Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
11 апреля 2023 года |
город Минск |
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
под председательством судьи-докладчика Сейтимовой В.Х.,
при секретаре судебного заседания Афанасьеве А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление республиканского унитарного производственного предприятия «Белмедпрепараты» о признании бездействий Евразийской экономической комиссии, выраженных в непрекращении Евразийской экономической комиссией рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках лекарственного препарата «Гепарин натрия», невыдаче Евразийской экономической комиссией предупреждения согласно пункту 131 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на трансграничных рынках, не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и нарушающими права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
УСТАНОВИЛА:
I. Обстоятельства дела
31 марта 2023 года республиканское унитарное производственное предприятие «Белмедпрепараты» (далее – РУП «Белмедпрепараты», истец, заявитель) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о признании бездействий Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия, ЕЭК), выраженных в непрекращении Комиссией рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках лекарственного препарата «Гепарин натрия», невыдаче Комиссией предупреждения РУП «Белмедпрепараты» согласно пункту 131 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору; далее – Протокол) в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на трансграничных рынках, не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), и нарушающими права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования РУП «Белмедпрепараты» обоснованы следующими обстоятельствами:
14 июля 2020 года в Комиссию поступили материалы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС), указывающие на возможные признаки нарушения пункта 4 статьи 76 Договора в действиях РУП «Белмедпрепараты» и ООО «Глобал Фарма» (дистрибьютера РУП «Белмедпрепараты» на территории Российской Федерации).
На основании указанных материалов Департаментом антимонопольного регулирования Комиссии проведено расследование нарушений общих правил конкуренции на трансграничном рынке первичной реализации лекарственных препаратов «Гепарин натрия» в виде раствора для инъекций, используемых в целях процедуры гемодиализа.
По итогам расследования Департамент антимонопольного регулирования Комиссии пришел к выводу об отсутствии признаков нарушения пункта 4 статьи 76 Договора, установив при этом возможное наличие признаков нарушения пункта 5 статьи 76 Договора.
24 марта 2021 года на основании проведенного расследования вынесено определение № 21/опр о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках лекарственного препарата «Гепарин натрия» в связи с возможным наличием признаков нарушения пункта 5 статьи 76 Договора в действиях РУП «Белмедпрепараты» и иных лиц.
РУП «Белмедпрепараты» не согласно с возбуждением Комиссией дела, так как считает, что рынок лекарственного препарата «Гепарин натрия» не относится к трансграничным и, соответственно, у Комиссии отсутствует компетенция рассматривать данное дело.
17 мая 2021 года РУП «Белмедпрепараты» направило в Комиссию ходатайство с требованием прекратить рассмотрение дела «Гепарин натрия» на основании подпункта 1 пункта 46 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (решение Совета Комиссии от 23 ноября 2012 года № 99; далее – Порядок рассмотрения дел № 99).
В удовлетворении ходатайства отказано со ссылкой на то, что решение о прекращении дела может приниматься Коллегией Комиссии только по результатам рассмотрения проекта соответствующего решения.
В заявлении указано, что 9 сентября 2021 года Комиссия окончила рассмотрение дела, в марте 2023 года подготовила проект решения Коллегии Комиссии по делу «Гепарин натрия». Принятие указанного решения запланировано на заседании Коллегии Комиссии 4 апреля 2023 года. Согласно проекту решения, комиссия по рассмотрению дела установила в действиях РУП «Белмедпрепараты» признаки запрещенной координации экономической деятельности согласно пункту 6 статьи 76 Договора.
Истец полагает, что непрекращение Комиссией рассмотрения дела «Гепарин натрия» противоречит обязанности Комиссии прекратить данное дело в соответствии с подпунктом 1 пункта 46 Порядка рассмотрения дел № 99, является несоответствующим праву Союза бездействием Комиссии.
РУП «Белмедпрепараты» считает, что при квалификации нарушения по пункту 6 статьи 76 Договора невыдача Комиссией предупреждения противоречит обязанности Комиссии выдать такое предупреждение в соответствии с пунктом 131 Протокола и является несоответствующим праву ЕАЭС бездействием Комиссии.
По мнению истца, бездействие Комиссии затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в отношении РУП «Белмедпрепараты» продолжилось рассмотрение дела о нарушении общих правил конкуренции, что повлекло дополнительные расходы, связанные с командировками работников предприятия, необходимостью привлечения внешних консультантов, несет высокий риск наложения на истца штрафных санкций и лишает РУП «Белмедпрепараты» права на использование инструментов «мягкого регулирования», к которым относится предупреждение.
РУП «Белмедпрепараты» полагает, что при условии выполнения предупреждения в установленный срок расследование в связи с потенциальным нарушением общих правил конкуренции ЕАЭС не проводилось бы и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежало ответственности в виде наложения штрафа за нарушение общих правил конкуренции.
II. Выводы Коллегии Суда
Согласно пункту 41 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору; далее – Статут) вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 39 Статута к компетенции Суда относится рассмотрение споров, возникающих по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, по заявлению хозяйствующего субъекта:
о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;
об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Учитывая положения подпункта 2) пункта 39 Статута, положения Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент), предъявляемые к заявлению хозяйствующего субъекта о разрешении спора, изучив заявление и представленные к нему материалы, Суд полагает возможным требование об оспаривании бездействий Комиссии принять к производству Суда.
Приемлемость поступившего в Суд заявления рассматривается относительно его соответствия предметной компетенции (ratione materiae) и субъектной компетенции Суда (ratione personae).
Заявление в Суд соответствует требованиям статьи 9 Регламента.
Истец, РУП «Белмедпрепараты», зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь, является хозяйствующим субъектом в значении положений абзаца четвертого подпункта 2) пункта 39 Статута и имеет право на обращение в Суд с заявлением о разрешении спора.
Сведений о наличии вступившего в силу решения Суда по ранее рассмотренному спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям и обстоятельствам не имеется.
Заявление истца оплачено пошлиной в порядке, установленном пунктами 62, 63 Статута Суда.
Истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику копии заявления в Суд.
Коллегия Суда учитывает, что предварительное обращение заявителя в досудебном порядке в соответствии с пунктом 43 Статута может выражаться в форме «консультаций, переговоров или иных способов», поэтому данная конструкция позволяет полагать, что заявителем представлены доказательства, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Учитывая вышеизложенное, Коллегия Суда приходит к выводу, что рассмотрение заявления РУП «Белмедпрепараты» prima facie подлежит принятию к производству Суда.
Руководствуясь подпунктом 2) пункта 39, пунктами 41, 43, 62, 63, 76 Статута Суда, пунктом 1 статьи 33, статьями 34 и 84 Регламента Суда, Коллегия Суда
ПОСТАНОВИЛА:
Принять к производству Суда заявление республиканского унитарного производственного предприятия «Белмедпрепараты» о признании бездействий Евразийской экономической комиссии, выраженных в непрекращении Евразийской экономической комиссией рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках лекарственного препарата «Гепарин натрия», невыдаче Евразийской экономической комиссией предупреждения согласно пункту 131 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на трансграничных рынках, не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и нарушающими права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 6 июня 2023 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.
Копию настоящего постановления направить сторонам.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
В.Х.Сейтимова |
|
|
Судьи |
Г.А.Скрипкина |
|
|
|
А.Э.Туманян |
|
|
|
А.А.Федорцов |
|
|
|
К.Л.Чайка |