Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 июля 2014 г. № Р-941/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» (далее – Закон о ценообразовании), а также согласования их с нормами ряда иных законодательных актов Республики Беларусь и актов законодательства Таможенного союза, регламентирующих отношения в данной сфере.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13). Согласно части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Из анализа содержания приведенных конституционных положений следует вывод о том, что в Республике Беларусь должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, в том числе путем установления правовых основ ценовой политики.
2. Законом (пункт 2 статьи 1) статья 2 Закона о ценообразовании, определяющая законодательство Республики Беларусь о ценообразовании, излагается в новой редакции. Согласно части третьей указанной статьи, если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международных договоров.
В соответствии с положениями законов Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20), «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда для применения норм международного договора требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.
Устанавливаемый законодательный подход направлен на реализацию положения части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства.
Указанные положения согласуются с таким общепризнанным принципом международного права, как принцип добросовестного выполнения обязательств по международному договору, закрепленный в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.
3. Законом (пункты 7, 8 статьи 1) вносятся изменения и дополнения в статьи 7, 8 Закона о ценообразовании, определяющие сферу применения регулируемых цен (тарифов) и способы регулирования цен (тарифов).
3.1. Согласно пункту 7 статьи 1 Закона в перечень случаев, при которых применяются регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь, включены товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий, вместо товаров (работ, услуг) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр. Конституционный Суд отмечает, что сокращение сферы применения регулируемых цен (тарифов) в части обязательного применения их только на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, и услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий в сферах естественных монополий, способствует оптимизации соотношения применения свободного и регулируемого ценообразования. При этом государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий в условиях отсутствия конкуренции направлено на предотвращение злоупотребления ими своим положением на рынке с целью максимального увеличения своей прибыли, сдерживание роста цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий.
При внесении данного изменения в Закон о ценообразовании законодателем учтены также нормы Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, подписанного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 года, в силу которых ценовое регулирование допускается в отношении субъектов естественных монополий.
3.2. Статья 8 Закона о ценообразовании дополняется нормой, определяющей, что регулирование цен (тарифов), наряду с такими способами регулирования цен (тарифов), как установление фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных надбавок (скидок, наценок) и др., может осуществляться путем индексации цен (тарифов). Соответственно статья 3 указанного Закона дополняется понятием «индексация цен (тарифов)» и определением его как изменение уровня цены (тарифа) путем применения коэффициента к цене (тарифу) в порядке, установленном законодательством (пункты 3, 8 статьи 1 Закона).
Дополнение законодателем перечня способов регулирования цен (тарифов) направлено на расширение возможности государственных органов (организаций), уполномоченных осуществлять регулирование цен (тарифов), выбрать конкретный способ их регулирования с учетом государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике.
По мнению Конституционного Суда, положения Конституции о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, о гарантировании равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13) предполагают прежде всего свободу предпринимательства, которая представляет собой универсальный (интегрированный) конституционно-правовой принцип, объединяющий несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принципы равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, свободы конкуренции и др.).
Вместе с тем в процессе установления правовых основ государственной политики в области ценообразования (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), исходя из целей политики Республики Беларусь как социального государства, законодатель вправе предусмотреть и ограничения свободы предпринимательской деятельности, определив случаи применения регулируемых цен (тарифов) и способы их регулирования уполномоченными на то государственными органами (организациями). При этом ограничения свободы предпринимательской деятельности должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией, а именно вводиться законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции) и носить соразмерный (пропорциональный) характер.
4. Законом излагается в новой редакции статья 9 Закона о ценообразовании, регламентирующая полномочия Президента Республики Беларусь в области ценообразования, а также статьи 10, 11 Закона о ценообразовании, определяющие государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов), и их полномочия.
Так, Законом о ценообразовании устанавливается, в частности, что Президент Республики Беларусь в области ценообразования определяет единую государственную политику, перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, а также государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов) с учетом положений этого Закона (статья 9); Совет Министров наделяется полномочиями по обеспечению проведения единой государственной политики в области ценообразования, осуществлению регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги) в пределах своей компетенции и др. (часть первая статьи 11).
Положениями Закона о ценообразовании предусматривается, что республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов), проводит единую государственную политику в области ценообразования; обеспечивает единые подходы в области ценообразования, в том числе определяет порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования и осуществляет методическое руководство ценообразованием и др. (часть вторая статьи 11); иные государственные органы (организации) в пределах своей компетенции осуществляют регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), а также иные полномочия в области ценообразования, возложенные на них данным Законом и иными актами законодательства (часть третья статьи 11).
Указанные положения Закона о ценообразовании согласуются с нормами Конституции о том, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); Президент Республики Беларусь осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (пункт 30 статьи 84); Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики (абзацы первый, второй и пятый статьи 107); местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов (статья 120).
Кроме того, нормы Закона о ценообразовании согласовываются с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», и тем самым обеспечивается реализация вытекающего из принципа верховенства права (статья 7 Конституции) принципа правовой определенности, предполагающего создание правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечивают ясность, точность, непротиворечивость и согласованность правовых норм.
5. Конституционные нормы о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантировании равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества обязывают государство поддерживать конкуренцию, создавать условия для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, противодействовать недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны государственных органов и иных организаций. При этом государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию.
Статьями 14, 15 Закона о ценообразовании, излагаемыми в новой редакции, устанавливается, что контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства Республики Беларусь о ценообразовании осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, структурным подразделением с правами юридического лица республиканского органа государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов), областными и Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с законодательством; лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о ценообразовании, несут ответственность в соответствии с законодательными актами (пункт 13 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, определение в Законе системы государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением субъектами, реализующими товары (работы, услуги), законодательства Республики Беларусь о ценообразовании, согласуется с положениями статьи 13 Конституции и направлено на развитие благоприятной конкурентной среды на товарных рынках, защиту прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также потребителей товаров (работ, услуг).
6. Согласно Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).
На основании и в развитие указанной конституционной нормы в новой редакции статьи 16 Закона о ценообразовании закрепляется право субъектов ценообразования на обжалование решений государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов), их должностных лиц в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) в суд в установленном законодательством порядке (пункт 13 статьи 1 Закона).
Таким образом, положения Закона согласуются с конституционными принципами и нормами и направлены на совершенствование правовых основ государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |