Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 июня 1998 г. № З-67/98

О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.

с участием представителей сторон:

Президента Республики Беларусь, внесшего предложение о проверке конституционности нормативных актов: Миклашевича П.П. – первого заместителя Министра юстиции Республики Беларусь;

Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Александрова В.М. – заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству; Демидовой И.Е. – заведующей отделом хозяйственного, трудового и социального законодательства управления экспертизы законопроектов Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Бурого В.В. – заведующего отделом гражданского, социального и хозяйственного законодательства экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики;

Верховного Суда Республики Беларусь: Минца И.Н. – судьи, секретаря Пленума Верховного Суда

рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий».

В судебном заседании приняли участие: Жданович И.Н. – заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; Ивановский А.В. – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь.

Производство по делу возбуждено 19 мая 1998 года по предложению Президента Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статей 5 и 6 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.

Проверке подлежали статья 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (СЗ БССР, 1984, № 35, ст. 505) и пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий».

Статья 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в дальнейшем – КоАП), предусматривающая порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установила, в частности, следующее.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – в исполнительный комитет соответствующего Совета депутатов или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета депутатов – в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета депутатов или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным; постановление о наложении иного административного взыскания – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания;

4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);

5) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, – вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» разъяснено следующее: «При решении вопроса о принятии к производству суда жалобы на постановление об административном правонарушении следует иметь в виду, что согласно статьям 266 и 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях такое постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, решение исполкома поселкового, сельского Совета депутатов о наложении любого вида административного взыскания, а также постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа может быть обжаловано в суд, если оно не было обжаловано в ином предусмотренном статьей 267 названного Кодекса порядке, то есть постановление комиссии – в исполком соответствующего Совета депутатов, решение исполкома поселкового, сельского Совета депутатов – в вышестоящий исполком Совета депутатов, постановление иного органа (должностного лица) – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

Жалоба на постановление иного органа (должностного лица) о наложении других видов административных взысканий (кроме штрафа) принимается к производству суда лишь после рассмотрения ее вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом).

Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания».

В своем предложении Президент Республики Беларусь поставил вопрос о проверке конституционности статьи 267 КоАП и пункта 2 названного постановления Пленума и указал, что положения статьи 267 КоАП и постановления Пленума Верховного Суда о том, что если заинтересованное лицо использовало предоставленное ему законом право обжалования постановления по делу об административном правонарушении в иной орган (кроме суда), то права на обращение в суд с жалобой на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий оно не имеет, вступают в противоречие со статьей 60 Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждому гражданину гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Заслушав судью-докладчика Кеник К.И., представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и других нормативных актов Республики Беларусь, а также международно-правовых актов, судебную практику, Конституционный Суд установил следующее.

Проверяемая Конституционным Судом статья 267 КоАП определяет порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Пунктами 1, 2 и 3 указанной статьи, в частности, предусмотрено, что постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних могут быть обжалованы в исполнительный комитет соответствующего Совета депутатов или в районный (городской) суд; решение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета депутатов – в исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов или в районный (городской) суд; постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд.

Конституционный Суд не может согласиться с доводами о том, что статья 267 КоАП не содержит ограничений для обращения гражданина в суд, поскольку исходя из анализа ее содержания можно сделать вывод об альтернативной подведомственности обжалования постановлений по делу об административном правонарушении: или в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), или в суд.

В соответствии со статьей 11 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» при проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Изучив практику применения статьи 267 КоАП, Конституционный Суд установил, что данная норма закона применяется таким образом, что если заинтересованное лицо реализовало право на внесудебный порядок обжалования постановления в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), то жалоба на постановление о наложении административного взыскания рассмотрению в суде не подлежит.

Такое разъяснение содержится в абзаце втором пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий», согласно которому постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в суд, если оно не было обжаловано в ином предусмотренном статьей 267 КоАП порядке.

Судебная практика не изменилась и после принятия 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь, согласно статье 61 которой каждому гарантировалась защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 28 июня 1996 г. № 7 «О выполнении судами постановления № 7 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 года «О практике рассмотрения судами жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» указал, что при рассмотрении таких дел следует неукоснительно выполнять требования статьи 267 КоАП о порядке обжалования постановления об административном правонарушении (Судовы веснік, 1996, № 3).

Таким образом, Верховный Суд, направляя судебную практику, не обеспечил верховенство норм Конституции, гарантирующих право каждому на судебную защиту, не привел принятые Пленумом постановления в соответствие с Конституцией.

Указанными разъяснениями Пленума Верховного Суда общие суды Республики Беларусь руководствуются при рассмотрении дел данной категории до настоящего времени. Так, определением судьи суда Речицкого района от 7 апреля 1997 г. отказано в принятии жалобы гражданки К. на постановление Государственной налоговой инспекции по Речицкому району о наложении штрафа. Верховный Суд Республики Беларусь, оставив без изменения определение судьи, указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 267 КоАП Республики Беларусь постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный суд, решение которого является окончательным. По мнению Верховного Суда, «следовательно, законом установлен внесудебный или судебный порядок обжалования административного взыскания в виде штрафа. Поэтому в силу закона реализация гражданского права на внесудебный порядок обжалования взыскания является препятствием для обращения гражданина по этому же вопросу в суд» (Судовы веснік, 1997, № 4).

В связи с изложенным Конституционный Суд считает, что ограничение права на судебную защиту при реализации права на внесудебный порядок обжалования административного взыскания противоречит статье 60 Конституции, гарантирующей право каждому на защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Проанализировав положения пункта 3 статьи 267 КоАП о том, что постановления о наложении иного административного взыскания (кроме штрафа) обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, Конституционный Суд считает, что наличие в данном случае обязательного предварительного досудебного порядка разрешения жалобы с правом дальнейшего обжалования в суд Конституции не противоречит.

Конституционный Суд пришел к выводу, что положения пунктов 4 и 5 статьи 267 КоАП об обжаловании в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) постановлений о наложении административных взысканий в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, без предоставления права обжаловать эти постановления в суд не соответствуют статье 60 Конституции Республики Беларусь, поскольку и в этих случаях должно быть право на обращение в суд.

Конституционный Суд отмечает, что не соответствующие Конституции Республики Беларусь нормы статьи 267 КоАП и пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 противоречат также и международно-правовым актам.

Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что каждый человек для определения его прав и обязанностей имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10). Международным пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (статья 14); каждое государство, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (статья 2).

Право на судебную защиту относится к общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Согласно статье 137 Конституции Республики Беларусь Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

Статьей 142 Конституции установлено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 6, 34, 38, 40 и 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах пункты 1, 2, 3 статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» в части непризнания за гражданином права на обжалование в суд постановления по делу об административном правонарушении в случае обжалования его в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а пункты 4 и 5 статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – в части закрепления правила об обжаловании постановления только в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и отсутствия у гражданина права на обжалование в суд постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола.

Считать указанные положения не имеющими юридической силы со дня принятия настоящего Заключения.

2. Национальному собранию Республики Беларусь и Верховному Суду Республики Беларусь привести соответственно нормы статьи 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» в соответствие с настоящим Заключением.

3. До внесения изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в постановление Пленума Верховного Суда от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» в соответствии со статьями 137 и 142 Конституции должна непосредственно применяться норма статьи 60 Конституции Республики Беларусь.

4. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в «Народнай газеце», «Звяздзе» и в тех изданиях, где были опубликованы проверяемые нормативные акты, а также в «Ведамасцях Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь».

5. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

Г.А.Василевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.