Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 08.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июня 2024 г. № 459

О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Во исполнение абзацев четвертого и девятого статьи 21 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности», а также в целях повышения эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке и условиях (критериях) предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (прилагается).

2. Установить что:

2.1. юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу настоящего постановления в качестве базовых центров поддержки предпринимательства (за исключением Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей), признаются зарегистрированными в качестве центров поддержки предпринимательства.

Министерство экономики на основании части первой настоящего подпункта вносит соответствующие изменения в Реестр центров поддержки предпринимательства, осуществляет подготовку свидетельств о регистрации юридических лиц в качестве центров поддержки предпринимательства и обеспечивает их вручение заинтересованным центрам поддержки предпринимательства;

2.2. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей подчиняется открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь».

3. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» следующие изменения:

в Положении о центрах поддержки предпринимательства, утвержденном этим постановлением:

дополнить Положение пунктом 31 следующего содержания:

«31. Помимо условий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, за регистрацией в качестве базового центра вправе обращаться некоммерческие организации, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в целях поддержки малого и среднего предпринимательства либо являющиеся юридическими лицами, в состав учредителей (участников) которых входят данные некоммерческие организации.»;

в абзаце пятом части первой пункта 5 слово «договоров» заменить словами «трудовых договоров»;

абзац седьмой пункта 15 изложить в следующей редакции:

«невыполнения требований, установленных в частях первой–четвертой статьи 19 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».»;

в Положении об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденном этим постановлением:

в абзаце пятом части первой пункта 5 слово «договоров» заменить словами «трудовых договоров»;

абзац седьмой пункта 16 изложить в следующей редакции:

«невыполнения требований, установленных в частях первой–третьей и шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».».

4. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2024 г. № 257 «О предельных значениях выручки за 2023 год для целей государственной финансовой поддержки».

5. Министерству экономики в двухмесячный срок утвердить устав Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства и совместно с открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» принять иные меры по реализации настоящего постановления.

6. До приведения указов Президента Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» настоящее постановление действует в части, им не противоречащей.

Действие настоящего постановления не распространяется на решения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, принятые до вступления в силу настоящего постановления.

7. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:

пункт 5 и настоящий пункт – после официального опубликования настоящего постановления;

иные положения настоящего постановления – с 1 октября 2024 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
28.06.2024 № 459

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и условиях (критериях) предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются порядок и условия (критерии) предоставления за счет средств, предусмотренных в государственных программах в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – программы), государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – государственная финансовая поддержка).

2. Государственная финансовая поддержка за счет средств республиканского бюджета предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям:

создание, развитие и расширение производства продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг);

организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

внедрение новых технологий;

иные направления в случае, указанном в части второй пункта 4 настоящего Положения.

Государственная финансовая поддержка за счет средств республиканского бюджета предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, бизнес-проекты, в целях возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, проведения ремонтно-реставрационных работ и монтажа всех видов оборудования, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, приобретения машин и оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, инструментов, приобретения комплектующих изделий, сырья, материалов, программного обеспечения (его обновления), товаров (работ, услуг) для собственного производства продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг), а также в иных целях в случае, указанном в части второй пункта 4 настоящего Положения.

3. Государственная финансовая поддержка за счет средств местных бюджетов предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям и в целях, определенных облисполкомами, Минским горисполкомом.

Облисполкомы, Минский горисполком вправе выделять Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей (далее – фонд) средства местных бюджетов для направления их фондом на возвратной возмездной или безвозмездной основе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории областей и г. Минска, из бюджета которых были выделены соответствующие средства.

4. Государственная финансовая поддержка за счет средств фонда предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям и в целях, определенных в пункте 2 и части первой пункта 3 настоящего Положения, если иное не предусмотрено в части второй настоящего пункта.

При предоставлении фондом государственной финансовой поддержки в виде поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства такая финансовая поддержка предоставляется при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов, способствующих увеличению выручки от реализации и направленных на создание (приобретение) долгосрочных и (или) оборотных активов.

5. Государственная финансовая поддержка не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства:

физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность;

банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям, страховым организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам;

участникам концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами;

осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

обратившимся за получением государственной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов, которые не отвечают направлениям и (или) целям предоставления такой поддержки в соответствии с пунктом 2, частью первой пункта 3 и частью второй пункта 4 настоящего Положения;

более 49 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (кроме субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), одной или нескольких коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, либо которые входят в состав холдингов с участием государства, иностранных юридических лиц, иностранных физических лиц и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь;

имеющим на первое число месяца, предшествующего месяцу обращения за оказанием государственной финансовой поддержки, задолженность по исполнительным производствам, налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в бюджет и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

имеющим убытки за последний отчетный период, предшествующий дате обращения за оказанием государственной финансовой поддержки;

находящимся в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности) либо в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве;

не представившим документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;

со дня нарушения которыми условий ранее оказанной государственной финансовой поддержки не прошло три года;

объем валовой выручки* которых за календарный год превышает предельные значения, установленные согласно приложению к настоящему Положению.

______________________________

* Объем валовой выручки определяется в зависимости от применяемого организацией порядка (режима) налогообложения как сумма, являющаяся для организации налоговой базой налога при упрощенной системе налогообложения (единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции), а также учитываемая при определении налоговой базы налога на прибыль этой организации сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных (внереализационных) доходов, уменьшенная на сумму налогов (сборов), исчисляемых из выручки и не составляющих внереализационные расходы.

ГЛАВА 2
КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

6. Проведение конкурсного отбора инвестиционных проектов, бизнес-проектов (далее – конкурсный отбор) субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся претендентами на получение государственной финансовой поддержки (далее – претенденты), осуществляют:

фонд в соответствии с настоящим Положением и правилами, утверждаемыми правлением фонда;

облисполкомы, Минский горисполком в соответствии с настоящим Положением и правилами (инструкциями), утверждаемыми соответствующим облисполкомом, Минским горисполкомом.

Указанные в части первой настоящего пункта правила (инструкции) публикуются соответственно на официальных сайтах фонда, облисполкомов, Минского горисполкома в глобальной компьютерной сети Интернет.

Конкурсный отбор инвестиционных проектов, бизнес-проектов не проводится при предоставлении фондом поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, выделении облисполкомами и Минским горисполкомом субсидий на возмещение части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо их организацией, при льготном кредитовании, в том числе микрокредитовании, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также при выделении субсидий субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

7. Основными критериями конкурсного отбора инвестиционных проектов, бизнес-проектов являются:

актуальность и перспективность инвестиционного проекта, бизнес-проекта, его конечный результат;

планируемое привлечение средств для реализации инвестиционного проекта, бизнес-проекта из других источников;

предполагаемое количество создаваемых рабочих мест в рамках реализации инвестиционного проекта, бизнес-проекта по результатам оказания государственной финансовой поддержки.

8. Основными принципами проведения конкурсного отбора являются прозрачность его процедур, открытость информации о его проведении и результатах.

Срок приема заявок для участия в конкурсном отборе не может составлять менее 10 рабочих дней.

Фонд, облисполкомы, Минский горисполком осуществляют:

публикацию в средствах массовой информации и (или) на официальных сайтах фонда, облисполкома, Минского горисполкома в глобальной компьютерной сети Интернет условий проведения конкурсного отбора и требований, предъявляемых к претендентам;

сбор заявок на участие в конкурсном отборе;

отбор инвестиционных проектов, бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной финансовой поддержки.

9. Претенденты направляют в фонд, облисполкомы, Минский горисполком следующие документы:

заявка на участие в конкурсном отборе с указанием запрашиваемого вида, размера государственной финансовой поддержки, предполагаемого количества создаваемых рабочих мест, а также с указанием подтверждения достоверности представленных сведений;

копия устава юридического лица (учредительного договора – для юридических лиц, действующих на основании учредительного договора);

технико-экономическое обоснование (в том числе финансовое) инвестиционного проекта, бизнес-проекта;

годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год (кроме претендентов, зарегистрированных в текущем году) и промежуточная бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (для претендентов, которые в соответствии с законодательством не осуществляют составление бухгалтерской отчетности, – налоговые декларации (расчеты), содержащие сведения о выручке, объеме валовой выручки, за предыдущий год (кроме претендентов, зарегистрированных в текущем году) и на последнюю отчетную дату текущего года);

иные документы, предусмотренные настоящим Положением и правилами (инструкциями), указанными в части первой пункта 6 настоящего Положения.

10. При наличии оснований, предусмотренных в пункте 5 настоящего Положения, претендент не допускается к участию в конкурсном отборе, о чем письменно уведомляется фондом, облисполкомом, Минским горисполкомом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, определенных в пункте 9 настоящего Положения, с указанием причин.

На основании представленных участниками конкурсного отбора документов фонд, облисполкомы, Минский горисполком в срок не более 15 рабочих дней со дня окончания приема заявок проводят проверку соответствия их требованиям настоящего Положения, осуществляют конкурсный отбор и выносят решение о государственной финансовой поддержке субъекта малого или среднего предпринимательства или об отказе в такой поддержке.

О принятом в соответствии с частью второй настоящего пункта решении претендент письменно уведомляется фондом, облисполкомом, Минским горисполкомом в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае принятия фондом, облисполкомом, Минским горисполкомом решения об отказе в государственной финансовой поддержке в уведомлении указываются основания такого отказа.

11. В случае принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки фондом, облисполкомом, Минским горисполкомом заключается договор с субъектом малого или среднего предпринимательства, в котором указываются вид оказываемой государственной финансовой поддержки, условия и порядок ее предоставления и использования, ответственность сторон за нарушение порядка и условий предоставления или использования такой поддержки (далее – договор о предоставлении государственной поддержки).

12. Конкурсный отбор признается несостоявшимся в случае, если в установленный фондом, облисполкомом, Минским горисполкомом срок его проведения не поступило ни одной заявки либо все представленные по инвестиционным проектам, бизнес-проектам заявки и (или) представленные документы по ним не соответствуют требованиям конкурсного отбора, установленным настоящим Положением и (или) правилами (инструкциями), утвержденными правлением фонда, облисполкомами, Минским горисполкомом.

ГЛАВА 3
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА ВОЗВРАТНОЙ ВОЗМЕЗДНОЙ ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ

13. Предоставление финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе осуществляется фондом в виде займа на основании договора о предоставлении государственной поддержки, заключаемого между фондом и субъектом малого и среднего предпринимательства.

Для получения финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе и представляют в фонд документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, а также:

письмо (справку) банка на первое число месяца обращения за государственной финансовой поддержкой об открытых счетах с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов, размере дебетовых и кредитовых оборотов по счетам, открытым в банке, за последние 12 месяцев, а при осуществлении деятельности менее указанного срока – за период деятельности, наличии претензий по неоплаченным счетам, просроченной задолженности по кредитам;

письмо о предоставлении обеспечения возврата предоставленных финансовых средств и процентов по ним.

Финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на срок до 10 лет.

14. Процентная ставка за пользование финансовыми средствами на возвратной возмездной основе устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, если иное не предусмотрено в части второй настоящего пункта.

С учетом социальной, экономической значимости инвестиционных проектов, бизнес-проектов размер процентной ставки может устанавливаться меньше ставки рефинансирования Национального банка, но не ниже 0,5 этой ставки.

15. Исполнение обязательств по возврату предоставленных финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, процентов по ним обеспечивается субъектом малого или среднего предпринимательства залогом имущества, гарантией, поручительством и (или) другими способами, предусмотренными законодательными актами.

16. При нарушении получателем финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе установленных сроков исполнения обязательств по возврату предоставленных финансовых средств и (или) процентов по ним со дня, следующего за днем наступления обязательства по уплате основного долга и (или) процентов, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,1 процента от суммы неисполненного в срок обязательства.

ГЛАВА 4
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА БЕЗВОЗВРАТНОЙ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ

17. Финансовые средства на безвозвратной безвозмездной основе предоставляются облисполкомами, Минским горисполкомом субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям, определенным в соответствии с частью первой пункта 3 настоящего Положения.

18. Для получения финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе и представляют в облисполкомы, Минский горисполком документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения.

19. При предоставлении финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе в договоре о предоставлении государственной поддержки в числе обязательных условий предусматриваются:

направления и цели, на которые предоставляются финансовые средства;

обязательство получателя финансовых средств обеспечить возврат указанных средств в случае нарушения бюджетного законодательства или в случае прекращения договора по основаниям, не связанным с его исполнением.

Облисполкомом, Минским горисполкомом могут быть определены иные условия договора о предоставлении государственной поддержки.

20. Финансовые средства на безвозвратной безвозмездной основе предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства однократно* на условиях долевого финансирования расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, бизнес-проектов, в размере не менее 50 процентов от размера расходов, предусмотренных на реализацию этих проектов.

______________________________

* Под однократностью предоставления финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе понимается возможность одного и того же субъекта малого и среднего предпринимательства получить указанные средства только один раз в течение всего периода осуществления им хозяйственной деятельности, а также невозможность получения таких средств субъектом малого и среднего предпринимательства, являющимся юридическим лицом, в состав учредителей (участников) или акционеров которого входит другой субъект предпринимательской деятельности, ранее являвшийся получателем финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе.

21. Не допускается использование финансовых средств, предоставленных на безвозвратной безвозмездной основе, на финансирование затрат, связанных с уплатой налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, погашением (возвратом) кредита и (или) займа (включая уплату начисленных процентов за пользование кредитом и (или) займом).

22. При расходовании финансовых средств, предоставленных на безвозвратной безвозмездной основе, не на определенные в договоре государственной поддержки цели или при прекращении указанного договора по основаниям, не связанным с его исполнением, израсходованные средства признаются использованными с нарушением бюджетного законодательства и подлежат возврату (взысканию) в бюджет в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА НА УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

23. Имущество на условиях договора финансовой аренды (лизинга) предоставляется фондом субъекту малого или среднего предпринимательства после заключения с фондом договора финансовой аренды (лизинга). Такой договор заключается на срок от одного года до 10 лет.

24. Для получения имущества на условиях договора финансовой аренды (лизинга) субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе и представляют в фонд документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, а также:

письмо (справку) банка на первое число месяца обращения за государственной финансовой поддержкой об открытых счетах с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов, размере дебетовых и кредитовых оборотов по счетам, открытым в банке, за последние 12 месяцев, а при осуществлении деятельности менее указанного срока – за период деятельности, наличии претензий по неоплаченным счетам, просроченной задолженности по кредитам;

сведения о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга).

25. Стоимость имущества, передаваемого на условиях договора финансовой аренды (лизинга), не должна превышать 25 000 базовых величин (без учета налога на добавленную стоимость).

26. Вознаграждение (доход) фонда по договору финансовой аренды (лизинга) устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка (без учета налога на добавленную стоимость) от суммы денежных средств, направленных фондом на приобретение предмета лизинга, если иное не предусмотрено в части второй настоящего пункта.

С учетом социальной, экономической значимости инвестиционных проектов, бизнес-проектов размер вознаграждения (дохода) фонда может устанавливаться меньше ставки рефинансирования Национального банка от суммы денежных средств, направленных фондом на приобретение предмета лизинга, но не ниже 0,5 этой ставки.

27. Исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга обеспечивается залогом имущества, гарантией, поручительством и (или) другими способами, предусмотренными законодательными актами.

28. При нарушении субъектом малого или среднего предпринимательства установленных сроков уплаты лизинговых платежей со дня, следующего за днем наступления обязательства по уплате лизинговых платежей, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,1 процента от суммы неисполненного в срок обязательства.

ГЛАВА 6
ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

29. Для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства фондом могут предоставляться поручительства. Условия предоставления поручительств по обязательствам определяются настоящим Положением и правилами, утверждаемыми правлением фонда.

30. Размер поручительства не может превышать 80 процентов обязательств субъекта малого или среднего предпринимательства по погашению основной суммы долга, уплате вознаграждений (процентов, комиссионных и иных аналогичных вознаграждений), причитающихся к уплате в течение ближайших 12 месяцев, в том числе начисленных и подлежащих уплате в текущем месяце.

31. Для получения поручительства по обязательствам субъект малого или среднего предпринимательства представляет заявление и проект договора с кредитором, обязательство по которому обеспечивается поручительством, или письменное предварительное согласие кредитора с указанием предполагаемых размера и условий обязательств, а также иные документы, определенные фондом.

32. Решение о предоставлении поручительства по обязательствам или об отказе в его предоставлении принимается фондом в срок не более 15 рабочих дней со дня представления в фонд документов. О принятом решении субъект малого или среднего предпринимательства письменно уведомляется фондом в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. При принятии решения об отказе в предоставлении поручительства в уведомлении указываются основания такого отказа.

33. Предоставление поручительства по обязательствам субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется на платной основе, обеспечивающей возмещение расходов фонда, связанных с выдачей такого поручительства и его исполнением. Размер платы определяется правлением фонда и публикуется на официальном сайте фонда в глобальной компьютерной сети Интернет.

34. Предоставление поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства в пользу банка может осуществляться с размещением фондом в данном банке денежных средств во вклад (депозит).

35. При неисполнении субъектом малого или среднего предпринимательства обязательств, обеспеченных поручительством фонда, кредитор направляет в фонд документы, необходимые для исполнения указанного поручительства.

Средства на исполнение фондом обязательств перед кредиторами по договорам поручительства формируются за счет средств программ в размере 10 процентов от суммы предельного размера ответственности фонда по каждому договору поручительства при его заключении.

Платежи, произведенные фондом в соответствии с поручительством, взыскиваются фондом с субъекта малого или среднего предпринимательства, не исполнившего обязательство, обеспеченное данным поручительством.

ГЛАВА 7
ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ

36. Облисполкомы и Минский горисполком вправе размещать средства местных бюджетов, предусмотренные на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках программ, во вклады (депозиты) банков на основании договора банковского вклада (депозита) в соответствии с заключаемыми между банками и облисполкомами, Минским горисполкомом соглашениями для последующего предоставления банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, субъектам малого и среднего предпринимательства в целях реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям и в целях, определенных в соответствии с частью первой пункта 3 настоящего Положения.

Договоры (соглашения), указанные в части первой настоящего пункта, заключаются на срок до 7 лет независимо от срока действия программ.

37. Размер процентной ставки по размещенным во вклады (депозиты) в банках средствам местных бюджетов составляет 0,5 ставки рефинансирования, установленной Национальным банком на дату заключения договора о размещении указанных средств во вклады (депозиты).

В случае увеличения ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком, размер процентной ставки по размещенным во вклады (депозиты) в банках средствам местных бюджетов изменяется со дня вступления в силу соответствующего постановления Правления Национального банка. В случае уменьшения ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком, размер процентной ставки по размещенным во вклады (депозиты) в банках средствам местных бюджетов изменяется по истечении не менее одного месяца со дня предварительного уведомления вкладчика.

38. Банки осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и с участием представителей облисполкомов, Минского горисполкома проводят их отбор для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства льготных банковских кредитов, в том числе микрокредитов, в пределах размещенных облисполкомами и Минским горисполкомом сумм денежных средств.

Для получения льготного кредита, в том числе микрокредита, в целях реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов субъекты малого и среднего предпринимательства представляют банку информацию о целях кредитования, осуществлении и развитии соответствующих направлений деятельности, видах и объемах предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), ожидаемом поступлении выручки от этой реализации.

39. Банки вправе самостоятельно определять перечень документов, необходимых для получения льготных кредитов, в том числе микрокредитов, субъектами малого и среднего предпринимательства.

40. Размер процентной ставки по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, определяется банком по согласованию с облисполкомами, Минским горисполкомом, но не выше ставки рефинансирования, установленной Национальным банком на день принятия банком решения о предоставлении льготного кредита, в том числе микрокредита.

В случае изменения ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком, размер процентной ставки по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, изменяется со дня вступления в силу соответствующего постановления Правления Национального банка.

41. Контроль за своевременным и полным исполнением субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитным договорам осуществляют банки.

ГЛАВА 8
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

42. Для получения государственной финансовой поддержки в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе инвестиционных проектов, бизнес-проектов и представляют в облисполкомы, Минский горисполком документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, а также:

копию кредитного договора;

график погашения кредита и уплаты процентов по нему;

копии платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита;

расчет размера субсидии на уплату процентов по кредиту, произведенный банком.

Решение о предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

Возмещению субъектам малого и среднего предпринимательства подлежит часть процентов, начисленных и уплаченных за пользование банковскими кредитами, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором облисполкомами, Минским горисполкомом принято решение о таком возмещении.

Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами осуществляется в размере не более 0,5 ставки по кредиту.

Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, полученными в иностранной валюте, производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату фактической уплаты субъектом малого или среднего предпринимательства процентов за пользование банковским кредитом.

Возмещению субъектам малого и среднего предпринимательства не подлежат начисленные и уплаченные проценты за пользование банковскими кредитами на сумму просроченной задолженности.

43. Для получения государственной финансовой поддержки в виде возмещения части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе инвестиционных проектов, бизнес-проектов и представляют в облисполкомы, Минский горисполком документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, а также:

копию договора о выдаче банковской гарантии и (или) аккредитива;

копии документов, подтверждающих уплату вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и (или) аккредитивам;

расчет размера субсидии на возмещение части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и (или) аккредитивам, произведенный банком.

Решение о предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

Возмещению субъектам малого и среднего предпринимательства подлежит часть вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам, уплаченного в соответствии с договором о выдаче банковской гарантии и (или) аккредитива. При этом сумма возмещения не может составлять более 0,5 суммы вознаграждения (комиссии), уплаченного субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с договором о выдаче банковской гарантии и (или) аккредитива.

Возмещение части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам, уплаченного в иностранной валюте, производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату фактической уплаты субъектом малого или среднего предпринимательства вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и (или) аккредитивам.

44. Для предоставления государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, а также сумм, возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, за исключением включенных в стоимость предмета лизинга, субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в конкурсном отборе инвестиционных проектов, бизнес-проектов и представляют в облисполкомы, Минский горисполком документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, а также:

копию договора финансовой аренды (лизинга);

копии документов, подтверждающих передачу предмета лизинга субъекту малого или среднего предпринимательства;

расчет размера субсидии на уплату суммы вознаграждения (дохода) лизингодателю и его инвестиционных расходов за вычетом инвестиционных расходов на приобретение имущества, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга, произведенный лизингодателем;

копии документов, подтверждающих оплату суммы вознаграждения (дохода) лизингодателю и его инвестиционных расходов за вычетом инвестиционных расходов на приобретение имущества, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга.

Решение о предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, а также сумм, возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, за исключением включенных в стоимость предмета лизинга, или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

Возмещению субъектам малого и среднего предпринимательства подлежит часть расходов на выплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, а также сумм, возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, за исключением включенных в стоимость предмета лизинга, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором облисполкомами, Минским горисполкомом принято решение о таком возмещении, в размере, не превышающем 0,5 размера вознаграждения (дохода) лизингодателя и его инвестиционных расходов за вычетом стоимости предмета лизинга.

В случае приобретения предметов лизинга за иностранную валюту возмещение части расходов на выплату лизинговых платежей производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату фактической уплаты субъектом малого или среднего предпринимательства данных платежей.

45. Субсидии для возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются участниками или организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий (далее – заявители), в размере, не превышающем 50 процентов понесенных заявителем расходов в части уплаты регистрационного сбора, оплаты аренды выставочных площадей и оборудования, монтажа (демонтажа) оборудования, издания печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, производства и размещения (распространения) рекламы организуемых выставочно-ярмарочных мероприятий в средствах массовой информации.

Субсидии для возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию предоставляются заявителям в отношении договоров, обязательства по которым исполнены и оплачены в текущем году и в год, предшествующий текущему, но не ранее чем за 365 дней до даты обращения за государственной финансовой поддержкой.

В случае, если заявитель понес расходы на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию в иностранной валюте, возмещение части этих расходов производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату фактической уплаты им соответствующих платежей.

Для предоставления государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию заявители представляют в облисполком, Минский горисполком следующие документы:

заявление, содержащее краткую информацию об участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо организации таких мероприятий с указанием размера расходов, связанных с уплатой регистрационного сбора, арендой выставочных площадей и оборудования, монтажом (демонтажом) оборудования, изданием печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, производством и размещением (распространением) рекламы организуемых выставочно-ярмарочных мероприятий в средствах массовой информации;

протокол согласования тарифов на оказываемые услуги;

заверенные заявителем копии платежных поручений и акта сдачи-приемки работ и (или) услуг, подтверждающих оплату расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию.

Субъектами малого и среднего предпринимательства, которые являются организаторами выставочно-ярмарочного мероприятия, дополнительно представляются копии договоров с организациями, предоставляющими в аренду выставочные площади и оборудование для проведения выставочно-ярмарочного мероприятия, осуществляющими монтаж (демонтаж) оборудования, копии договоров с организациями, осуществляющими издание печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, размещение (распространение) рекламы организуемых выставочно-ярмарочных мероприятий в средствах массовой информации.

Решение о предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в срок не более 15 рабочих дней со дня представления заявителем документов. О принятом решении заявитель письменно уведомляется облисполкомом, Минским горисполкомом в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. При принятии решения об отказе в предоставлении государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию в уведомлении указываются основания такого отказа.

ГЛАВА 9
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ СУБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

46. Субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства облисполкомами, Минским горисполкомом предоставляются субсидии для долевого финансирования или возмещения части расходов на:

возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, ремонт капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов инженерной инфраструктуры, а также ремонтно-реставрационные работы и монтаж всех видов оборудования;

приобретение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений;

обследование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений;

разработку предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, прохождение государственных экспертиз предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов инженерной инфраструктуры;

организацию доступа к сетям электросвязи и (или) глобальной компьютерной сети Интернет;

приобретение оборудования, специальных устройств и приспособлений, комплектующих изделий, офисной мебели, компьютерной и копировально-множительной техники, программного обеспечения (его обновление), государственных информационно-правовых ресурсов (их обновление);

изготовление печатной продукции, используемой при проведении мероприятий, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо их организацию;

проведение и (или) участие в мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской активности граждан, поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, презентации, круглые столы, форумы, семинары, совещания, встречи, вебинары, стартап-мероприятия, лектории, практикумы, тренинги и иные виды деловых мероприятий и обучающих курсов), создание, развитие и сопровождение соответствующих информационных ресурсов, размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет.

47. Субсидии предоставляются субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:

47.1. по направлениям, указанным в абзацах втором–восьмом и десятом пункта 46 настоящего Положения, на условиях:

осуществления долевого финансирования мероприятий в размере, не превышающем 50 процентов суммы расходов, необходимых на его реализацию, если иное не предусмотрено в части второй настоящего подпункта;

обеспечения прироста объемов услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства по истечении 365 дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии.

При финансировании расходов, указанных в абзацах втором–пятом пункта 46 настоящего Положения, в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и объектов инженерной инфраструктуры государственной формы собственности размер долевого финансирования мероприятия определяется облисполкомом, Минским горисполкомом;

47.2. по направлению, указанному в абзаце девятом пункта 46 настоящего Положения, на условиях:

предусмотренных в частях первой–пятой пункта 45 настоящего Положения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечения прироста объемов услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства по истечении 365 дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии.

48. Для получения субсидий субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства представляют в облисполкомы, Минский горисполком:

48.1. по направлению, предусмотренному в абзаце девятом пункта 46 настоящего Положения, документы, перечисленные в части четвертой пункта 45 настоящего Положения;

48.2. по иным направлениям, предусмотренным в абзацах втором–восьмом и десятом пункта 46 настоящего Положения:

заявление, содержащее краткую информацию о сроках реализации проекта и его стоимости, размере собственного вклада, запрашиваемой сумме, а также о планируемом приросте объемов услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства;

годовую бухгалтерскую отчетность за предыдущий год (кроме претендентов, зарегистрированных в качестве субъектов хозяйствования в текущем году) и промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (для претендентов, которые в соответствии с законодательством не осуществляют составление бухгалтерской отчетности, – налоговые декларации (расчеты), содержащие сведения о выручке, объеме валовой выручки, за предыдущий год (кроме претендентов, зарегистрированных в текущем году) и на последнюю отчетную дату текущего года).

49. Решение о предоставлении субсидии субъекту инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства или об отказе в ее предоставлении принимается облисполкомами, Минским горисполкомом в срок не более 15 рабочих дней со дня представления субъектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства документов. О принятом решении субъект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства письменно уведомляется облисполкомом, Минским горисполкомом в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. При принятии решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении указываются основания такого отказа.

50. В случае принятия решения о предоставлении субсидии облисполкомом, Минским горисполкомом заключается договор с субъектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства о предоставлении субсидии, в котором в числе обязательных условий предусматриваются:

цели, на которые предоставляются финансовые средства;

обязательство получателя финансовых средств обеспечить возврат указанных средств в случае нарушения бюджетного законодательства или в случае прекращения договора о предоставлении субсидии по основаниям, не связанным с его исполнением.

Облисполкомом, Минским горисполкомом могут быть определены иные условия договора о предоставлении субсидии.

51. По запросу облисполкома, Минского горисполкома, предоставившего субсидию, субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства представляют документы, подтверждающие размер собственного вклада в реализацию проекта и целевое использование субсидии.

Срок информирования по запросам, направленным в соответствии с частью первой настоящего пункта, не должен превышать 5 календарных дней со дня поступления такого запроса.

52. При расходовании финансовых средств, предоставленных субъекту инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, не на определенные в договоре о предоставлении субсидии цели или при прекращении указанного договора по основаниям, не связанным с его исполнением, израсходованные средства признаются использованными с нарушением бюджетного законодательства и подлежат возврату (взысканию) в бюджет в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

 

 

Приложение

к Положению о порядке
и условиях (критериях) предоставления
государственной финансовой поддержки
субъектам малого и среднего
предпринимательства, субъектам
инфраструктуры поддержки малого
и среднего предпринимательства

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
объема валовой выручки для целей оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Категория субъекта малого и среднего предпринимательства

Предельное значение объема валовой выручки за календарный год, базовых величин

Малые организации

500 000

Средние организации

2 000 000

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.