Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 30.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 декабря 2020 г. № Р-1247/2020

О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП, Кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие КоАП обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования правового регулирования административно-деликтных отношений, в том числе с учетом правоприменительной практики.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность КоАП исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь – правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Для системного регулирования общественных отношений, охраняемых административно-деликтным законодательством, нормами КоАП: предусматривается категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий; пересматриваются и дифференцируются административные взыскания; вводится институт профилактических мер воздействия с целью усиления профилактической составляющей норм об административной ответственности; дополняется перечень оснований для освобождения от административной ответственности; расширяется круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего; исключаются правовые институты (соучастие в правонарушении, покушение на правонарушение), характерные по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства; уточняются сроки наложения административного взыскания; упрощаются и структурируются правовые условия применения административной ответственности к субъектам хозяйствования; закрепляются экономические стимулы для оперативной уплаты штрафа.

Конституционный Суд отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

При этом законодатель исходит из требований статьи 23 Конституции, согласно которым ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд констатирует, что КоАП является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования административной ответственности и обеспечивающим наиболее полное правовое регулирование общественных отношений в данной сфере.

3. Согласно статье 1.2 КоАП задачами этого Кодекса являются защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц, а также предупреждение административных правонарушений (часть 1); Кодекс основывается на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц (часть 3).

Конституционный Суд отмечает, что задачи и принципы КоАП основываются на конституционных положениях, а нормативными дефинициями принципов, содержащимися в статьях 1.3–1.7 Кодекса, конкретизируются конституционные принципы применительно к сфере административных правонарушений.

Конституционный Суд также обращает внимание, что ряд принципов закрепляется и в других статьях КоАП. Так, согласно части 3 статьи 1.9 Кодекса акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет. Осуществляемое правовое регулирование соответствует части шестой статьи 104 Конституции, предусматривающей, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

4. Положениями статьи 2.2 КоАП административные правонарушения в зависимости от характера и степени общественной вредности подразделяются на три категории: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения.

В соответствии с Кодексом к административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем: для физического лица – десяти базовых величин; для индивидуального предпринимателя – двадцати пяти базовых величин; для юридического лица – пятидесяти базовых величин.

К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем: для физического лица – десять базовых величин; для индивидуального предпринимателя – двадцать пять базовых величин; для юридического лица – пятьдесят базовых величин.

К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

В зависимости от категории административного правонарушения в КоАП определяются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (статья 4.9), а также устанавливается возможность освобождения от административной ответственности с применением такой профилактической меры воздействия, как предупреждение (статья 8.3).

Конституционный Суд отмечает, что законодатель, действуя в пределах предоставленных ему дискреционных полномочий, предусматривает дифференциацию административных правонарушений и усиление административной ответственности за противоправные деяния, объектами которых выступают общественные отношения, нуждающиеся в повышенной защите государства.

Нормами КоАП, индивидуализирующими ответственность в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, повышается предупредительное воздействие административных взысканий, усиливается защита прав и законных интересов лиц, укрепляются законность и правопорядок, обеспечивается выполнение государством установленной в части первой статьи 59 Конституции обязанности, что соответствует положениям части третьей статьи 1, части второй статьи 2 Конституции.

5. В главе 5 КоАП регулируются отношения, связанные с применением профилактических мер воздействия.

Частью 1 статьи 5.1 КоАП устанавливается, что к лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия: устное замечание; предупреждение; меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних). Согласно части 2 указанной статьи профилактические меры воздействия применяются в случаях, предусмотренных данным Кодексом, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

Одновременно положениями главы 8 КоАП определяются основания для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения с объявлением устного замечания (статья 8.2), для освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка и значительного административного правонарушения с вынесением предупреждения (статья 8.3), а в главе 9 КоАП предусматривается, что к несовершеннолетнему, совершившему административное правонарушение, при освобождении от административной ответственности в целях воспитания могут применяться такие меры воспитательного воздействия, как разъяснение законодательства; возложение обязанности принести извинение потерпевшему; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга (статья 9.4).

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемое КоАП правовое регулирование обусловлено необходимостью дальнейшей гуманизации административной ответственности и обеспечения приоритета профилактических мер, в том числе воспитательных, перед применением административных санкций. Принцип гуманизма как основа государственной политики и правовой системы Республики Беларусь нашел отражение в части первой статьи 2 Конституции, в соответствии с которой человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

6. В главе 6 КоАП устанавливаются понятие и виды административных взысканий, применяемых к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Согласно статье 6.2 Кодекса за совершение административных правонарушений в отношении физических лиц применяются штраф, общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация, конфискация, взыскание стоимости, запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений (часть 1); за совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости (часть 2).

Статьей 4.1 КоАП определяется, что административная ответственность имеет своими целями воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как лицом, его совершившим, так и другими физическими или юридическими лицами (часть 2); административная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости (часть 3).

Предусматривая административные взыскания, законодатель исходит из необходимости достижения оптимального баланса с одной стороны – прав и свобод привлекаемых к ответственности граждан, юридических лиц, а с другой стороны – публичного интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от противоправного поведения.

При этом установление в КоАП составов административных правонарушений и санкций, определяющих вид и размер (срок) административного взыскания за их совершение, позволяет каждому предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия), что способствует удержанию лиц от совершения противоправных деяний, создает возможность достижения целей предупреждения правонарушений, обеспечивает законность и правопорядок, гарантирование прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции и законах (часть третья статьи 1, часть третья статьи 21 Конституции).

Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что в решении Конституционного Суда от 25 мая 2016 г. № Р-1034/2016 «О правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержался вывод о необходимости устранить правовую неопределенность в регулировании правоотношений в сфере административной ответственности, связанную с отсутствием в КоАП такого вида административного взыскания, как приостановление деятельности субъектов хозяйствования.

В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права и законности, равенства всех перед законом законодателю при дальнейшем совершенствовании законодательства следует устранить указанную правовую неопределенность путем урегулирования в КоАП отношений, касающихся приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. В отличие от действующего правового регулирования, согласно которому юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению, в КоАП исключается институт вины юридического лица.

Конституционный Суд отмечает, что принцип вины (виновности) является универсальным и общепризнанным принципом юридической ответственности, в том числе административной. По общему правилу вина – обязательный элемент субъективной стороны состава правонарушения, за исключением случаев, когда достаточным основанием для привлечения к ответственности признается противоправность совершенного деяния независимо от наличия вины, что должно быть четко и недвусмысленно определено в самом законе.

Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что юридическое лицо как социальное образование, будучи неодушевленным субъектом права, представляет собой условное абстрактное понятие, используемое исключительно в юридических целях. С учетом этого вина юридического лица в совершении административного правонарушения имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с общепринятым пониманием состава правонарушения и его субъективной стороны. В отличие от вины физического лица, вина юридического лица не должна пониматься как психическое отношение к содеянному в виде умысла либо неосторожности, в связи с чем не является обязательным составообразующим признаком административного правонарушения.

8. В ряде статей Особенной части КоАП реализуются нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

В главе 15 КоАП устанавливаются материальные составы таких административных правонарушений против порядка таможенного регулирования, как перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время (статья 15.1), недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах (статья 15.5), нарушение сроков представления таможенной декларации либо непредставление документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (статья 15.8), и других.

Осуществляемое правовое регулирование отвечает требованию Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года, согласно которому каждая Сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний (пункт 2 статьи 3).

Статьей 24.59 КоАП вводится административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица, что корреспондирует положению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года о возможности установления в национальном законодательстве административной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, признанные международными нормами уголовными преступлениями (вымогательство, подкуп, взятка и др.).

Статьей 13.30 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушение порядка оборота семян мака, что согласуется с рекомендациями Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.

В КоАП устанавливается административная ответственность юридических лиц за действия, направленные на финансирование террористической деятельности, легализацию доходов, полученных преступным путем (статьи 12.23, 12.28, 19.13), и др. Осуществляемое правовое регулирование соответствует стандартам ФАТФ по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 20 июня 2003 года (пересмотрены в феврале 2012 года), допускающим применение административной ответственности в отношении юридических лиц.

Конституционный Суд считает, что приведенные положения КоАП, регламентирующие вопросы административной ответственности физических и юридических лиц, согласуются с требованиями международных договоров и международных стандартов о закреплении в национальном законодательстве мер административной ответственности за конкретные правонарушения.

Указанные выше нормы Кодекса соответствуют части первой статьи 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Конституционный Суд считает, что нормами КоАП обеспечивается реализация конституционных гарантий защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, что согласуется с принципами и нормами Конституции.

КоАП принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия КоАП соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.