Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 июня 2017 г. № Р-1090/2017

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей».

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере социальной защиты семей, воспитывающих детей, в том числе с учетом практики применения Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм:

исходя из положений Конституции, провозгласивших Республику Беларусь социальным государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства и которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2);

исходя из закрепленных в Конституции принципов верховенства права (часть первая статьи 7), взаимной ответственности государства и гражданина (часть вторая статьи 2), равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их обеспечения и реализации (часть первая статьи 21, часть первая статьи 59);

исходя из конституционных положений о том, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья статьи 32 Конституции);

исходя из закрепленных в статье 47 Конституции положений о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; проявлении государством особой заботы о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов;

исходя из конституционного положения о гарантировании прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции), а также международных обязательств Республики Беларусь, вытекающих из международно-правовых актов в области прав человека, которые государство обязано выполнять посредством национальных усилий и международного сотрудничества, в соответствии со своей структурой и в максимальных пределах имеющихся ресурсов, всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер (статья 22 Всеобщей декларации прав человека, статьи 2 и 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);

исходя из признания того, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании; что особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска с достаточными пособиями по социальному обеспечению (статья 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

2. Осуществляя проверку конституционности Закона, в соответствии с которым Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» излагается в новой редакции (далее – Закон о государственных пособиях), Конституционный Суд обращает внимание на следующие его положения, как закрепляющие новые, так и уточняющие действующие нормы.

Так, пунктом 1 статьи 1 Закона о государственных пособиях конкретизируется перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственных пособий. В соответствии с данной нормой таким правом обладают: постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства; временно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на социальное страхование.

Законом уточняется, что государственные пособия на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь (получивших разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) на день обращения за назначением государственных пособий, назначаются при условии фактического проживания детей в Республике Беларусь (пункт 2 статьи 1 Закона о государственных пособиях). При этом требование о фактическом проживании в Республике Беларусь не распространяется на детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи.

Пунктом 3 статьи 1 Закона о государственных пособиях определяются категории детей, на которых предусмотренные данным Законом государственные пособия не назначаются и не выплачиваются. К ним относятся дети, проживающие и (или) обучающиеся в дневной форме получения образования за пределами Республики Беларусь, дети, выехавшие за пределы Республики Беларусь на срок более двух месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь, и детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи), а также дети, проживающие и зарегистрированные по месту пребывания в Республике Беларусь, у которых отсутствует регистрация по месту жительства в Республике Беларусь в связи с постоянным проживанием за пределами Республики Беларусь (подпункт 3.1); дети, находящиеся в домах ребенка, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания, дети, помещенные в учреждения стационарного социального обслуживания (часть первая подпункта 3.2); дети, находящиеся в домах ребенка исправительных колоний, а также дети, содержащиеся под стражей (подпункт 3.3); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях (подпункт 3.4); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на государственном обеспечении в приемных семьях, детских домах семейного типа (подпункт 3.6).

Требованиям статьи 1 Закона о государственных пособиях корреспондируют другие положения данного Закона, определяющие, в частности, условия реализации гражданами права на конкретный вид государственного пособия.

Так, в статье 11 указанного Закона для назначения пособия в связи с рождением ребенка предусматривается условие фактического проживания в Республике Беларусь не менее шести месяцев в общей сложности в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, для одного из родителей в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна в случае, если ребенок родился за пределами Республики Беларусь и зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь.

Временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства указанное пособие назначается при условии, если за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались не менее шести месяцев в общей сложности до дня возникновения права на указанное пособие.

Проверяя конституционность приведенных положений Закона о государственных пособиях, Конституционный Суд принимает во внимание, что статья 47 Конституции, определяя случаи, в которых гражданам гарантируется право на социальное обеспечение, устанавливает, что иные случаи могут быть определены законом. Учитывая конституционные положения, наделяющие Парламент правом принимать законы об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об основах социальной защиты (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98), Конституционный Суд отмечает, что при осуществлении правового регулирования отношений, связанных с социальной защитой, законодатель располагает достаточно широкой дискрецией по определению формы, порядка и условий социального обеспечения. При этом с учетом конституционных принципов равенства и справедливости, определяя основные требования относительно условий, порядка назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, их размера и источников финансирования и др., законодатель призван обеспечивать равное отношение к лицам, находящимся в равных условиях при одинаковых или сходных обстоятельствах, не допуская неоправданных различий в правах таких лиц.

Исходя из того, что социальный характер государства, каковым в соответствии со статьей 1 Конституции является Республика Беларусь, обусловливает оказание помощи в первую очередь тем слоям и группам населения, категориям граждан, которые в силу возраста, болезни или иных объективных обстоятельств не могут посредством только своих усилий, умений и навыков поддерживать достойный уровень жизни, удовлетворять основные жизненные потребности, в связи с чем нуждаются в государственной поддержке и защите, Конституционный Суд приходит к выводу, что определение в Законе о государственных пособиях категорий граждан, имеющих право на получение государственных пособий, в том числе категорий детей, на которых государственные пособия не назначаются и не выплачиваются, условий назначения и выплаты государственных пособий отвечает характеру социального государства, а также требованиям принципа правовой определенности.

3. Из статьи 3, устанавливающей виды государственных пособий, а также статьи 10 Закона о государственных пособиях, определяющей порядок и условия реализации права на получение пособия женщинами, ставшими на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, следует, что данное пособие назначается женщинам, ставшим на учет по беременности в организациях здравоохранения независимо от формы собственности указанных организаций.

Конституционный Суд считает, что закрепление права на указанное пособие за беременной женщиной, в том числе суррогатной матерью, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения независимо от формы собственности данной организации, должным образом обеспечивает гарантирование права беременной женщины на указанное пособие при соблюдении установленных законом условий, основывается на положениях Конституции о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), а также о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (часть вторая статьи 45).

4. В пункте 5 статьи 18 Закона о государственных пособиях законодателем дифференцируется размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в зависимости от степени утраты таким ребенком здоровья.

Так, устанавливается, что данное пособие назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах: по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, – 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно – 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а после достижения ребенком возраста 3 лет – 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Приведенные законодательные положения, по мнению Конституционного Суда, направлены на усиление социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что отвечает характеру социального государства. Совершенствуя положения Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», корректируя порядок и условия их назначения и выплаты, устанавливая конкретные размеры пособий, законодатель обеспечивает возможность надлежащего выполнения государством своей социальной функции.

При этом Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную им в решениях от 10 ноября 2010 г. № Р-507/2010 и от 26 декабря 2012 г. № Р-786/2012, о том, что обеспечение должного законодательного регулирования назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, исходя из финансово-экономических возможностей государства, согласуется с положениями международно-правовых документов по правам человека, которые относят механизмы регулирования социальных прав на усмотрение национального законодателя.

Конституционный Суд считает, что закрепленные в Конституции положения о человеке как высшей ценности, праве каждого на достойный уровень жизни, особой защите семьи, материнства, отцовства и детства, обязанности государства принимать все доступные ему меры по полному осуществлению прав граждан (статьи 2, 21, 32 и 59) предполагают в том числе обязанность государства по поддержке семей, воспитывающих детей, в частности путем закрепления обоснованного перечня получателей государственных пособий, порядка и условий их назначения и выплаты, повышения размера этих пособий. Вместе с тем из приведенных и других норм Конституции не следует, что материальное благополучие каждой семьи в целом и каждого ребенка в отдельности должно обеспечиваться только и единственно с помощью мер социальной поддержки и защиты государства. Такое понимание роли государства не отвечало бы требованию части третьей статьи 32 Конституции, обязывающему родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. В то же время государство, будучи социально ориентированным, должно оказывать поддержку семьям, воспитывающим детей, особенно в случаях, когда в силу объективных обстоятельств ребенок не может быть обеспечен необходимыми средствами.

С учетом изложенного Конституционный Суд приходит к выводу, что закрепляемое в Законе о государственных пособиях законодательное регулирование направлено на надлежащую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, установление правовых механизмов, обеспечивающих указанным институтам защиту, адекватную целям социального государства на современном этапе, с учетом уровня его развития и финансовых возможностей.

5. Конституционный Суд отмечает наличие в Законе о государственных пособиях норм, ограничивающих права отдельных категорий граждан.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Закона государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, наделяются правом самостоятельно запрашивать и получать без письменного согласия граждан из государственных органов, иных организаций любых организационно-правовых форм документы и (или) сведения, в том числе содержащие персональные данные граждан, если такие документы и (или) сведения относятся к числу запрашиваемых, а также обрабатывать, хранить и использовать информацию, содержащуюся в представленных гражданами либо запрошенных документах и (или) сведениях.

Конституционный Суд считает, что нормы Закона о государственных пособиях о пользовании персональными данными граждан и иной информацией без выяснения воли обладателя таких данных, будучи предназначенными для целей назначения и выплаты государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений, отвечают положениям статьи 28 Конституции, гарантирующей каждому право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, поскольку определены законом в конституционно значимых интересах, соразмерны таким интересам и обоснованны.

С учетом выявленного конституционно-правового смысла норм Закона Конституционный Суд считает, что они направлены на обеспечение государственной защиты семей, воспитывающих детей, совершенствование порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий, уточнение их содержания, а также на согласование отдельных положений с нормами других законодательных актов в целях их единообразного понимания и применения.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий – заместитель
Председателя Конституционного Суда
Республики Беларусь

Н.А.Карпович

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.