Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 июля 2021 г. № Р-1276/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности».

Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона, которым вносятся изменения в ряд законов Республики Беларусь, обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности».

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1);

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В ряде решений Конституционного Суда отмечено, что реализация в нормотворчестве принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) означает соблюдение принципа системности и комплексности правового регулирования, а также создание правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечиваются ясность, точность, непротиворечивость и согласованность правовых норм.

Реализуя закрепленные в Конституции (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98) полномочия по рассмотрению проектов законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о судопроизводстве, законодатель вносит изменения в законы Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» (далее – Закон о Государственном комитете судебных экспертиз).

2.1. Согласно Закону (статьи 1 и 4) в Закон о Государственном комитете судебных экспертиз и Закон «О трансплантации органов и тканей человека» вносятся изменения, которыми корректируются функции и полномочия Государственного комитета судебных экспертиз, его центрального аппарата и Председателя, а также уточняются и разграничиваются полномочия между государственными организациями здравоохранения и Государственным комитетом судебных экспертиз в части осуществления забора органов у умершего донора при отсутствии у него кровообращения и дыхания.

Статьей 4 Закона предусматривается, что Государственный комитет судебных экспертиз осуществляет медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, организационное и информационное обеспечение работы Межведомственного научно-методического совета в сфере судебно-экспертной деятельности; реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством об образовании (пункт 3); центральный аппарат осуществляет от имени Государственного комитета судебных экспертиз полномочия лицензирующего и контролирующего органа в сфере лицензирования деятельности по проведению судебных экспертиз; устанавливает порядок обеспечения питанием лиц, содержащихся в судебно-психиатрических экспертных стационарах (пункт 4); Председатель Государственного комитета судебных экспертиз утверждает структуры и штатные расписания подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций, не являющихся государственными учреждениями (пункт 5), и др.

Законом определяется, что забор органов и трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляются государственными организациями здравоохранения; исключается полномочие Государственного комитета судебных экспертиз по забору органов у умершего донора при отсутствии у него кровообращения и дыхания (пункты 1 и 2 статьи 1).

Конституционный Суд отмечает, что приведенные нормы Закона, обусловленные необходимостью уточнения компетенции Государственного комитета судебных экспертиз, исходя из особого характера предоставляемых данному органу полномочий с учетом его основных задач, связанных с судебно-экспертной деятельностью (статья 4 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз), исключения дублирования функций между государственными организациями здравоохранения и Государственным комитетом судебных экспертиз по забору органов у умершего донора, соответствуют положениям частей первой и второй статьи 59 Конституции, согласно которым государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

2.2. Статья 34 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз излагается в новой редакции, предусматривающей, что в органах Государственного комитета судебных экспертиз могут создаваться судебно-психиатрические экспертные стационары, являющиеся судебно-экспертными подразделениями и предназначенные для круглосуточного содержания физических лиц, в том числе содержащихся под стражей, в отношении которых назначено проведение судебно-психиатрической экспертизы; лицам, содержащимся в данных подразделениях, может оказываться медицинская, в том числе психиатрическая, помощь в соответствии с законодательством (пункт 13 статьи 4 Закона).

Согласно излагаемой в новой редакции статье 8 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» в случае, если при назначении или проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, лица, содержащиеся под стражей, могут быть помещены соответственно в государственные организации здравоохранения или судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением; при возникновении необходимости оказания лицам, содержащимся под стражей и помещенным в судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением, скорой медицинской помощи, которая не может быть оказана в этом стационаре, такие лица направляются в государственные организации здравоохранения в порядке, установленном Государственным комитетом судебных экспертиз по согласованию с определенными указанным Законом государственными органами (пункт 5 статьи 2 Закона).

В целях обеспечения эффективности выполнения санитарно-эпидемиологических требований с учетом применения Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статьях 13, 15 и 22 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», которыми определяются условия содержания лиц под стражей, медицинская помощь и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, условия труда лиц, содержащихся под стражей, слова «санитарным нормам и правилам» заменяются словами «законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (пункты 7–9 статьи 2 Закона).

В статье 4 Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», устанавливающей порядок отнесения химических веществ к аналогам, часть первая излагается в редакции, согласно которой отнесение химических веществ к аналогам осуществляется путем проведения судебной экспертизы государственными судебно-экспертными организациями на основании постановлений о назначении экспертизы, выносимых органами уголовного преследования; часть вторая после слова «Предметом» дополняется словом «судебной»; часть четвертая, предусматривающая срок проведения экспертизы в течение десяти рабочих дней, исключается, поскольку общий срок проведения судебной экспертизы в соответствии со статьей 33 Закона «О судебно-экспертной деятельности» составляет, как правило, тридцать календарных дней; в части пятой слова «судебно-экспертным учреждением» заменяются словами «государственной судебно-экспертной организацией»; в названии статьи 20 и части четвертой данной статьи слово «экспертной» заменяется словом «судебно-экспертной» (пункты 4 и 11 статьи 3 Закона).

Оценивая конституционность приведенных норм Закона, Конституционный Суд считает, что вносимые изменения в указанные законодательные акты, обусловленные необходимостью более полной и точной правовой регламентации отношений, возникающих в процессе назначения или проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, помещения таких лиц в государственные организации здравоохранения, судебно-психиатрический экспертный стационар со строгим наблюдением, создания условий содержания и оказания медицинской помощи, в том числе психиатрической, этим лицам, соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей, приведения данных законодательных актов в соответствие с нормами Закона «О судебно-экспертной деятельности», согласуются с положениями Конституции об установлении в Республике Беларусь принципа верховенства права (часть первая статьи 7), одним из неотъемлемых элементов которого является принцип правовой определенности, предполагающий ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм, без которых не может быть обеспечено единообразное понимание и применение таких норм, а значит, и равенство всех перед законом; о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая статьи 45).

3. Законом (пункт 2 статьи 3) статья 2 Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» излагается в новой редакции, согласно которой отношения в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов регулируются данным Законом, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – право ЕАЭС); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора.

При проверке конституционности осуществляемого законодательного регулирования Конституционный Суд учитывает правовые позиции, изложенные в решениях от 8 июля 2016 г. № Р-1058/2016 и от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018. Суть данных правовых позиций заключается в том, что, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, законодателю при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений необходимо учитывать право ЕАЭС, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования; наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.

Конституционный Суд считает, что положения, устанавливающие, что правовое регулирование отношений в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов включает также международно-правовые акты, составляющие право ЕАЭС, согласуются с принципами и нормами Конституции, предусматривающими, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров).

4. Согласно Конституции граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (статья 39); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41).

Указанные конституционные нормы реализуются в статье 4 Закона, положениями которой в Закон о Государственном комитете судебных экспертиз вносятся изменения, уточняющие правовой статус лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз (далее – судебные эксперты), судебных экспертов-стажеров Государственного комитета судебных экспертиз (далее – судебные эксперты-стажеры), предусматривающие особенности приема на работу в Государственный комитет судебных экспертиз кандидатов на должности гражданского персонала из числа государственных служащих и иных кандидатов, а также особенности регулирования труда судебных экспертов и судебных экспертов-стажеров.

4.1. Статьей 18 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз, излагаемой в новой редакции, определяется, что лицами гражданского персонала являются государственные служащие, не имеющие специальных званий судебные эксперты и судебные эксперты-стажеры, а также медицинские работники и иные работники, в том числе осуществляющие обеспечение деятельности и техническое обслуживание Государственного комитета судебных экспертиз; кандидаты на должности лиц гражданского персонала из числа государственных служащих принимаются на работу в Государственный комитет судебных экспертиз в соответствии с законодательством о государственной службе; в отношении иных кандидатов, принимаемых на работу в Государственный комитет судебных экспертиз, проводится специальная проверка; порядок проведения специальной проверки устанавливается Государственным комитетом судебных экспертиз; кандидат, указанный в части пятой данной статьи, кроме документов, предусмотренных законодательными актами, представляет анкету по форме, установленной Государственным комитетом судебных экспертиз, письменное согласие на проведение в отношении его специальной проверки, включая получение информации о совершенных им правонарушениях, медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие (наличие) психиатрического и наркологического учета; кандидат, отказавшийся от прохождения специальной проверки или не прошедший ее, не может быть принят на должности лиц гражданского персонала (пункт 7 статьи 4 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что служба в Государственном комитете судебных экспертиз, который является военизированной организацией, представляет собой вид профессиональной деятельности, посредством которой граждане реализуют свое право на труд; такая профессиональная деятельность непосредственно связана с выполнением Государственным комитетом судебных экспертиз особых публично-правовых функций, в частности по проведению судебных экспертиз, ведению криминалистических учетов и коллекций, подтверждению на договорной основе соответствия служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, по осуществлению учета и хранения материалов и объектов, относящихся к его деятельности (статьи 1 и 10 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз), а также с обеспечением безопасности личности, общества и государства.

С учетом специфики указанной профессиональной деятельности, задач, стоящих перед Государственным комитетом судебных экспертиз, законодатель вправе определять в отношении кандидатов, принимаемых на работу в данный орган на должности лиц гражданского персонала не из числа государственных служащих, особые правила поступления на нее, предъявлять к таким лицам требования, касающиеся не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня, а также устанавливать специальные основания непринятия таких лиц на работу.

Конституционный Суд считает, что предусматриваемые Законом требования для обеспечения высокого уровня осуществления профессиональной деятельности принимаемыми на работу в Государственный комитет судебных экспертиз кандидатами в качестве лиц гражданского персонала, выполняющих конституционно значимые функции, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства, являются допустимыми и объективно оправданными, соответствуют части второй статьи 2, части первой статьи 21, части первой статьи 59 Конституции в их взаимосвязи с частями второй и третьей статьи 59 Конституции, согласно которым государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

4.2. В статье 33 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз, излагаемой в новой редакции, предусматривается, что судебным экспертом-стажером является лицо, занимающее в нем штатную должность государственного (медицинского) судебного эксперта-стажера или государственного (медицинского) судебного эксперта-специалиста (эксперта) в качестве государственного (медицинского) судебного эксперта-стажера либо штатную должность начальствующего состава, которое осваивает содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов либо проходит экспертную подготовку в Государственном комитете судебных экспертиз в целях приобретения необходимых теоретических и практических навыков для проведения соответствующего вида (подвида) судебной экспертизы (пункт 11 статьи 4 Закона).

Статьей 33 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз устанавливаются ограничения, при которых лицо не может быть судебным экспертом, судебным экспертом-стажером. Так, судебным экспертом-стажером не может быть лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; совершившее умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена; уволенное из правоохранительных, судебных и других государственных органов, иных организаций по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, – в течение трех лет со дня увольнения.

Оценивая конституционность приведенных законодательных норм, Конституционный Суд отмечает, что в связи с осуществлением публично значимой профессиональной деятельности судебные эксперты, судебные эксперты-стажеры наряду с наличием специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, искусства, ремесла должны соблюдать Конституцию, законодательные акты, правила этики, не совершать поступков, которые могли бы послужить основанием для сомнений в их добросовестности. Исходя из указанного, Конституционный Суд полагает, что устанавливаемые Законом ограничения, не позволяющие лицу быть судебным экспертом, судебным экспертом-стажером, являются объективно оправданными, соразмерными защищаемым Конституцией общественным и государственным интересам, правам и свободам других лиц и соответствуют положениям части второй статьи 13, статей 22, 39 и части первой статьи 41 Конституции.

4.3. Закон о Государственном комитете судебных экспертиз дополняется статьей 331, в которой устанавливаются особенности регулирования труда судебных экспертов и судебных экспертов-стажеров, и соответственно из статьи 11 данного Закона исключаются положения о полномочиях центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз определять особенности правового регулирования служебного (рабочего) времени и времени отдыха для сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов (пункты 4, 12 статьи 4 Закона).

В статье 331 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз предусматривается, что в целях обеспечения выбытия лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров по требованию уполномоченных должностных лиц в нерабочее время на место происшествия и (или) к месту работы для участия в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, проведения экспертных исследований либо в государственные организации здравоохранения для присутствия во время проведения операций по забору органов и (или) тканей у умерших доноров (далее – участие в неотложных действиях) в органах Государственного комитета судебных экспертиз организуется дежурство по месту жительства, время которого в рабочее время не включается; закрепляется возможность привлекать указанных лиц к дежурству по месту жительства и участию в неотложных действиях в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, без их согласия.

Статьей 331 Закона о Государственном комитете судебных экспертиз определяется, что время участия в неотложных действиях сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные дни, праздничные дни, в том числе время следования лица гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров к месту участия в неотложных действиях и обратно, учитывается отдельно как отработанное в сверхурочное время, выходные и праздничные дни (часть третья); время участия в неотложных действиях, а также иные сверхурочные работы не должны превышать для каждого лица гражданского персонала из числа судебных экспертов 180 часов в год, в пределах которых может увеличиваться продолжительность сверхурочных работ в неделю и ежедневной работы с учетом сверхурочных работ, установленная законодательством о труде (часть четвертая); предусматривается порядок подсчета отработанных лицом гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров в течение года выходных дней, затраченных на участие в неотложных действиях: один выходной день рассчитывается исходя из восьмичасового рабочего дня путем суммирования времени участия в неотложных действиях (часть пятая).

В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что законодатель вправе при осуществлении специального правового регулирования труда предусматривать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Такой подход законодателя не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства и закрепленных Конституцией права на равный доступ к любым должностям в государственных органах и права на труд, выбор профессии и рода занятий и работы (решения Конституционного Суда от 23 декабря 2011 г. № Р-659/2011, от 28 апреля 2012 г. № Р-694/2012, от 28 декабря 2015 г. № Р-1018/2015 и др.).

Подтверждая данную правовую позицию и исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой этот Кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус, преамбулы Закона о Государственном комитете судебных экспертиз, предусматривающей, что данный Закон определяет правовой статус, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников и лиц гражданского персонала, и статьи 19 указанного Закона, определяющей правовой статус лиц гражданского персонала (пункт 8 статьи 4 Закона), Конституционный Суд считает, что особое правовое регулирование труда лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров, в том числе путем установления для них дежурства по месту жительства и участия в неотложных действиях в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, без их согласия, а также увеличения продолжительности сверхурочных работ в неделю и ежедневной работы с учетом сверхурочных работ, установленной законодательством о труде, и особого порядка учета времени участия таких лиц в неотложных действиях обусловлено спецификой и характером судебно-экспертной деятельности, не искажает сущности принципа равенства в данной сфере труда, учитывает необходимость обеспечения оптимального баланса интересов личности, общества и государства, соответствует конституционно значимой цели обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, хозяйственно-процессуальных, административно-процессуальных и иных отношений, а следовательно, содействия правосудию (статья 22, часть первая статьи 60 Конституции).

Конституционный Суд отмечает, что по своему содержанию Закон устанавливает системное правовое регулирование общественных отношений в сфере судебно-экспертной деятельности, закрепляет единые подходы и правила, касающиеся деятельности судебных экспертов, судебных экспертов-стажеров, для обеспечения их оперативного участия в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях и др., проведения экспертных исследований, полного и качественного проведения судебных экспертиз, а также формирования единообразной правоприменительной практики и гарантирования тем самым защиты конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, что согласуется с положениями Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам судебно-экспертной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.