил, планы строительства, развития и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственную программу оперативного оборудования территории Республики Беларусь, план гражданской обороны, положение о территориальной обороне;

издает правовые акты по вопросам боевой готовности, военного планирования и ведения военных действий Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями;

утверждает мобилизационные планы Республики Беларусь;

утверждает план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

утверждает государственную программу вооружения;

утверждает структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их дислокацию;

осуществляет стратегическое управление военной организацией государства в случае военной угрозы Республике Беларусь или при отражении нападения со стороны другого государства (других государств) через Генеральный штаб Вооруженных Сил;

формирует государственные органы военного управления на период военного времени в соответствии с законодательством;

принимает решение о направлении военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Направление указанных лиц за пределы Республики Беларусь осуществляется с их личного письменного согласия;

утверждает положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, Департаменте транспортного обеспечения Министерства обороны, Министерстве внутренних дел, главном управлении командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, а также о транспортных войсках;

издает указы об увольнении в запас военнослужащих срочной военной службы и резервистов, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, службы в резерве, и о призыве граждан Республики Беларусь на военную службу по призыву, службу в резерве;

награждает государственными наградами, присваивает воинское звание «полковник», а также воинские звания высшего офицерского состава;

лишает государственных наград и воинских званий по основаниям, предусмотренным законодательными актами;

ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и законодательством в области обороны.

Статья 51. Полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны

Всебелорусское народное собрание утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности.

Всебелорусское народное собрание:

вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам;

по предложению Президента Республики Беларусь принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Статья 6. Полномочия Совета Безопасности Республики Беларусь в области обороны

Совет Безопасности Республики Беларусь является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Президента Республики Беларусь как Главы государства и Главнокомандующего Вооруженными Силами в области обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Совет Безопасности Республики Беларусь:

вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам государственной политики в области военной безопасности Республики Беларусь, определяет основные направления военной политики Республики Беларусь, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также основополагающие положения военной доктрины и концепции национальной безопасности;

организует устойчивое функционирование военной организации государства в любых условиях военно-политической обстановки;

определяет структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом реальной объективной достаточности для обороны, а также экономических возможностей государства и вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь;

вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам введения, продления и отмены чрезвычайного или военного положения;

в случае, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, незамедлительно принимает решение о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения;

координирует перевод экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени;

заслушивает руководителей республиканских органов государственного управления по вопросам обороны и обеспечения военной безопасности Республики Беларусь;

определяет основные направления международной военно-политической деятельности, задачи по развитию союзнических и партнерских отношений с другими государствами;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обороны.

Статья 7. Полномочия Национального собрания Республики Беларусь в области обороны

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов в области обороны, в том числе об объявлении войны и о заключении мира, о правовых режимах чрезвычайного и военного положений.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:

одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов в области обороны;

отменяет решения местных Советов депутатов по вопросам обороны, не соответствующие законодательству;

рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение;

в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вправе обратиться к Всебелорусскому народному собранию с инициативой о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обороны

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий решает вопросы и несет ответственность за всестороннее удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в необходимых финансовых и материальных ресурсах для вооруженной защиты Республики Беларусь, выполнение международных договоров по вопросам коллективной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями.

Совет Министров Республики Беларусь:

организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и другими материальными средствами и ресурсами по их заказам;

определяет объемы материальных ресурсов и бюджетных ассигнований на нужды обороны, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны;

определяет порядок ведения воинского учета призывников и военнообязанных в военных комиссариатах (обособленных подразделениях военных комиссариатов), местных исполнительных и распорядительных органах, иных организациях, а также порядок ведения воинского учета военнообязанных в органах государственной безопасности;

осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученных резервов;

вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь, план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве, организует разработку мобилизационных планов экономики Республики Беларусь, ее перевод на работу в условиях военного времени;

обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой экономики Республики Беларусь и переводом ее на работу в условиях военного времени;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением войсковой мобилизации;

утверждает государственные программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах обороны и безопасности Республики Беларусь;

принимает решение о создании на территории Республики Беларусь объектов оборонной инфраструктуры и устанавливает порядок их эксплуатации;

заключает и денонсирует в пределах своих полномочий международные договоры в области обороны;

организует выполнение международных договоров по вопросам обеспечения коллективной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями;

принимает решения и организует их выполнение по вопросам жилищно-бытового, материального и финансового обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

осуществляет руководство гражданской обороной и оперативным оборудованием территории Республики Беларусь;

организует контроль за выполнением организациями государственного оборонного заказа, экспортом вооружения, военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и законодательством в области обороны.

Статья 9. Полномочия Министерства обороны в области обороны

Министерство обороны является республиканским органом государственного управления, проводящим в пределах своей компетенции государственную политику в области обороны, осуществляющим руководство Вооруженными Силами, их подготовкой к выполнению задач по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя.

Министерство обороны:

готовит предложения по вопросам обороны, формированию государственной политики в области обороны, в том числе военной политики и военной доктрины, участвует в их реализации;

принимает (издает) в пределах своей компетенции и компетенции Генерального штаба Вооруженных Сил нормативные правовые акты, осуществляет контроль за их исполнением;

организует взаимодействие и координацию деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам обороны;

участвует в разработке долгосрочных государственных программ в интересах обороны, государственной программы вооружения, готовит предложения по формированию государственного оборонного заказа;

организует управление повседневной и боевой деятельностью Вооруженных Сил, оперативной подготовкой органов военного управления Вооруженных Сил;

готовит в пределах своих полномочий предложения о расходах на оборону в проект республиканского бюджета на очередной финансовый год;

участвует в разработке и реализации концепций и программ военного строительства, разрабатывает и реализует программы и планы строительства и развития Вооруженных Сил, видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск и систем обеспечения, а также транспортных войск;

участвует в организации мобилизационной подготовки экономики Республики Беларусь, осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению установленных им мобилизационных заданий;

руководит развитием военной науки и проведением научных исследований в интересах Вооруженных Сил;

организует снабжение Вооруженных Сил вооружением и военной техникой, всеми видами материальных средств и довольствия;

обеспечивает территориальные войска вооружением, военной и специальной техникой по номенклатурам Вооруженных Сил;

разрабатывает и вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по номенклатуре, объемам, нормам и порядку снабжения, хранения, транспортирования, содержания и использования материальных ценностей государственного и мобилизационного материальных резервов для обеспечения потребностей государства в период мобилизации и в военное время;

участвует в осуществлении военного и военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями, заключает в установленном порядке межведомственные международные договоры;

обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

руководит развитием системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в порядке, установленном законодательством;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обороны.

Статья 10. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны

Генеральный штаб Вооруженных Сил (далее – Генеральный штаб) является центральным органом военного управления, предназначенным для реализации оперативных функций по управлению Вооруженными Силами, обеспечения их высокой боеспособности, организации взаимодействия и координации деятельности структурных компонентов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время.

Генеральный штаб:

осуществляет во взаимодействии с органами военного управления других войск и воинских формирований анализ военно-политической и военно-стратегической обстановки, оценивает характер и уровень военных угроз Республике Беларусь;

поддерживает боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил;

координирует деятельность государственных органов, иных государственных организаций, органов военного управления Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в ходе стратегического и оперативного планирования совместного применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, при выполнении задач территориальной обороны;

разрабатывает Положение о военном планировании в Республике Беларусь, разрабатывает и уточняет план применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на военное время, мобилизационный план Вооруженных Сил, а также план оперативного оборудования территории Республики Беларусь в целях обороны;

обеспечивает в военное время по поручению Президента Республики Беларусь стратегическое управление военной организацией государства;

планирует мероприятия по строительству и развитию Вооруженных Сил, организует их выполнение, разрабатывает предложения по структуре, боевому составу, дислокации и численности Вооруженных Сил, структуре и численности территориальных войск;

организует территориальную оборону, руководит ее развертыванием и ведением;

планирует и организует в Вооруженных Силах мероприятия по информационному противодействию, координирует деятельность органов военного управления Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в сфере информационного противодействия;

организует и обеспечивает взаимодействие Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями в области обороны;

планирует и организует оперативное оборудование территории Республики Беларусь;

планирует и организует выполнение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в интересах обороны, осуществляет контроль за ее состоянием;

определяет потребности Вооруженных Сил в вооружении, военной технике, боеприпасах и других материальных средствах, осуществляет текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания Вооруженных Сил;

определяет в пределах своей компетенции численность личного состава видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск, учреждений образования, военных факультетов учреждений среднего специального образования, военных факультетов и военных институтов без права юридического лица учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, и иных организаций Вооруженных Сил в соответствии с Концепцией строительства Вооруженных Сил;

планирует и организует направление граждан Республики Беларусь, призванных на срочную военную службу (службу в резерве), в воинские части, а также увольнение военнослужащих срочной военной службы (резервистов) с военной службы (службы в резерве);

осуществляет подготовку и переподготовку военнообязанных запаса, планирует и организует призыв граждан Республики Беларусь на военную службу по мобилизации и увольнение с военной службы в запас военнослужащих по демобилизации в соответствии с законодательством;

планирует и организует выполнение мероприятий по защите государственных секретов, информационных ресурсов, скрытому управлению войсками в Вооруженных Силах, противодействию техническим средствам разведок иностранных государств;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обороны.

Статья 11. Полномочия других государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, в области обороны

Другие государственные органы, в которых предусмотрена военная служба, совместно с Вооруженными Силами выполняют задачи по обороне.

Другие государственные органы, в которых предусмотрена военная служба:

участвуют в разработке плана применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных программ вооружения и оперативного оборудования территории Республики Беларусь, предложений по формированию государственного оборонного заказа, развитию оборонного сектора экономики;

организуют подготовку к совместным действиям с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями в целях обороны;

осуществляют взаимодействие с Генеральным штабом по вопросам подготовки обороны и предоставляют ему информацию, необходимую для планирования и подготовки обороны;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обороны.

Статья 12. Полномочия органов местного управления и самоуправления в области обороны

Органы местного управления в пределах своих полномочий принимают участие в государственных и общественных мероприятиях, проводимых в области обороны.

Органы местного управления:

обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки;

предоставляют воинским частям, военным учебным заведениям и организациям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством;

в соответствии с законодательством организуют и проводят подготовку допризывников и призывников к военной службе, патриотическое воспитание населения, призыв граждан Республики Беларусь на срочную военную службу, службу в резерве, оказывают содействие в проведении военных и специальных сборов военнообязанных, а также итоговой практики с гражданами Республики Беларусь, обучающимися по программам подготовки офицеров запаса на военных факультетах и военных кафедрах учреждений среднего специального образования, а также на военных кафедрах, военных факультетах и в военных институтах без права юридического лица учреждений высшего образования;

обеспечивают социальную защиту военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, военнообязанных, членов их семей;

реализуют возложенные на них полномочия и функции в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

обеспечивают выполнение организациями государственного оборонного заказа на соответствующей территории;

организуют планирование и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне и оперативному оборудованию территории Республики Беларусь;

осуществляют формирование территориальных войск и организуют развертывание территориальной обороны;

организуют и совместно с Вооруженными Силами проводят военные сборы с военнообязанными, предназначенными в состав органов управления территориальной обороны, воинских частей и подразделений территориальных войск;

организуют выполнение мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны;

координируют и согласовывают свою деятельность в военное время с органами военного управления в соответствии с планом обороны.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в мероприятиях по обеспечению обороны в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 13. Обязанности организаций по обеспечению нужд в области обороны

Организации:

выполняют договорные обязательства по выполнению государственного оборонного заказа на разработку, производство, поставку и ремонт вооружения, военной техники, другого военного имущества;

обеспечивают Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования энергетическими и другими ресурсами в соответствии с законодательством;

обеспечивают выполнение подрядных работ и предоставление услуг для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

исполняют обязанности в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также обязанности, вытекающие из законодательства о военном положении;

обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной и гражданской обороне.

Статья 14. Обязанности граждан по защите Республики Беларусь

Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Для граждан Республики Беларусь установлена воинская обязанность в соответствии с законодательством. Виды воинской службы и порядок ее прохождения определяются законодательством.

Граждане Республики Беларусь обязаны предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию государственных органов здания, сооружения, другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном законодательством. Граждане Республики Беларусь исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, установленном законодательством.

Статья 15.   Обязанности республиканских государственно-общественных объединений, общественных объединений в области обороны

Республиканские государственно-общественные объединения, а также ветеранские, молодежные организации и другие общественные объединения в соответствии со своими уставами содействуют патриотическому воспитанию граждан, укреплению обороны.

Республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» осуществляет подготовку населения к защите Республики Беларусь, развивает технические, авиационные, военно-прикладные виды спорта и техническое творчество молодежи.

Республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» по заказу Министерства обороны, других государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, на договорной основе занимается подготовкой специалистов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также специалистов массовых технических профессий, имеющих военно-прикладное значение.

В военное время республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» участвует в военном обучении населения Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ, ДРУГИЕ ВОЙСКА И ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Статья 16. Вооруженные Силы

Предназначение, принципы построения, комплектования и деятельности Вооруженных Сил, их задачи, состав, порядок дислокации, руководства Вооруженными Силами, взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями в области обороны определяются Законом Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1904-XII «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и иными актами законодательства.

Создание, деятельность других войск и воинских формирований осуществляются в соответствии с законодательством.

Статья 17. Другие войска и воинские формирования

Другие войска и воинские формирования:

участвуют совместно с Вооруженными Силами в отражении нападения на Республику Беларусь по единому плану;

обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Республики Беларусь и подготовке коммуникаций в целях обороны;

привлекаются совместно с Вооруженными Силами к оперативной и мобилизационной подготовке;

взаимодействуют с Вооруженными Силами по вопросам планирования и подготовки обороны;

осуществляют иные полномочия в области обороны в соответствии с законодательством.

Комплектование других войск и воинских формирований осуществляется на принципах и в порядке, установленных для Вооруженных Сил.

В численность других войск и воинских формирований может входить гражданский персонал для обеспечения их деятельности.

ГЛАВА 5
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ

Статья 18. Виды экономического обеспечения обороны

Экономическое обеспечение обороны включает:

материально-техническую базу экономики Республики Беларусь для обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой, иным имуществом, а также выполнения в этих целях работ и оказания услуг;

трудовые и мобилизационные ресурсы, необходимые для обеспечения нужд обороны;

базовые отрасли экономики, связанные с обеспечением обороны;

финансовые средства, выделяемые государством для нужд обороны;

оборонную инфраструктуру в виде стационарных объектов, предназначенных для обеспечения, размещения, обучения, развертывания войск и ведения военных действий.

Экономическое обеспечение обороны организуется посредством поставок материальных средств для удовлетворения текущих и перспективных потребностей войск и подготовки экономики Республики Беларусь к обеспечению обороны в военное время.

Подготовка экономики Республики Беларусь к обеспечению обороны организуется в соответствии с законодательством.

Статья 19. Материальное обеспечение. Финансирование обороны

Материальное обеспечение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется на основе государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, предусматривающего поставки продукции (товаров, работ, услуг) в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь. Государственный оборонный заказ формируется в соответствии с законодательством.

В целях удовлетворения потребностей обороны используются научно-технический потенциал, действующие мощности для производства и ремонта вооружения, военной техники, осуществляется подготовка необходимых сил и средств.

Финансирование обороны осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.

Денежные средства выделяются целевым назначением на содержание и подготовку Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, закупку вооружения, военной техники, материальных средств и иного военного имущества, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капитальное строительство, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и военнообязанных на время прохождения сборов, мероприятия гражданской обороны и мобилизационную подготовку Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, организуемую в интересах обороны.

Статья 20. Оборонная инфраструктура

Для обеспечения функционирования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и ведения ими военных (боевых) действий осуществляются создание, развитие и содержание оборонной инфраструктуры.

Для размещения и содержания объектов оборонной инфраструктуры предоставляются в постоянное или временное пользование земельные участки, а также другие природные и производственные ресурсы в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 6
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. МОБИЛИЗАЦИЯ.  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Статья 21. Военное время

С момента объявления войны или нападения на Республику Беларусь наступает военное время. Началом военного времени являются день и час объявления войны или нападения на Республику Беларусь. Окончанием военного времени являются объявленные день и час заключения мира между воюющими сторонами.

В случае внезапного нападения на Республику Беларусь Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, государственные органы обязаны принять все меры для его отражения, не ожидая объявления войны.

Статья 22. Военное положение

Для устранения военной угрозы или отражения нападения на Республику Беларусь вводится военное положение.

Правовые основы, введение и отмена, меры по обеспечению военного положения на территории Республики Беларусь определяются в соответствии с законодательством.

Статья 23. Мобилизация

Для перевода экономики Республики Беларусь, государственных органов на работу в условиях военного времени, осуществления мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований объявляется полная или частичная мобилизация.

Правовые основы государственного регулирования в области мобилизации, права, обязанности и ответственность государственных органов и иных организаций, граждан определяются законодательством.

Статья 24. Территориальная оборона

Территориальная оборона – составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь.

Территориальная оборона организуется по территориально-зональному принципу. Территория Республики Беларусь делится на зоны и районы территориальной обороны.

Задачи территориальной обороны, порядок ее подготовки, развертывания, обеспечения, а также полномочия государственных органов и организаций в области территориальной обороны определяет Президент Республики Беларусь.

Для решения задач территориальной обороны формируются территориальные войска.

Статья 25. Гражданская оборона

Гражданская оборона – составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь.

Организация гражданской обороны, ее задачи по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяются законодательством.

ГЛАВА 7
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

Статья 26. Международное сотрудничество в области обороны

Республика Беларусь сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в сфере обеспечения международной военной безопасности и стратегической стабильности.

Сотрудничество Республики Беларусь с иностранными государствами по обеспечению совместной обороны, поддержанию международного мира и безопасности строится в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций о праве на индивидуальную и коллективную самооборону, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

ГЛАВА 8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ И НАДЗОР ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ

Статья 27. Ответственность должностных лиц и граждан Республики Беларусь в области обороны

Должностные лица государственных органов и иных организаций и граждане Республики Беларусь, нарушившие законодательство об обороне, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 28. Надзор за исполнением законодательства в области обороны

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов в области обороны.

 

 

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шушкевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.