Официальная правовая информация |
20 июля 2007 г. № 271-З
Об обращении с отходами
Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года
Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);
Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 93-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1645);
Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880);
Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1892);
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 130-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 2/2128);
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 288-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 2/2286);
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);
Закон Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 186-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.06.2019, 2/2624);
Закон Республики Беларусь от 28 июня 2022 г. № 178-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2022, 2/2898);
Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 333-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2024, 2/3052) – новая редакция
Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на предотвращение, уменьшение объемов образования отходов и максимальное их использование, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество, находящееся в государственной собственности, имущество юридических и физических лиц (далее – имущество).
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Вид отходов – совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
2. Временное хранение отходов – содержание отходов в месте временного хранения отходов до их заготовки, сортировки, использования, обезвреживания, захоронения и (или) долговременного хранения.
3. Вторичные материальные ресурсы – отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь.
4. Долговременное хранение отходов – содержание отходов, в отношении которых отсутствует возможность использования, обезвреживания и (или) захоронения на территории Республики Беларусь, на объектах хранения отходов.
5. Заготовка отходов – прием на возмездной или безвозмездной основе отходов, образующихся после утраты товарами и упаковкой потребительских свойств (далее – отходы товаров и упаковки), в целях их накопления и дальнейшей передачи на использование и (или) обезвреживание.
6. Засорение окружающей среды отходами – нахождение в окружающей среде отходов первого–третьего классов опасности в любом количестве и на любой площади земель, иных отходов в количестве более одной тонны или на площади земель свыше трех квадратных метров в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды.
7. Захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования, обезвреживания.
8. Инвентаризация отходов производства – определение количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета таких отходов и установления нормативов их образования.
9. Использование отходов (утилизация отходов) (далее – использование отходов) – применение отходов для производства продукции (переработка отходов), производства (выработки) электрической и (или) тепловой энергии (далее – энергия), выполнения работ (оказания услуг).
10. Коммунальные отходы – все отходы потребления, а также отходы производства, включенные в устанавливаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства перечень отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.
11. Лимит захоронения отходов производства – максимальное количество отходов производства определенного вида, установленное производителю отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов.
12. Лимит хранения отходов производства – максимальное количество отходов производства определенного вида, установленное производителю отходов на определенный период времени для долговременного хранения их на объектах хранения отходов.
13. Медицинские отходы – отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности.
14. Место временного хранения отходов – капитальное строение (здание, сооружение), его часть, специальное оборудование (контейнер и т.п.), иное место, предназначенные для временного хранения отходов.
15. Норматив образования отходов производства – предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или производстве (выработке) единицы энергии, а также при выполнении работы (оказании услуги).
16. Обезвреживание отходов – уничтожение отходов (в том числе сжигание отходов, не связанное с их использованием) и (или) действия, совершаемые с отходами, приводящие к снижению или ликвидации их опасных свойств.
17. Обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов (в том числе разделением отходов по видам производителем отходов при их сборе, сортировкой отходов), удалением, перевозкой, заготовкой, использованием, обезвреживанием, захоронением и (или) хранением.
18. Объект захоронения отходов – полигон, иное капитальное строение (здание, сооружение), предназначенные для захоронения отходов.
19. Объект обезвреживания отходов – капитальное строение (здание, сооружение), его часть и (или) оборудование (установка), предназначенные для обезвреживания отходов.
20. Объект по использованию отходов – капитальное строение (здание, сооружение), его часть и (или) оборудование (установка), предназначенные для использования отходов.
21. Объект хранения отходов – капитальное строение (здание, сооружение), его часть и (или) оборудование, предназначенные для долговременного хранения отходов.
22. Опасные отходы – отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, имуществу вследствие их вредного воздействия.
23. Отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие свои потребительские свойства (отсутствует возможность использования веществ или предметов, относящихся к продукции, по первоначальному их предназначению), за исключением:
23.1. веществ или предметов, образующихся и применяемых в качестве сырья в рамках одного и того же технологического процесса;
23.2. веществ или предметов, образующихся в процессе производства продукции и в своем исходном состоянии соответствующих требованиям, предъявляемым к продукции;
23.3. трупов (тел, останков) людей, животных.
24. Отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования.
25. Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – субъекты хозяйствования) экономической деятельности (производства продукции, производства (выработки) энергии, выполнения работ (оказания услуг)).
26. Перевозка отходов – перемещение отходов с использованием транспортного средства от места их отправления до места назначения, выполняемое на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив) отходов, их выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения отходов в транспортном средстве, требующееся в соответствии с условиями перевозки.
27. Производитель отходов – субъект хозяйствования, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо), экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводят к образованию отходов.
28. Размещение отходов – хранение и (или) захоронение отходов.
29. Санкционированное захоронение отходов – захоронение отходов в санкционированном месте захоронения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
30. Санкционированное место захоронения отходов – объект захоронения отходов, определенный производителю отходов для их захоронения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
31. Санкционированное место хранения отходов – объект хранения отходов или место временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
32. Санкционированное хранение отходов – хранение отходов в санкционированном месте хранения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
33. Сбор отходов – накопление отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления.
34. Собственник отходов – субъект хозяйствования, физическое лицо, приобретшие право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате их экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и гражданским законодательством.
35. Сортировка отходов – разделение по видам отходов потребления и отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, и извлечение из них вторичных материальных ресурсов и (или) подлежащих обезвреживанию отходов в целях их дальнейшей передачи на использование и (или) обезвреживание.
36. Удаление отходов – временное хранение отходов и передача их на заготовку, сортировку, использование, обезвреживание, захоронение и (или) долговременное хранение.
37. Учет отходов – система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.
38. Хранение отходов – временное и (или) долговременное хранение отходов.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами
1. Отношения в области обращения с отходами регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а также международными договорами Республики Беларусь.
2. Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства об обращении с отходами.
3. Отношения, возникающие в процессе обращения с радиоактивными отходами, отходами, загрязненными радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС ниже уровня, установленного нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для радиоактивных отходов, отходами взрывчатых веществ и материалов, регулируются законодательством о ядерной и радиационной безопасности, о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, об оружии.
4. Отношения, возникающие в процессе обращения с генно-инженерными организмами, отнесенными к отходам, регулируются законодательством о безопасности генно-инженерной деятельности.
5. Отношения, возникающие в процессе обращения с продуктами животного происхождения, отнесенными к отходам, регулируются законодательством в области ветеринарной деятельности, за исключением отношений, возникающих в процессе уничтожения кормов и кормовых добавок, отнесенных к отходам, которые регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
6. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, регулируются законодательством в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
7. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
8. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, образовавшимися в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о таможенном регулировании.
9. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством об обороне.
10. Отношения, связанные с охраной и использованием земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов и растительного мира, возникающие при обращении с отходами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об охране и использовании вод, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании растительного мира, если эти отношения не урегулированы законодательством об обращении с отходами.
11. Отношения, связанные с платежами при обращении с отходами, регулируются налоговым законодательством, законодательством о коммунальном хозяйстве, о ценообразовании, гражданским законодательством, а также настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (в части, касающейся отношений, связанных с обращением с отходами товаров и упаковки).
12. Отношения, связанные с ввозом и (или) вывозом отходов, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, законодательством о внешнеэкономической деятельности, о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
13. Совершение сделок с отходами регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
14. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Право собственности на отходы и сделки с ними
1. Право собственности на отходы приобретают:
производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, или иным договором, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;
субъект хозяйствования, физическое лицо – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность;
юридическое лицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления – с момента размещения отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.
Право собственности на вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, с момента образования таких отходов приобретают заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством.
2. Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами.
3. Отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях:
3.1. их заготовки и (или) сортировки – субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с заготовкой и (или) сортировкой отходов;
3.2. их использования – на объекты, включенные в реестр объектов по использованию отходов, а также использования для изоляции слоев отходов – на объекты захоронения отходов, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
3.3. их обезвреживания и (или) захоронения – на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
3.4. выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и (или) обезвреживанием отходов;
3.5. их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение за пределы территории Республики Беларусь.
4. Отчуждение отходов физическому лицу допускается только в целях их использования для собственных нужд.
Не допускается отчуждение физическому лицу отходов, включенных в перечень отходов, передача которых физическим лицам запрещается, устанавливаемый Советом Министров Республики Беларусь.
5. Отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков, которые обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.
В случае выявления производителей отходов, разместивших отходы на земельных участках, им не принадлежащих, указанные производители осуществляют сбор и удаление этих отходов, а также принимают иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество либо возмещают стоимость таких работ землепользователям, указанным в части первой настоящего пункта.
Статья 4. Основные принципы и направления единой государственной политики в области обращения с отходами
1. Основными принципами в области обращения с отходами являются:
1.1. обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов;
1.2. нормирование образования отходов, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;
1.3. применение наилучших доступных технических методов при обращении с отходами;
1.4. приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению и приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению;
1.5. экономическое стимулирование в области обращения с отходами;
1.6. платность размещения отходов;
1.7. ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами;
1.8. возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью людей, имуществу, в том числе в результате засорения, загрязнения окружающей среды отходами, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды;
1.9. обеспечение субъектам хозяйствования и физическим лицам доступа к информации в области обращения с отходами.
2. Основными направлениями единой государственной политики в области обращения с отходами являются следующие направления в порядке приоритетности:
2.1. предотвращение образования отходов;
2.2. уменьшение объемов образования отходов;
2.3. переработка отходов;
2.4. применение отходов для производства (выработки) энергии;
2.5. применение отходов для выполнения работ (оказания услуг);
2.6. обезвреживание отходов.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами
Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции.
Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами:
1.1. определяет единую государственную политику;
1.2. устанавливает порядок и условия предоставления государственной поддержки субъектам хозяйствования, осуществляющим обращение с отходами, в том числе путем установления льгот, иных мер экономического стимулирования;
1.3. осуществляет государственное регулирование в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов;
1.4. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных настоящим Законом.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами
Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами:
утверждает государственные программы;
устанавливает порядок и условия выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, а также порядок и условия прекращения действия этих заключений (разрешительных документов);
устанавливает порядок и условия выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов, а также порядок и условия прекращения действия этих заключений (разрешительных документов);
устанавливает перечень отходов, передача которых физическим лицам запрещается;
определяет порядок регистрации принятых (введенных) в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядок учета принятых (введенных) в эксплуатацию объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов;
устанавливает порядок и условия выполнения субъектами хозяйствования, осуществляющими производство и (или) ввоз товаров, обязанностей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и предоставлению информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
устанавливает перечень отходов товаров и упаковки, сбор которых от физических лиц должны обеспечивать юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, и порядок сбора таких отходов;
утверждает положение о специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – операторе в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обращения с отходами
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий, направленных в первую очередь на предотвращение, уменьшение объемов образования отходов;
координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами, а также иных организаций в этой области, за исключением координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
утверждает общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» (далее – классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь);
определяет совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям порядок установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, в том числе форму заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства и перечень опасных для окружающей среды, здоровья людей, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства;
устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям порядок разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства;
утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и устанавливает порядок его оформления;
выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, а также прекращает действие этих заключений (разрешительных документов);
выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов, а также прекращает действие этих заключений (разрешительных документов);
устанавливает порядок инвентаризации отходов производства;
осуществляет контроль в области обращения с отходами;
принимает участие в формировании экологической культуры и организации пропаганды знаний в области обращения с отходами;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 9. Компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с коммунальными отходами
Министерство жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции:
осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий, направленных в первую очередь на предотвращение, уменьшение объемов образования отходов;
устанавливает перечень отходов производства, относящихся к коммунальным отходам;
устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами;
осуществляет координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами путем создания специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения в области обращения с отходами
Министерство здравоохранения в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ, планов и мероприятий в области обращения с медицинскими отходами, направленных в первую очередь на предотвращение, уменьшение объемов их образования;
устанавливает совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды порядок обращения с медицинскими отходами;
осуществляет государственный санитарный надзор;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 11. Компетенция Министерства обороны в области обращения с отходами
Министерство обороны в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, образующимися при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны;
устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды порядок обезвреживания отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям в области обращения с отходами
Министерство по чрезвычайным ситуациям в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
участвует в реализации единой государственной политики, разработке и реализации государственных программ в области обращения с отходами;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 13. Компетенция Министерства антимонопольного регулирования и торговли в области обращения с отходами
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
выдает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством промышленности (в части лома и отходов черных и цветных металлов) лицензии на экспорт и (или) импорт товаров и дубликаты этих лицензий, а также приостанавливает, возобновляет или прекращает их действие;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 14. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами
1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;
1.2. утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в области обращения с отходами, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;
1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
2.1. формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в области обращения с отходами, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;
2.2. осуществляют организацию работы по удалению коммунальных отходов, а также обеспечивают необходимые условия для организации сортировки отходов (создание станций сортировки, пунктов досортировки коммунальных отходов и (или) региональных объектов сортировки твердых коммунальных отходов);
2.3. обеспечивают разработку и утверждают по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, схемы обращения с коммунальными отходами;
2.4. обеспечивают эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
2.5. осуществляют совместно со специально уполномоченной государственной некоммерческой организацией – оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами организацию работ в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
2.6. осуществляют организацию выполнения мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество;
2.7. информируют субъекты хозяйствования и физических лиц по вопросам обращения с отходами;
2.8. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 15. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством:
1.1. предоставления в соответствии с законодательными актами субъектам хозяйствования, осуществляющим обращение с отходами, льгот в целях обеспечения:
строительства объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, а также объектов, на которых осуществляется сортировка отходов;
совершенствования технологических процессов, направленных на предотвращение, уменьшение объемов образования отходов производства;
выполнения мероприятий по сбору, использованию и (или) обезвреживанию отходов;
осуществления инновационной деятельности в области обращения с отходами;
внедрения наилучших доступных технических методов производства товаров, обеспечивающих продление их жизненного цикла (долговечности), для предотвращения, уменьшения объемов образования отходов;
1.2. оказания субъектам хозяйствования, осуществляющим обращение с отходами, государственной финансовой поддержки в видах и (или) порядке, установленных законодательными актами.
2. Законодательными актами могут быть установлены иные виды экономического стимулирования в области обращения с отходами.
Статья 16. Государственные программы в области обращения с отходами
1. Государственные программы в области обращения с отходами разрабатываются в целях выполнения мероприятий по сбору, использованию и (или) обезвреживанию отходов, совершенствования технологических процессов, направленных на предотвращение, уменьшение объемов образования отходов.
2. Государственные программы в области обращения с отходами разрабатываются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области обращения с отходами, иными государственными организациями и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Государственные программы в области обращения с отходами должны включать показатели по сбору, заготовке, сортировке и использованию отходов и мероприятия по достижению этих показателей, строительству объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, а также иные мероприятия, необходимые для снижения вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
Статья 17. Классификация отходов
1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:
1.1. происхождения – на отходы производства и отходы потребления;
1.2. агрегатного состояния – на твердые отходы и жидкие отходы;
1.3. степени опасности – на опасные отходы и неопасные отходы;
1.4. возможности их использования – на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
2. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:
2.1. первый класс опасности – чрезвычайно опасные;
2.2. второй класс опасности – высокоопасные;
2.3. третий класс опасности – умеренно опасные;
2.4. четвертый класс опасности – малоопасные.
3. Классификация (идентификация) отходов осуществляется в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждаемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 18. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, то их установление обеспечивается производителем этих отходов.
2. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
3. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья людей, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность и иные опасные свойства).
4. Испытания и измерения объектов в целях определения показателей опасных свойств отходов проводятся испытательными лабораториями на основании гражданско-правовых договоров.
Проведение измерений осуществляется с учетом требований законодательства об обеспечении единства измерений.
Отбор проб отходов осуществляется в соответствии с требованиями методик, применяемых испытательными лабораториями, которыми проводятся испытания и измерения в целях определения показателей опасных свойств отходов.
По результатам определения показателей опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, установленного по результатам определения показателей опасных свойств отходов.
5. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов.
ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 19. Обязанности субъектов хозяйствования и физических лиц в области обращения с отходами
1. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
1.1. разрабатывать и принимать меры по предотвращению, уменьшению объемов образования отходов;
1.2. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если иное не предусмотрено статьей 25 настоящего Закона;
1.3. обеспечивать хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов;
1.4. использовать, обезвреживать отходы или обеспечивать их передачу на использование, обезвреживание;
1.5. обеспечивать захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов;
1.6. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами*;
1.7. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами**;
1.8. разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства*;
______________________________
* Требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
** Требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
1.9. обеспечивать соблюдение инструкций по обращению с отходами производства;
1.10. для организации работы в области обращения с отходами обеспечить наличие одного либо нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, и повышение их квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании;
1.11. предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об информации, информатизации и защите информации, о контрольной (надзорной) деятельности достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, органов Комитета государственного контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу субъектов хозяйствования и физических лиц;
1.12. осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды*;
1.13. не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
1.14. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Производители отходов производства помимо исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, также обязаны обеспечивать:
2.1. разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов*;
______________________________
* Требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
2.2. установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
3. Субъекты хозяйствования, осуществляющие эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, помимо исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, также обязаны:
3.1. вести учет отходов, поступающих на использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение;
3.2. осуществлять использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение отходов в соответствии с требованиями, установленными законодательством об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
3.3. содержать в технически исправном состоянии капитальные строения (здания, сооружения), их части и оборудование (установки), предотвращающие засорение, загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;
3.4. проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.
4. Собственники объектов захоронения отходов либо уполномоченные ими лица после завершения эксплуатации объектов захоронения отходов обязаны обеспечить проведение работ по их выводу из эксплуатации с последующими:
4.1. проведением локального мониторинга окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды;
4.2. обеспечением использования или обезвреживания продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
4.3. обеспечением рекультивации нарушенных земель с соблюдением требований, установленных законодательством об охране и использовании земель, об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
5. Собственники передаваемых во владение и (или) пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
6. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, а при их отсутствии – юридические лица, осуществляющие удаление отходов потребления, обязаны:
6.1. создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
6.2. обеспечивать удаление отходов потребления.
7. Физические лица обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам в соответствии с условиями, созданными для этого организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, либо юридическими лицами, осуществляющими удаление отходов потребления.
8. Собственники отходов потребления при невозможности их использования в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, обязаны принять меры по размещению отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов.
9. Собственники отходов либо уполномоченные ими субъекты хозяйствования при перевозке отходов обязаны:
9.1. использовать транспортные средства, обеспечивающие безопасную перевозку отходов;
9.2. указывать в договоре перевозки отходов требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке и условия, обеспечивающие безопасную перевозку отходов.
10. Собственники отходов производства при перевозке отходов производства обязаны оформлять сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Статья 20. Требования к обращению с отходами производства
1. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Порядок разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
3. Порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.
4. Обращение с медицинскими отходами осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 21. Требования к обращению с коммунальными отходами
1. Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения.
3. Технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Статья 22. Требования к обращению с отходами товаров и упаковки
1. Отходы товаров и упаковки подлежат сбору, обезвреживанию и (или) использованию. Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки распространяется на субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров.
2. Субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, обязаны:
2.1. обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки путем:
применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
заключения договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки со специально уполномоченной государственной некоммерческой организацией – оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки на текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования этой организации;
2.2. предоставлять информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки независимо от способа ее выполнения в адрес специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
3. Порядок и условия выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, включая:
3.1. круг лиц, на которых распространяются обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и предоставлению информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, а также перечень случаев и условия освобождения субъектов хозяйствования от этих обязанностей;
3.2. перечень товаров и упаковки, при производстве и (или) ввозе которых на субъекты хозяйствования распространяется обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.3. порядок, условия применения и требования к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, в том числе в отношении возможности (невозможности) ее применения;
3.4. типовую форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.5. размеры, порядок расчета суммы и сроки внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
3.6. форму, порядок и сроки предоставления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
4. Субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, обеспечивают информирование потребителей товаров о требованиях к сбору отходов товаров и упаковки путем нанесения в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза соответствующей маркировки на товары.
5. Юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор отходов товаров и упаковки от физических лиц в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
6. Министерство жилищно-коммунального хозяйства вправе:
получать от Государственного таможенного комитета данные деклараций на товары о выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, экспорта и реэкспорта с указанием сведений о декларанте, а также данные статистических деклараций с указанием сведений об импортере (экспортере);
получать от Белорусской торгово-промышленной палаты сведения, содержащиеся в сертификатах продукции собственного производства, включая информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
передавать информацию, указанную в абзацах втором и третьем настоящей части, специально уполномоченной государственной некоммерческой организации – оператору в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами для осуществления анализа выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
Состав сведений, представляемых Государственным таможенным комитетом в соответствии с абзацем вторым части первой настоящего пункта, сроки их передачи, применяемые при этом меры защиты информации, а также перечень товаров определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Государственным таможенным комитетом.
Статья 23. Требования к обращению с отходами при осуществлении градостроительной деятельности
1. При осуществлении градостроительной деятельности должны соблюдаться требования к обращению с отходами, установленные законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая требования о наличии:
1.1. территорий для осуществления хранения отходов с возможностью хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
1.2. пунктов заготовки отходов с учетом технических требований, устанавливаемых к обращению с коммунальными отходами;
1.3. объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов;
1.4. объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения отходов).
2. При осуществлении градостроительной деятельности должны соблюдаться и иные требования, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
Статья 24. Требования к обращению с отходами при осуществлении архитектурной и строительной деятельности
1. При осуществлении архитектурной и строительной деятельности должны соблюдаться требования к обращению с отходами, установленные законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая:
1.1. идентификацию образующихся отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и определение их количественных и качественных показателей (в том числе возможный химический состав, агрегатное состояние);
1.2. определение территорий для размещения мест временного хранения отходов с возможностью хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено статьей 25 настоящего Закона;
1.3. проектные решения по определению дальнейшего порядка обращения с образующимися отходами с учетом их количественных и качественных показателей:
необходимости перевозки отходов на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение;
возможности использования отходов;
возможности обезвреживания отходов (при отсутствии возможности их использования);
возможности захоронения отходов (при отсутствии возможности их использования и (или) обезвреживания);
возможности долговременного хранения отходов на объектах хранения отходов (при отсутствии возможности их использования, обезвреживания и (или) захоронения);
1.4. обеспечение создания объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов).
2. При осуществлении архитектурной и строительной деятельности должны соблюдаться и иные требования, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
Статья 25. Сбор отходов и их разделение по видам
1. Сбор отходов производства и их разделение по видам осуществляются производителями отходов.
Сбор отходов производства без их разделения по видам допускается в случае, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности.
2. Сбор отходов потребления и их разделение по видам осуществляются производителями таких отходов в соответствии с условиями, созданными для этого организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, либо юридическими лицами, осуществляющими удаление отходов потребления.
Статья 26. Временное хранение отходов
1. Содержание (нахождение) отходов вне санкционированных мест хранения отходов запрещается.
2. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.
Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
3. При временном хранении отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства, разработка и утверждение которой не требуются в соответствии с настоящим Законом, санкционированными местами хранения таких отходов являются места временного хранения отходов, расположенные в границах земельных участков, а также в пределах капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных субъектам хозяйствования в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.
В случае, указанном в части первой настоящего пункта:
периодичность вывоза отходов производства устанавливается в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по удалению отходов производства, а при отсутствии таких договоров – не реже одного раза в квартал;
допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается, при этом количество отходов производства, хранящихся в местах их временного хранения, не должно превышать количества отходов, которое возможно разместить в таких местах временного хранения отходов с учетом их мощностей (вместимости) и требований законодательства об охране окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
4. При временном хранении отходов, предназначенных для заготовки и (или) сортировки, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для заготовки и (или) сортировки.
5. Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Временное хранение отходов должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности (вместимость) этих мест и другое) (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду).
6. Санкционированные места хранения отходов потребления определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
1. Перевозка отходов осуществляется с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество, в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, – в соответствии с законодательством в области перевозки опасных грузов.
2. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением:
перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется субъектами хозяйствования, оказывающими такие услуги;
перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и субъектом хозяйствования, осуществляющим перевозку таких отходов;
перевозки отходов производства на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение за пределы территории Республики Беларусь;
перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь).
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства должен содержать сведения:
о производителе перевозимых отходов производства;
о собственнике перевозимых отходов производства в случае, если он не является их производителем;
о получателе перевозимых отходов производства;
о субъекте хозяйствования, осуществляющем перевозку отходов производства;
о транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка отходов производства;
об упаковке перевозимых отходов производства.
3. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды устанавливает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, а также порядок его оформления.
Статья 28. Ввоз и (или) вывоз отходов
1. Ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования на территории Республики Беларусь.
Ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их долговременного хранения, захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается.
Ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования запрещаются.
2. Ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляются на основании лицензии на экспорт и (или) импорт товаров или заключения (разрешительного документа), выдаваемых в соответствии с указанными актами.
Выдача лицензии на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством промышленности (в части лома и отходов черных и цветных металлов).
Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов осуществляются на основании соответствующего заключения (разрешительного документа), выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
3. Собственники опасных отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещение транзитом через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза или перемещения транзитом и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу опасных отходов из Республики Беларусь при их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь, а также исполнение обязательств вследствие причинения вреда при ввозе опасных отходов в Республику Беларусь или их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет.
Порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
4. Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, применяются при ввозе и (или) вывозе опасных отходов, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, определяемый международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Статья 29. Использование отходов
1. Использование отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты.
2. Использование отходов субъектами хозяйствования допускается только при наличии технологических регламентов использования отходов и обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в которых предусмотрены требования к использованию этих отходов (требования к технологическим процессам использования отходов, продукции, получаемой из отходов и (или) с их применением, и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество).
Технологические регламенты использования отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими использование отходов.
Использование отходов физическими лицами допускается для собственных нужд, за исключением использования отходов, включенных в перечень отходов, передача которых физическим лицам запрещается, устанавливаемый Советом Министров Республики Беларусь.
3. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается.
4. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием отходов, допускается только в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием.
5. Объекты по использованию отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды либо уполномоченной им организацией.
6. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр объектов по использованию отходов, запрещается, за исключением объектов по использованию отходов, на которых использование отходов осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
7. Эксплуатация объектов по использованию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается.
8. Эксплуатация мобильных установок по использованию отходов осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Статья 30. Обезвреживание отходов
1. Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, размещение, строительство и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты.
Обезвреживание отходов допускается только при наличии технологических регламентов обезвреживания отходов, в которых предусмотрены требования к обезвреживанию этих отходов (требования к технологическим процессам обезвреживания отходов и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество), за исключением обезвреживания медицинских отходов химическим, физическим, комбинированным и другими методами, направленного на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов) и выполняемого в соответствии с санитарными нормами и правилами, общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (кроме сжигания).
Технологические регламенты обезвреживания отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими обезвреживание отходов.
2. Обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, а также уничтожение вторичных материальных ресурсов при обезвреживании отходов запрещаются.
3. Обезвреживание отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
4. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с обезвреживанием отходов, допускается только в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием.
5. Объекты обезвреживания отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды либо уполномоченной им организацией.
6. Эксплуатация объектов обезвреживания отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, запрещается, за исключением объектов обезвреживания отходов, на которых осуществляется обезвреживание:
6.1. отходов в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
6.2. медицинских отходов химическим, физическим, комбинированным и другими методами, направленное на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов) и выполняемое в соответствии с санитарными нормами и правилами, общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (кроме сжигания);
6.3. жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных техническими нормативными правовыми актами, с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом Республики Беларусь, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства.
7. Эксплуатация объектов обезвреживания отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов, запрещается.
8. Эксплуатация мобильных установок по обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Статья 31. Захоронение и долговременное хранение отходов
1. Содержание (нахождение) и (или) изоляция отходов вне санкционированных мест захоронения отходов и санкционированных мест хранения отходов запрещаются.
2. При захоронении и долговременном хранении отходов производства санкционированные места захоронения отходов производства и санкционированные места хранения отходов производства, лимиты захоронения и лимиты хранения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
3. Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают производители отходов производства либо уполномоченные ими субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, направляемыми на захоронение и (или) долговременное хранение.
Основания, условия, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определяются Советом Министров Республики Беларусь.
4. Санкционированные места захоронения отходов потребления и санкционированные места хранения отходов потребления определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
5. Захоронение отходов допускается только при наличии технологических регламентов захоронения отходов, в которых предусмотрены требования к технологическим процессам захоронения отходов и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
Технологические регламенты захоронения отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими захоронение отходов.
6. Запрещается захоронение вторичных материальных ресурсов и подлежащих обезвреживанию отходов, а также отходов потребления, не прошедших сортировку, в случае, если на территории административно-территориальной единицы, на которой осуществляется захоронение, созданы необходимые условия для обеспечения сортировки таких отходов (станции сортировки, пункты досортировки коммунальных отходов) в объемах их образования и (или) региональные объекты сортировки твердых коммунальных отходов, производственная мощность которых соответствует объемам образования таких отходов.
7. Объекты захоронения и хранения отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
8. Эксплуатация объектов захоронения и хранения отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, запрещается.
Статья 32. Размещение и строительство объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов
1. Размещение и строительство объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты.
2. При размещении и строительстве объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов должны быть предусмотрены:
создание сооружений (устройств), обеспечивающих взвешивание отходов, поступающих на эти объекты, в целях их учета;
создание пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды в соответствии с законодательством об охране окружающей среды в целях проведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду в период эксплуатации этих объектов, а для объектов захоронения отходов – и после их вывода из эксплуатации;
вывод из эксплуатации, снос объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, а также рекультивация нарушенных земель, на которых были размещены такие объекты, с соблюдением требований, установленных актами законодательства об охране и использовании земель, об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
При размещении и строительстве объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов должно быть предусмотрено также строительство сооружений, обеспечивающих использование или обезвреживание продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов, образующихся при использовании и обезвреживании отходов.
3. Запрещаются размещение и строительство объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного и лесного фондов, сельскохозяйственного назначения, а объектов захоронения и хранения отходов – и на землях населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Статья 33. Эксплуатация, вывод из эксплуатации и снос объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов
1. Отходы, поступающие на объекты по использованию отходов, объекты обезвреживания, захоронения и хранения отходов, подлежат учету в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики, устанавливающим технические требования к эксплуатации таких объектов, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
При эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов допускается использование отходов (смета) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов в соответствии с техническим кодексом установившейся практики, указанным в части первой настоящего пункта.
3. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов без действующих сооружений, предотвращающих засорение, загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, запрещается.
4. При эксплуатации объектов захоронения отходов не допускаются:
4.1. использование для изоляции слоев отходов органических отходов;
4.2. превышение количества захоронения отходов и количества изолирующего материала для изоляции слоев отходов, предусмотренных в проектной документации на строительство такого объекта;
4.3. прием на захоронение отходов в количестве, превышающем лимиты захоронения отходов производства, установленные производителям таких отходов в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях.
5. Субъекты хозяйствования, осуществляющие эксплуатацию объектов захоронения отходов, при выявлении на объекте захоронения отходов по результатам локального мониторинга окружающей среды превышений проектных нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду обеспечивают разработку и выполнение мероприятий, позволяющих снизить вредное воздействие на окружающую среду до проектных показателей.
6. Снос объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды.
7. При выводе из эксплуатации, сносе объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов должны предусматриваться мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов.
ГЛАВА 5
НОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА.
УЧЕТ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Статья 34. Нормативы образования отходов производства
1. Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются их производителями* для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
______________________________
* Требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
2. Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, вправе разрабатывать и утверждать для подчиненных (подведомственных) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы образования отходов производства.
3. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 35. Лимиты захоронения и лимиты хранения отходов производства
1. Лимиты захоронения и лимиты хранения отходов производства устанавливаются в целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов.
Превышение лимитов захоронения и лимитов хранения отходов производства не допускается.
2. Лимиты захоронения и лимиты хранения отходов производства устанавливаются с учетом:
2.1. нормативов образования отходов производства;
2.2. мероприятий по предотвращению, уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;
2.3. мощностей объектов захоронения и хранения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;
2.4. наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в Республике Беларусь объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов;
2.5. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.
Статья 36. Учет отходов и инвентаризация отходов производства
1. Учет отходов ведется исходя из их массы (в килограммах или тоннах) и (или) количества (в штуках) в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Бухгалтерский учет отходов ведется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
Статья 37. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами
1. Контроль в области обращения с отходами осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
2. Государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляют Министерство здравоохранения, государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии.
3. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляются в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Субъекты хозяйствования и физические лица, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |