Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 ноября 2010 г. № Р-507/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 октября 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 октября 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом уточняются положения Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с учетом устранения правовых пробелов, конкретизации некоторых юридических формулировок, в том числе с учетом практики применения, а также согласования отдельных норм названного Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 642 «Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет».
1. При проверке Закона на предмет его конституционности Конституционный Суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Республика Беларусь является социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены в качестве высшей ценности и цели общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2) и каждый имеет право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21). В Основном Законе предусмотрено, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32).
Реализация закрепленного в Конституции положения о необходимости государственной поддержки семьи, материнства и детства предполагает принятие комплекса мер, обеспечивающих для соответствующей категории граждан условия реализации ими права на достойный уровень жизни, одним из которых является предоставление семьям, воспитывающим детей, определенных видов государственных пособий.
Аналогичные подходы содержатся и в международных актах.
Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о том, что участвующие в данном Пакте государства признают, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (пункт 1 статьи 10).
В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, предусмотрено, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени (статья 26).
Согласно части третьей статьи 21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
2. Конституционный Суд отмечает, что часть изменений и дополнений, вносимых Законом (пункты 2, 9, 10, 13, 14 и другие пункты статьи 1) в отдельные статьи Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», направлена на достижение однозначного понимания нормативных положений и их единообразного применения на практике, что отвечает принципу правовой определенности.
Ряд изменений и дополнений, вносимых в указанный Закон, направлен на усиление социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (например, выплата ежемесячного пособия на детей-инвалидов, которые зарегистрированы в качестве безработных без выплаты пособия по безработице, либо на детей-инвалидов, которые обучаются на факультетах довузовской подготовки, подготовительных отделениях, подготовительных курсах и не работают, – по день достижения ими возраста 18 лет). Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона увеличивается размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 80 до 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Конституционный Суд считает, что увеличение размера государственного пособия указанной категории лиц свидетельствует о реализации государством конституционной обязанности по созданию для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих им возможность осуществления возложенных на семью социальных функций, связанных с воспитанием детей. Одновременно обеспечивается согласование норм Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 642 «Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет».
3. В соответствии с дополнением, вносимым в статью 13 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и одновременно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, получающим стипендию, предусматривается назначение государственного пособия в размере 50 процентов пособия установленной величины. Конституционный Суд считает, что дифференцированный подход законодателя к определению размера пособия в зависимости от получения лицом, осуществляющим уход за ребенком, выплат иного характера является правомерным. Государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Она носит комплексный характер и включает права, льготы и преимущества, гарантии их реализации, иные социальные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение материального положения нуждающихся семей, обеспечение им прожиточного минимума.
Конституционный Суд считает, что определение пособия в половинном размере согласуется и с законодательными подходами, уже нашедшими закрепление в части третьей статьи 13 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» применительно к лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени, и которым государственное пособие выплачивается также в половинном размере.
Законодательное определение конкретного размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, осуществляется в рамках единой государственной политики в области социального обеспечения.
Конституционный Суд, основываясь на положениях Конституции о защите семьи, материнства, отцовства и детства, приходит к выводу о том, что законодатель, развивая положения Конституции в специальных законах, в том числе предусматривая меры социальной поддержки в форме государственных пособий, определяет уровень социальной защиты отдельных категорий граждан исходя из принципа социальной справедливости и в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. В силу этого законодатель обязан оперативно реагировать на изменения данной ситуации для того, чтобы наилучшим образом защитить нуждающиеся в поддержке семьи, воспитывающие детей.
Обеспечение должного законодательного регулирования назначения и выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей, исходя из сложившихся реалий в государстве согласуется и с международными документами по правам человека, которые относят механизм регулирования социальных прав на усмотрение законодателя каждого государства.
4. Внесение Законом изменений и дополнений в статью 15, часть четвертую статьи 16, часть первую статьи 20 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», касающихся расширения круга лиц, имеющих право на пособие на детей старше трех лет и на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, путем указания в соответствующих нормах на усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей (пункты 5, 6, 8 статьи 1), направлено на обеспечение конституционного принципа верховенства права и согласование норм указанного Закона с нормами Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (статьи 119, 157 и другие), согласно которым между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми; опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, находящихся под их опекой или попечительством, создавать этим лицам необходимые бытовые условия, обеспечивать их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.
5. В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Закона вносятся изменения и дополнения в статью 27 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», предусматривающие передачу функций по назначению и выплате государственных пособий от таких нанимателей, как коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, органам по труду, занятости и социальной защите. Оценивая эти изменения и дополнения, Конституционный Суд исходит из того, что обязанностью социального государства является не только правовое регулирование отношений, касающихся предоставления отдельным категориям граждан права на получение государственных пособий, но и создание эффективного механизма реализации указанного права. Передача функций по назначению и выплате государственных пособий от указанных нанимателей органам по труду, занятости и социальной защите усиливает социальную защиту лиц, имеющих право на получение государственных пособий, обеспечивая им гарантированную и своевременную реализацию такого права.
6. Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой государственных пособий семьям, воспитывающим детей, развитие и конкретизацию конституционных положений, что согласуется с принципами социального государства, обеспечивает формирование такой законодательной базы, которая отвечает требованиям надлежащей правовой, социальной и экономической защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |