Официальная правовая информация |
20 июля 2007 г. № 271-З
Об обращении с отходами
Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года
Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);
Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 93-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1645);
Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880);
Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1892);
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 130-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 2/2128);
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 288-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 2/2286);
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);
Закон Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 186-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.06.2019, 2/2624);
Закон Республики Беларусь от 28 июня 2022 г. № 178-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2022, 2/2898)
Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное использование отходов, в том числе вовлечение отходов в гражданский оборот.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Вид отходов – совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
2. Вторичное сырье – вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее – энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
3. Вторичные материальные ресурсы – отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь.
4. Захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее – имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
5. Инвентаризация отходов производства – деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования.
6. Использование отходов – применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.
7. Коммунальные отходы – отходы потребления, а также отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам.
8. Лимит захоронения отходов производства – количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов.
9. Лимит хранения отходов производства – количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов.
10. Места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.
11. Норматив образования отходов производства – предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.
12. Обезвреживание отходов – уничтожение отходов (в том числе сжигание отходов, не связанное с их использованием), действия, совершаемые с отходами, приводящие к уменьшению или ликвидации их опасных свойств.
13. Обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
14. Объекты захоронения отходов – полигоны и иные сооружения, предназначенные для захоронения отходов.
15. Объекты обезвреживания отходов – сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для обезвреживания отходов.
16. Объекты по использованию отходов – сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.
17. Объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов.
18. Опасные отходы – отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия.
19. Отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
20. Отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования.
21. Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
22. Перевозка отходов – перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях.
221. Подготовка отходов – выполнение технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего хранения, захоронения, перевозки, обезвреживания и (или) использования, но не связанных с хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
23. Производитель отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов.
24. Размещение отходов – хранение или захоронение отходов.
25. Санкционированное захоронение отходов – захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
26. Санкционированное хранение отходов – хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
27. Санкционированные места захоронения отходов – объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
28. Санкционированные места хранения отходов – объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
29. Сбор отходов – деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления.
30. Собственник отходов – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.
31. Исключен.
32. Удаление отходов – деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на подготовку, хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование.
33. Учет отходов – система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.
34. Хранение отходов – содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до перевозки их на подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование.
Статья 2. Законодательство об обращении с отходами и сфера его применения
1. Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами.
2. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями и иным специальным законодательством.
3. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством.
31. Отношения, возникающие в процессе обращения с генно-инженерными организмами, отнесенными к отходам, регулируются законодательством о безопасности генно-инженерной деятельности.
4. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, образовавшимися в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о таможенном регулировании.
5. Отношения, возникающие в процессе захоронения, обезвреживания и (или) использования трупов животных, продуктов животного происхождения, обращения с радиоактивными отходами, отходами взрывчатых веществ и материалов, регулируются законодательством в области ветеринарной деятельности, о радиационной безопасности населения и иным специальным законодательством.
6. Отношения, связанные с платежами при обращении с отходами, регулируются налоговым законодательством, законодательством о коммунальном хозяйстве, о ценообразовании, гражданским законодательством, настоящим Законом и иными актами законодательства.
7. Отношения, связанные с охраной и использованием земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов и растительного мира, возникающие при обращении с отходами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об охране и использовании вод, об охране атмосферного воздуха, озонового слоя, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, если эти отношения не урегулированы законодательством об обращении с отходами.
8. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
9. Совершение сделок с отходами регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
Статья 3. Право собственности на отходы и сделки с ними
1. Право собственности на отходы приобретают:
1.1. производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
1.2. юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
2. Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами.
3. Отчуждение отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования.
31. Отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях их использования. Отчуждение опасных отходов, включенных в перечень опасных отходов, указанный в части второй пункта 4 настоящей статьи, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается.
4. Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту их подготовки, временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования.
Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
5. Пользователи земельных участков, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение пяти календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить сбор и удаление этих отходов, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
В случае невыполнения требования, предусмотренного частью первой настоящего пункта, пользователи земельных участков признаются собственниками отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими контроль и (или) государственный надзор в области обращения с отходами.
Статья 4. Основные принципы в области обращения с отходами
Основными принципами в области обращения с отходами являются:
обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов;
нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;
применение наилучших доступных технических методов при обращении с отходами;
приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды;
приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению;
экономическое стимулирование в области обращения с отходами;
платность размещения отходов производства;
ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами;
возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан, имуществу;
обеспечение юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, доступа к информации в области обращения с отходами.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами
Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами
Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами:
определяет единую государственную политику;
определяет условия и порядок предоставления государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, в том числе путем установления льгот, иных мер экономического стимулирования;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами:
1.1. утверждает государственные программы;
1.2. устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником опасных отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещения транзитом через территорию Республики Беларусь, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата;
1.3. исключен;
1.4. исключен;
1.5. устанавливает порядок и условия выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, а также порядок и условия прекращения действия этих заключений (разрешительных документов);
1.6. устанавливает порядок и условия выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов, а также порядок и условия прекращения действия этих заключений (разрешительных документов);
1.7. утверждает перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, и устанавливает порядок регистрации таких сделок;
1.71. устанавливает условия и порядок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и (или) ввоз товаров, обязанностей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств (далее – отходы товаров и упаковки), и предоставлению информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
1.72. устанавливает перечень отходов товаров и упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, и порядок сбора таких отходов;
1.8. утверждает положение о специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – операторе в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
1.9. осуществляет международное сотрудничество.
2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами.
Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обращения с отходами
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий;
1.2. координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами, а также иных организаций в этой области, за исключением координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
1.3. утверждает общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь);
1.4. определяет совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям порядок установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, в том числе форму заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства и перечень опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства;
1.5. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям порядок разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства;
1.6. устанавливает порядок разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
1.7. исключен;
1.8. исключен;
1.9. исключен;
1.10. утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и устанавливает порядок его оформления;
1.11. выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, а также прекращает действие этих заключений (разрешительных документов);
1.111. выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов, а также прекращает действие этих заключений (разрешительных документов);
1.12. осуществляет ведение реестра объектов по использованию отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.13. осуществляет ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.14. утверждает совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов, а также обращения с коммунальными отходами;
1.15. исключен;
1.16. устанавливает порядок учета отходов;
1.161. устанавливает порядок инвентаризации отходов производства;
1.17. осуществляет контроль в области обращения с отходами;
1.18. принимает участие в формировании экологической культуры и организации пропаганды знаний в области обращения с отходами;
1.19. осуществляет международное сотрудничество.
2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 9. Компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с коммунальными отходами
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий;
1.2. утверждает перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам;
1.3. исключен;
1.4. устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами;
1.5. утверждает совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов, а также обращения с коммунальными отходами;
1.6. осуществляет координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами путем создания специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства осуществляет иные полномочия в области обращения с коммунальными отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения в области обращения с отходами
1. Министерство здравоохранения в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики;
1.2. устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды порядок обезвреживания отходов, образовавшихся в результате уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
1.3. осуществляет государственный санитарный надзор.
2. Министерство здравоохранения осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 11. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям в области обращения с отходами
1. Министерство по чрезвычайным ситуациям в области обращения с отходами в пределах своей компетенции осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения со взрывоопасными и пожароопасными отходами.
2. Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 111. Компетенция Министерства антимонопольного регулирования и торговли в области обращения с отходами
1. Министерство антимонопольного регулирования и торговли в области обращения с отходами в пределах своей компетенции выдает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством промышленности (в части лома и отходов черных и цветных металлов) лицензии на экспорт и (или) импорт товаров и дубликаты этих лицензий, а также приостанавливает, возобновляет или прекращает их действие.
2. Министерство антимонопольного регулирования и торговли осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами
1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;
1.2. утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ в области обращения с отходами, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;
1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
2.1. формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ в области обращения с отходами, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;
2.3. осуществляют организацию работы по удалению коммунальных отходов;
2.4. разрабатывают и утверждают по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, схемы обращения с коммунальными отходами;
2.5. обеспечивают эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
2.6. осуществляют совместно с специально уполномоченной государственной некоммерческой организацией – оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами организацию работ в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
2.7. осуществляют организацию выполнения мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество;
2.8. информируют юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам обращения с отходами;
2.9. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 13. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством:
1.1. предоставления в соответствии с законодательными актами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, льгот в целях обеспечения:
строительства объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов;
совершенствования технологических процессов, направленных на уменьшение объемов (предотвращение) образования отходов производства;
выполнения мероприятий по сбору, подготовке, обезвреживанию и (или) использованию отходов;
осуществления инновационной деятельности в области обращения с отходами;
1.2. оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, государственной финансовой поддержки в видах и (или) порядке, установленных законодательными актами.
2. Законодательством могут быть установлены иные виды экономического стимулирования в области обращения с отходами.
Статья 14. Государственные программы в области обращения с отходами
1. Государственные программы в области обращения с отходами разрабатываются в целях выполнения мероприятий по сбору, подготовке, обезвреживанию и (или) использованию отходов, совершенствования технологических процессов, направленных на уменьшение объемов (предотвращение) образования отходов.
2. Государственные программы в области обращения с отходами разрабатываются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области обращения с отходами, иными государственными организациями и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Государственные программы в области обращения с отходами должны включать показатели по сбору вторичных материальных ресурсов и их использованию и мероприятия по достижению этих показателей, строительству объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, а также иные мероприятия, необходимые для снижения вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
Статья 15. Классификация отходов
1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:
1.1. происхождения – на отходы производства и отходы потребления;
1.2. агрегатного состояния – на твердые отходы и жидкие отходы;
1.3. степени опасности – на опасные отходы и неопасные отходы;
1.4. возможности их использования – на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
2. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:
2.1. первый класс опасности – чрезвычайно опасные;
2.2. второй класс опасности – высокоопасные;
2.3. третий класс опасности – умеренно опасные;
2.4. четвертый класс опасности – малоопасные.
3. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов.
5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством об обеспечении единства измерений.
По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов.
6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов.
Статья 17. Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
1.2. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
1.3. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;
1.4. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;
1.5. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
1.6. осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
1.7. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, также обязаны:
2.1. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
2.2. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
2.3. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
3. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.
4. Производители отходов производства обязаны:
4.1. обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, а также соблюдение этих нормативов;
4.2. обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
5. Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
6. Юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны:
6.1. создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
6.2. обеспечивать удаление отходов потребления или заключать договоры на оказание услуг по удалению отходов потребления с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.
7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны:
7.1. вести учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций;
7.2. осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями, установленными законодательством об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
7.3. содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;
7.4. проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.
8. Собственники объектов захоронения отходов либо уполномоченные ими лица после завершения эксплуатации объектов захоронения отходов обязаны обеспечить проведение работ по их выводу из эксплуатации с последующими:
8.1. проведением локального мониторинга окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды;
8.2. обеспечением обезвреживания или использования продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
9. Собственники отходов потребления при невозможности их использования в соответствии с требованиями, установленными законодательством об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, обязаны принять меры по доставке отходов потребления в санкционированные места хранения отходов.
10. Собственники отходов либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели при перевозке отходов обязаны:
10.1. использовать транспортные средства, обеспечивающие безопасную перевозку отходов;
10.2. указывать в договоре перевозки отходов требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке и условия, обеспечивающие безопасную перевозку отходов.
11. Собственники отходов производства при осуществлении их перевозки обязаны оформлять сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, за исключением случаев, указанных в абзацах втором–пятом части первой пункта 2 статьи 26 настоящего Закона.
Статья 18. Требования к обращению с отходами производства
1. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в установленном порядке.
2. Порядок разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 19. Требования к обращению с коммунальными отходами
1. Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения.
3. Технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 20. Требования к обращению с отходами товаров и упаковки
1. Отходы товаров и упаковки подлежат сбору, обезвреживанию и (или) использованию. Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) ввоз товаров.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, обязаны:
2.1. обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки путем:
применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
заключения договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки со специально уполномоченной государственной некоммерческой организацией – оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки на текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования этой организации;
2.2. предоставлять информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки независимо от способа ее выполнения в адрес специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
3. Условия и порядок выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, включая:
3.1. круг лиц, на которых распространяются обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и предоставлению информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, а также перечень случаев и условия освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от этих обязанностей;
3.2. перечень товаров и упаковки, при производстве и (или) ввозе которых на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей распространяется обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.3. порядок, условия применения и требования к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, в том числе в отношении возможности (невозможности) ее применения;
3.4. типовую форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.5. размеры, порядок расчета суммы и сроки внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.6. форму, порядок и сроки предоставления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, обеспечивают информирование потребителей товаров о требованиях к сбору отходов товаров и упаковки путем нанесения в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза соответствующей маркировки на товары.
5. Юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор отходов товаров и упаковки от физических лиц в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
6. Министерство жилищно-коммунального хозяйства вправе:
получать от Государственного таможенного комитета данные деклараций на товары о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, экспорта и реэкспорта с указанием сведений о декларанте, а также данные статистических деклараций с указанием сведений об импортере (экспортере);
получать от Белорусской торгово-промышленной палаты сведения, содержащиеся в сертификатах продукции собственного производства, включая информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
передавать информацию, указанную в абзацах втором и третьем настоящей части, специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператору в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами для осуществления анализа выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
Сроки передачи данных, указанных в абзаце втором части первой настоящего пункта, перечень товаров и передаваемых сведений о декларанте либо импортере (экспортере) определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Государственным таможенным комитетом.
Статья 21. Требования к обращению с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
1. Отходы, образующиеся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учетом требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
2. Схемы обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрабатываются и утверждаются пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Порядок согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
3. Удаление отходов, образующихся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг по удалению отходов, заключаемыми пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.
Статья 22. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности
1. Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. При разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:
2.1. определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования;
2.2. определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;
2.3. проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;
2.4. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
Статья 23. Требования к обращению с отходами при разработке градостроительных проектов общего и детального планирования
1. Разработка градостроительных проектов общего и детального планирования осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. В градостроительных проектах общего и детального планирования должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:
2.1. определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов;
2.2. определение мест временного хранения отходов, размещения объектов хранения и захоронения отходов, их мощностей и сроков эксплуатации;
2.3. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
Статья 24. Сбор отходов и их разделение по видам
1. Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
2. Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.
3. Координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В целях координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами Министерство жилищно-коммунального хозяйства создает специально уполномоченную государственную некоммерческую организацию – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 25. Хранение и захоронение отходов
1. Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.
2. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
При временном хранении отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства, разработка и утверждение которой не требуются в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами, санкционированными местами хранения таких отходов являются места временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве.
В случае, указанном в части второй настоящего пункта:
периодичность вывоза отходов производства устанавливается в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по удалению отходов производства, а при отсутствии таких договоров – не реже одного раза в квартал;
допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается.
При временном хранении отходов, предназначенных для подготовки, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки.
Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
Основания, условия, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определяются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Санкционированные места хранения отходов потребления и санкционированные места захоронения отходов потребления, за исключением отходов, образующихся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
4. Санкционированные места хранения отходов и санкционированные места захоронения отходов, образующихся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, определяются пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в схемах обращения с такими отходами.
5. Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается.
1. Перевозка отходов осуществляется с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, – в соответствии с законодательством в области перевозки опасных грузов.
2. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением:
перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам;
перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозку таких отходов;
перевозки отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы территории Республики Беларусь;
перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь).
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства должен содержать сведения:
о производителе перевозимых отходов производства;
о собственнике перевозимых отходов производства в случае, если он не является их производителем;
о получателе перевозимых отходов производства;
о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих перевозку отходов производства;
о транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка отходов производства;
об упаковке перевозимых отходов производства.
3. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, а также устанавливает порядок его оформления.
Статья 27. Ввоз и (или) вывоз отходов
1. Ввоз и (или) вывоз отходов осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, законодательством о внешнеэкономической деятельности, о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2. Ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования на территории Республики Беларусь.
Ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их хранения на объектах хранения отходов, а также захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается.
Ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования запрещаются.
3. Ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляются на основании лицензии на экспорт и (или) импорт товаров или заключения (разрешительного документа), выдаваемых в соответствии с указанными актами.
Выдача лицензии на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством промышленности (в части лома и отходов черных и цветных металлов).
Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов осуществляются на основании соответствующего заключения (разрешительного документа), выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
4. Собственники опасных отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещение транзитом через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза или перемещения транзитом и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу опасных отходов из Республики Беларусь при их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь, а также исполнение обязательств вследствие причинения вреда при ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет.
Порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
5. Правила, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, применяются при ввозе и (или) вывозе опасных отходов, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, определяемый международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Статья 28. Использование отходов
1. Отходы должны использоваться в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается.
3. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра.
4. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается.
Статья 29. Обезвреживание отходов
1. Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, эксплуатация которых производится в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными актами законодательства об обращении с отходами, об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, а также уничтожение при обезвреживании вторичных материальных ресурсов запрещаются.
3. Обезвреживание отходов, образовавшихся в результате уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 30. Размещение и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов
1. Размещение и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществляются в соответствии с утвержденными в установленном порядке региональными комплексами мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ в области обращения с отходами, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов.
2. При проектировании объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в проектной документации должны предусматриваться проектные решения по:
2.1. созданию сооружений (устройств), обеспечивающих учет отходов, поступающих на эти объекты;
2.2. созданию сооружений, обеспечивающих проведение локального мониторинга окружающей среды в период эксплуатации этих объектов, а для объектов захоронения отходов – и после их вывода из эксплуатации;
2.3. выводу из эксплуатации, демонтажу, сносу объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, а также рекультивации земельных участков, на которых были размещены объекты хранения и обезвреживания отходов, с соблюдением требований, установленных настоящим Законом, иными актами законодательства об обращении с отходами, об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
3. При проектировании объектов хранения и захоронения отходов в проектной документации также должен предусматриваться комплекс мероприятий по предотвращению в период эксплуатации этих объектов и после их вывода из эксплуатации загрязнения окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения.
При проектировании объектов обезвреживания отходов в проектной документации также должно быть предусмотрено строительство сооружений, обеспечивающих обезвреживание или использование продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов, образующихся при их обезвреживании.
При проектировании объектов захоронения коммунальных отходов мощностью более 30 тысяч тонн в год в проектной документации также должно быть предусмотрено строительство сооружений, обеспечивающих извлечение вторичных материальных ресурсов из отходов, поступающих на захоронение.
4. Запрещается размещение объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного и лесного фондов, а объектов хранения и захоронения отходов – и на землях населенных пунктов.
Статья 31. Эксплуатация объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов
1. Объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра.
2. Исключен.
3. Отходы, поступающие на объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, подлежат учету в порядке, устанавливаемом законодательством об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
4. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
5. Технический кодекс установившейся практики эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов должен содержать:
5.1. перечень отходов, запрещаемых или ограничиваемых для захоронения;
5.2. условия эксплуатации сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды коммунальными отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, а также перечень этих сооружений;
5.3. условия приема коммунальных отходов к захоронению;
5.4. описание технологий захоронения коммунальных отходов;
5.5. иные требования, обеспечивающие эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
6. Эксплуатация объектов обезвреживания коммунальных отходов осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов, утверждаемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
7. Технический кодекс установившейся практики эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов должен содержать:
7.1. условия обращения с коммунальными отходами, поступающими на объекты обезвреживания коммунальных отходов;
7.2. условия обращения с продуктами взаимодействия и (или) разложения коммунальных отходов, образующимися при их обезвреживании;
7.3. описание технологий обезвреживания коммунальных отходов;
7.4. иные требования, обеспечивающие эксплуатацию объектов обезвреживания коммунальных отходов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
8. Разработка, согласование и утверждение технических кодексов установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов осуществляются в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации.
9. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов мощностью свыше 1 тысячи тонн в год без действующих сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, с 1 января 2015 года запрещается.
Статья 32. Вывод из эксплуатации, снос объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов
1. Снос объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды.
2. При выводе из эксплуатации, сносе объектов хранения, обезвреживания и захоронения отходов должны предусматриваться мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов.
ГЛАВА 5
НОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА. УЧЕТ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ
Статья 33. Нормативы образования отходов производства
1. Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
2. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, вправе разрабатывать и утверждать для подчиненных (подведомственных) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы образования отходов производства.
3. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 34. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства
1. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов.
2. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются с учетом:
2.1. нормативов образования отходов производства;
2.2. мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;
2.3. мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;
2.4. наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов;
2.5. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.
Статья 35. Учет отходов и инвентаризация отходов производства
1. Учет отходов ведется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
Статья 36. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами
1. Контроль в области обращения с отходами осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
2. Государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляют органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
3. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляются в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и иными актами законодательства.
Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1993 года «Об отходах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 3, ст. 22);
Закон Республики Беларусь от 26 октября 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об отходах производства и потребления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/218);
статью 14 Закона Республики Беларусь от 24 июля 2002 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883);
статью 8 Закона Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 2/1087);
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 25 ноября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об отходах производства и потребления» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 3, ст. 23).
Статья 40. Переходные положения
1. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
2. Разрешения на размещение отходов производства и разрешения на трансграничное перемещение отходов, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действуют до истечения срока, установленного в них.
Статья 41. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принятие иных мер, необходимых для реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:
принять необходимые меры по приведению актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке государственной программы по строительству на действующих объектах захоронения коммунальных отходов сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, на период до 2015 года;
обеспечить разработку и утверждение технических кодексов установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов, а также технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к подготовке вторичного сырья для использования;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 41, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |