Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 сентября 2003 г. № 408
Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2006 г. № 259 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 69, 1/7501);
Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 1/10260);
Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 241 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 1/10688);
Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 580 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 275, 1/12085);
Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2015 г. № 45 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.02.2015, 1/15607);
Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2016 г. № 422 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2016, 1/16743)
(Извлечение)
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения постановляю:
1. Образовать в Комитете государственного контроля Республики Беларусь Департамент финансового мониторинга (далее – Департамент) с правами юридического лица.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
3. Установить, что:
Департамент комплектуется за счет общей численности работников Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также прикомандированных в случае необходимости военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
условия оплаты труда работников Департамента утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
4. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 105, 1/3169) следующие изменения и дополнения:
4.1. для служебного пользования;
4.2. утратил силу.
5. Установить, что должностные лица государственных органов, других организаций и иные лица обязаны по письменному требованию уполномоченных должностных лиц Департамента представлять в установленные Департаментом сроки информацию и документы, необходимые для выполнения Департаментом задач и функций, а также обеспечивать доступ к информационным системам и банкам данных.
6. Совету Министров Республики Беларусь:
утвердить условия оплаты труда работников Департамента;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;
принять иные меры по выполнению настоящего Указа;
при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать начиная с 2004 года выделение средств на содержание Департамента, включая создание и функционирование автоматизированной интегрированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством Республики Беларусь о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения.
7. Национальному банку по согласованию с Комитетом государственного контроля в двухмесячный срок утвердить порядок представления Департаменту Национальным банком, иными банками, небанковскими финансово-кредитными организациями информации и документов, необходимых для выполнения возложенных на него задач и функций.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
УТВЕРЖДЕНО Указ Президента 14.09.2003 № 408 (в редакции Указа Президента 19.04.2006 № 259) |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Общие положения
1. Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – Департамент) – орган финансового мониторинга, уполномоченный в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Департамент является структурным подразделением Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет) с правами юридического лица.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, решениями Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, международными договорами Республики Беларусь и иными актами законодательства.
3. Департамент при осуществлении своей деятельности взаимодействует с Национальным банком, другими государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными, а также физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
4. Департамент имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Основные задачи
5. Основными задачами Департамента являются:
5.1. принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
5.2. создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
5.3. осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Основные функции
6. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
6.1. определяет порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
6.2. исключен;
6.3. в установленном порядке проверяет поступившую информацию;
6.4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового поражения;
6.5. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, полученной в процессе своей деятельности и составляющей государственные секреты и иную охраняемую законодательными актами тайну;
6.6. участвует в мероприятиях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, включая работников других государственных органов, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
6.7. исключен;
6.8. изучает международный опыт и практику противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения;
6.9. принимает участие в разработке и выполнении программ международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
6.10. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Полномочия
7. Департамент для выполнения своих задач и функций осуществляет полномочия, предусмотренные статьями 91, 11 и 13 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.07.2014, 2/2163), а также:
запрашивает и получает у лиц, осуществляющих финансовые операции, других организаций, включая Национальный банк, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь», и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в установленный Департаментом срок информацию (документы), необходимую для выполнения возложенных на Департамент задач и функций. При этом сведения о состоянии счетов в банке, иная информация, составляющая банковскую тайну, представляются в Департамент с соблюдением требований, установленных законодательными актами;
проводит анализ выполнения лицами, осуществляющими финансовые операции, законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
безвозмездно пользуется информационными банками данных государственных органов и других организаций, в том числе имеет доступ, включая удаленный, к информационным системам, содержащим персональные данные, получает безвозмездно без письменного согласия физических лиц от государственных органов и других организаций сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных, заключенного с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы);
в соответствии с законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, запрашивает и получает от компетентных органов иностранных государств соответствующую информацию (в том числе содержащую банковскую или коммерческую тайну) в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
разрабатывает и утверждает методические рекомендации и программы в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
заключает по согласованию с Председателем Комитета и в установленном порядке исполняет международные договоры межведомственного характера, исполняет в пределах своей компетенции межгосударственные и межправительственные договоры по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, а также национальной оценки рисков в данной сфере;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Организация деятельности
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Председателя Комитета. Директор Департамента имеет заместителя, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Комитета.
Директор Департамента является по должности членом коллегии Комитета.
Директор Департамента подчиняется непосредственно Председателю Комитета, руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.
9. Директор Департамента:
9.1. в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, дает указания, утверждает положения, инструкции и другие документы, связанные с организацией деятельности Департамента;
9.2. в установленном порядке вносит Председателю Комитета предложения по вопросам деятельности Департамента;
9.3. представляет интересы Департамента в государственных органах и иных организациях;
9.4. в пределах компетенции Департамента заключает от его имени международные договоры межведомственного характера, организует исполнение этих договоров, а также межгосударственных и межправительственных договоров;
9.5. в установленном порядке распоряжается денежными средствами и имуществом Департамента, без доверенности действует от его имени, открывает счета в банках;
9.6. принимает меры по соблюдению работниками Департамента служебной дисциплины;
9.7. в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет иные полномочия.
10. В целях оценки эффективности принимаемых мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, а также разработки предложений по их совершенствованию при Департаменте могут создаваться научно-консультативные и экспертные советы, положения о которых и состав которых утверждаются Председателем Комитета.