Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 апреля 2021 г. № Р-1268/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон принят в целях обеспечения конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты государственных и общественных интересов в области массовой информации, национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:

предусматривающих, что Республика Беларусь – демократическое социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

закрепляющих, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

определяющих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13);

устанавливающих, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение; гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 33, часть первая статьи 34);

определяющих, что каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53);

предусматривающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Согласно приведенным конституционным положениям важнейшим признаком демократического правового государства является свобода слова и убеждений, которая предполагает право лица беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение, включая право воздержаться от общения. Важность свободы слова и убеждений предопределена тем, что данная свобода служит необходимым условием реализации иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Право на свободное выражение своего мнения включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ (статья 19 Всеобщей декларации прав человека; пункт 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и др.).

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах пользование указанными правами налагает особые обязанности и особую ответственность и может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (пункт 3 статьи 19).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Законом (пункт 2 статьи 1) статья 2 Закона «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) излагается в новой редакции, в соответствии с которой отношения в сфере массовой информации регулируются законодательством о средствах массовой информации, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – право ЕАЭС).

При проверке конституционности устанавливаемого законодательного регулирования Конституционный Суд учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в решениях от 8 июля 2016 г. № Р-1058/2016 и от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018. Суть данных правовых позиций заключается в том, что, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, законодателю при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений необходимо учитывать право ЕАЭС, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования; наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.

Конституционный Суд считает, что включение в источники правового регулирования отношений в сфере массовой информации международных договоров Республики Беларусь, международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, согласуется с принципами и нормами Конституции, предусматривающими, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров).

3. Законом устанавливается ряд дополнительных требований, касающихся порядка учреждения и государственной регистрации (перерегистрации) средств массовой информации.

3.1. Пункт 3 статьи 10 Закона о СМИ, регламентирующей вопросы учреждения средств массовой информации, дополняется подпунктами 3.41 и 3.42, предусматривающими, что не могут выступать в качестве учредителя средства массовой информации физическое лицо, юридическое лицо, являющиеся владельцем интернет-ресурса, владельцем сетевого издания, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, – в течение трех лет со дня принятия решения об ограничении доступа к соответствующему интернет-ресурсу; физическое лицо, юридическое лицо, ранее выступавшие в качестве участника (собственника имущества) организации, признанной экстремистской, – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации организации, признанной экстремистской (пункт 6 статьи 1 Закона).

Статья 14 Закона о СМИ, регулирующая порядок перерегистрации средств массовой информации, дополняется пунктом 4, согласно которому уведомление об изменении сведений, подлежащих включению в Государственный реестр средств массовой информации, возвращается в десятидневный срок учредителю (учредителям) средства массовой информации либо уполномоченному им (ими) лицу с указанием основания возврата, если такое уведомление подано: с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 данной статьи; от имени учредителя (учредителей) средства массовой информации лицом, не имеющим на то полномочий (пункт 10 статьи 1 Закона).

Пункт 1 статьи 15 Закона о СМИ, устанавливающий основания для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации, дополняется такими основаниями, как совпадение названия средства массовой информации или его сходство до степени смешения с названием средства массовой информации, в отношении которого принято решение о прекращении выпуска; несовпадение названия сетевого издания с доменным именем интернет-ресурса (пункт 11 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что уточнение законодательного регулирования учреждения и государственной регистрации средства массовой информации посредством совершенствования правовых механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере призвано способствовать реализации конституционного права на информацию с учетом целей обеспечения информационной безопасности как составной части национальной безопасности Республики Беларусь и согласуется с частью третьей статьи 1, частью первой статьи 34, частью первой статьи 59 Конституции.

3.2. Статьей 2 Закона исключаются части четвертая и пятая статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 128-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», которые предоставляли средствам массовой информации, зарегистрированным до вступления в силу данного Закона, право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь без учета требований, предусмотренных подпунктами 3.5 и 3.6 пункта 3 статьи 10, подпунктами 1.5 и 1.6 пункта 1 статьи 15 Закона о СМИ. Указанные требования заключаются в установлении запрета иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину и лицу без гражданства либо юридическому лицу с иностранным участием выступать в качестве учредителя средства массовой информации, а также в закреплении такого основания отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации, как возложение функций редакции средства массовой информации на организацию с иностранным участием.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое законодательное регулирование способствует реализации норм Конституции, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13); иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции). В силу положений статьи 13 Конституции во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, а также с учетом статьи 11 Конституции законодатель вправе определять дополнительные условия осуществления предпринимательской деятельности для иностранных граждан и организаций, включая запреты и ограничения, связанные с учреждением и владением средством массовой информации, с точки зрения обеспечения национальных интересов. Нормы Закона, касающиеся запрета иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину и лицу без гражданства либо юридическому лицу с иностранным участием выступать в качестве учредителя средства массовой информации, призваны воспрепятствовать установлению контроля над учредителями средств массовой информации со стороны иностранных лиц и оказанию ими влияния на принятие решений. Поскольку такое влияние может угрожать информационной безопасности государства, наносить вред правам и свободам граждан Республики Беларусь, то устанавливаемые ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, являются конституционно допустимыми.

4. Законом предусматривается ряд изменений, касающихся правового регулирования порядка и условий распространения продукции средства массовой информации.

Согласно новой редакции пунктов 2 и 3 статьи 17 Закона о СМИ, регулирующей вопросы распространения продукции средства массовой информации, если средство массовой информации, информационное агентство, интернет-ресурс распространяют информационные сообщения и (или) материалы, ранее распространенные другими средством массовой информации, информационным агентством, интернет-ресурсом, то при этом должна быть сделана ссылка на средство массовой информации, информационное агентство, интернет-ресурс, ранее распространившие эти информационные сообщения и (или) материалы, если правообладателем таких сообщений и (или) материалов не определены иные условия их распространения, размещенные в открытом доступе; распространение информационных сообщений и (или) материалов в глобальной компьютерной сети Интернет, ранее распространенных другими средством массовой информации, информационным агентством, интернет-ресурсом в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется при наличии гиперссылки на средство массовой информации, информационное агентство, интернет-ресурс, ранее распространившие эти информационные сообщения и (или) материалы, если правообладателем таких сообщений и (или) материалов не определены иные условия их распространения, размещенные в открытом доступе (пункт 13 статьи 1 Закона).

Часть шестая пункта 5 статьи 17 Закона о СМИ дополняется таким основанием для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Республики Беларусь, как решение Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере о наличии в продукции иностранного средства массовой информации информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (пункт 13 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд считает, что совершенствование правового регулирования порядка и условий распространения продукции средства массовой информации создает дополнительные гарантии надлежащего обеспечения прав пользователей достоверной и своевременной информации, минимизации рисков размещения противоправной информации, согласуется с положениями части первой статьи 34, части пятой статьи 13 Конституции и не умаляет право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, закрепленное частью первой статьи 33 Конституции. Данные нормы устанавливают правовой механизм принятия уполномоченным органом необходимых мер для осуществления защиты конституционных прав личности, в том числе права на достоверную информацию, и реализации тем самым обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, предусмотренной частью второй статьи 59 Конституции.

5. Законом уточняется правовой статус субъектов правоотношений в сфере массовой информации. В частности, согласно новой редакции статьи 30 Закона о СМИ юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, обязано: не допускать распространение информации, распространение которой запрещено данным Законом и иными законодательными актами, а также материалов, содержащих нецензурные слова и выражения; не допускать распространение недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам; не допускать распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц; не допускать использование средства массовой информации для осуществления запрещенной в соответствии с законодательными актами деятельности; и др. (пункт 15 статьи 1 Закона).

Законом (пункт 18 статьи 1) корректируется статья 34 Закона о СМИ, определяющая статус журналиста средства массовой информации, в частности, обязанности журналиста средства массовой информации дополняются следующими обязанностями: соблюдать ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по референдуму, отзыву депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, установленные избирательным законодательством; не допускать нарушение норм профессиональной этики журналистов; выполнять иные требования и обязанности, установленные законодательными актами для журналистов средств массовой информации (подпункты 4.10–4.12 пункта 4).

Статья 34 Закона о СМИ дополняется также пунктами 51 и 52, предусматривающими запрет на использование установленных данным Законом прав журналиста средства массовой информации в целях: фальсификации информации, умышленного распространения недостоверной информации под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу третьего лица, в том числе юридического лица, не являющегося редакцией средства массовой информации; опорочить посредством распространения недостоверной информации гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и (или) работы, в связи с их политическими убеждениями, а также деловую репутацию юридического лица. Определяется также, что неисполнение журналистом средства массовой информации обязанностей, указанных в подпунктах 4.3, 4.10 и 4.11 пункта 4 данной статьи, а также нарушение требований, предусмотренных пунктом 51 данной статьи, являются грубым нарушением трудовых обязанностей.

Статья 35 Закона о СМИ, регулирующая вопросы аккредитации журналистов средств массовой информации, дополняется положениями о том, что журналист средства массовой информации может быть лишен аккредитации в случае, если им нарушены требования и (или) не исполнены обязанности, установленные статьей 34 и пунктом 2 статьи 52 данного Закона; совершено умышленное противоправное деяние при осуществлении профессиональной деятельности; нарушен установленный порядок аккредитации; в случае, если юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, нарушен установленный порядок аккредитации (пункт 19 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд считает, что при осуществлении правового регулирования статуса субъектов правоотношений в сфере массовой информации законодатель, действующий в пределах предоставленных ему пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции дискреционных полномочий, исходя из недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушений прав и свобод других лиц как основополагающего условия соблюдения баланса общественных и частных интересов, вправе предусмотреть определенные требования к деятельности субъектов правоотношений в указанной сфере. Устанавливаемое законодательное регулирование соответствует положениям Конституции, согласно которым каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни (часть первая статьи 34); каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53).

6. Пунктом 20 статьи 1 Закона расширяется перечень информации, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено. Так, статья 38 Закона о СМИ дополняется положениями о запрете распространения: результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, проведенных без получения аккредитации; гиперссылки на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах запрещено (подпункты 1.4 и 1.5 пункта 1).

Пункт 1 статьи 51 Закона о СМИ дополняется нормой, согласно которой наряду с решением суда выпуск средства массовой информации может быть прекращен решением республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации в случае вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителю (учредителям) средства массовой информации, либо владельцу сетевого издания в течение года двух и более письменных предупреждений, а также принятия решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере о наличии в продукции средства массовой информации информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (пункт 22 статьи 1 Закона).

Статья 511 Закона о СМИ, предусматривающая основания ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, дополняется нормой о том, что ограничение доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, наряду с республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации, предоставляется Генеральному прокурору, прокурору области, города Минска; в статье 512 предусматривается право указанных должностных лиц принимать решения (постановления) о возобновлении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию (пункт 23 статьи 1 Закона).

Кроме того, случаи ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию дополняются таким основанием, как принятие решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере о наличии на интернет-ресурсе, в сетевом издании информационных сообщений и (или) материалов, распространение которых способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 511 Закона о СМИ).

Конституционный Суд с учетом части первой статьи 59 Конституции, обязывающей государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а также пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции, закрепляющих полномочия Парламента на принятие законов, считает, что право на распространение информации может быть ограничено законодателем в рамках его дискреции в соответствии с положениями части первой статьи 23 Конституции. Законодательное установление соответствующих правил осуществления деятельности средствами массовой информации, владельцами интернет-ресурсов, владельцами сетевых изданий необходимо для устранения потенциальных рисков реализации национальных интересов в информационной сфере и способствует формированию безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Республики Беларусь.

При этом Конституционный Суд, исходя из международно-правовых стандартов, полагает возможным обратить внимание на то, что правовое регулирование деятельности средств массовой информации и иных источников информации должно обеспечивать справедливый баланс прав и законных интересов участников правоотношений и интересов государства и общества; расширение защитных мер реагирования на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, усиление обязанностей участников правоотношений должны быть уравновешены соблюдением принципов соразмерности, правовой определенности, а также процессуальными гарантиями эффективной судебной защиты права на свободное выражение мнения. Применение ограничений и их объем в каждом конкретном случае должны предполагать дифференцированный подход при оценке законности информации, учет конституционно-правовой сущности ограничиваемых прав и необходимость защиты конституционных ценностей.

Таким образом, Закон, совершенствующий правовое регулирование общественных отношений в сфере массовой информации, создает дополнительные условия для обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, защиты от незаконного вмешательства в его личную жизнь при использовании информационных технологий; обеспечения информационной безопасности государства, а также устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, что соответствует положениям Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.