Официальная правовая информация |
8 мая 2007 г. № 220-З
О прокуратуре Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года
Одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1559);
Закон Республики Беларусь от 3 декабря 2009 г. № 64-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1616) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 18 марта 2010 г.;
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666);
Закон Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 284-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 2/1836);
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 318-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 134, 2/1870);
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 2/1952);
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 2/2399);
Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 63-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2782);
Закон Республики Беларусь от 19 мая 2022 г. № 171-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.05.2022, 2/2891);
Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 336-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2024, 2/3056)
Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, – прокуратура) и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.
РАЗДЕЛ I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Прокуратура – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Статья 2. Правовая основа деятельности прокуратуры
1. Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников, а также международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь.
2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Отдельные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе
Применяемые в настоящем Законе термины и понятия имеют следующие значения:
гражданин – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, если иное не определено в настоящем Законе;
прокурорский работник (прокурор) (далее, если не предусмотрено иное, – прокурорский работник или прокурор) – действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, – Генеральный прокурор), его заместители, советники, старшие помощники, старшие помощники заместителей Генерального прокурора, прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры, их заместители, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе;
руководители органов прокуратуры – Генеральный прокурор, прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры;
работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником (прокурором);
территориальные прокуратуры – прокуратуры областей, прокуратура города Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов и межрайонные прокуратуры.
Статья 4. Задачи и направления деятельности прокуратуры
1. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);
исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
соответствием закону судебных постановлений;
соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, мер принудительного характера, а также при принудительном исполнении исполнительных документов.
2. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.
3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских и экономических дел, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).
Статья 5. Основные принципы деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Статья 6. Законность при осуществлении деятельности прокуратуры
1. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 7. Равенство всех граждан перед законом
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.
Статья 8. Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам
1. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
Прокурорские работники не обязаны давать какие-либо объяснения по существу осуществления своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
2. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору.
3. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий.
Статья 9. Гласность в деятельности прокуратуры
1. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
2. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к частной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
3. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением, действием (бездействием) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Статья 10. Обязательность исполнения требований прокурора
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Указанные требования должны быть исполнены в срок, установленный законодательством либо прокурором, если законодательством такой срок не установлен. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
2. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
3. Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными актами, гарантируется сохранение места работы (должности служащего, профессии рабочего) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.
Статья 11. Участие прокурора в заседаниях государственных органов и иных организаций
1. Генеральный прокурор и его заместители вправе в установленном порядке принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля.
2. Генеральный прокурор, его заместители и нижестоящие прокуроры территориальных и транспортных прокуратур, а по их поручению и иные прокурорские работники вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций.
Статья 12. Координация деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактике правонарушений
1. Генеральный прокурор, нижестоящие прокуроры территориальных и транспортных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, в пределах своей компетенции – деятельность по профилактике правонарушений. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее – координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, а также руководители субъектов профилактики правонарушений.
2. Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
3. В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельности по профилактике правонарушений прокурор:
проводит заседания координационного совещания не реже одного раза в год, организует временные комиссии (рабочие группы);
дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, деятельности в сфере профилактики правонарушений, обязательные для исполнения;
заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией, а также отчеты руководителей субъектов профилактики правонарушений по вопросам профилактики правонарушений;
истребует необходимую информацию;
представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, деятельности в сфере профилактики правонарушений и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией, совершенствованию деятельности в сфере профилактики правонарушений;
информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, а также о деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений через средства массовой информации.
Статья 13. Участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства
1. Генеральный прокурор издает нормативные правовые акты в форме приказов в пределах своей компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
2. Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.
3. Генеральная прокуратура Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, – Генеральная прокуратура) в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
4. Генеральный прокурор, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и транспортных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Статья 14. Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.
2. Прокурор ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей организаций, осуществляет надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций.
3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
Статья 15. Международное сотрудничество
1. Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями.
2. Генеральная прокуратура в пределах своей компетенции участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 16. Система органов прокуратуры
1. Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
2. Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.
3. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Статья 17. Генеральная прокуратура
1. Генеральная прокуратура является центральным органом системы органов прокуратуры.
Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор.
Генеральный прокурор имеет заместителей.
2. Генеральная прокуратура:
контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
участвует в нормотворческой деятельности;
представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
21. Генеральная прокуратура вправе:
создавать информационные системы, базы, банки данных и обеспечивать их эксплуатацию;
осуществлять комплексный анализ состояния финансового и материально-технического обеспечения системы органов прокуратуры для выработки предложений по его совершенствованию;
организовывать планирование денежных средств, необходимых для содержания системы органов прокуратуры;
самостоятельно или совместно с государственными органами и иными организациями организовывать и проводить творческие конкурсы, информационные кампании, информационно-просветительские и иные мероприятия, направленные на укрепление законности и правопорядка, определять порядок их проведения, поощрения победителей и участников этих мероприятий;
организовывать и проводить семинары, совещания, собрания, конференции и иные научно-практические мероприятия, в том числе международные, создавать рабочие группы, комиссии, советы, включая межведомственные.
3. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре.
Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и его состав утверждаются Генеральным прокурором.
Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора
1. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с предварительного согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Сообщения о назначении Генерального прокурора на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.
2. Генеральный прокурор в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
3. Генеральный прокурор может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с предварительного согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
4. В отсутствие Генерального прокурора или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет один из заместителей Генерального прокурора в соответствии с распределением обязанностей.
5. Президент Республики Беларусь может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора на одного из заместителей Генерального прокурора в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 19. Прокуратуры областей, города Минска
Прокуратуры областей, города Минска возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Статья 20. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Статья 21. Коллегии органов прокуратуры
1. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.
2. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), заместителей Генерального прокурора и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
3. В прокуратурах областей, города Минска образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором по представлению прокурора области, города Минска.
4. На заседаниях коллегий:
рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.
5. Перечень вопросов, обсуждаемых на коллегиях, определяется председателями коллегий.
Статья 22. Исключена.
ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
Статья 23. Полномочия Генерального прокурора
1. Генеральный прокурор возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
2. Генеральный прокурор назначает на должности и освобождает от должностей:
заместителей Генерального прокурора по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры и их заместителей, советников и старших помощников Генерального прокурора, старших помощников заместителей Генерального прокурора, старших прокуроров по особым поручениям, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений Генеральной прокуратуры, а также работников Генеральной прокуратуры;
прокуроров областей, города Минска по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
заместителей прокуроров областей, города Минска, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска по представлению соответственно прокурора области, города Минска;
руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами;
заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска.
21. Генеральный прокурор устанавливает:
порядок материально-технического обеспечения системы органов прокуратуры;
нормы обеспечения системы органов прокуратуры вооружением, специальными средствами, транспортом, вычислительной техникой, иными материально-техническими средствами, необходимыми для оснащения системы органов прокуратуры, нормативы эксплуатации и порядок списания материальных средств в системе органов прокуратуры в соответствии с законодательством. Перечень вооружения и специальных средств системы органов прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
3. Генеральный прокурор о результатах своей деятельности ежегодно информирует Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Статья 24. Полномочия прокуроров областей, города Минска
1. Прокуроры областей, города Минска подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.
2. Прокуроры областей, города Минска руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчиненных им органов прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Прокуроры областей, города Минска вносят предложения Генеральному прокурору об изменении структуры и штатного расписания соответствующей прокуратуры в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
3. Прокуроры областей, города Минска назначают на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и работников прокуратур областей, города Минска, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных прокуратур, за исключением работников, указанных в абзацах пятом и восьмом пункта 2 статьи 23 настоящего Закона.
Статья 25. Полномочия прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных прокуроров
Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры руководят деятельностью соответствующей прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
РАЗДЕЛ ІІ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ГЛАВА 4
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 26. Предмет надзора за исполнением законодательства
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Статья 27. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства
1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;
требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, информации и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательством либо прокурором, если законодательством такой срок не установлен, и о результатах сообщить ему;
вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов;
проверять законность применения к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, административного задержания и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения на него административного взыскания;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную экономическую и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в частную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.
3. Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
4. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
опротестовывает правовые акты и решения, действия (бездействие) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
дает органу, ведущему административный процесс, письменные указания по делу об административном правонарушении;
в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и постановления, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
составляет протоколы об административных правонарушениях;
выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
выносит постановления о возбуждении уголовного дела;
принимает иные меры реагирования в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 5
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 28. Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Статья 29. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:
проверять дела оперативного учета, другие материалы оперативно-розыскной деятельности, за исключением сведений о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должностных лицах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые участвуют или участвовали в оперативном внедрении, штатных негласных сотрудниках, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение или возобновление оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;
продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;
давать обязательные для исполнения письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении проведения оперативно-розыскных мероприятий;
требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
знакомиться со сведениями о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должностных лицах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые участвуют или участвовали в оперативном внедрении, штатных негласных сотрудниках в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;
принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении или прекращении дел оперативного учета, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, об их приостановлении, возобновлении или прекращении, о непредоставлении материалов оперативно-розыскной деятельности, об отсрочке их предоставления путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;
требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.
2. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:
опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;
в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;
составляют протоколы об административных правонарушениях;
выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
выносят постановления о возбуждении уголовного дела.
ГЛАВА 6
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
Статья 30. Предмет надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.
Статья 31. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Статья 32. Предмет надзора за соответствием закону судебных постановлений
Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по гражданским, экономическим и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Статья 33. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений прокурор имеет полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством.
ГЛАВА 8
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Статья 34. Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, мер принудительного характера, а также при принудительном исполнении исполнительных документов
1. Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.
2. Предметом надзора за соблюдением законодательства при принудительном исполнении исполнительных документов являются соблюдение законодательства органами принудительного исполнения, участниками исполнительного производства, соответствие законодательству правовых актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных органов и иных организаций.
Статья 35. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, мер принудительного характера, а также при принудительном исполнении исполнительных документов
1. При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории;
знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц;
проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев;
требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства;
требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;
в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.
2. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера;
отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;
в установленном порядке выносит официальные предупреждения, а также вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и постановления, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
составляет протоколы об административных правонарушениях;
выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
3. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, а также лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение.
4. При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при принудительном исполнении исполнительных документов прокурор руководствуется полномочиями, предусмотренными статьей 27 настоящего Закона и иными законодательными актами.
ГЛАВА 9
ПОРЯДОК ДАЧИ САНКЦИИ ПРОКУРОРОМ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ НА ДАЧУ САНКЦИИ
Статья 36. Порядок дачи санкции
1. Генеральный прокурор и его заместители, прокуроры областей, города Минска и их заместители, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры, их заместители дают санкцию на проведение процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий в случаях, предусмотренных законодательными актами.
2. Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении (ином документе) о проведении действий (мероприятий), скрепляемой печатью соответствующей прокуратуры. В резолюции об отказе в санкции указываются мотивы, по которым принято такое решение.
Статья 37. Полномочия прокурора на дачу санкции по месту проведения процессуальных и иных действий
1. В случаях, не терпящих отлагательства, прокуроры областей, города Минска и их заместители, а также уполномоченные руководителями указанных органов прокуратуры прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители дают санкцию на проведение процессуальных и иных действий по месту их проведения.
2. Прокурор, давший санкцию на проведение процессуальных и иных действий, в течение 24 часов в письменной форме уведомляет об этом прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при расследовании преступлений.
ГЛАВА 10
АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1. Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
2. Представление вносится руководителем органа прокуратуры или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок руководителю органа прокуратуры или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.
3. При рассмотрении представления коллегиальным органом руководителю органа прокуратуры или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Руководитель органа прокуратуры или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.
1. Протест – акт прокурорского надзора, который приносят руководитель органа прокуратуры или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения, действия (бездействие) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Протест приносится в государственный орган, организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение либо совершившим незаконное действие (допустившим бездействие), либо в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу), либо в суд.
2. В протесте руководитель органа прокуратуры или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта или решения, прекращения незаконного действия (бездействия).
3. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местным представительным органом – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, руководитель органа прокуратуры или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается руководителю органа прокуратуры или его заместителю в письменной форме.
4. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения, совершение действия.
5. При рассмотрении протеста коллегиальным органом руководителю органа прокуратуры или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Руководитель органа прокуратуры или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.
6. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его руководителем органа прокуратуры или его заместителем либо вышестоящим руководителем органа прокуратуры.
7. В случаях отклонения протеста руководителя органа прокуратуры или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном настоящим Законом (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок руководитель органа прокуратуры или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).
8. Если в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят (не изменят) опротестованные правовой акт или решение, не прекратят незаконное действие (бездействие), руководитель органа прокуратуры или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене (изменении) противоречащих законодательству правового акта или решения, о прекращении незаконного действия (бездействия). Подача руководителем органа прокуратуры или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения, совершение действия.
9. Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
1. Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение руководителя органа прокуратуры или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
2. Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
3. Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления.
Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный руководителем органа прокуратуры или его заместителем.
4. О результатах рассмотрения постановления сообщается руководителю органа прокуратуры или его заместителю в письменной форме.
5. Постановление до его исполнения может быть отозвано вынесшим его руководителем органа прокуратуры или его заместителем либо вышестоящим руководителем органа прокуратуры.
Статья 41. Предписание
1. Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый руководителем органа прокуратуры или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
2. Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение, либо объявляется им лично под подпись.
3. Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и требования о принятии мер по его устранению.
4. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления (объявления) сообщается руководителю органа прокуратуры или его заместителю.
5. Государственный орган, иная организация, должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут обжаловать предписание вышестоящему руководителю органа прокуратуры, если иное не предусмотрено законодательными актами, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего руководителя органа прокуратуры по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 42. Официальное предупреждение
1. Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
2. Официальное предупреждение, выносимое руководителем органа прокуратуры или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.
3. При несогласии с официальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин, в отношении которых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему руководителю органа прокуратуры, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего руководителя органа прокуратуры по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
РАЗДЕЛ III
ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРОКУРОРОМ. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ
ГЛАВА 11
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Статья 43. Исключена.
Статья 44. Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия
Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия определяются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
ГЛАВА 12
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ
Статья 45. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и экономических дел
1. При наличии письменного поручения вышестоящего прокурора нижестоящий прокурор принимает участие в рассмотрении гражданских и экономических дел по первой инстанции Верховным Судом Республики Беларусь, областными и Минским городским судами, экономическими судами областей и города Минска.
2. Полномочия прокурора, принимающего участие в рассмотрении судами гражданских и экономических дел, устанавливаются процессуальным законодательством.
Статья 46. Поддержание государственного обвинения
1. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде, выступая в качестве стороны обвинения – государственного обвинителя.
2. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовному делу, расследованному прокурором, может осуществлять прокурор нижестоящей прокуратуры по письменному поручению вышестоящего прокурора. Письменное поручение вышестоящего прокурора является основанием для участия прокурора в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.
3. Полномочия прокурора в судебном разбирательстве как государственного обвинителя устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ IV
ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
ГЛАВА 13
ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 47. Служба в органах прокуратуры
1. Служба в органах прокуратуры является государственной гражданской службой в Республике Беларусь.
2. Порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками регулируются настоящим Законом, Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, законодательством о государственной гражданской службе и о труде.
Статья 48. Условия приема на службу в органы прокуратуры
1. На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной гражданской службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
2. На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора назначаются лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, а на должность прокурора области, города Минска – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее десяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
3. С лицом, назначенным на должность прокурорского работника (кроме прикомандированного или проходящего стажировку), заключается контракт.
С прокурорским работником, проходящим стажировку, заключается срочный трудовой договор на время стажировки.
Статья 49. Квалификационный экзамен и стажировка
1. Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен.
2. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, после назначения на должность прокурорского работника проходит стажировку в органах прокуратуры.
3. Порядок сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. При этом данным Положением определяются случаи, когда лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, могут быть приняты на службу в органы прокуратуры без сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки.
Статья 50. Присяга прокурорского работника
1. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, приносит Присягу следующего содержания:
«Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Республики Беларусь, иные законодательные акты, международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь;
пресекать любые нарушения законодательства Республики Беларусь, добиваясь высокой эффективности в работе;
активно защищать права и законные интересы граждан, общественные и государственные интересы;
дорожить честью и высоким званием прокурорского работника, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
Нарушение мною данной Присяги влечет ответственность, предусмотренную законом».
2. Порядок принесения Присяги устанавливается Генеральным прокурором.
Статья 51. Классный чин прокурорского работника
1. Прокурорскому работнику присваивается классный чин в соответствии с занимаемой им должностью.
2. Порядок присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Статья 52. Аттестация прокурорских работников
1. Прокурорские работники в целях объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональных знаний, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.
2. Аттестация прокурорских работников проводится периодически каждые пять лет.
3. Не подлежат аттестации Генеральный прокурор и его заместители.
4. Аттестация прокуроров областей, города Минска проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Порядок проведения аттестации прокурорских работников, не указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается Генеральным прокурором.
Статья 53. Служебная дисциплина в органах прокуратуры
1. Служебная дисциплина в органах прокуратуры – исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей, установленных настоящим Законом, иными актами законодательства, Присягой прокурорского работника, Кодексом чести прокурорского работника Республики Беларусь, приказами (распоряжениями) Генерального прокурора и других руководителей органов прокуратуры, должностными инструкциями, а также условий заключенных с прокурорскими работниками контрактов (срочных трудовых договоров).
2. Внутренний распорядок в органах прокуратуры устанавливается руководителями органов прокуратуры в соответствии с законодательством исходя из особенностей деятельности этих органов в порядке, установленном Генеральным прокурором.
3. Руководитель органа прокуратуры несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в возглавляемом им органе прокуратуры.
Статья 54. Поощрение прокурорских работников и иных лиц
1. За успешное и добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения по службе руководителями органов прокуратуры к прокурорским работникам применяются меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе и о труде, а также иными законодательными актами. Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения.
2. За особые заслуги и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть также применены следующие меры поощрения:
награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;
награждение грамотой прокурора области, города Минска;
занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;
занесение на Доску почета прокуратуры области, города Минска;
досрочное присвоение классного чина;
присвоение классного чина на одну ступень выше очередного;
присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;
награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;
досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
3. Положения о Почетной грамоте Генерального прокурора Республики Беларусь, о грамоте прокурора области, города Минска, о Доске почета Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и о Доске почета прокуратуры области, города Минска утверждаются Генеральным прокурором.
4. За особые заслуги прокурорский работник в установленном законодательством порядке может быть представлен к присвоению почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждению другими государственными наградами Республики Беларусь.
5. Генеральный прокурор может применять меры поощрения в виде объявления благодарности, награждения ценным подарком, Почетной грамотой Генерального прокурора, нагрудным знаком отличия прокуратуры Республики Беларусь «За заслугі» и к лицам, не являющимся прокурорскими работниками, за эффективное взаимодействие при выполнении стоящих перед органами прокуратуры задач, в знак признания их заслуг в укреплении законности и правопорядка, развитии прокуратуры.
Статья 55. Ответственность прокурорских работников
1. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей (дисциплинарный проступок), превышение должностных полномочий, несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
2. Помимо предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе и о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены:
понижение в классном чине на одну ступень ниже имеющегося;
лишение нагрудного знака органов прокуратуры;
освобождение от занимаемой должности (увольнение);
освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.
3. Генеральный прокурор имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания с учетом следующих исключений:
понижение в классном чине на одну ступень ниже имеющегося, а также лишение классного чина, которые присвоены Президентом Республики Беларусь, осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора;
освобождение от занимаемой должности (увольнение) заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска осуществляется Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
4. Генеральный прокурор определяет полномочия руководителей органов прокуратуры по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором.
5. Прокуроры областей, города Минска имеют право налагать на подчиненных им прокурорских работников дисциплинарные взыскания, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи.
6. Прокуроры областей, города Минска не вправе налагать дисциплинарные взыскания на своих заместителей, а также освобождать от занимаемых должностей (увольнять) прокурорских работников, назначенных на должности Генеральным прокурором.
7. Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры имеют право применять дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора к подчиненным им прокурорским работникам, за исключением своих заместителей.
8. Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебной проверки и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности производится по распоряжению Генерального прокурора или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска производится с согласия Президента Республики Беларусь. За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Статья 56. Право прокурорского работника на обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания, об отстранении от должности
Прокурорский работник вправе обжаловать вышестоящему руководителю органа прокуратуры и (или) в суд принятое в отношении его решение о наложении дисциплинарного взыскания, об отстранении от должности.
Статья 57. Повышение квалификации и переподготовка прокурорских работников
1. Прокурорским работникам создаются надлежащие условия для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение в установленном порядке второго высшего или иного специального образования в соответствующих учреждениях образования, а также для стажировки и самообразования.
2. В целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки прокурорских работников действует система обучения и повышения их квалификации в учреждении образования «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета» и в иных учебных и научных учреждениях.
3. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокурорского работника. Результаты повышения квалификации и переподготовки прокурорского работника являются одним из оснований для продвижения его по службе.
Статья 58. Служебные командировки и перевод прокурорских работников в другую местность
1. Прокурорские работники направляются в служебные командировки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной гражданской службе и о труде, и пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостинице по служебному командировочному удостоверению. Направление прокурорских работников в служебные командировки за границу осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
2. Перевод прокурорского работника в другую местность осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной гражданской службе и о труде.
Статья 59. Направление прокурорских работников за пределы Республики Беларусь для выполнения международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь
Направление прокурорских работников за пределы Республики Беларусь для выполнения международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, связанных с деятельностью прокуратуры, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 60. Служебное удостоверение
1. Прокурорскому работнику выдается служебное удостоверение.
2. Служебное удостоверение является документом, удостоверяющим личность прокурорского работника, в котором указываются его должность, классный чин, а также право на ношение и хранение служебного или боевого оружия, боеприпасов к нему и специальных средств.
3. Положение о служебном удостоверении и его образец утверждаются Генеральным прокурором, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Статья 61. Личное дело прокурорского работника
Личное дело прокурорского работника ведется кадровой службой уполномоченного органа прокуратуры в порядке, установленном законодательством о государственной гражданской службе и о труде.
Статья 62. Форменная одежда и знаки различия прокурорских работников
1. Прокурорский работник обеспечивается форменной одеждой и знаками различия.
2. Форменная одежда и знаки различия прокурорских работников учреждаются Президентом Республики Беларусь.
3. Порядок, размеры и условия возмещения стоимости форменной одежды и знаков различия прокурорских работников устанавливаются Генеральным прокурором.
Статья 63. Прекращение службы в органах прокуратуры
Служба в органах прокуратуры прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной гражданской службе и о труде, если иное не предусмотрено настоящим Законом и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Статья 64. Восстановление прокурорского работника в должности, классном чине и на службе в органах прокуратуры
1. Прокурорский работник, признанный в установленном порядке незаконно освобожденным или отстраненным от должности, переведенным на другую должность, лишенным классного чина или уволенным из органов прокуратуры, подлежит восстановлению на службе в органах прокуратуры в прежней должности либо с его согласия назначается на равнозначную должность, а также подлежит восстановлению в классном чине в порядке, установленном Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
2. В случае восстановления прокурорского работника на службе в органах прокуратуры, а также изменения формулировки основания увольнения из органов прокуратуры, освобождения или отстранения от должности, препятствующей поступлению прокурорского работника на новую работу, ему выплачивается средний заработок в соответствии с законодательством о труде.
ГЛАВА 14
МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья 65. Гарантии материального и социального обеспечения прокурорских работников
1. Прокурорским работникам гарантируются условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке арендного жилья, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Прокурорским работникам гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
Статья 651. Особенности пенсионного обеспечения прокурорских работников
1. Прокурорские работники при наличии стажа работы на должностях прокурорских работников не менее двадцати лет и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь продолжительностью не менее двадцати лет имеют право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе» и ее выплату в полном размере со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на пять лет.
Прокурорские работники, имеющие стаж государственной гражданской службы не менее двадцати лет, проходившие ранее военную службу на должностях офицерского состава или службу в военизированных организациях на должностях начальствующего состава и не имевшие на день увольнения с нее права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на пять лет при общей продолжительности военной службы, службы в военизированных организациях и органах прокуратуры не менее двадцати лет, из которых не менее десяти лет на должностях прокурорских работников с уплатой обязательных страховых взносов.
Выплата пенсии, указанной в частях первой и второй настоящего пункта, в период работы по трудовому договору либо в период, в течение которого пенсионер является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, осуществляет нотариальную деятельность, приостанавливается.
2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, при продолжении службы в органах прокуратуры на должностях прокурорских работников имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на пять лет. При этом исчисление и выплата такой пенсии осуществляются в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении».
Статья 66. Обязательное государственное страхование прокурорского работника
1. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
2. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением этим работником служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения, семье погибшего (умершего) прокурорского работника (его наследникам) выплачивается единовременная страховая сумма в размере 10-летней суммы заработной платы погибшего (умершего). Данная страховая сумма выплачивается по указанным основаниям также в случае смерти прокурорского работника, наступившей в течение одного года после прекращения им службы в органах прокуратуры.
3. При установлении прокурорскому работнику, в том числе в течение одного года после прекращения им службы в органах прокуратуры, инвалидности, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением этим прокурорским работником служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения, подтвержденной медицинским заключением, ему выплачивается единовременная страховая сумма в размере:
5-летней суммы заработной платы – инвалиду I группы;
4-летней суммы заработной платы – инвалиду II группы;
3-летней суммы заработной платы – инвалиду III группы.
4. Прокурорскому работнику, получившему тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения, подтвержденное медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере 2-годичной или 0,5-годовой суммы заработной платы.
5. В случае гибели (смерти) прокурорского работника или установления прокурорскому работнику инвалидности, наступивших в результате ранения, контузии, травмы, увечья, заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, кроме случаев, предусмотренных пунктами 2–4 настоящей статьи, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:
250 базовых величин – семье погибшего (умершего) прокурорского работника (его наследникам);
100 базовых величин – инвалиду I группы;
75 базовых величин – инвалиду II группы;
50 базовых величин – инвалиду III группы;
10 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;
7 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;
5 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему легкое телесное повреждение.
6. Выплата страховой суммы в соответствии с настоящей статьей по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм.
7. В случае уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего прокурорскому работнику или его близким, вследствие преступных действий в связи с осуществлением прокурорским работником служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения прокурорскому работнику или его близким выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.
8. При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) прокурорского работника, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда прокурорскому работнику или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновных лиц.
9. Порядок и условия выплаты страховых сумм, выплачиваемых по обязательному государственному страхованию прокурорских работников, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 67. Государственная защита прокурорских работников
1. Прокурорские работники подлежат государственной защите, осуществляемой в порядке, установленном законодательством.
2. Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на применение и использование их в порядке, установленном статьей 26 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З «Об оружии».
ГЛАВА 15
ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Статья 68. Трудовые отношения работников прокуратуры
Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, а также законодательством о государственной гражданской службе и о труде.
Статья 69. Финансовое и материально-техническое обеспечение системы органов прокуратуры
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение системы органов прокуратуры осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
2. Финансовое обеспечение системы органов прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура.
3. Материально-техническое обеспечение системы органов прокуратуры осуществляется путем приобретения необходимых товаров (работ, услуг) в порядке, установленном законодательством.
4. Имущество прокуратуры находится в собственности Республики Беларусь и закрепляется за прокуратурой на праве оперативного управления.
5. Прокуратура может иметь жилищный фонд, который формируется в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 70. Печатные издания
Генеральная прокуратура вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательством.
Статья 71. Печать органов прокуратуры
Генеральная прокуратура и подчиненные ей органы имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
ГЛАВА 16
ИСКЛЮЧЕНА
Статья 72. Исключена.
Статья 73. Исключена.
Статья 74. Исключена.
Статья 75. Исключена.
Статья 76. Исключена.
Статья 77. Исключена.
Статья 78. Исключена.
ГЛАВА 17
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 79. Признание законов и их отдельных положений утратившими силу
В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 года «О Прокуратуре Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 10, ст. 95);
Закон Республики Беларусь от 3 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 19, ст. 230);
раздел IX Закона Республики Беларусь от 3 мая 1996 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 380);
Закон Республики Беларусь от 20 июня 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 23, ст. 427).
Статья 80. Реализация положений настоящего Закона
1. Совету Министров Республики Беларусь в течение трех месяцев:
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
2. Генеральному прокурору Республики Беларусь в течение шести месяцев:
в установленном порядке представить на утверждение Президента Республики Беларусь Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь и Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией;
привести в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Генерального прокурора Республики Беларусь;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 81. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |